Разработка урока обществознания Деньги. Функции и формы денег

Обществознание 8 класс

Тема урока: «Деньги. Функции и формы денег»
Тип урока: комбинированный
Цели:
Познавательные: ознакомить обучающихся с сущностью и назначением денег, а также с их классификацией и функциями.
Развивающие: развить стремление к анализу полученной информации, развивать логическое мышление и творческий потенциал обучающихся.
Учебные: закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях;
Воспитательные: формировать умение коллективного обсуждения информации и принятия решений в условиях ограниченности времени; воспитывать терпимое отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих.
Учебно - методическое оснащение:
1)Презентация
2)компьютер
3)коллекция денег, деньги, принесенные детьми
4) видеофрагмент
5) экскурсия по виртуальному музею


Ход урока:
1.Организационный этап
2.Мотивационный этап -
1). Какую науку начали изучать на прошлом уроке?
Без чего не может существовать экономика?

2). Буратино [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


3. Изучение нового материала.
Вспомним историю
Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа.
Двигаемся во времени дальше на тысячи лет. Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотиться, другие – выращивать домашних животных, третьи – заниматься земледелием, четвертые – ковать железо.
– Что стали делать люди?
– Они стали обмениваться друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы – зерно, растительное масло; скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители – своих пленников.
– Но обменивать товары было очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь. Например, за одного барана можно было получить два топора, четыре кувшина или телегу.
– И чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась. С ценами тоже была чехарда. Сегодня мешок муки можно обменять на 2 топора, а завтра голодный купец даст вам за мешок муки 3 топора.
Обмен товара на товар называется БАРТЕР.
– Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу.
– Удобны ли были такие деньги? (Овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся.)
Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении и при переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой. Необходимо, чтобы они легко делились на мелкие части, но при этом не теряли своей ценности.
Одними из первых денег были раковины каури-моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин.
Чем же были они удобны? (Не портились, не теряли вида, легко носить с собой).
За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин. Удобно?
Прошли многие десятилетия, прежде чем появились металлические деньги. Но и они отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, прутиков, слитков.
Каковы преимущества металлических денег? (Не портятся, ими можно расплачиваться за любой товар)
На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок. Слитки серебра в 13 веке рубили на куски
– Что же получалось? (РУБЛЬ)
– При Иване Грозном были выпущены деньги, на которых изображался всадник с копьем в руках. Что же появилось? (КОПЕЙКА)
У металлических денег все же оказался важный недостаток. Они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут. Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали в дорогу бумажные расписки на золото. Так впервые появились бумажные деньги, на которых написано, какому количеству золота они равны
Обмен товара на деньги называется КУПЛЯ-ПРОДАЖА.
Человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги.
Бумажные деньги начали хождение в 18 веке, но зародились они гораздо раньше. Выпуск первых бумажных денег в России начался в 1769 году при Екатерине 2, они назывались ассигнациями и обращались в виде государственных казначейских билетов. В это период российские денежные банкноты почти целиком обеспечивались наличным золотом.

4. Актуализация.
Деньги, их сущность и функции
На различных этапах исторического развития роль денег выполняли сначала товары, затем благородные металлы, чему способствовали их однородность, делимость, сохраняемость и транспортабельность. Что же такое деньги? (ответы об-ся)
Запишите. Деньги – это особый товар, служащий всеобщим эквивалентом.
Сущность денег раскрывается в функциях, которые они выполняют, Какие функции выполняют деньги? (мера стоимости, средство  обращения, средство образования сокровищ и накопления, средство платежа, мировые деньги).
Запишите. Функции денег:
1)Мера стоимости – эту функцию деньги выполняют через установление цен на товары.
2)Средство обращения – деньги выполняют роль посредника в обмене товаров (Т – Д – Т) осуществив продажу товаров (Т – Д), товаропроизводитель на вырученные деньги покупает необходимые ему товары (Д – Т).
3)Средство накопления (образования сокровищ) – если товаропроизводитель после продажи товара длительное время не покупает другой товар, то он изымает деньги из обращения, накапливает их, превращая в сокровища. Сокровища накапливают и частные лица, и государство (в виде государственных золотых запасов, хранящихся в ЦБ страны).
4)Средство платежа – товары не обязательно продавать и покупать только за наличные средства. Иногда у покупателя может не быть наличных денег, тогда он покупает товары в кредит, т.е. с отсрочкой платежа.
5)Мировые деньги – эту функцию деньги выполняют в процессе обслуживания экономических связей между странами.
В роли мировых денег выступают слитки благородных металлов (золото). Сегодня в качестве мировых денег широко используются конвертируемые валюты.
-Какие виды денег вы можете назвать?
2. Виды денег
1)Наличные деньги – это денежные средства, используемые в наличном обращении.
- Монеты – это металл определённой формы и веса. Они служат в качестве разменных денег.
- Банкноты – это бумажные деньги. Выпускаемые в обращение ЦБ РФ.
-Казначейские билеты – это те же бумажные деньги, но выпускаемые государственным казначейством – Министерством финансов.
2)Безналичные деньги
- Ценные бумаги (акции, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты)
Вклады в банках
Дорожные чеки (American Express) 
3)Электронные деньги – это деньги, находящиеся на счетах компьютерной памяти банка, распоряжение которыми осуществляется с помощью специального электронного устройства (банкомат).
Пластиковая карта – пластинка из пластического материала с нанесённым на неё магнитным кодом или с встроенным кодируемым элементом памяти (дебетовые и кредитовые; «золотые», «серебряные», «корпоративные», «Private-карточки», «карточки для VIP  клиентов»).
Неполноценная монета  монеты, в которых металл имеет значительно меньшую стоимость, чем их нарицательная (указанная на монете).
Полноценные – это деньги, номинальная стоимость которых соответствует стоимости содержащегося в них благородного металла. 

5.Нумизматика или коллекционирование (рассматривание денег)

6. Музей денег, книги о деньгах (экономике)

7. Подведение итогов - домашнее задание -параграф 10, найти в литературе пословицы, поговорки или в названии произведений (литература, кино и т.д) - о деньгах
«Русские пословицы» на знание пословиц и поговорок, в которых используются слова: “деньги” или другие “денежные знаки”.
Примеры
Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей
Копейка рубль бережет
С копейки начинается миллион.
Время - деньги.
Разменяться на мелкие монеты.
Отплатить той же монетой.
Принимать за чистую монету.
Посмотрел, как рублем одарил.
Кто не бережет копейки, сам рубля не стоит.
Легче прожить деньги, чем нажить
Хлебу мера, а деньгам счет..










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




15