Рабочая программа учебной практики по профессиональному модулю Дефектация сварных швов и контроль качества сварочных соединений


Департамент образования и науки Кемеровской области
государственное профессиональное образовательное учреждение
«Таштагольский техникум горных технологий и сферы обслуживания»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
ГПОУ СПО «Таштагольский техникум горных технологий и сферы обслуживания»
__________________________ Е.И. Рыданных
«_____»_____________ 20____ год
Рабочая программа
учебной практики
по ПМ - 04
«Дефектация сварных швов и контроль качества сварочных соединений»
для профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
Таштагол
2016

Рассмотрена ЦМК________________ _____________________________________
_____________________________________
Протокол № ____от «___»________20__ г.
Председатель ЦМК
______________ ________________
ФИО
Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности _______________________________________
_______________________________________
(код и наименование специальности)
Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ № 674
от «26»ноября 2009г.
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УПР
____________ Е.В. Титова
«___»______________20___
Автор программы: Дутлов Алексей Владимирович
ФИО, преподаватель ЦМК _________________________________________________________ ГПОУ «Таштагольский техникум горных технологий и сферы обслуживания»
СОДЕРЖАНИЕ:
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 2

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 3

3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 4-5

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 6-8

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 9-11
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной практики является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС НПО по профессии 15.01.05 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) в части освоения квалификаций: электрогазосварщик
и основных видов профессиональной деятельности (ВПД):
Обучающийся по профессии Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
готовится к следующим видам деятельности:
1. Выполнять зачистку швов после сварки.
2. Определять причины дефектов сварочных швов и соединений.
3. Предупреждать и устранять различные виды дефектов в сварочных швах.
4. Выполнять горячую правку сложных конструкций.
Рабочая программа учебной практики может быть использована в качестве программы для дополнительного профессионального образования
11620 Газосварщик
19756 Электрогазосварщик
19905 Электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах
19906 Электросварщик ручной сварки
11618 Газорезчик
1.2. Цели и задачи учебной практики: формирование у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений в рамках модулей ОПОП НПО по основным видам профессиональной деятельности для освоения рабочей профессии, обучение трудовым приемам, операциям и способам выполнения трудовых процессов, характерных для соответствующей профессии и необходимых для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной профессии.
Требования к результатам освоения учебной практики
В результате прохождения учебной практики по видам профессиональной деятельности обучающийся должен
иметь практический опыт:
- рациональной организации рабочего места;
- выполнения зачистки швов после сварки;
- определения причин дефектов сварочных швов и соединений;
- предупреждения и устранения различных видов дефектов в сварных швах;
- выполнения горячей правки сложных конструкций
уметь:
- выбирать инструмент для зачистки шва;
- зачищать швы после сварки;
- проверять качество сварных соединений по внешнему виду и излому;
- выявлять дефекты сварных швов и устранять их;
- применять способы уменьшения и предупреждения деформаций при сварке;
- выполнять горячую правку сварных конструкций;
знать:
- требования к сварному шву;
- способы зачистки шва различными инструментами;
- виды дефектов в сварных швах, причины возникновения и методы их предупреждения и устранения;
- строение сварного шва, способы их испытания и виды контроля;
1.3. Количество часов на освоение рабочей программы учебной практики:
В рамках освоения ПМ 04 - 108 часов
2. результаты освоения Рабочей программы учебной практики
Результатом освоения рабочей программы учебной практики является сформированность у обучающихся первоначальных практических профессиональных умений в рамках модулей ОПОП НПО по основным видам профессиональной деятельности (ВПД), необходимых для последующего освоения ими профессиональных (ПК) и общих (ОК) компетенций по избранной профессии.
Сварщик (электросварочные и газосварочные работы).
Код Наименование результата обучения
ПК 4.1 Выполнять зачистку швов после сварки
ПК 4.2 Определять причины дефектов сварочных швов и соединений
ПК 4.3 Предупреждать и устранять различные виды дефектов в сварочных швах
ПК 4.4 Выполнять горячую правку сложных конструкций.
ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОКЗ  Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4 Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
OK6 Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК7 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
