Урок: Деньги: причины возникновения, формы и функции. (10 класс)


Тема: Деньги: причины возникновения, формы и функции.Цель урока:
Обучающая: раскрыть причины изобретения денег, а также основные функции денег.
Развивающая: Развитие внимания, памяти, речи, логического мышления.
Воспитательная: Воспитание самостоятельности и жизненной активности, ответственности при принятии важных решений.
Оснащение урока:
Компьютер, проектор.
Диск с презентацией.
Тип: урок с применением информационных технологий.
Межпредметные связи:
математика,
история,
специальные дисциплины.
Основные понятия для изучение:
бартер;
товарные деньги;
концепции происхождения денег;
функции денег;
виды денег.
Ход урока
Организационный момент.
-Сценка с участием учеников
Ведущий: - Здравствуйте, люди честные! Наше нижайшее почтение! //Благодарим за посещение!
Ведущая: - Раз пришли, уважим! И, конечно, расскажем. (2 слайд)
- Есть семечки жаренные! //Кому семечки?!
- Меняем без обмана, /Накладываем полные карманы!
- Семечки калёны //Меняют Алёны
Кому яблоки отдам?! /С кем-то поменяюсь?!Груши! Ананас! //Поменяйте про запас!
- Платки, гребешки, //расписные петушки. //Небольшой расход, //подходи, честной народ!
Для молодушек – шали, //Сами вышивали! //Шелк, атлас //Весь девичий припас!
3-й:  Шёлковые шали, сами вышивали!
        Разноцветная кайма, золотая бахрома!
-В чём проблема, в данной сценке? Что смущает в предложении торгового люда?
-Постановка проблемных вопросов вместе с учащимися 
- Зачем люди придумали деньги?
- Что может быть деньгами?
- Деньги – это добро или зло?
-Сообщение темы и цели урока.
2. Ход урока
2.1. Понятие о деньгах
Много тысяч лет после своего появления люди обходились без денег. Им не нужны были деньги в те далекие времена, когда ничего не продавалось. Они брали у природы всё необходимое. В первобытном обществе, пока люди жили племенем, родом, общиной, имущество и пища в семье были общие, хотя у каждого имелись и личные вещи. Каждый делал, что мог. Тем, что давал труд, пользовались все на равных правах. Собственность была общей. Инстинкт, а потом и сознание подсказывали людям, что они не могут жить друг без друга. Человек в одиночку слаб, вместе с другими он может сделать всё. В начале все члены рода занимались одинаковым трудом: совместно охотились, ловили рыбу, собирали плоды и коренья. Любое из этих занятий требует много сил, навыков. Невозможно делать все одинаково хорошо, если разделить труд, все пойдет иначе, каждый будет совершенствоваться в своем деле. Труд станет производительнее: затраты сил и времени меньше, продуктов - больше.
Люди бессознательно использовали преимущества, которое им давала жизнь, общество. Они стали обмениваться продуктами своего труда и торговать еще в очень глубокой древности. Археологи обнаружили, что обмен между племенами был еще в каменном веке. Разделение труда было главной причиной развития обмена. Одно племя могло жить в таком месте, где имелись хорошие залежи пригодного для изготовления орудий кремния, а другое племя было лишено этих запасов сырья. В более позднее время отдельные народы были вынуждены покупать у своих соседей медь или те металлы, которые добавляли к меди, чтобы получить более твердый сплав - бронзу.
Среди многих первобытных народностей Азии, Африки, Океании очень долго существовала примитивная форма денег - раковины. Раковины каури ходили как деньги и в таких странах с высокой древней цивилизацией, как Китай, Япония и Индия. У многих малоразвитых племен раковины - деньги носят в связке и в случае опасности зарывают их в землю как сокровища. В Меланезии известны так называемые "свиные деньги". Эти странные деньги представляют собой связки раковин, стеклянных бус, собачьих зубов и даже свиных хвостиков. Назначение этих денег довольно курьезно: на них покупают свиней и платят ими выкуп за невесту. Связки свиных денег достигают иногда по истине невероятной для денег величины - до 12 метров.
