Статья по теме Коррекция эмоционально-волевой и личностной сфер подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию, посредством развития рефлексии


Коррекция эмоционально-волевой и личностной сфер подростков, попавших в трудную жизненную ситуацию,
посредством развития рефлексии.
Ткаченко Оксана Ивановна,
учитель музыки, психолог,
классный руководитель 6-г класса
МАОУ «СОШ №17» г. Губкина, Белгородской обл.
Молодое поколение России сегодня остро переживает сложившуюся кризисную социально-психологическую ситуацию. Разрушены прежние нормативные и ценностные ориентации, стереотипы поведения. Выработка новых происходит хаотично, бессистемно и лавинообразно.
На сегодняшний день наблюдается рост немотивированных поступков, депрессивных состояний среди подростков, нарастание зависимости от психоактивных веществ. Подростки испытывают значительные трудности в процессе адаптации и самореализации конструктивными путями. Приходится констатировать неспособность подростка разобраться в своих эмоциональных переживаниях, его невнимание к своему внутреннему миру. Осложнено самоопределение подростков.
Поэтому на первый план сегодня выходит необходимость формирования у детей целостного миропонимания и мировоззрения, т.к. в зависимости от того, как человек осмысливает окружающее, так он и строит свою жизнь. Позитивное или негативное отношение к миру лежит в основе созидательной или разрушительной деятельности, проявления морально-этических качеств личности.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что одной из актуальнейших задач на сегодняшний день становится формирование у подростков навыков личностной рефлексии.
Рефлексия—понятие, включающее в себя весь круг процессов, связанных с осознанием содержания своего внутреннего мира, событий внешнего мира и своих взаимоотношений с ним.Различный уровень развития рефлексии в отношении к миру определяет позицию человека, проявляемую им в повседневной деятельности—созидающую, для которой характерно проявление творчества, изобретательности, создание нового, еще ранее никем не созданного решения проблем, установление отношений, чувство причастности к гармонии с миром; и разрушительную—находящую отражение в повторении ранее известного и хорошо изученного, инертности и шаблонности мышления, подверженности стереотипам познания и поведения, конфликтности [3].
Рефлексия представляет собой одновременно механизм и необходимое условие личностного роста и развития. Отсутствие развитой рефлексивной позиции лишает большинство подростков сознательного самоформирования и затрудняет успешное решение задач подросткового возраста и подготовку к дальнейшим этапам развития
Процесс формирования рефлексии обусловлен ее социальной сущностью, влиянием социальных условий на развитие ребенка, которое осуществляется в ходе его взаимодействия со взрослыми, затем взрослыми и сверстниками, окружающим миром.
Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самопознания. Он стремится понять себя самого. "Кто Я?" - основной вопрос возраста. Изучая свои особенности, размышляя о себе в прошлом, настоящем и будущем, анализируя свои притязания в деятельности, в общении и, в частности, в сфере общения с представителями другого пола, подросток реализует свою потребность в адекватной самоидентификации. Здесь его интересует собственное «Я» именно в данный момент - «здесь и теперь».
Подросток оценивает и сравнивает себя со взрослыми, сверстниками и с собою прежним. Переживания подростка направлены вглубь себя, он старается объяснить причины своих поступков, понять самого себя. Подросток ищет ответ на вопрос: каков он среди других, насколько он похож на них.
Уровень развития рефлексии у подростка определяет его общественную активность, сформированность у него нравственных установок, моральных качеств и, наоборот, от степени общественной активности, сформированности моральных качеств и нравственных установок зависит уровень развития рефлексии.
Доказано, что подростки, имеющие обширные социальные связи и ориентированные на общественную деятельность, быстрее проходят все стадии морального развития независимо от социального класса, к которому они относятся, и культурного окружении.
Подростки из неблагополучных, неполных семей и подростки-сироты сталкиваются с дополнительными трудностями, вследствие которых имеют ряд особенностей в своем развитии и поведении. Их зачастую отличает тревожность, слабое развитие коммуникативной сферы, низкая активность, агрессивное поведение, недостаток саморегуляции и неуверенность в своих ценностных ориентирах.
