Опыт организации научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках школьного научного общества.


Опыт организации научно-исследовательской деятельности учащихся в рамках школьного научного общества.
Автор: Золотухина Н.В.
Национальной образовательной стратегией–инициативой «Наша новая школа» одновременно с введением и реализацией Федерального государственного образовательного стандарта предусмотрено построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Новые стандарты позволяют развивать одаренность обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования. Системно-деятельностный подход, который лежит в основе стандартов, должен обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся, их активную учебно-познавательную деятельность, а также построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся базируется на понимании того, что современная социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как человеке, владеющем способами сохранения и развития себя как способной личности, реализующей свои личностные индивидуальные запросы. «Развивая себя – развиваешь общество» - тезис, отражающий в некоторой степени характерный признак нового социального заказа. Это предполагает построение такого образовательного пространства, в котором каждый ученик школы сможет самореализоваться, самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить в школе «ситуацию успеха» в решении учебных проблем и проблемных ситуаций. Основной задачей становится развитие интереса к учёбе, воспитание потребности узнавать новое, неизведанное. В этом помогает научно-исследовательская работа, которой мы занимаемся на уроках и во внеурочное время.  В рамках реализации программы в нашей школе образовано и успешно функционирует научное общество «На парусах творчества». Организация работы научного общества строится на основе следующих принципов:
- интегральность – объединение научно-исследовательской и учебной деятельности
учащихся (опыт и навыки, полученные в научном обществе, используются на уроках);
- свобода выбора учащимися дополнительной образовательной программы и
видов деятельности;
- создание условий для самореализации личности;
- социально-педагогическая поддержка детей, проявивших способности к
научно-исследовательской деятельности.
Образовательно-воспитательные задачи решаются на трёх уровнях:
- информационном – получение учащимися новых знаний;
- эмоциональном – через радость творчества, более глубокое и многогранное
восприятие окружающего мира, осознание внутренней свободы и
самодостаточности своей личности;
- нравственно-психологическом – через формирование психологической
устойчивости, воспитание воли, нравственных принципов.
Научно-исследовательская деятельность учащихся в научном обществе строится как цепочка методических приёмов, целью которых является научная работа.
Научная организация умственного труда – овладение навыками конспектирования, реферирования, работа со справочной литературой
(библиотека, Интернет), поисковая деятельность, эксперимент – основа
формирования ученика-исследователя.
Реализация программы научного общества строится на основе следующих принципов взаимодействия с одаренными учащимися: 
– максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
– возрастания роли внеурочной деятельности;
– индивидуализации и дифференциации обучения;
– создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии педагога;
– свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Школьное научное общество включает такие формы работы с одаренными учащимися, как:
- групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;- факультативы;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- интеллектуальные марафоны;
-  элективные курсы;
- консультирование обучающихся в ВУЗах;- участие в олимпиадах;
- работу по индивидуальным программам.
Программа НОУ включает три этапа взаимодействия с учащимися: диагностико–прогностический, деятельностный, результативно–аналитический.
Диагностико – прогностический этап предусматривает:
– пополнение банка данных по одаренным учащимся;
– создание банка творческих работ учащихся;
– обновление банка текстов олимпиад и  интеллектуальных конкурсов.
Деятельностный этап направлен на:
– выявление одаренных учащихся на ранних этапах развития;
– совершенствование научно-исследовательской деятельности учащихся.
    – организация проектной деятельности
– проведение интеллектуальных и творческих конкурсов и т.д.
Результативно – аналитический включает:
– создание банка педагогического опыта в работе с одаренными учащимися;
– аналитический отчет «Опыт работы с одаренными учащимися»;
– проведение мониторинга результативности.
Одним из направлений формирования научно-исследовательской деятельности учащихся является повышение профессиональной компетентности педагогических кадров по вопросам научно-исследовательской деятельности.
Направление включает в себя:
– прохождение специальных курсов, направленных на повышение компетентности педагогических работников в работе с одаренными (талантливыми) учащимися в научно-исследовательской деятельности;
– введение системы моральных и материальных стимулов для педагогических работников, работающих с учащимися;
–разработку индивидуальных образовательных программ по работе с одаренными (талантливыми) учащимися.