3.1.Тематический план учебной практики
Код ПК Код и наименования профессиональных модулей Количество часов по ПМ Виды работ Наименования тем учебной практики Количество часов по темам
1 2 3 4 5
ПМ 04. Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений 108 Дефектация сварных швов,
контроль качества сварных соединений Тема 1. Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений 108
Тема 1.1 Выявление дефектов сварных швов 36
Тема 1.2 Предупреждение и устранение различных видов дефектов.
п 72
3.2. Содержание учебной практики
Код и наименование профессиональных модулей и тем учебной практики Содержание учебных занятий Объем часов Уровень освоения
1 2 3 4
ПМ 04 Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений Виды работ:
Зачистка швов после сварки; проверка качества сварных соединений; дефекты и их устранение Тема 1 Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений 108 Тема 1.1 Содержание: 36 1 Зачистка швов после сварки 12 2.3
2 Проверка качества сварных соединений по внешнему виду 12 2.3
3 Проверка качества сварных соединений по излому 12 2.3
Тема 1.2 Содержание: 72 4 Поры и их устранение 18 2.3
5 Наплывы и их устранение 18 2.3
6 Трещины и их устранение 18 2.3
7 Подрезы и их устранение 18 2.3
4. условия реализации программы учебной практики
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие учебного кабинета «Теоретических основ сварки и резки металлов»; мастерских: слесарной и сварочной; полигона: сварочный.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета «Теоретических основ сварки и резки металлов»:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- плакаты «Виды сборочно-сварочных приспособлений», «Подготовка кромок под сварку», «Газовые баллоны», «Слесарные работы», «Виды сварных швов и соединений», «Правила наложения прихваток», «Измерительный инструмент», «Газовые редукторы», «Вентили баллонов», «Предохранительные устройства»;
- макеты газовых баллонов, регулирующей и коммуникационной аппаратуры.
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- экран;
- ПК.
Оборудование слесарной мастерской и рабочих мест в мастерской:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- тиски слесарные;
- плиты разметочные;
- слесарный инструмент (молотки, зубила слесарные, крейцмейсели, ножовки, прижимы, ножницы ручные, ножницы рычажные, напильники);
- заточной станок;
- гибочные приспособления;
- листовой и прутковый материал;
- мерительный инструмент (линейки, угольники, шаблоны. радиусомеры, штангенциркули);
- разметочный инструмент (чертилки, циркуль, угольник, кернер);
- комплект плакатов.
Оборудование сварочной мастерской и рабочих мест в мастерской:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- газовые баллоны;
-газовые рукава;
- газовые редукторы;
- газовые вентили;
- инструмент (газовые ключи, молоток, ключи гаечные, шаблоны);
- комплект плакатов;
- приспособления для сборки.
Оборудование сварочного полигона:
- газосварочные посты;
- газовые баллоны;
- газовая аппаратура;
- сборочно-сварочные приспособления;
- шаблоны;
- комплект плакатов.
Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную практику, которую рекомендуется проводить рассредоточено.
Оборудование и технологическое оснащение рабочих мест:
- тренажер «Сборка изделий»;
- ПК;
- модели сборочных приспособлений.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Герасименко, А.И. Основы электрогазосварки.[Текст]: учеб. пособие для НПО / А.И. Герасименко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 380 с.
Гуськова, Л.Н. Газосварщик: раб. тетрадь: учеб. пособие для НПО/ Л.Н. Гуськова. – М.: Академия, 2008. – 96 с.
Покровский, Б.С. Общий курс слесарного дела.[Текст]: учеб. пособие для НПО/ Б.С. Покровский, Н.А. Евстигнеев. – М.: Академия, 2007. – 80 с.
Покровский, Б.С. Основы слесарного дела.[Текст]: учеб. пособие для НПО/ Б.С. Покровский. 2-е изд., стер. – М.: Академия, 2009. – 272 с.
Чернышев, Г.Г., Полевой, Г.В. Справочник электрогазосварщика и газорезчика.[Текст]: учеб. пособие для НПО / Г.Г. Чернышев, Г.В. Полевой. – М.: Академия, 2007. – 400 с.
Чернышев, Г.Г. Сварочное дело: Сварка и резка металлов.[Текст]: учеб. пособие для НПО / Г.Г. Чернышев. 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2008. – 496 с.
Юхин, Н.А. Газосварщик.[Текст]: учеб. пособие для НПО / Н.А. Юхин. – М.:Академия, 2005. – 160 с.
Дополнительные источники:
Овчинников, В.В. Газосварщик.[Текст]: учеб. пособие для НПО / В.В. Овчинников. – М.: Академия, 2007. – 64 с. – (Сварщик).
Овчинников, В.В. Сварщик ручной сварки (дуговая сварка в защитных газах).[Текст]: учеб. пособие для НПО / В.В. Овчинников. – М.: Академия, 2007. – 64 с.
Овчинников, В.В. Электросварщик ручной сварки (сварка покрытыми электродами).[Текст]: учеб. пособие для НПО / В.В. Овичнников. – М.: Академия, 2007. 64 с.
Покровский, Б.С., Евстигнеев Н.А. Общий курс слесарного дела.[Текст]: учеб. пособие для НПО / Б.С Покровский, Н.А. Евстигнеев. – М.: Академия, 2007. - 80 с.
Журнал «Сварочное производство».
Электронный ресурс «Сварка».
Форма доступа:
HYPERLINK "http://www.svarka.net/" www.svarka.net
HYPERLINK "http://www.svarka-reska.ru" www.svarka-reska.ru
HYPERLINK "http://www.prosvarky.ru" www.prosvarky.ru
HYPERLINK "http://websvarka.ru" websvarka.ru

