Программа кружка декоративно — прикладного искусства Бисероплетение

Департамент образования администрации г. Нижнего Новгорода
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №77



УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
_________________ Н.Ф.Атамашкина


Дополнительная образовательная программа
кружка декоративно-прикладного искусства

«Рукотворное чудо»

Раздел «Бисероплетение»

Для обучающихся в возрасте от 7 до 10 лет
Срок реализации – 3 года

Автор: Михеева Марина Валерьевна


Решением педагогического совета № _______ от____________
дополнительная образовательная программа
рекомендована для занятий кружка декоративно-прикладного искусства





Нижний Новгород 2012

Пояснительная записка
Программа «Бисероплетение» по содержанию является  художественно-эстетической; по функциональному предназначению - прикладной; по форме организации - кружковой; по времени реализации – трехгодичной.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей младшего школьного возраста. Работа с обучаемыми строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребёнка.
Актуальность программы обусловлена тем, что она содержит в себе большой потенциал для освоения культурного наследия и исторической самобытности России, нравственных ценностей народа.
Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального развития и духовного воспитания личности ребёнка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Данная программа призвана научить детей не только репродуктивным путём осваивать сложные трудоёмкие приёмы и различные техники бисероплетения, но и побудить к выполнению творческой работы. В мире, где идёт быстрый рост объёма знаний и снижение познавательной предметно-практической деятельности учащихся, данный вид деятельности особенно ценен.
В основу программы положены следующие принципы обучения:
Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей. Содержание, формы и методы работы подбираются с учётом возраста и особенностей детей.
Принцип доступности и посильности – реализуется в делении учебного материала на этапы, соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям, уровню подготовленности детей.
Принцип наглядности. Благодаря применению наглядности у детей развивается внимание, наблюдательность, культура мышления, творчество, интерес к учению.
Принцип развивающего обучения. Подбор содержания материала, форм и методов работы, способствующих развитию творческих способностей каждого ребёнка.
Принцип прочности. Основательное изучение материала, при котором дети всегда могут воспроизвести его по памяти, пользоваться им как в учебных, так и в практических целях.
Принцип сотрудничества и сотворчества педагога и воспитанников.
Принцип культуросообразности. Строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, способствует пробуждению интереса к культуре своей Родины, истокам народного творчества, а также к традициям бисероплетения, распространённым у разных народов России.









Цель: Приобщение учащихся к современному прикладному искусству через овладение навыками бисерного рукоделия.
Задачи:
привить интерес к работе с бисером и побудить желание совершенствования в данном направлении декоративно-прикладного творчества;
развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к своим работам;
воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения декоративно-прикладного творчества на основе коллективного труда с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.
Программа способствует:
повышению внутренней мотивации ребенка;
появлению уверенности в своих силах, умению находить варианты решения при изготовлении изделий из бисера;
возникает желание добиться планируемого результата;
приобретается навык самостоятельной работы;
развитию тонких движений пальцев рук;
созданию творческой атмосферы в группе воспитанников на основе взаимопонимания и сотрудничества для выполнения коллективной работы;
показу красоты и неповторимости изделий, выполненных из бисера.
На занятиях бисероплетения учащиеся получают знания, умения и навыки в данной области, красотой, неповторимостью, с преимуществом изделий выполненных из бисера, а также приучаются к аккуратности, экономии материалов, точности исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с ножницами и проволокой, нитками, иголкой. Изложение учебного материала имеет ту эмоционально-логическую последовательность, которая неизбежно приведет детей к высшей точке удивления и переживания; самоопределения и самоутверждения в коллективе и жизни в целом; общения в совместной деятельности сверстников; самоуважения и укрепления статуса обучаемого, популяризируя даже незначительные успехи в сфере обучения.
Программа рассчитана на возраст 7-10 лет, срок реализации 3 года.
Занятия проводятся 1 раза в неделю, 38 часов в год. В течение первого года обучения – 34 часа, т.к. занятия в каникулярный период не проводятся.
Количество детей в группе – 10 – 15 человек.





