Внеклассное мероприятие по химии Вода нужна! Вода важна!, для учащихся 1-5 классов.


МБОУ «ООШ № 6 села Каменка Красноармейского муниципального района Саратовской области»
Внеклассное мероприятие по химии
«Вода нужна! Вода важна!»,
для обучающихся 1 – 5 класса
Провела:
учитель химии Ю.А.Баширова
2015 год Цель: познакомить обучающихся 1 – 5 классов с наукой химией, сформировать у них интерес к этому предмету, чтобы они изучали его с увлечением и желанием.
Задачи:
Общеобразовательные:
дать представление учащимся о химии как науке, показать связь химии с другими науками;
сформировать знание о главном правиле химии: «Безопасность – превыше всего!»
Воспитательные:
экологическое воспитание – расширить знания о веществе – вода, о значении воды для жизни на Земле, необходимости ее сбережения.
Развивающие:
формировать любознательность и интерес учащихся к химии;
развивать наблюдательность, умение слушать, отвечать на вопросы.
Проводят конкурсную программу обучающиеся 8 класса.
Ход конкурсной программы.
Ведущий 1: Здравствуйте, юные зрители! Сегодня мы чуть-чуть приоткроем вам дверь в важнейшую науку химию.
Химия – всех царица наук,
Химия всех важней,
Синтез различных компонентов –
Это подвластно ей.
Может помочь в беде больному
И чудо сотворить,
Может согреть зимой холодной –
Нам без нее не жить.
Много-много веществ изучает химия, есть вещество без которого нам не жить – это вода, или как говорят химики – аш- два- о. Сегодня мы хотим вместе с вами поговорить о воде.
Ведущий 2: «….Вода, у тебя ни цвета, ни вкуса, ни запаха, тебя не возможно описать, тобою наслаждаются, не ведая, что это такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: - ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснишь нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие родники нашего сердца» Экзюпери.
Ведущий 1: Вода! Тебе мы посвящаем
Стихи и песни, и дела!
Тебя сегодня прославляем,
Чтоб ты у нас всегда была.
Чтоб реки были полноводны,
И мирно бы текли всегда,
Была б прозрачна в них вода.
Чтобы дождем нас поливала
Ты с чистых голубых небес,
И злился бы на нас поменьше
Могучий и всесильный Зевс!
Тебе, Вода, поем мы славу,
Живи на счастье и забаву!
И радуй нас собой всегда!
Ее высочество – Вода!
Ведущий 2: Ребята, мы для вас приготовили конкурсы, посвященные воде, поэтому приглашаем вас активно участвовать в конкурсах, за правильные ответы вы будете получать жетоны, самый активный участник, набравший наибольшее число жетонов станет победителем, а также будет выбран самый активный класс по наибольшему числу жетонов, которые наберут все участники этого класса.
Ведущий 1: Ребята, о воде можно сказать фразу «Вода мой друг, и мой враг». Подумайте, что значит эта фраза.
Ведущий 2: А сейчас знакомьтесь с теми, кто знает о воде всю правду – это наши Ашдваошки. Они проведут для вас конкурс, который мы так и назвали «Вода мой друг, и мой враг».
Ашдваошки 1: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы поделимся с вами знаниями о воде. Начнем с конкурса «Вода мой друг, и мой враг». Вам нужно показать огромную роль воды для жизни на Земле, приведите примеры, показывающие, что вода приносит пользу и вред человеку. За каждый правильный ответ получаете жетон.
Итак, в каком случае мы можем сказать, что вода наш друг?
Ответы учеников, после которых аш два ошки делают вывод.
Аш два ошки 2: Вода находится на поверхности всего земного шара – океаны, моря, реки, озера, пруды. Воздух содержит воду. Вода находится под землей, вода обнаружена в космосе, тело человека наполнено водой. Без воды жизнь невозможна. Если без пищи человек может жить больше месяца, то без воды он не обойдется больше трех дней. Даже такое нетребовательное животное, как верблюд, «корабль пустыни», не может прожить без воды больше восьми дней.
