Занимательные упражнения и игры к разделу Фонетика.Орфоэпия.Орфография


Занимательные упражнения и игры к разделу «Фонетика. Орфоэпия. Орфография»
Существует распространенное мнение, что фонетика – один из самых скучных разделов школьного курса русского языка. Но это далеко не так. Именно фонетика предоставляет богатейшие возможности для организации всяческих языковых игр, составления занимательных задач и упражнений.
Предложенные здесь материалы позволят разнообразить и оживить уроки фонетики как в начальной, так и в средней школе.
 
Тема «Гласные и согласные звуки»
Кто главнее?
Как вы думаете, какие звуки (буквы) важнее – гласные или согласные?
Проведем эксперимент. Возьмем любые четыре слова. Уберем из них все согласные буквы. Что у нас получится?- - и - а
- а - а - - а - - - о - а
- - - а - и - а
Можно ли догадаться, какие это слова? Конечно, нет.
А теперь возьмем те же самые слова, но оставим в них только согласные:
к н - г -
к - р - нд - шшк - л -
стр - н - ц -
А теперь догадались? Наверняка. Так кто же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните, почему вы так считаете?
(Ответ. Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове.) 
Отгадай мультфильмы
Отгадайте названия мультфильмов, в которых оставлены только согласные буквы
Р - с - л - чк -
Кр - с - в - ц - - ч - д - в - щ -
Ч - п - Д - йл сп - ш - т н - п - м - щьК - н - к - л - в Пр - ст - кв - ш - н -
Н -, п - г - д - !
Смогли бы вы прочитать эти названия, если бы они состояли из одних гласных?
 
Сказка «Кому живется лучше?»
Как-то встретились в фонетическом царстве-государстве два звука и разговорились.
– Здравствуй, друг! Давай знакомиться! Я согласный звук. А ты кто?
– А я гласный. Как ты поживаешь?
Согласный отвечает:
– Плохо! Мне все мешают. На своем жизненном пути я встречаю одни преграды. Чтобы вырваться на волю, мне приходится преодолевать баррикады, которые устраивают мне зубы, губы и язык. Не жизнь, а сплошная борьба! Что уж тут хорошего? А как живешь ты?
Гласный восклицает:
– Прекрасно! На своем пути я не встречаю никаких преград. Я выхожу в мир свободно, открыто, вольно! Меня выносит, как на воздушной волне!
Мой голос слышен далеко-далеко. Я могу кричать «А-а-а!». С моей помощью люди аукаются в лесу, когда заблудятся. А ты? Тоже голосистый, наверное?
Согласный с унынием в голосе отвечает:
– Если бы! Голос у меня тихий, слабый, слышен плохо. Кричать я вообще не умею. А иногда голос вообще пропадает, из горла вырывается только свист, шипение и шум. Самое больное место у меня – это то, что я не могу петь. Я не музыкален. А ты?
Гласный восторженно:
– Я очень люблю петь! Я певучий, музыкальный! Некоторые песни, например, колыбельные, люди выводят иногда только на одном гласном. Вот так:

– Я и песня нерасторжимы.
Согласный:
– Какой ты счастливый и какой я несчастный! Я ничего не умею! Мне кажется, я никому не нужен!
Подумайте и скажите, прав ли Согласный? Как бы вы его утешили?
 
Фонетический творческий диктант
Закончите начатые предложения, вставив нужные по смыслу слова.
1. В образовании согласных участвует шум, а в образовании гласных ... .
2. Согласные слышны на расстоянии плохо. Их трудно прокричать. А гласные слышны ... .
3. Когда произносят согласные, то во рту непременно есть преграда для воздушной струи. А когда произносят гласные, ... .
 
Игра «Теремок»
Ведущий говорит: «Стоит в поле теремок, он не низок, не высок, он не узок, не широк. А жить в нем могут только согласные звуки. Но чтобы их пустили в теремок, они должны правильно рассказать о себе, назвать все признаки, характерные для них: сонорный или шумный, звонкий или глухой, твердый или мягкий».
Согласные стучатся в теремок и просят разрешения войти. Их пускают только тогда, когда по всем названным признакам узнают, что это за звуки.
 
