Рабочая программа внеурочной деятельности Народные игры.


Пояснительная записка.
В связи с модернизацией Российского образования и введением новых федеральных образовательных стандартов возникла необходимость создания образовательных программ внеучебной деятельности.
«Народные игры» - это игры, которые направлены на развитие двигательных способностей, укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому развитию.
Это программа спортивно-оздоровительной направленности. Занятия спортивной деятельностью содействуют всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Новизна этой программы состоит в том, что дети знакомятся с историей возникновения народных игр, их видами и правилами. Эти игры, как песни и сказки, созданы народом. Они отлично закаляют тело и душу. Народные игры требуют много движений, находчивости, смекалки, ловкости и упорства. Проводятся они обычно на свежем воздухе на открытой площадке. Участвовать в таких играх могут ребята самых разных возрастов.
Актуальность. Дети очень любят играть. Игры ориентируют на такие важные компоненты как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование у учащихся потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, воспитание моральных и волевых качеств, формирование гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности. 
Целесообразность. Приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;
 Воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Цель программы: Содействие всестороннему развитию личности школьника.
Задачи программы:  
укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию;
обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; развитие двигательных (кондиционных и координационных) способностей; 
приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;
воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;      
содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.
Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу. Программа предусматривает 99 часов в год.
Направления программы:
Практическая. Изучение и проведение игры с инвентарём и без него. Занятия ведутся таким образом, что учитель сначала показывает и объясняет, а дети слушают и повторяют движения. В процессе игры вносятся поправки, даются указания.
Теоретическая. Проходит не более 5-10 минут, перед практической деятельностью и непосредственно связана с ней. Изучение истории возникновения игр. Виды игр. Снаряды и инвентарь для проведения игр. Знакомство с правилами игр. Техника безопасности при игре.
Коммуникативная. Участие в соревнованиях, спартакиадах, в группах…
Творческая. Задача педагога научить детей фантазировать, творчески мыслить. Дети любят придумывать, но важно научить их делать это с определённой направленностью. Дети вместе решают, вносят коррективы в игры, создавая свои собственные, делая игру более интересной и современной.
Методическое обеспечение программы:
Особенностью построения занятий является:
1. Темы построены от простого к сложному в определённой последовательности, с использованием разных спортивных снарядов и инвентаря.
2. На занятиях используются народные игры разных стран. Это позволяет расширить спектр знаний о жизни людей, направлять работу на  совершенствование прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактических взаимодействий (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимых при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах.
В результате обучения ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать интерес к игровой деятельности, умение самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
Оборудование и материалы, необходимые для занятий:
Мячи (малые и большие);
Кегли;
Городки;
Биты;
Скакалки;
Гимнастические палки, скамейки;
Булавы;
Маты, канат…
Ожидаемые результаты и способы определения результативности:
Для ребёнка важным показателем его успехов является:
Умение чётко объяснять и организовывать игры, вовлекая своих товарищей;
Коллективное участие в играх и соревнованиях разного уровня;
Предложения по проведению собственных авторских игр;
Крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры.
Средства диагностики:
Анализ анкет учащихся;
Отзывы родителей;
Тестирование.
К концу первого года обучения учащиеся должны знать:
- об истории возникновения народных игр, их правила;  - о способах и особенностях движений и передвижений человека;  - о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;  - об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;  - о терминологии разучиваемых игр, об их функциональном смысле и направленности воздействий на организм;    - об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактики осанки и поддержания достойного внешнего вида;    - о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения;
К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:
      - объяснить и проводить игры на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;      - контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;      - взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий.
Тематическое планирование
спортивно – оздоровительной направленности
«Народные игры».
1 год обучения.
Всего - 66 часов.
№ Тема Количество часов Оборудование
Русские народные игры - 38 часов.
1 Игры без инвентаря.
Невод. 1 не требуется
2 Невод, салки - выручалки1 не требуется
3 Разорванные цепи 1 не требуется
4 Перетягивание в парах 1 не требуется
5 Выталкивание из круга 1 не требуется
6 Эстафета «Гусеница» 1 не требуется
7 В обе стороны 1 не требуется
8 Коршун 1 не требуется
9 Третий лишний 1 не требуется
10 Ручеёк 1 не требуется
11 Вьюнок 1 не требуется
12 Матрёшка 1 не требуется
13 Сковорода 1 не требуется
14 Дорожка 1 не требуется
15 Чехарда 1 не требуется
16 Четыре угла. Основная игра. 1 не требуется
17 Эстафета «Забеги». 1 не требуется
18 Игры с мячом.
Цари. 1 Мяч
19 Стой! 1 Малые мячи
20 Защищай товарища 1 Мяч
22 Мяч через сетку 1 4 мяча
23 Самая быстрая 1 Мяч
24 Я знаю… 1 Мячи
25 Собачки 1 Мячи
26 Свечки 1 Мяч
27 Дракон 1 Малые мячи
28 Эстафета с мячами 1 Мячи
29 Игры с верёвочкой.
Два стула и верёвочка. 1 Стулья, скакалка
30 Лебедь, рак да щука. 1 Скакалки
31 Перетягивание каната 1 Канат
32 Игры с разным инвентарём.
Колечко 1 Колечко
33 Алёнушка и Иванушка 1 Колокольчик
34 Платочек 1 Платочек
35 Бабки. «Через кон» 1 Бабка-палочка, бабки – чурки
36 Чижик 1 Палка (бита), колышки.
37 Котлы 1 Палочки
38 Клёк 1 Палка (бита), чурка
Современные игры России – 21 часов.
39(1) Игры без инвентаря.
Эстафета в парах. 1 не требуется
40(2) Классики 1 не требуется
41(3) Вызов номеров 1 Стойки
42(4) Паровозик 1 Стойки
43(5) Западня 1 не требуется
44(6) Змейка 1 не требуется
45(7) Темп 1 не требуется
46(8) Ипподром 1 не требуется
47(9) Хлопки 1 не требуется
48(10) Игры с мячом.
Передал - садись! 1 2 - 3 мяча
49(11) Мяч соседу 1 Мяч
50(12) Горячая картошка. 1 Мяч
51(13) Пятнашки 1 Мяч
52(14) Игры с обручами.
Тоннель из обручей 1 Обручи
53(15) Заяц без дома 1 Обручи
54(16) Перемена мест 1 Обручи, мел
55(17) Эстафета с обручами 1 Обручи
56(18) Игры со скакалкой.
Десяточки 1 Скакалка
57(19) Кто быстрее .1 2 стула, скакалка
58(20) Прыжки через длинную скакалку. 1 2 скакалки, связанные вместе.
59(21) Эстафета с скакалками. 1 Скакалки
Игры народов мира – 7 часов.
60(1) «Белая палочка», Таджикистан 1 Палочка
61(2) «Рыбки в неводе», Новая Гвинея 1 не требуется
62(3) «Маляр и краски», Татарстан 1 Скамейки
63(4)
Белорусская игра «Лес, болото, дерево» 1 не требуется
64(5) Молдавская игра «Лошадка» 1 Повязки для лошадок
65(6) Украинская игра «Хромая уточка» 1 не требуется
66(7) Заключительное занятие. «Эстафета любимых игр». 1 Разные
Общеобразовательное учреждение Гимназия г. Сызрани
Образовательная
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
спортивно-оздоровительной направленности
«Народные игры»
Автор: Зиновьева С.В.
г. Сызрань, 2011