Что только не служило человеку деньгами! Диапазон таких вещей по истине велик: от коровьих черепов на острове Борнео до брусков соли в Африке, от металлических копий в Конго до человеческих черепов на Соломоновых островах. Например, в XV веке в Исландии платили так: за подкову - 1сушеную рыбу; за пару женских башмаков - 3 рыбины; за бочонок вина - 100 рыбин; за бочонок сливочного масла - 120 рыбин. С обладанием этих необычных денег связаны те же хлопоты и волнения, что и с самыми обыкновенными деньгами. Устраивались особые "сберегательные кассы" для связок раковин. Создавали специальную охрану этих "касс", то есть домов, где племя хранило связки раковин - сбережения своих сочленов. Сила денег переносилась и в загробный мир. Покойнику в могилу клали связки раковин.
Одной из очень распространенных форм денег в древности до изобретения монет, был скот. Корова, бык, овца - вот те деньги, которые употребляли многие древние народы, знавшие в последствии настоящие деньги. Мы употребляем слова "капитал", "капитализм" и хорошо знаем, что они значат. Однако мало кто вспоминает при этом, что слово "капитал" произошло от латинского caput - голова, счет же скота вели по головам.
Человечество перепробовало сотни виды денег, пока не перешло к наиболее выгодным и удобным - металлическим. В древнейших государствах мира - Месопотамии и Египте - пользовались слитками металла как посредниками при обмене. Иногда эти металлические деньги делали в форме кольца, полукольца, бруска и т.п. В Италии до появления монеты обращались слитки меди, принимавшиеся на вес. Постепенно людям стало ясно, что лучше изготовлять слитки определенного постоянного веса. В чем было преимущество металлических денег перед раковинами, коровами, черепами, жерновами и всеми этими примитивными деньгами? Во-первых, металл не портился, его можно было хранить как сокровище сколько угодно; во-вторых, он занимал мало места, и его просто было перевозить; в-третьих, металл легко было разделить на части и превратить слиток большей стоимости в слитки меньшей стоимости для мелких торговых операций. В этом было серьезное преимущество металлических денег. Наиболее выгодными были деньги из драгоценных металлов - золота и серебра.
Существуют 2 концепции происхождения денег: рационалистическая и эволюционная.
Рационалистическая концепция объясняет происхождение денег как результат соглашения между людьми, убедившимися в том, что в процессе обмена товарами необходимы специальные инструменты. В основе этой концепции лежит субъективистско-психологический подход к происхождению денег. Этот подход впервые встречается у Аристотеля и господствует до 17 века. Присутствует он и у многих современных экономистов.
Согласно другой концепции, которую можно назвать эволюционной, деньги появились в результате эволюционного процесса, который помимо воли людей привел к тому, что некоторые предметы выделились из общей массы и заняли особое место посредника в обмене товаров. Эта концепция наиболее детально изложена в работах К.Маркса.
2.2Работа в группах
У каждой группы индивидуальный пакет с материалами и заданиями.
Первой группе даётся задание: проиграть ситуации:
1. Бартер (у каждого карточка с видом продукции, учащиеся обмениваются товарами).
2. Купля-продажа (продавцы имеют товар, покупатели имеют условные деньги).
Второй группе даётся задание:
1. Ответить на вопрос: Как определить, что ценнее -
тонна нефти или тонна соли?
Третьей группе даётся задание: ответить на вопрос:
Я получил(а) наследство в размере 100 тыс. рублей, как я с ними поступлю?
Каждой группе в конце работы выдаётся рисунок в помощь для определения функции денег (Приложение 2).
Что было легче осуществлять бартер или процесс купли-продажи? Какое понятие объединяет ту или иную ситуацию?
-Представители первой группы определяют функцию – средство обмена.
-Как бы вы узнали, что выше – пирамида Хеопса или Останкинская башня? Что такое цена?
Цена - денежное выражение стоимости продукции, товаров и услуг.
Люди давно придумали универсальную меру длины метр, с помощью которого можно всё обмерить и сравнить. А как определить, что ценнее – тонна нефти или тонна соли? Тоже с помощью универсальной меры – меры стоимости, в качестве которой и выступают деньги.
-А.С. Пушкин:
«Деньги? – Деньги
Всегда, во всякий возраст нам пригодны;
Но юноша в них ищет слуг проворных
И не жалея шлёт туда, сюда.
Старик же видит в них друзей надёжных
И бережёт их как зеницу ока»
(«Скупой рыцарь»)
Что хотел сказать Шекспир – автор слов:
«Зарытый клад ржавеет и гниёт,
Лишь в обороте золото растёт!»
Шекспир хотел сказать, что необходимо деньги, вкладывать в какое - либо дело, помещать в банк, чтобы получать дополнительный доход в виде процента.
Представители третьей группы определяют функцию – средство накопления (сбережения).