Тема «Звонкие и глухие согласные»
Проведем опыт
Известны следующие приемы различения глухих и звонких согласных:
1) положите ладонь на горло, и вы почувствуете, что при произнесении звонких звуков оно дрожит;
2) зажмите уши руками – при произнесении звонких согласных в голове будет гудеть.
Испытайте эти приемы на себе, например, при произнесении звуков [с] и [з]. Получилось?
Объясните суть этих приемов.
(Ответ. Первый прием основан на том, что в образовании звонких согласных обязательно участвует голос. А голос (музыкальный звук) появляется в результате дрожания голосовых связок, находящихся в горле. Дрожат связки – дрожит и горло.
Второй прием основан также на том, что при образовании звонких согласных участвует голос, который и резонирует в костях черепа. Вот почему и гудит в голове.) 
Чья команда победит?
Учитель делит детей на две команды. Каждой команде на доске предлагается по 6 слов. Задача детей – подобрать и записать к ним парные слова, отличающиеся только глухостью/звонкостью одного или двух согласных. Кто быстрее сделает, тот и победит.
I
голос –
коза –
злой –
жаль –
жить –
сиять – II
кора –
кол –
твоих –
шалость –
пить –
пас –
 
Игра «Эхо»
Встаньте в два ряда лицом друг к другу. Представитель одного ряда громко произносит слово с одним или несколькими звонкими согласными. Стоящие напротив должны повторить то же слово, только заменяя звонкие согласные парными глухими. Например, зуб – суп.
(Слова для справок: год – кот, долг – толк, удочка – уточка, коза – коса, бухнуть – пухнуть.) 
Пароль
Вы, наверное, знаете, что разведчики, приходя на условленную встречу со своим агентом, говорят пароль. Партнер должен ответить нужным словом. Поиграем в разведчиков. Нам нужны два человека. Один должен произнести пароль – слово, начинающееся со звонкой согласной, другой должен быстро ответить – назвать слово, отличающееся от предыдущего только тем, что в нем вместо звонкого согласного стоит парный глухой. Если партнер не называет ответного слова, данная пара выбывает из игры.
(Слова для подсказки: жалость, башня, Дон, бочка, день, гость, бас, гора, дело, жили, жирок, жарь, бить.) 
Странное письмо
Когда-то в детстве мы с товарищем увлекались игрой в секретных агентов, писали друг другу зашифрованные донесения. Прошло много лет. Мы выросли. И вот однажды в почтовом ящике я обнаружил письмо с очень странным содержанием. Я долгое время думал, что оно означает. Спустя некоторое время я расшифровал его, вспомнив нашу детскую игру с заменой звонких согласных парными глухими и наоборот. Попробуйте и вы прочитать письмо. Для этого вам надо вспомнить парные звонкие и глухие согласные.
Приглашаю тебя на свадьбу дочери.
Том № жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.
Бока.
Сахар
 
Звуки и смысл
Вы, наверное, знаете, что в стихах важен не только смысл, но и то, как они звучат. Прочитайте два отрывка из стихотворений Е.Благининой и В.Орлова.
Посчитайте, сколько звонких и глухих согласных звуков в первом отрывке. А во втором? Как вы думаете, почему такая большая разница? Как связано содержание этих стихотворений с количеством звонких и глухих согласных:
1. Дождик, дождик, не дожди,Не дожди ты, подожди!Выйди, выйди, солнышко,Золотое донышко!
Е.Благинина
2. Тише, тише,Тише, тише!И тиха,и не слышнана деревьяи на крышиопустилась тишина.
В.Орлов
Ответ. В первом отрывке 40 согласных звуков, из них 30 звонких и 10 глухих. А во втором отрывке на 32 согласных звука приходится 20 глухих и 12 звонких. Такая разница в звучании стихотворений связана с их содержанием. Первое стихотворение представляет собой звонкую закличку, громкое и радостное обращение ребенка к силам природы. А чтобы звонко и громко крикнуть дождю и солнцу, нужны звонкие звуки.
Во втором стихотворении автор описывает нам тихую и неслышную тишину. И здесь употребление глухих согласных как никогда уместно.
 
Ж или ШОбразуйте слова, вставив пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

З или СВставьте пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

Кто больше?
Подберите как можно больше проверочных слов к данным. Чья команда подберет больше, тот и победитель.
Гриб, зуб, бровь, клюв, пирог, сапог, утюг и т.д.
 
ТЕМА «Оглушение и озвончение согласных: проблемы правописания»
Альпинисты
Представьте себе ситуацию: вы альпинисты. Вам нужно подняться на вершину горы и водрузить там флаг своей страны. Для этого надо вставить в предложенные существительные правильную букву. Какая команда (а их две) сделает это быстрее, та и победила.