Организация образовательного процесса
Дети младшего школьного возраста не готовы к длительной трудоёмкой работе, для них велика потребность в игре (ролевой, сюжетной, познавательной). Для них даются специальные задания в игровой форме, предлагаются упрощённые схемы по бисероплетению. В этом возрасте для ребёнка очень важна оценка его деятельности, поэтому в обучении используется метод поощрения. Подбираются соответственно возрасту образцы – доступные, яркие, красочные. Хорошие результаты в обучении даёт сочетание труда с игрой, в которой максимально проявляются инициативность, самодеятельность, соревновательность самих детей. Распределение ролей в коллективе (консультант, художник, оформитель выставок) воспитывает ответственность, серьёзное отношение к порученному делу. На занятиях с детьми младшего школьного возраста используется коллективная работа, т.к. большой объём работ пугает, поэтому масштабную работу лучше делать сообща, она помогает быстрее изучить многие приёмы бисероплетения, морально подготовить детей к выполнению объёмных изделий собственными силами.
Формы проведения занятий разнообразны: вводное, практическое, занятие ознакомления, усвоения, применения на практике, повторения, обобщения и контроля полученных знаний.
Во время обучения дети знакомятся с различными видами бисероплетения, с историей возникновения искусства плетения из бисера, получают знания о бисере как материале, его разновидностях, свойствах (классификация бисера), изучают основы цветоведения и композиции, учатся гармонично сочетать цвета.
Занятия по бисероплетению развивают внимание, зрительное и тактильное восприятие, усидчивость, трудолюбие.
В течение учебного года проводятся выставки: тематические, итоговые.
Ожидаемые результаты.
1 год обучения:
Знания:
Правила техники безопасности при работе со специальными материалами, используемыми в бисероплетении (бисер, стеклярус, бусины, ножницы и др.);
Основные понятия в цветоведении (основные и дополнительные цвета, цветовой круг, тёплые и холодные цвета и др.);
Основные законы композиции;
Основные понятия в плетении на проволочной основе (параллельное, игольчатое, петельное)
Основные сведения об истории возникновения бисероплетения;
Виды и свойства бисера.
Умения:
Владеть основными приёмами плетения на проволочной основе (различать виды плетения в готовом изделии; прочитать схему изделия, проплести его; закрепить и нарастить проволоку)

2 год обучения:
Знания:
Понятие гармоничное сочетание цветов;
Основные понятия в плетении на проволочной основе (объёмное, дуговое плетение)
Умения:
Владеть основными приёмами работы на проволочной основе, используя элементы комбинирования;
Контролировать качество выполняемого изделия;
Устранение возможных дефектов в работе самостоятельно;
Свободно пользоваться описаниями и схемами по бисероплетению, предложенными педагогом.

3 год обучения :
Знания:
Закрепление основных понятий в плетении на проволоке и леске.
Умения:
Выполнение творческих работ с использованием различных материалов;
Выполнение работ больших по объёму;
Оказывать помощь сверстникам.
На первом году обучения обучаемые получают элементарные навыки работы с бисером, овладевают способами плетения (петельный, параллельный, игольчатый). Дети учатся низать бисер на проволоку, читать схемы.
Познакомив учащихся с увлекательным искусством бисероплетения, дав начальные знания предмета, педагог прививает интерес к дальнейшей работе с бисером, пробуждает желание совершенствоваться.
На втором году обучения учащиеся закрепляют умения и навыки работы с проволокой полученные на первом году обучения; продолжают овладевать более сложными приемами бисероплетения. Знакомятся со способами совмещения цветовой гаммы в изделиях. Именно на этом этапе проявляется творческая активность обучаемых на занятиях, способность мыслить, сочинять, создавать необычные затейливые вещи на основе полученных ранее знаний.
Результаты третьего года обучения - оформление детьми более сложных работ на основе составленных эскизов (панно и композиций). В этой деятельности проявляются миросозерцание и миропонимание окружающей природы, самоутверждение в обществе, самобытность и мастерство подрастающего поколения.
















Способы отслеживания и контроля результатов.
В течение учебного года контроль результатов обучения осуществляется посредством: наблюдения, подведения итогов занятия (анализ готового изделия или этапа работы при его изготовлении), выполнение практических заданий различных уровней сложности, устного опроса, коллективной творческой деятельности, итоговых занятий по темам, выставок
По окончанию каждой темы проводится тематический контроль (тематические выставки). В конце учебного года проводится итоговый контроль с целью определения степени достижения результатов обучения, ориентации обучающихся на дальнейшее развитие и обучение.








































Первый год обучения – 34 ч.
Учебно-тематический план
№ пп
Раздел, тема
Количество часов



Всего
Теоретич. занятия
Практич. занятия

1
 Введение в программу. Знакомство с техникой плетения
2
1
 1

1.1
 Техника безопасности при работе с бисером. Организация рабочего места.