-Давайте разберём такие понятия как «активы».
Активы – всё ценное, что человеку, фирме или государству принадлежит на правах собственности.
Ликвидность – степень лёгкости, с которой какие – либо активы могут быть превращены владельцами в деньги.
Запишите определения в тетрадь.
2.3Сущность денег проявляется в их функциях. Все пять функций денег представляют собой проявление единой сущности денег как всеобщего эквивалента товаров и услуг:
Мера стоимости (заключается в том, что в деньгах мы выражаем стоимость всех других товаров);
Средства обращения (с помощью денег мы меняем один товар на другой, обмен товаров, совершающийся с помощью денег, называется товарным обращением);
Средство накопления;
Средство платежа, расчета (деньги выполняют эту функцию тогда, когда расчет за товары и услуги производится не сразу - кредитование и оплата труда);
Функция мировых денег - обычно выделяется, когда деньги используются как средство межгосударственных расчетов.
Исторически деньги выделились из общего мира товаров и сами поначалу являлись и обычным товаром, и специфическим товаром - деньгами. Дальнейший ход истории привел к ликвидации товарной формы денег и переходу к новым формам.
2.4В своей эволюции деньги выступают в виде:
металлических (медных, серебряных и золотых);
бумажных;
кредитных и нового вида кредитных денег - электронных денег.
Под универсальным словом "деньги" понимается множество их разновидностей, различающихся видом "денежного материала", способами обращения, использования, учета денежной массы, возможностью превращения в другие формы денег.
3. Закрепление нового материала. Выполнение тестового задания (карточки).
1. В случае, когда безработный получает пособие по безработице, деньги выполняют функцию:
А) средство обмена;
Б) средство платежа;
В) средства накопления;
Г) средства меры стоимости.
2. В случае, когда стоматолог говорит своему пациенту: "За пломбирование зуба вам придется заплатить 100 руб.", деньги выполняют функцию:
А) средство обмена;
Б) средство платежа;
В) средства образования сбережений стоматолога;
Г) средства меры стоимости.
3. Товарные деньги - это:
А) товар, пользующийся повышенным спросом;
Б) товар, выполняющий функции денег;
В) редкий товар, имеющий очень высокую стоимость (например, крупные биллианты и другие ювелирные изделия);
Г) дефицитный товар.
4.Расположите по степени ликвидности
Загородный дом
100-рублеваю купюра
Антиквариат
Золотые украшения
Автомобиль новейшей модификации
Бывший в употреблении проржавевший холодильник
5. Что из нижеперечисленного составляет в нашей стране большую часть денежного оборота?
А) банкноты Федеральной резервной системы США (т.е. доллары);
Б) банкноты Центрального банка России (т.е. бумажные рубли);
В) безналичные расчеты;
Г) монеты.
4. Домашнее задание.Записи в тетрадях и индивидуальные карточки
-Задания на красных карточках разделены на три уровня сложности, вы можете выбрать любой. От уровня сложности зависит максимальная оценка за работу: уровень А – «3», В – «4», А+В – «5».
И. Ильф Е. Петров «Двенадцать стульев» (задание на «красной» карточке)
Уровень А
Глава 1. Безенчук и «нимфы».
… Ипполит Матвеевич с ловкостью фокусника принялся за работу. Записал старушечьим почерком имена новобрачных в толстые книги, строго допросил свидетелей, за которыми невеста сбегала во двор, долго и нежно дышал на квадратные штампы и, привстав, оттискивал их на потрепанных паспортах. Приняв от молодоженов два рубля и выдав квитанцию, Ипполит Матвеевич сказал, усмехнувшись: «За совершение таинства», - и поднялся во весь свой прекрасный рост, по привычке выкатив грудь.
Уровень В
Глава 20. От Севильи до Гренады.
«…Денег у меня на дорогу в обрез. Выезжаю через час товаро-пассажирским. А ты, моя добрая, зайди, пожалуйста, к зятю, возьми у него пятьдесят рублей (он мне должен и обещался отдать) и вышли в Ростов: главный почтамт, до востребования, Федору Иоанновичу Вострикову. Перевод, в видах экономии, пошли почтой. Будет стоить тридцать копеек…
5. Подведение итогов урока. 
-Вернёмся к проблемным вопросам и ответим на них
- Зачем люди придумали деньги?
- Что может быть деньгами?
- Деньги – это добро или зло?
- оценка работы учащихся при решении задач и выполнении тестового задания.