Устройство, назначение и принцип действия швейной машины


Чапаевская общая средняя общеобразовательная школа
Открытый урок
по предмету Технология
в 6 «б» классе на тему:
«Устройство, назначение и принцип действия швейной машины»

Подготовила и провела: Степанова Г.Ю
2015 год
Предмет: Технология /девочки/
Класс: 6
Тема урока: Устройство, назначение и принцип действия швейной машины.
Цель:Готoвитьучaщихся к самoстоятельнойтрудoвой деятельности, дать
общие сведения о швейной мaшине.
Задачи:
* Ознакомить учащихся с иcториeй создания швeйнoй машины.
*Cформировать знания о бытовых машинах и pазличных приводах и составных частях швейной машины.
*Научить приемам зaправки верхней нитки в мaшину.
*Рaзвиватьвнимaтeльность и сoблюдeние Т.Б. при выполнении практических работ.
*Вoспитывать внимательность и аккуратнoсть в работе.
Материально техническое оснащение: Схемы швейных мaшин и отдельных деталей к ним, технологическая карта. Причины плохой строчки и способы её устранения, интерактивная доска.
Швейные машины: Электрический и ручной приводы.
Форма урока:Урок – презентация.
Тип урока: Комбинированный.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие
Организация рабочего места.
Контроль посещаемости.
2. Проверка д/з:
Девочки, прежде чем приступить к новой теме, давайте, повторим, что
изучали на прошлом уроке.
/на доске висит ромашка, под каждым лепестком задание. Девочки по очередиберут лепесток и выполняют задание/
1. Назовите натуральные волокна растительного и животного происхождения? /шерсть, шелк, лен, хлопок/
2. Перечислите основные свойства, которыми обладает ткань?
/физико – механически –прочность, сминаемость, драпируемость, износостойкость;
гигиенические – теплозащитность, пылеемкость, гигроскопичность;
технологические – скольжение, усадка, осыпаемость./
3. По каким признакам можно определить лицевую и изнаночную сторону? /по краям ткани у кромки имеются проколы,в местах проколов ткань выпуклая – это изнаночная сторона, в гладких тканях более пушистая изнаночная сторона, по рисунку./
4.Перечислите виды ткацких переплетений? /полотняное, саржевое/
5. Повторяющийся рисунок переплетения ткани называется…/раппорт/
-А теперь мы можем перейти к следующему пункту нашего урока.
Тема нашего урока –
Устройство, назначение и принцип действия швейной машины.
(стр 74-78)
а) История создания швейной машины
Швейная машина — это техническое устройство для выполнения процессов соединения, скрепления или отделки деталей швейных изделий. Среди огромного многообразия машин и механизмов, изобретённых человеком, почётное место принадлежит швейной машине. Первый проект машины для пошива одежды предложил в конце XV века Леонардо да Винчи. /слайд1/

б) Виды швейных машин
Создатели швейных машин с каждой моделью усложняли и совершенствовали её конструкцию. Машина становилась более быстроходной и специализированной. Сначала все швейные машины выпускали с ручным приводом, а затем появились машины с ножным и электрическим приводами. Привод – это устройство, с помощью которого машина приводится в движение.(рис. 1)
Рис. 1.
а/ — с ручным приводом; б/ — с ножным приводом; в/— с электрическим приводом
В настоящее время современная промышленность выпускает швейные машины с практически бесшумным электродвигателем.
Последние годы мировые производители выпускают бытовые швейные машины, которые по своим характеристикам всё больше приближаются к промышленным образцам. Они разнообразны по своей конструкции и внешнему виду.
в) Современные швейные машины

Электронная машина/рис.1/
С компьютерным управлением /рис.2/

Оверлок/рис.3/

Коверлок /рис.4/

Вышивальная машина /рис.5/
27432003238500
Петельная машина /рис.6 а,б/
г) Устройство швейной машины
По техническим возможностям машины являются универсальными. Современные швейные машины — это швейные компьютеры с электронной памятью и жидкокристаллическим дисплеем. В них автоматизировано практически всё — от заправки нитки до её обрезки по окончании шитья.
Все современные бытовые швейные машины оснащены электрическим приводом, который состоит из двух основных частей — педали и электродвигателя. Электродвигатель прикреплён к швейной машине. Педаль устанавливают на пол в удобном месте. Пуск электродвигателя производят нажимом ноги на крышку педали. Скорость выполнения машинной строчки зависит от силы нажатия на педаль: чем сильнее давление на педаль, тем больше скорость. Как только начинают отпускать педаль, она возвращается в исходное положение, скорость уменьшается до полной остановки машины.
Как вы заметили, виды бытовых швейных машин разнообразны. Однако устройство, наладка и правила их эксплуатации имеют много общего. В качестве примера предложены: швейная машина с электрическим приводом (рис. 7, А) и швейная машина с ножным приводом (рис. 8, Б).