0,5
0,5
 

1.2
Правила чтения схемы.
1

1

1.3
 Знакомство с техникой параллельного плетения
0,5
0,5
 

2
 Изготовление поделок в технике параллельного плетения
18
2
16

2.1
 Изготовление миниатюры «Мячик»
2

2

2.2
 Изготовление миниатюры «Маленькая рыбка»
2

2

2.3
 Изготовление миниатюры «Водоросли»
1

1

2.4
 Изготовление композиции «Обитатели подводного мира»
6
1
5

 2.5
Изготовление поделки «Новогодняя ёлочка»
4

4

2.6
Миниатюра «Жираф»
3
1
2

3.
Изготовление поделок в технике петельного плетения.
14
4
10

3.1
Знакомство с петельным способом плетения.
1
1


3.2
Миниатюра «Маленькая бабочка»
3
1
2

3.3
Миниатюра «Стрекоза»
3
1
2

3.4
Изготовление композиции «На лугу»
7
1
6

Введение в программу. Подготовка к работе. Вводное занятие. Организация рабочего места. Техника безопасности при работе с бисером, проволокой, ножницами. Различные виды бисера, бусин, стекляруса, виды проволоки. Схемы. Практические работы. Тренировочные упражнения параллельного, петельного, игольчатого способа плетения. Оформление готовых изделий для выставки.
Второй год обучения – 38 ч.
Учебно-тематический план
№ пп
Раздел, тема
Количество часов



Всего
Теоретич. занятия
Практич. занятия

1
Вводное занятие. Техника безопасности при работе с бисером.
1
1


2
Техника объёмного плетения
19
9
10

2.1
Знакомство с техникой. Чтение схем.
1
1


2.2
Миниатюра «Крокодил»
2
1
1

2.3
Миниатюра «Мышка»
2
1
1

2.4
Миниатюра «Шмель»
2
1
1

2.5
Миниатюра «Большая бабочка»
2
1
1

2.6
Миниатюра «Жук»
2
1
1

2.7
Миниатюра «Радуга»
2
1
1

2.8
Миниатюра «Золотая рыбка»
2
1
1

2.9
Миниатюра «Морской конёк»
4
1
3

3.
Изготовление цветов
6
1
5

4
Подготовка композиций
12
2
10

4.1
Композиция «Подводный мир»
6
1
5

4.2
Композиция «Краски лета»
6
1
5

Введение в программу. Учащиеся повторяют и закрепляют знания по организации рабочего места. По технике безопасности при работе с ножницами, проволокой, бисером. Подготовка к работе. Вводное занятие. Виды бисера, бусин, стекляруса, виды проволоки. Схемы. Практические работы. Тренировочные упражнения параллельного, петельного, объёмного способа плетения. Оформляют изделия для выставки.

Третий год обучения – 38 ч.
Учебно-тематический план
№ пп
Раздел, тема
Количество часов



Всего
Теоретич. занятия
Практич. занятия

1
Вводное занятие. Техника безопасности при работе с бисером.
1
1


2
Плетение способом «крестики»
9
3
6

2.1
Плетение цепочки «крестики» двумя иглами
3
1
2

2.2
Плетение цепочки «крестики» одной иглой
3
1
2

2.3
Плоское соединение цепочек
3
1
2

 3
Объёмные цветы
12
2
10

3.1
Изготовление объёмных цветов с круглыми лепестками
6
1
5

3.2
Изготовление объёмных цветов с острыми лепестками
6
1
5

4
Изготовление колье
10
1
9

5
Изготовление заколок
5
1
4

6
Подготовка и оформление итоговой выставки
1

1

Введение в программу. Повторение техники безопасности по работе с ножницами, иголкой, нитками, бисером. Повторение техник плетения (параллельного, петельного, объёмного). Знакомство с приёмами и способами плетения различных колье, цепочек, заколок. Выбор цветовой гаммы бисера. Выбор бисера по форме и размеру. Выполнение эскизов. Изготовление панно и композиций по выполненным эскизам.
На итоговом занятии демонстрируются творческие работы. Готовится и проводится итоговая выставка.







Литература
1. Божко Л.А. Бисер. – М.: Мартин, 2002.
2. Манкова Т.Н. Бисерная миниатюра: как создать объём. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
3. Мартынова Л.Н. Фигурки из Бисера. – М.: Культура и традиции, 2004.
4. Федотова М.В., Валюх Г.М. Цветы из бисера. - М.: Культура и традиции, 2004.

Методическое обеспечение
Для занятий по программе необходимы следующие средства и материалы: фломастеры, тетради, бисер, проволока, леска, цветной картон, застёжки для колье, заколки.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615






15