Старуха Шапокляк
Чебурашке в школе дали задание списать текст. Когда он на минуту отлучился, вошла старуха Шапокляк и брызнула на страницу чернилами.
Помоги Чебурашке определить, какую букву надо вставить!
1. Как у старой ба_ киЖили-были ла_ ки.
Встанет ба_ ка утром рано,
Выйдет в погре_ за сметаной –
Ла_ ки всле_ за ней идут,
Всюду ба_ ку стерегут.
 
2. У Аленки в гостях
Петушок в сапо_ ках,
Курочка в сере_ ках,
А корова в ю_ ке,
В теплом полушу_ ке.
 
Помоги Незнайке
Незнайка в школе сдавал зачет. Учитель выдал ему картинки с нарисованными предметами, Незнайка должен был назвать эти предметы и записать данные названия в правильном виде. Но он этого сделать не смог. Помогите ему, ребята! Подпишите картинки!

 
Емеля-дурачок держит экзамен
Емеля-дурачок решил жениться на принцессе. Но царь велел ему сначала пройти испытания. Он хотел проверить его смекалку и грамотность. Ведь не может же царская дочь выйти замуж за невежду! Вот какое задание дал царь Емеле: тот должен был отгадать предложенные ему загадки, а отгадки записать с соблюдением всех правил орфографии.
1. Без досок, без топоровЧерез речку мост готов.Мост – как синее стекло:Скользко, весело, светло.
(Лё_)
2. Рассыпался горохНа семьдесят семь дорог;Никто его не подберет:Ни царь, ни царица,Ни красная девица.
(Гра_)
3. В новой стене,В круглом окнеДнем стекло разбито,За ночь вставлено.
(Прору_ь)
4. В иголках бугорокМышку уволок.
(Ё_)
 
5. Посмотрю я в окошко:Идет длинный Антошка.
(До_ _ь)
6. Мальчик с пальчик,Бел балахон,Шапка красненькая.
(Гри_)
 
Буратино пишет диктант
Мальвина занималась с Буратино русским языком, в частности правописанием звонких и глухих согласных. Она читала ему стихотворные строчки, а последнее слово не называла. Буратино должен был по рифме догадаться, какое слово пропущено, и записать его в правильном виде.
Для начинки на пирогПриготовили ... (творо_)
Тигр по улицам идет,Разбегается ... (наро_)
Кот под лавку уволокВкусный праздничный ... (пиро_)
Как на улицу пойдешь?На дворе закапал ... (до_ _ь)
Михаил залез на дуб,Чтобы врач не вырвал ... (зу_)
 
Олимпийские игры
Представьте, что вы – участники зимних Олимпийских игр. Вы вышли на старт соревнований по гигантскому слалому. Впереди вас ожидает много препятствий, коварных поворотов. Кто быстрее и правильнее преодолеет спуск, тот и победитель!

