Формирование личности, социально-психологические особенности развития в современных условиях


Формирование личности,
социально-психологические особенности развития
в современных условиях
Шагаева Т.Н.
Понятия возраста и кризиса в развитии человека имеют социальное содержание и в связи с этим социальную значимость, т.к. анализ данных явлений в жизни человека предполагает не только данность, но и определение перспективы в общесоциапьном аспекте.
Кризисы с внешней стороны характеризуются чертами, которые противоположны устойчивым, или стабильным, возрастам. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени (месяц, год) сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребёнка.
Особенности кризисов:
Границы, отделяющие начало и конец кризиса от сложных возрастов, в высшей степени не отчетливы. Кризис возникает незаметно -трудно определить момент его наступления и окончания.
Характерно резкое обострение кризиса, происходящее обычно в середине этого возрастного периода.
Значительная часть детей, переживающих критические периоды развития, обнаруживает трудновоспитуемость. Происходит острый конфликт с окружающими, внутренний конфликт. Но это происходит не обязательно.
Кризис является негативным фактором развития. На первый план выдвигаются процессы отмирания и свертывания, распада и разложения того, что образовалось на предшествующей ступени и отличало ребенка данного возраста. Ребёнок в критические периоды не столько приобретает, сколько теряет из приобретённого прежде опыта.
Итак, возрастные кризисы - это особый период жизни, характеризующийся резкими психологическими изменениями. Это процесс необходим для нормального личностного развития. Выделяют: кризис новорождённое™, кризис 1 года, кризис 3 лет, кризис 7 лет, кризис подросткового возраста, кризис юношеского возраста, кризис средних лет.
В своей статье я хочу остановиться на кризисе юношеского и студенческого возраста в связи с тем, что это период формирования социальной и гражданской зрелости. Степень готовности нового поколения к самостоятельной и самодостаточной жизни не может не беспокоить общество.
Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) - в буквальном смысле слова «третий мир», существующий между детством и взрослостью. К концу этого периода основные процессы биологического созревания в большинстве случаев завершены, так что дальнейшее физическое развитие можно рассматривать как принадлежащее к циклу взрослости. Социальный статус юношества неоднороден. Юность - завершающий этап социализации. Деятельность и ролевая структура личности на этом этапе уже приобретают ряд новых, взрослых качеств.
Главная социальная задача этого возраста - выбор профессии. Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути девушек и юношей, со всеми вытекающими отсюда социально-психологическими последствиями. Расширяется диапазон общественно-политических ролей и связанных с ними интересов и ответственности.
Промежуточность общественного положения и статуса юношества определяет и некоторые особенности его психики. Юношей ещё остро волнуют проблемы, унаследованные от подросткового этапа, — собственная возрастная специфика, право на автономию от старших и т.д. Но социальное и личностное самоопределение предполагает не столько автономию от взрослых, сколько чёткую ориентировку и определение своего места во взрослом мире. Юность - завершающий этап созревания и формирования личности. Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа «Я», т. е. целостного представления о самом себе. Образ «Я» включает 3 компонента: 1. Познавательный - знание себя, представление о своих качествах и свойствах.
2. Эмоциональный - оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и т.д. 3. Поведенческий — практичное отношение к себе. Юноша страстно хочет знать, кто он такой, чего он стоит, на что он способен. Есть два способа самооценки. Один состоит в том, чтобы соизмерить уровень своих притязаний с достигнутым результатом. Второй путь самооценки - социальное сравнение, сопоставление мнений о себе окружающих. Образы собственного «Я», как известно, сложны и неоднозначны. Тут и реальное «Я» (каким я вижу себя в реальный момент), и динамическое «Я» (каким я стараюсь стать), и идеальное «Я» (каким я должен стать, исходя из своих моральных принципов), и фантастическое «Я» (каким я хотел бы быть,если бы всё было возможным), и целый ряд других представляемых «Я». Даже самосознание зрелой личности не свободно от противоречий и не все самооценки адекватны.
Адекватность самооценки с возрастом повышается. Несовпадение ре- ] ального и идеального «Я» вполне естественное следствие роста самосознания и необходимая предпосылка целенаправленного самовоспитания.
Исключительно важной чертой личности, во многом закладываемой в ранней юности, является самоуважение, т.е. обобщенная самооценка, степень принятия или неприятия себя как личности. На формирование самоуважения влияют многие факторы - отношение родителей, положение среди сверстников и другие
Одной из важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Значительное влияние на личность юноши оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.
Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей.
I) подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определённую систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребёнка привычкой и внутренней потребностью;
идентификация: ребёнок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как они;
понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества:
механизм психологического противодействия: юноша, свободу которого жестко ограничивают, может выработать повышенную тягу к самостоятельности, а тот, кому всё разрешают, вырасти зависимым.
Наилучшие взаимоотношения старшеклассников с родителями складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности.
«Значимость» для юношей и девушек их родителей и сверстников принципиально не одинакова в разных сферах деятельности. Наибольшая автономия от родителей при ориентации на сверстников наблюдается в сфере досуга, развлечений, свободного общения, потребительских ориентации.
В сфере социального бытия в этот период молодёжь нашей страны, отличие от некоторых других стран, предпочитает иждивенческое ожидание содействия. Насколько такое положение обосновано - вопрос, требующий изучения.