Специфической чертой подростка, воспитывающегося в неблагополучной семье или государственном учреждении, является пассивность жизненной позиции, а иногда и агрессивно- негативное отношение к жизни. Естественно такое отношение является следствием низкого уровня развития рефлексивных способностей.
Воспитание в изолированной среде ведет к формированию групповой специфической субкультуры низкого уровня. Ее представитель характеризуется слабым осмыслением своего жизненного опыта, пассивностью, интуитивностью своих поступков, отсутствием индивидуальных жизненных ориентиров и ценностей. Поэтому не самостоятелен и нуждается в группе как опоре для принятия решений.
Опираясь на мнение группы, подросток может отвергать те нормы и ценности, которые транслируются ему воспитателями и педагогами. Жестко регламентированные условия жизни в интернате порождают низкую мотивацию к любому проявлению самостоятельности, пассивность, неумение правильно оценивать себя, свою позицию, потребительское отношение к миру, трудности в дальнейшей социальной адаптации. Главной проблемой социальной адаптации становится способность к индивидуальному выбору из спектра предоставляемых социумом возможностей.
Задача педагога — направить процессы сознания, осмысления, переосмысления себя и своей деятельности в область созидания. Рефлексия-это не информация, и ее нельзя «взять и передать», ее можно стимулировать и развивать, создавая рефлексивно-развивающие условия.
Обучение рефлексии можно условно разделить на следующие этапы:
1 этап – анализ своего настроения; анализ своих успехов;
2 этап – ежедневный самоанализ (ведение рефлексивного дневника);
3 этап – анализ работы одноклассников (одногруппников);
4 этап – анализ работы группы как своей, так и других.
То есть сначала подросток должен научиться анализировать и оценивать свою работу и поведение, чтобы быть готовым впоследствии дать объективную оценку работе группы сверстников, видеть существующую проблему достаточно глубоко, а также предполагаемые пути ее решения.
Правильно организованная работа в заданном направлении несомненно будет способствовать созданию условий развития рефлексии, что позволит подростку актуализировать свои ресурсы и творческий потенциал, сформировать осознанное отношение к себе и своей жизненной стратегии, способность отдавать себе отчет в свободном выборе, который производит подросток, соотносить желаемое и реальное, предполагаемое и свершившееся, поступок и его последствия, интересы собственные и интересы окружающих, а также, что является самым главным, будет стимулировать мотивацию саморазвития подростка.
Приложение 1.
Упражнения, направленные на развитие рефлексии.
Автопортрет.
Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты.
Работа происходит в парах. В процессе выступления одного из партнеров другой может задавать уточняющие вопросы, для того, чтобы "автопортрет" был более полным. На обсуждение в парах отводится 15-20 минут.
По окончании задания участники садятся в круг и делятся впечатлениями.
Без маски.
Каждому участнику дается карточка с написанной фразой, не имеющей окончания. Без всякой предварительной подготовки он должен продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним. Если остальные члены группы почувствуют фальшь, участнику придется брать еще одну карточку. Примерное содержание карточек: "Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня..."
"Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это ..."
"Иногда люди не понимают меня, потому что я ..."
"Верю, что я ..."
"Мне бывает стыдно, когда я ..."
"Особенно меня раздражает, что я ..." и т.п."
Да.
Группа разбивается на пары. Один из участников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, " Странно, но я заметила за собой, что, когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков". Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа - "да".
Карусель.
В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься
Члены группы встают по принципу "карусели", т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный.
Примеры ситуаций:
Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече...
Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним...
Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.
После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече... Время на установление контакта и проведение беседы 3-4 минуты. Затем ведущий дает сигнал, и участники тренинга сдвигаются к следующему участнику.
Мои качества.
Каждый должен написать 10 положительных и 10 отрицательных своих качеств, затем проранжировать их. Следует обратить внимание на первые и последние качества.
Комиссионный магазин.
