Тренинг по профессиональному самоопределению старшекласников Как превратить мечту в цель


Швецова Ирина Владимировна
учитель истории МОУ «СОШ №1 п. Пластун»
Тернейского района Приморского края




Тренинг
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ САМООПРЕДЕЛЕНИЮ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
« Как превратить мечту в цель»
( 11 КЛАСС)






Цели: 1.Повысить уровень эрудиции подростков; проанализировать факторы, влияющие на выбор профессии
2.Формировать навыки, необходимые для профессионального самоопределения учеников
3. Воспитывать ответственное отношение к принятию решений.

Ход тренинга.
Вступительное слово учителя. Каждый выпускник школы, думая о будущем, в первую очередь решает, какую профессию ему выбрать. Сегодняшний тренинг поможет вам овладеть определёнными навыками самостоятельного выбора профессии. Выполняя коллективные упражнения, работая в микрогруппах и парах, вы приобретёте некоторый практический опыт.
Упражнение «Профессия на букву»
Насколько вы знакомы с миром профессий?
Я буду называть в случайном порядке буквы. Ваша задача- назвать профессии, начинающиеся с этой буквы. Побеждает тот, кто последним назовёт профессию на заданную букву.
Упражнение «Самая-самая»
Знаете ли вы особенности профессий?
Я буду предлагать вам необычные характеристики профессий. А вы должны назвать те профессии, которые в наибольшей степени отвечают этим характеристикам.
самая «денежная профессия»
самая «зелёная профессия»
самая «сладкая профессия»
самая «дикая профессия»
самая « смешная профессия»
самая «человечная профессия»
самая «мужская профессия»
самая «женская профессия
и т.д.
Тренер записывает 3-5 вариантов на флип-чарте, после чего организует об - суждение, дискуссию и выделение из этого списка «самой-самой» профессии.
Упражнение «Звёздный час»
Каковы ваши представления о личностном смысле той или иной профессиональной деятельности?
Попробуем представить и описать самые радостные минуты («звёздные часы») в жизни типичного представителя той или иной профессии. Работать вы будете в группах по 3-4 человека. Каждая группа получает карточку с названием определённой профессии. Выделите 3-5 «радостей» этой профессии. Каждая микрогруппа расскажет об итогах обсуждения.
Упражнение »Профессия и требуемые качества»
Достаточно ли вы информированы об особенностях профессионального труда?
Мы разобьёмся на 2 команды и посоревнуемся: кто больше назовёт соответствующих названной профессии профессионально важных качеств.
учитель
менеджер
следователь
зкономист
и т.д.

Упражнение «Дорожная карта»
Каковы пути достижения профессиональной цели?
Работаем с раздаточным материалом «Дорожная карта».
Сформулируйте и запишите сверху на листе свою профессиональную цель (поступление в учебное заведение, устройство на работу, карьера, награды, премии ит.д.)
Запишите в свою» дорожную карту» промежуточные остановки
Разделитесь на пары и расскажите партнёру о своём пути к профессиональной цели
Упражнение «Заборы и овраги»
Знаете ли вы о возможных препятствиях на пути к профессиональной цели?
Продолжаем работать в парах. Определите для своего партнёра возможные трудности на пути к профессиональной цели. Они могут быть как внешними, так и внутренними (исходящими от самого человека). А теперь подумайте вместе, как преодолеть их.
Упражнение «Рейтинг ошибок»
При выборе профессии можно совершить ошибку. Знаете ли вы способы защиты от такой ошибки?
Найдите в своих раздаточных материалах список «Ошибки в выборе профессии». Отберите по 3 наиболее опасные ошибки
По очереди называйте номера этих ошибок. Я буду вести статистику на доске
1.II
2.I
3.I
4.IIIIIIи т.д (всего 10 ошибок)
В завершении давайте обратим внимание на те ошибки, которые имеют наибольший рейтинг в нашей группе. Давайте не совершать этих ошибок.
Упражнение «Силовое поле выбора профессии»
Что помогает, а что мешает вашему профессиональному самоопределению?
Перед вами список «Что влияет на выбор профессии?». Вы можете дополнить список своими пунктами.
Отметьте знаком «+» те факторы, которые играют положительную роль в вашем продвижении к самостоятельному выбору профессии
Знаком «-» отметьте факторы, которые играют отрицательную роль в вашем выборе
Нарисуйте овал, а внутри него напишите «МОЙ ВЫБОР». Стрелками обозначьте силы, которые влияют на выбор.
Сделайте надпись к стрелкам.
Обсудите в парах результаты анализа



минус минус минус






плюс плюс
плюс
В овале надпись «МОЙ ВЫБОР»

Рефлексия.
Ответьте на вопрос: « Какие чувства я испытываю по поводу тренинга?»
Заключительное слово учителя.
Итак, сегодня вы приобрели практический опыт при решении задачи профессионального самоопределения.
Желаю успехов в продвижении к своей цели!


Литература.
Ю.Тюшев . Выбор профессии . Издательство «Питер»,2009 год










ПРИЛОЖЕНИЯ.

















































Изображение 008Рисунок 0Изображение 008.jpgИзображение 011Рисунок 5Изображение 011.jpg15