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Перед освоением данного профессионального модуля обучающиеся изучают следующие дисциплины: «Основы инженерной графики», «Основы материаловедения», «Допуски и технические измерения», «Безопасность жизнедеятельности», «Основы электротехники», «Основы автоматизации производства».
Занятия теоретического цикла носят практико-ориентированный характер и проводятся в учебном кабинете, оснащенном мультимедийным оборудованием и в компьютерном классе.
Учебная практика проводится в мастерских и на учебном полигоне образовательного учреждения.
Для освоения обучающимися модуля в полной мере проводятся групповые и индивидуальные консультации.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарным курсам: наличие среднего профессионального или высшего профессионального образования, соответствующего профилю модуля: Дефектация сварных швов и контроль качества сварных соединений
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой:
- мастера производственного обучения должны иметь 5-6 квалификационный разряд по профессии;
Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимися профессионального цикла. Мастера производственного обучения и преподаватели, отвечающие за освоение обучающимися профессионального цикла должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года.
5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ (вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ПК 4.1. Выполнять зачистку швов после сварки.
Правильность выбора инструмента для устранения дефектов;
Качество выполнения работы Оценка выполнения работ на практическом занятии;
Оценка выполнения работ на учебной практике.
ПК4.2. Определять причины дефектов сварочных швов и соединений.
Правильность выбора инструмента для устранения дефектов;
Качество выполнения работы Оценка выполнения работ на практическом занятии;
Оценка выполнения работ на учебной практике.
ПК 4.3.
Предупреждать и устранять различные виды дефектов в сварных швах. Правильность выбора инструмента для устранения дефектов;
Качество выполнения работы Оценка выполнения работ на практическом занятии;
Оценка выполнения работ на учебной практике.
ПК4.4
Выполнять горячую правку сложных конструкций. Правильность выбора инструмента для устранения дефектов;
Качество выполнения работы Оценка выполнения работ на практическом занятии;
Оценка выполнения работ на учебной практике
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции) Основные показатели оценки результата Формы и методы контроля и оценки
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. - Проявление активности, инициативности в процессе освоения профессиональной деятельности
- изложение сущности и социальной значимости будущей профессии;
- участие в конкурсах профессионального мастерства;
- социологический опрос;
- наблюдение и оценка деятельности обучающегося на практических занятиях и учебной практике;
- портфолио обучающегося;
ОК2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. - проявление организованности и самодисциплины;
- выполнение точно в срок задач, поставленных руководителем. - наблюдение и оценка деятельности обучающегося на практических занятиях и учебной практике.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы. умение принимать решения в стандартных и нестандартных производственных ситуациях;
выполнение профессиональных задач качественно, в поставленный срок.
осознание ответственности за результаты своей работы;
соблюдение действующих в организации правил внутреннего распорядка; - наблюдение и оценка деятельности обучающегося на практических занятиях и учебной практике;
- оценка результатов тестирования
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач. - нахождение, анализ и использование информации для качественного выполнения профессиональных задач;
- использование нескольких источников информации; - наблюдение и оценка оперативности поиска информации;
ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. -участие в планировании организации групповой работы;
- выполнение обязанностей в соответствии с распределением групповой деятельности; - наблюдение и оценка деятельности обучающегося на практических занятиях и учебной практике.
ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей). - осознание необходимости выполнения воинской обязанности;
- самостоятельный выбор учетно-военной специальности, родственной полученной профессии;
- применение профессиональных знаний при прохождении воинской службы. - анализ и оценка результатов социологического опроса.