Предлагается поиграть в комиссионный магазин. Товары, которые принимает продавец - это человеческие качества. Например: доброта, глупость, открытость. Участники записывают на карточку черты своего характера, как положительные, так и отрицательные. Затем предлагается совершить торг, в котором каждый из участников может избавиться от какого-то ненужного качества, или его части, и приобрести что-либо необходимое. Например, кому-то не хватает для эффективной жизни красноречия, и он может предложить за него какую-то часть своего спокойствия и уравновешенности.
По окончании задания подводятся итоги и обсуждаются впечатления.
На упражнение отводится 20-25 минут
Проективный рисунок "Я такой, какой я есть".
Участники рисуют себя так, чтобы никто не видел. После этого рисунки собираются и смешиваются. Производится обмен впечатлениями по каждому рисунку.
Три имени.
Каждому участнику выдается по три карточки. На карточках нужно написать три варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.
Образно-рефлексивная процедура "Дерево".
1) Тренер предлагает участникам представить себе какое-нибудь дерево, после чего начинает задавать вопросы: Какое это дерево? Где оно растет? Высокое оно или нет? Какое время года? День или ночь? Запахи, звуки, ощущения?
2) После того, как участники представили себе каждый свое дерево, тренер предлагает ощутить и прочувствовать, как каждый участник подходит к своему дереву, проводит рукой по его стволу, обнимает его и ... входит в него, становится этим деревом. Каково быть этим деревом? Что и как каждый чувствует в этой роли? Глубоко ли уходят в землю корни? Густая ли крона? Устойчиво ли дерево стоит? Умывает ли его дождь? Греет ли его солнце? Дает ли земля точку опоры?
3) После того, как участники закончили упражнение, следует обсуждение в группе результатов визуализации.
Образно-рефлексивное упражнение "Подари себе имя".
1) Тренер предлагает участникам занять удобное положение, закрыть глаза и расслабиться.
2) Тренер говорит участникам: «Вспомните конкретное событие, когда вы чувствовали себя уверенным (успешным, удачливым, достигшим цели и т.д.). Вспомните: где и когда это событие произошло. Вспомните свои чувства в тот момент. Переживите вновь это событие».
3) По прошествии достаточного для выполнения задания времени (5-7 минут) тренер предлагает участникам группы обсудить результаты индивидуальной визуализации.
4) Каждый участник рассказывает группе об увиденном и пережитом в своем воображении конкретном событии с обязательной рефлексией источника своего позитивного чувства (уверенности, успешности, удачи и т.д.).
5) По окончании рассказа каждому участнику тренер с помощью группы придумывает новое имя. В котором бы отражалась самая суть получения эмоционального ресурсного состояния: «Я тот, который (ая) ... (делает то-то и то-то)» или «Я уверен (а) в себе, когда я ... (делаю то-то и то-то)».
Обсуждение в группе (при необходимости).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аникина В.Г. Психотехническая модель рефлексии: теоретические основания и описание / В.Г. Аникина // Психологический журнал. —2010. – №6. – С.50-56.
Гудонис В.П., Самашонок К.Л. Особенности адаптации детей и подростков, оставшихся без опеки родителей / В.П. Гудонис, К.Л. Самашонок // Дефектология. —2007. – №4. – С.70-76.
Дмитриева Т.В. Развитие рефлексии у студентов как педагогическая задача/ Т.В. Дмитриева // Вестник Тюменского государственного университета.—2009.—№ 5—с. 33-42.
Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В.Н. , Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России / В.К. Зарецкий, М.О. Дубровская, В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова.— М.: ООО «Вопросы психологии»,2002.—с. 208.
Курбатов А.В. Социализация подростков в современном обществе / А.В. Курбатов // Педагогика. —2009. – №3. – С.62-65.
Лукьянова М.В. Рефлексивность как характеристика развития личности школьника / М.В. Лукьянова // Педагогическое образование и наука. —2006 . – №5. – С.61-63.
http://rudocs.exdat.com/docs/index-228303.htmlhttp://kollegi.kz/publ/49-1-0-5376