Доклад «Занимательные игры и упражнения по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи»


Муниципальное бюджетное дошкольное учреждения детский сад компенсирующего вида «Звёздочка» г. Зернограда












Доклад
«Занимательные игры и упражнения по преодолению нарушений чтения и письма у дошкольников с нарушениями речи»






Подготовила:
Багайскова М. А.
учитель-логопед
МБДОУ д/с
«Звёздочка»













г. Зерноград
Март 2014г.


(слайд 1)
Проблема нарушений письма и чтения актуальна для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Специфические ошибки письма (дисграфии) и чтения (дислексии) школьные учителя объясняют нежеланием ребёнка сосредоточиться, ленью, невнимательностью, торопливостью и неусидчивостью.


(слайд 2)
Однако причиной этих ошибок являются не личностные качества ребёнка, а несформированность речевых и психических процессов. Это: несформированность фонематических процессов, назкий уровень словарного запаса, нарушения звукопроизношения, лексико-грамматические нарушения, нарушения связной речи.
Нарушения чтения и письма в психолого-педагогической классификации рассматриваются, как отсроченные последствия фонетико-фонематического недоразвития и общего недоразвития речи.
Поэтому в коррекционно-развивающеё работе по преодолению ФФН И ОНР учителю-логопеду необходимо особое внимание уделять профилактической работе по предупреждению ошибок чтения и письма.

(слайд 3)
Проанализировав опыт коллег, изучив работы дефектологов-логопедов по предупреждению дисграфии и дислексии, опираясь на собственный опыт работы, я в коррекционно-развивающей работе ставлю перед собой следующие задачи:
Развивать тактильные ощущения у детей.
Развивать конструктивный праксис у дошкольников.
Совершенствовать зрительно-пространственные восприятия детей.
Формировать навыки чтения.
Ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста является игра, поэтому поставленные задачи я реализую в играх и игровых упражнениях.

(слайд 4)
При развитии у ребёнка тактильных ощущений важно задействовать все анализаторы организма: зрение, слух, тактильные ощущения.
Для этого я использую игры, целью которых является определение ребёнком на основании полученных тактильных ощущений букв.
Например, дети на ощупь отгадывают и называют спрятанную в мешочке букву магнитной азбуки. Или ребёнок должен определить, какую букву ему на спине «написал» другой человек.

(слайд 5)
Конструктивный праксис помогает ребёнку лучше запомнить зрительные образы букв, что в дальнейшем поможет ему избежать трудностей при письме и чтении.
Например, можно использовать такие игры для решения задачи развития конструктивного праксиса:
- моделирование букв из различных материалов,
- дописывание букв,
- разрезные картинки с буквами, мозаику с буквами.

(слайд 6)
В совершенствовании зрительно-пространственного восприятия помогают такие игры, как:
- нахождение неправильно изображённых букв,
- дорисовывание букв по точкам,
- выделение букв среди «зашумлённых»,
- выделение букв в геометрических фигурах,
- изображение букв с помощью поз и движений.

(слайд 7)
Для совершенствования навыков чтения дети с интересом отгадывают различные кроссворды и ребусы с буквами, словами, предложениями; выкладывают слова из букв разрезной азбуки, на магнитных досках. Особенно хотелось бы отметить небольшую, но очень занимательную книжечку Ястребовой и Лазаренко «Читай! Занимательные задания по совершенствованию техники чтения для детей 5-7 лет.» В книжке задания предусматривают не только совершенствование техники чтения, но и развитие импрессивной речи.

В результате систематического и целенаправленного использования игр и игровых упражнений в коррекционно-развивающей работе по предупреждению нарушений чтения и письма у будущих школьников значительно уменьшаются трудности при овладении письмом и чтением, повышается уровень готовности к обучению в школе, улучшается внимание, восприятие, память, рече-мыслительная деятельность, мелкая моторика формируется осмысленное чтение, интерес к познанию нового, ребёнок учится преодолевать трудности без эмоционального напряжения и тревожности, развивается способность переносить полученные навыки на другой, незнакомый материал.

(слайд 8)


Спасибо за внимание!