Аш два ошки 1: Вода – является одним из важнейших условий плодородия, она необходима растениям, при недостатке воды снижается урожай.
Воды морей и океанов, рек и озер таят в себе сокровища, там есть такие ценные вещества, как серебро, медь, железо, марганец, уран и др. Золота в Мировом океане столько, что на одного жителя планеты его приходится по несколько килограммов.
Аш два ошки 2: Вода нужна для соблюдения правил личной гигиены, ее используют для приготовления лекарств. А минеральную воду применяют для лечения самых различных заболеваний. Целебное действие минеральных вод было известно человеку еще в глубокой древности. По преданию, герой греческих мифов Геракл, готовясь вступить в бой, набирался сил, купаясь в «богатырском» источнике на Кавказе.
Аш два ошки 1: Минеральные воды и сейчас остались хорошим лечебным средством, проверенным временем. Целебное действие их зависит от содержания углекислого газа, сероводорода, соединений железа, радиоактивных веществ. С этими свойствами воды связано о существовании в природе «священных» источников. Случаи выздоровления людей при использовании минеральных вод внутрь или в качестве ванн воспринимаются как чудо. С глубокой древности известно о «серебряной воде», серебро сохраняет питьевую воду, обеззараживает воду.
Аш два ошки 2: В каком случае мы можем сказать, что вода нам враг?
Ответы учеников, после которых аш два ошки делают вывод.
Аш два ошки 2: Природная вода может приносить бедствия. Это – сильные дожди, ливни, разливы рек, морей, океанов, наводнения. Стихийные бедствия всегда вызывали ужас, страх особенно в те времена, когда люди не понимали настоящей причины этих явлений. Еще с древних времен природная вода обожествлялась, многие реки считали священными. С обожествлением воды связаны такие религиозные обряды, как крещение, омовение.
Ведущий 2: Ребята, испокон веков о воде написано много пословиц и поговорок, которые славят воду. Сейчас те из вас, кто знает пословицы и поговорки о воде могут участвовать в конкурсе «Знаток пословиц», а проведут конкурс аш два ошки.
Аш два ошки: Ребята, вам нужно назвать пословицы и поговорки о воде, за каждый правильный ответ вы получаете жетон.
Ответы учеников, после которых аш два ошки делают вывод.
Где была вода, там и опять будет
Что за беда, коли пьется вода
Вода близка, да гора склизка.
Вода путь найдет.
Всяк несет уста, где вода чиста.
Покуда есть хлеб да вода, все не беда.
Пей воду, вода не смутит ума.
Вода и землю точит и камень долбит.
Хлеб вскормит, вода вспоит.
Горячая вода не мутит ума.
Чистая вода для хвори беда.
Глубокая вода не мутится.
Воду варить - вода и будет.
Вода все кроет, а берег роет.
Вода вымоет, а хлеб выкормит.
Где много воды, там и черпают.
Мельница сильна водою.
Не шути водой, придется черпать.
От огня вода ключом кипит, а водою и огонь заливают.
Что в воду упало, то пропало.
Разлитую воду подбирать с земли не всякому легко.
Лес да вода поле красят.
Меряешь воду, не спрашивай броду.
В худой посуде воды не наносишься.
Вода и мельницу ломает.
Ведущий 1: Ребята, а вы хотели бы стать настоящими химиками прямо сейчас? Все химики разговаривают на своем особом химическом языке, чтобы стать химиком надо знать этот язык. Наши аш два ошки познакомят вас с химическим языком, проведут для вас конкурс «Переводчик».
Аш два ошки: Ребята, мы будем читать вам фразы на химическом языке, вам нужно перевести их на общепринятый язык. За каждый правильный ответ получаете жетон.
Не все то аурум, что блестит.
Недонатрий хлористый на столе, перенатрий хлористый на голове.
Слово – аргентум, а молчание – аурум.
За купрумный грош удавился.
Много аш- два -о утекло с тех пор.