 
Вставь буквы
Какая неприятность! Наборщик в типографии забыл вставить в текст отдельные буквы. Помоги ему их найти. Чтобы вы узнали слово, вместо пропущенных букв мы вставили звуки.
1. Как ни старался, я не мо[к]Доесть с капустою пиро[к].
2. На кусок моей колба[с]киМурка хитро щурит гла[с]ки.
3. Оглянулся, – чудный ви[т]:Старый ключ прошиб грани[т].
А.Фет
4. Повар готовил обе[т],А тут отключили све[т].Повар леща беретИ опускает в компо[т]...
О.Григорьев
5. На помощь! В большой водопа[т]Упал молодой леопар[т].
И.ТокмаковаДРУЗЬЯ НАВЕК
Сказочки
Т.А.РОЧКО
Мягкий знак прожил богатую событиями жизнь: одно время работал гласным (до XIV в.), потом безгласным и разделительным. Он был уверен в том, что впереди у него долгая жизнь, и кто знает, на какую еще службу призовет его Орфография. Поэтому он с удовольствием поддерживал свою материальную форму.В один из таких сладостных моментов, когда он с увлечением занимался гимнастикой, в дверь постучали. Пружинящей походкой Мягкий знак подошел к двери. Представшая перед ним картина не способствовала приливу жизненной энергии: подпираясь толстой инвалидной палкой, в дверях стоял заросший недельной щетиной, с воспаленными, слезящимися глазами Твердый знак.Опустим приветствия, расспросы, утешения.Беда свалилась на Твердый знак из ученических тетрадей – дети то и дело путают его с Мягким знаком. Казалось бы, эка невидаль: кого только с кем ученики не путают! И о с а, и и с у, и т с п! Что же, всем ходить теперь заросшими?!Но с Твердым знаком все было сложнее. После 1917 года, когда его уволили и лишили места после твердых согласных, оставив лишь скромную должность разделительного знака на пару с Мягким знаком, ему теперь все время мерещится, что его и с этой должности попросят. Перед его глазами стоит судьба h (ять) и иже с ним...Кстати, среди утешений, произнесенных Мягким знаком, было напоминание о том, что Твердый знак теперь активно употребляют в ретро-названиях, например, газеты «Коммерсантъ».Твердый знак был безутешен: – Но ведь я не обозначаю твердости! Передо мной согласные произносят, как Бог на душу положит: [сйэ]зд и [с’йэ]м, по[дйо]м и о[б’йо]м – ну никакого единообразия! Вот скоро заменяет меня на тебя – и кончено мое существование.Энергичный Мягкий знак решил не сдаваться – друзей в беде не бросают! Да и скучно будет в алфавите одному такому вот просто безгласному знаку.– Значит, надо этим ученикам еще раз все про себя объяснить. Давай найдем, что между нами общего, а в чем наше различие, и все детали продемонстрируем, – деловито предложил Мягкий знак.– Итак, – задумался Мягкий знак о сходстве*, – работа разделительного знака заключается в том, чтобы показать, что после согласного звука надо произносить звук [й], который спрятан в буквах я, е, ё, ю. Можно сравнить и убедиться в сказанном: Коля – колья, лед – льет, полет – польет, сесть – съесть, солю – солью.Буквы я, е, ё, ю выполняют двойную работу и поэтому нуждаются в дополнительных сигналах – к какой именно работе им надо приступить.
I. Двойная работа
1-я работа
Показать мягкость предшествующего согласного и обозначить гласный звук.Например: мял [м’ал]
2-я работа
Обозначить два звука: [й] и соответствующий гласный (я --> (й + а), е--> (й + э), ё--> (й + о), ю--> (й + у)
II. Сигналы
К 1-й работе
согл. + я, е, ё, ю, (и)пять [п’а]ть,петь [п’е]ть, пёс [п’ос],Люся [л’ус’а], киска [к’ис]каКо 2-й работе
1) начало слов ель, ёж, яма, юг2) после гласного пояс, поел, поет, поют3) после разделительного знака
III.
Один из разделительных знаков выбирается так:
Для обозначения границы приставки и корня Ъ
В середине корня и рядом с окончанием Ь
– Вот теперь остановимся и поговорим обстоятельнее. – Мягкий знак прошелся по комнате, сосредоточиваясь. – Итак, сигнал: мы слышим в слове сочетание звуков [й] и гласного, и оно не в начале слова и не после гласного.– Самое сложное – понять: внутри ли корня звукосочетание, которое слышится, или на границе приставки и корня, – включился в беседу Твердый знак и страстно добавил: – Вот в чем дело-то! Малыши и слов-то еще мало знают, где им приставки с корнями разграничивать!– Какой ты сердобольный! Жалеешь их, да? Вот ты их будешь жалеть, учитель будет жалеть, мама с папой будут жалеть, и он сам так себя зажалеет, что никогда ни одного нового хорошего слова не выучит! Пусть учат! – постановил Мягкий знак. – И прежде выучат приставки, потом особо корни, которые с [й] начинаются; соединяют их и пишут всякие разности. Ну и слова с нами запоминают, учатся корень в слове находить. А мы поможем, давай?– Давай, – ободрился Твердый знак. – А потом я побреюсь. – Забыв о толстой палке, Твердый знак, с веселой улыбкой и блестящими глазами, твердой походкой направился к письменному столу. Впереди была интересная работа. Твердый знак и Мягкий знак решили сначала выписать для детей корни и приставки.Твердый знак так старался писать крупно и красиво, что немного устал и захотел передохнуть.
Помогите Твердому знаку: пока он отдыхает, соедините приставки с корнями и образуйте новые слова.
ПРИСТАВКИ, ПОСЛЕ КОТОРЫХ ПИШЕТСЯ Ъ
1) въ-, съ-;2) изъ-, объ-, отъ-;3) разъ-, безъ-, надъ-, подъ-;4) предъ-, сверхъ-...
КОРНИ, НАЧИНАЮЩИЕСЯ С  [Й]:
Езд-ить, ед-а, един-ый, елоз-ить, ежевик-а, ёж, ёл-ка; юбилей, юбк-а, юл-а, юмор; ябед-а, ясн-ый, яблок-о, явл-ение, ягод-а, ядр-о, язв-а, язык, якорь, ям-а, яр-ость, ярк-ий.
Работа шла до позднего вечера. Следующее утро Твердый знак начал с аэробики.
______________
* С этого места можно предложить ученикам старших классов, повторяющим правило, дописать самим сказку.