Рис. 9. Устройство бытовой швейной машины:А. а — платформа: 1 — задвижная пластина, 2 — челночное устройство, 3 — прижимная лапка, 4 — двигатель ткани; б — рукав: 5 — маховое колесо, 6 — рычаг обратной подачи, 7 — регулятор длины стежка;Б. а — платформа: 1 — прижимная лапка, 2 — задвижная пластина, 3 — двигатель ткани; б — рукав: 4 — рычаг подъёма лапки, 5 — маховое колесо, 6 — регулятор длины стежка
Так же важной частью швейной машины являются: швейный челнок и игла.
Швейный челнок для любой швейной машины - это главное ее устройство. /рис. 10/ А тип швейного челнока - это самая важная характеристика бытовой швейной машинки. Всего три типа устройства челночного механизма используется для образования челночного стежка: горизонтальный челнок; вертикальный челнок и качающийся тип швейного челнока.381020891500
Поверхность швейного челнока должна быть в идеальном состоянии. Не иметь шероховатостей и зазубрин, ржавчины, грязи, следов масла. Обрезавшаяся (выше ушка иглы) петля верхней нитки захватывается носиком челнока и протягивается далее для образования стежка. Петля расширяется стенками челнока, обходит вокруг челнока и сходит с его стенок, формируя стежок челночного переплетения. Любая зазубрина или пятно ржавчины могут повлиять на скольжение нитки, что приводит к "излишкам" вытянутой верхней нитки и образованию слабой затяжки стежка. В результате, появляется "петляние" нитки с нижней стороны строчки, а в некоторых случаях происходит и обрыв верхней нитки.
Тип челнока бывает вертикальным, горизонтальным и качающимся
Самый распространенным типом швейного челнока является качающийся челнок. Такой тип челнока установлен в швейной машинке Чайка. Современный тип челнока - горизонтальный швейный челнок. Его легко отличить от других тем, что шпулька вставляется сверху и лежит в челноке под прозрачной крышкой, как на ладошке.Вертикальный тип челнока используется у промышленных машин и нередко у дорогих моделей бытовых швейных машин.
Горизонтальный швейный челнок
Горизонтальный швейный челнок - это самый распространенный и удобный тип челнока, используемый для современных бытовых швейных машин. Его можно видеть через прозрачное окошко игольной пластины. Шпулька вставляется сверху и лежит в нем как на ладони. Всегда можно увидеть, сколько нитки еще осталось и вовремя заменить шпульку. Менять шпульку с ниткой очень удобно и несложно. А главное его отличие в том, что не требуется шпульного колпачка, как у других типов челночного хода.


Швейная игла /рис.11/
Регуляторы швейной машины.
а) Перед началом работы на любой швейной машине необходимо проверить качество строчки. /рис.12/

В работе швейной машины могут возникнуть дефекты строчки: слабая или тугая строчки, нитка петляет сверху, снизу/рис.12,13/.
38106286500
Чтобы строчка была качественной, необходима регулировка натяжения верхней и нижней нитей. Регулировка выполняется с помощью устройств регуляторов натяжения нитей.
б) Регулятор натяжения верхней /игольной/нити /рис.14/ расположен на рукаве швейной машины. С его помощью можно регулировать натяжение верхней нити. При заправке верхняя нить проходит через шайбы натяжения. Натяжение можно ослабить или усилить при помощи гайки /рис 14 -1/, изменяя давление пружины /рис14 - 2/, на шайбы натяжения /рис.14-3/ Натяжение верхней нити усиливается при повороте гайки по часовой стрелке, ослабляется при повороте гайки против часовой стрелки.
в) Регулятор натяжения нижней (челночной) нити /рис.15/ находится на шпульном колпачке. Состоит из пружины натяжения /рис.15-1/ и винта /рис.15-3/, которые расположены на корпусе шпульного колпачка /рис.15-4/, с помощью которого ослабляют или усиливают натяжение нижней нити. Нижнюю нить при заправке проводят под пластинчатую пружину натяжения шпульного колпачка.
Напряжение регулируется винтом /рис16 /, который прижимает пружину к корпусу колпачка.
г) Регулятор длины стежка. Перед началом работы на швейной машине необходимо установить длину стежка, которая зависит от толщины стачиваемых тканей и назначения строчки. Устанавливают длину стежка регулятором длины стежка, который находится на стойке рукава швейной машины. Длина стежка от 0 до 4 мм/6 мм/
5. Правила техники безопасности при работе на швейной машине.
-18732536639500Перед работой на швейной машине следует изучить её устройство, а также соблюдать правила техники безопасности при работе на швейной машинке.
а) Санитарно-гигиенические требования:
Поставить стул необходимо напротив иглы машины.
Сидеть за машиной следует прямо, на всей плоскости стула, слегка наклонив корпус и голову вперёд.
Располагать кисти рук на платформе машины, локти — на одном уровне со столом.
Соблюдать постановку рук: правая рука впереди левой, под рукавом машины, левая — направляет ткань

б) Правила безопасной работы:
Убрать с платформы швейной машины все посторонние предметы.
Убедиться перед работой в отсутствии иголок и булавок в изделии.
Не держать ноги на педали при заправке машины.
Следить за положением рук, не подводить их близко к движущейся игле.
Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины.
Не передавать инструменты, изделие или детали при включённой машине.
Основные термины и понятия:
Самостоятельная работа запись в тетрадях:
Что такое:
регулятор длины стежка-
регулятор натяжения нижней нити –
регулятор натяжения верхней нити –
челнок –
шпулька -
7. Практическая работа
Заправка швейной машины с ручным и электрическим приводом. Делаем сравнения, на какой машинке лучше и почему.
Сделать несколько машинных швов и сравнить их.
8. Подведение итогов. * Выставление оценок.
*Уборка рабочего места.

Разгадав ребус, вы прочитаете деталь устройства швейной машины. /моталка/Помогите котёнку собрать кубики в слова, состоящие из названий деталей швейной машины. А ну-ка, кто больше? /рукав, лапка, пластина/Что вы можете сказать об уроке:
1. Я научилась …….
2. Я узнала………
3. Мне понравилось ………….
Всех благодарю за работу.
6. Домашнее задание.  /стр 74-78 читать /
Чапаевская общая средняя общеобразовательная школа
Открытый урок
по предмету Технология
в 6 «б» классе на тему:
«Устройство, назначение и принцип действия швейной машины»

Подготовила и провела: Степанова Г.Ю
2015 год