Ведущий 2: Ребята, а теперь проявите смекалку и сообразительность и отгадайте загадки о воде. За каждый правильный ответ получаете жетон.
Что в гору не вскатишь? (вода)
Летом бежит, а зимой стоит. (река)
День и ночь кричит, а голос не устает. (водопад)
Кругом вода, а с питьем – беда. (море, океан)
Течет – течет, не вытечет, бежит – бежит, не выбежит. (река)
Ни море, ни земля, корабли не плавают, а ходить нельзя. (болото)
Что растет вверх ногами? (сосулька)
Бежит бычок, золотой рожок. (ручей)
Ведущий 1: Ребята, сейчас пока жюри подсчитывает набранные вами жетоны, мы приглашаем вас в химическую лабораторию. Внимательно смотрите, как наши химики творят чудеса.
Лаборант 1: Здравствуйте, ребята! Мы не волшебники, но умеем превращать, потому что мы учим химию.
Лаборант 2: Кто любит химию учить,
Тот поступает мудро,
Любое чудо сотворить
Совсем тогда не трудно.
Лаборант 1: Вот для вас развлеченье:
Кто даст руку на отсеченье?
Жалко руку на отсеченье?
Тогда нужен больной для леченья.
(Приглашает зрителя)
Оперирую без боли,
Правда, будет много крови.
При каждой операции
Нужна стерилизация
Помогите, ассистент
Дайте «иод»
Лаборант 2: Один момент!
Лаборант 1: «Иодом» смочим мы обильно,
Чтобы было все стерильно.
Не вертитесь, пациент!
Нож подайте, ассистент!
(Делает «надрез» ножом, течет «кровь»)
Посмотрите, прямо струйкой
«Кровь» течет, а не вода
А сейчас я вытру руку –
От разреза ни следа!
Лаборант 2: Внимание, зрители, у меня в руках волшебный кувшин. Сейчас с его помощью я получу для вас молоко, фанту, газировку и малиновый сок.
Наливает из кувшина жидкость в стаканчики.
Лаборант 2: Из волшебного кувшина
Наливается вода.
Посмотрите, как в сосудах
Происходят чудеса.
Лаборант 3: Ребята, а я сейчас покажу вам волшебный платок, он в огне не горит. Не верите? Смотрите. Поджигаю платок, он горит ярким пламенем. Но внимание! Платок совершенно цел, он не сгорает!
Лаборант 4: Ребята, а я умею писать без чернил. Ты вода, и ты, листок, всю правду расскажите.
Лаборант 1: И вас, друзья, через несколько лет мы ждем в нашей химической лаборатории. Надеемся, что вам будет интересно изучать химию.
Ведущий 1: Ну а теперь, время подвести и тоги и наградить победителей. Слово предоставляется жюри.
Выступление жюри. Награждение победителей.
Приложение.
Опыт 1. Для проведения опыта используют 100 мл хлорида железа (III) с массовой долей 3% и 100 мл роданида калия с массовой долей 3%. Для опыта используют игрушечный нож. Ваткой промывают ладонь раствором хлорида железа (III) – «иод», а бесцветным раствором роданида калия смачивают нож. Далее ножом проводят по ладони: на бумагу течет «кровь», ее смывают ватой смоченной раствором фторида натрия. Показывают, что раны нет и ладонь совершенно чистая.
Опыт 2. В первый стаканчик поместить хлорид бария, во второй – гидрокарбонат натрия, в третий – карбонат и гидроксид натрия, в четвертый – гидрокарбонат и дихромат натрия. Во все стаканчики прилить жидкость из кувшина, где предварительно налит раствор серной кислоты и фенолфталеин.
Опыт 3. Смочить водой носовой платок, отжать и пропитать спиртом или ацетоном. Взяв железными щипцами платок поджечь его от пламени.
Опыт 4. На листе фильтровальной бумаги делаем надпись «Вода – Мой друг» раствором фенолфталеина, листок высушиваем. Ватный тампон опустить в чашку с раствором гидроксида натрия и промакивающими движениями провести по поверхности листка.