Мы отмечаем, что главная задача школьного научного общества помочь школьнику развить свои возможности в процессе самостоятельной творческой деятельности. В школе разработаны положения о НОУ, о проведении научно-практической конференции « Открытие». Руководит школьным научным обществом учащихся «На парусах творчества» заместитель директора по научно-методической работе, председатель Совета общества ученица 10-го класса. В рамках школьного научного общества научно-исследовательская деятельность учащихся является приоритетной. Она является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа (9-11-е кл.); проектная работа по интересам (5-11-е кл.); курсовые работы по истории (11-й кл.); учебно-исследовательские работы (10-11-е кл.); научные работы (10-11-е кл.); интеллектуальные марафоны (5-11-е кл.); олимпиады (5-11-е кл.); конференции (10-11-е кл.).
В рамках организации школьного научного общества проводится курс “Основы научно-исследовательской деятельности”, который позволяет выйти на один из реальных путей включения учащихся в продуктивную научно-исследовательскую деятельность. Курс дает возможность учащимся совершенствовать навыки работы на компьютере в текстовых редакторах, работы с электронными источниками информации (Интернет, CD – диски), компьютерной обработки и представления экспериментальных данных. В результате изучения дисциплины учащиеся получают знания, достаточные для квалифицированного решения вопросов организации научно-исследовательской деятельности. Приобретаемые умения и навыки позволят обеспечить учащихся эффективными практическими действиями при научных изысканиях.
Научное общество учащихся – это своеобразная деловая игра, которая помогает решать многие задачи развивающего образования: раскрывает интересы и склонности учащихся к исследовательской деятельности, создаёт     оптимальные условия для реализации их творческого потенциала; повышает престиж знаний, грамотности в широком смысле слова, общей культуры обучающихся, совершенствует навыки учебной работы; развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление; обогащает социальный опыт: учит деловитости, умению преодолевать трудности, достойно переживать успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах; расширяет контакты с учениками не только своей, но и других школ города и страны, а при использовании Интернета – с другими странами, учит взаимодействовать с учителями и учеными, создаёт условия для вовлечения в коллективную поисковую деятельность учащихся разных возрастов для их совместной работы с профессиональными исследователями; пропагандирует достижения современной науки, техники, культуры.Работа научного общества проводиться в нескольких направлениях:
I направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах:
 а) отдельные задания (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.);
б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.);
II направление – групповая работа (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где нередко необходимо использовать информацию из разных предметных областей.III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки и культуры, совместная подготовка с учителями предметных недель, школьных олимпиад, участие научно-практической конференции школы, районных и городских мероприятиях, исследовательских экспедиций.
Выполнение таких работ требует от учащихся умения работать с научной и научно-популярной литературой (в том числе с первоисточниками), свободно ориентироваться в Интернете для поиска нужной информации, критически сопоставлять различные гипотезы и теории, анализировать научные результаты, уметь представлять их графически, строить компьютерные модели и проводить лабораторные исследования, делать корректную статистическую обработку своих материалов, уметь оценивать границы применимости результатов. Можно говорить о том, что в совокупности все это развивает интеллект, стимулирует познавательную деятельность учащихся, способствует самостоятельному критическому осмыслению научных результатов, что так важно для молодого начинающего исследователя, которого мы хотим воспитать уже в школе. Критерием успешности деятельности научного общества учащихся, является самоощущение ученика, комфортность пребывания в школе, в которой ему помогают самореализоваться.
По окончании занятий в школьном научном обществе проводится опрос учащихся с помощью «Анкеты обратной связи». Задача анкетирования - анализ содержания и организации занятий с точки зрения учащихся; для учителя - успешность освоения программы занятий.
Таким образом, научные общества способствуют форми-рованию у школьников навыков исследовательской работы, обращения со справочной и научной литературой, совершенствованию культуры речевого общения (так как ребята готовят доклады к презентации, учатся выступать на публике), развитию творческого и критического мышления, помогают воспитывать в ребенке интересную, разносторонне образованную личность.
Список литературы:
Гостев А.Г. Научное общество учащихся в лицее: современные представления и факторы развития: учебное пособие / А.Г. Гостев, М.В.Лебедев. Челябинск: ИЦ «Уральская Академия», 2011. – 124 с.
Кленова И.В. Способы повышения эффективности работы научного общества учащихся / И.В. Кленова // Труды научно-методического семинара «Наука в школе»; под ред. В.П. Борисенкова. М.: НТА «АПФН», 2007. Сер. Профессионал. Т. 5. С. 34–41.
Ковалева С.Я. Об исследовательской проектной деятельности учащихся [Текст] // А.И. Семенов // Первое сентября. – 2010. – № 18.
Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения [Текст] // А.С.Обухов; Народное образование, – 1999. – №10. – С.18–20.
Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учеб. пособие / А.И. Савенков. М.: «Ось-89», 2006. 408 с.