«Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного обучения в образовательном учреждении»


Маркина В.А., педагог – психолог МБОУ «Заинская средняя общеобразовательная школа №2» Заинского муниципального района РТ.
«Психолого – педагогическое сопровождение инклюзивного обучения в образовательном учреждении»
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Это переосмысление обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознание обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.
Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации так называемой "безбарьерной среды" (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т.п.), но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования.Создание доступных школ и совместное обучение («включенное», или «инклюзивное» образование) способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное -изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как к полноценным людям, помогает «обычным» детям становиться более толерантными и научиться уважать другие личности.
Отличительными особенностями деятельности специалистов службы психолого-медико-педагогического сопровождения является командный стиль взаимодействия, систематическое обсуждение прохождения ребенком с ограниченными возможностями здоровья индивидуально-образовательного маршрута и его корректировка.
Составление учебных планов, продуманное использование учебно-методического и дидактического обеспечения позволяют осуществлять образовательную инклюзию, обеспечивать условия для получения знаний учениками с разными образовательными потребностями.
Психолого-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении строится на принципах:
– непрерывность обучения;
– системности;
– обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса;
– индивидуально-дифференцированный подход.
Большое внимание уделяется междисциплинарному взаимодействию специалистов сопровождения в обучении. То, насколько сотрудники объединены идеей инклюзивного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхода к сопровождению «особого» ребенка и его семьи, других участников образовательного процесса, напрямую влияет на эффективность работы, успешность сопровождения ребенка и эмоциональный климат в коллективе.Выделяют восемь принципов инклюзивного образования:
1.    Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;2.    Каждый человек способен чувствовать и думать;
3.    Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
4.    Все люди нуждаются друг в друге;
5.    Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6.    Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7.    Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8.    Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Основная проблема общества это неподготовленность большинства участников образовательного процесса и педагогов, и учащихся и их родителей к принятию детей с ОВЗ. Тем не менее, мы начали работу в этом направлении, а именно:
- в нашей школе 7 педагогов прошли курсы по инклюзивному обучению: директор, завуч и 5 учителей;
- дистанционное обучение: прослушивание семинаров и вебинаров по инклюзивному образованию;
- учет инвалидов с ОВЗ;
- воспитательная работа с учащимися;
- методическая работа.
В рамках воспитательной работы проводятся акции, мероприятия, классные часы, декады направленные на воспитание у обучающихся чувства толерантности, сопереживания, сочувствия, взаимопомощи и т.д. В методической работе идет создание адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ. Кроме того, в рамках внеурочной деятельности реализуются социальные проекты, например, осенью учащиеся 8 ых классов подготовили провели для детей с ОВЗ и детей – инвалидов по зрению благотворительную акцию «Мы вместе», в рамках реализации проекта «Дарим праздник».
Педагог – дополнительного образования вместе с детьми в рамках занятия своего кружка «Технология и дизайн» проводила занятия для детей коррекционной школы и детей детского сада «Дружная семейка». Эта работа освещалась в средствах массовой информации (газете «Новый Зай», на школьном сайте).
Но впереди еще много работы.
Инклюзивное образование – прогрессивный способ обучения, имеющий большие перспективы в современном обществе, и это дает надежду, что каждый ребенок с овз сможет получить качественное образование, адаптированное к его возможностям и потребностям, найти свое место в жизни.