Интегрированный урок (окружающего мира и русского языка) на тему Полезные ископаемые (3 класс)


Урок окружающего мира в 3 классе УМК «Перпективная начальная школа»
Тема: Полезные ископаемые.
Цели:
Дать представление учащимся о полезных ископаемых, расширить представления об использовании их, формировать умения определять полезные ископаемые по их основным признакам.
Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы. 
Воспитывать бережное отношение к природе, уважение к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых. 
Расширить представление детей о полезных ископаемых, познакомить с их свойствами и способах добычи.
Развивать познавательно-информационную компетенцию (учить анализировать, обобщать, делать выводы).
Ход урока:
1.Эмоциональный настрой:
-Каждый день- всегда, везде
На уроке и в игре –
Четко, ясно говорим и тихонечко сидим.
2. Введение в тему урока:Звучит мелодия ( Э.Григ «В пещере горного короля»). В пещере горного короля Э.Грига хранятся несметные сокровища, вот и мы сегодня на уроке будем говорить о главном кладе нашей земли.
– А что же хранится в недрах земли? (Горные породы)
- Перечислите все горные породы, которые знаете.
- Горные породы и минералы, которые человек использует для своих хозяйственных нужд, называют…..?
-Разгадайте зашифрованную запись имынзелоп имымеапокси.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с …. полезными ископаемыми. - Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить в ходе изучения этой темы? - Что это такое? - Какие они бывают? - Где и как добываются? - Как применяются? - Зачем и как их нужно охранять? 
3. Работа по теме урока:
От какого слова произошло слово «ископаемое»?
-Подберите родственное слово(копать). К слову «Полезное»? подберите синоним (нужное.) Вывод: Значит «полезное ископаемое» - это что-то нужное для человека и это выкапывают. У.с 16. 1 -й абзац (прочитайте что такое П.И.)
-Прочитайте список п.и. Вспомните как выглядят эти полезные ископаемые. Распределите в таблицу по их состояниям..Торф, песок, каменный уголь, гранит, известняк, алмазы, нефть, минеральная вода, природный газ.-Проверьте, правильно ли выполнили задание.
твердые жидкие газообразные
-Какой вывод можно сделать? (Полезные ископаемые бывают – твердые, жидкие и газообразные)
– А как добывают полезные ископаемые? (ответы детей) – Полезные ископаемые добывают по-разному: одни – в карьерах (открытых котлованных), другие – в шахтах, а для того, чтобы добыть нефть или газ, строят буровые установки и глубокие скважины. 
У.с.16
-Человек все время занимается разведкой месторождений * полезных ископаемых. Зачем ему это нужно? Выскажи свое предположение…
-Обратите внимание на слово, помеченное *
_Посмотрите на это слово с точки зрения русского языка, что вы о нем скажете? (Сложное слово)
Выделите корни. (-мест-, -рожд- ).
- От каких слов оно образовалось? место и рождение, т. Е Место, где рождаются полезные ископаемые.
- Проверьте по словарику. С 142
Месторождение – место, где залегают полезные ископаемые.
- Поиском залежей полезных ископаемых занимаются геологи. Для чего это нужно людям?
Ответ на этот вопрос прочитайте в последнем абзаце на с. 16. -17(С каждым годом растет потребность людей в полезных ископаемых)
Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет!  Поэтому люди научились создавать искусственные материалы*
-Что такое искусственные материалы? –Материалы, которые создал человек.
Рассмотрите с соседом по парте, рисунок на с.17 и назовите, какие искусственные материалы люди научились изготавливать из каменного угля и нефти. (работа в парах)
ФИЗМИНУТКА.
Мы геологами станемДа? – да! ( хлопок над головой).Будут все гордится нами.Да? – да! ( хлопок над головой).Что ждет нас впереди?Высокая гора (показывают руками),Бурная река (показывают руками)Ее не обойдешь (топают ногами),Ее не проплывешь (плывут),Ее не пролетишь (крылья),Надо напрямик.Все мы сможем, все сумеемИ своей достигнем цели.Да? – да! ( хлопок над головой).
– Отдохнули?
– Продолжим работу.
(Работа в группах)
– Еще одна разновидность П.и. – строительные. Конечно вы их легко можете назвать
1 группа: песок
2гуппа – глина
3 группа -известняк
4 группа- гранит
Заполните таблицу
название состояние плотность цвет происхождение использование
Подсказка
название состояние плотность цвет происхождение использование
Твёрдое Жидкое Газообразное Плотный Рыхлый Хрупкий Чёрный Жёлто- коричневый Красный Белый
Серый Магматическая порода, Осадочная порода 4. Итог урока.
- Вернемся к плану. Все ли нам удалось выполнить?