Рабочая программа кружка Бисероплетение


Муниципальное казенное образовательное организация.
Угольнинская средняя общеобразовательная школа.
Утверждаю:
Директор учреждения
Федотова М.Г._______________
Протокол педагогического совета
от «___»_____________2015 – 2016 г. №
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружок «Бисероплетение»
Учитель технологии Горохов Иннокентий Дмитриевич.
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
2.1. Направленность дополнительной образовательной программы;
Программа художественно-эстетической направленности.
2.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность;
Актуальность программы заключается в творческой самореализации личности ребенка.
При реализации программы используются педагогические технологии, адекватные её целям и задачам. На занятиях реализуется единство обучения, воспитания и развития личности.
2.3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы;
Цель программы: развитие творческих способностей обучающихся через овладение разнообразными методами техники низания и приобщения к национальной культуре.
Учебно-воспитательные задачи программы:
- обучать детей искусству плетения из бисера;
- воспитание трудолюбия, усидчивости, внимания, аккуратности;
- развитие трудовых навыков, умения доводить начатое дело до конца;
- формирование дружного сплоченного коллектива;
- развитие творческой и трудовой активности детей и их стремление к
самостоятельной деятельности.
2.4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы:
Бисерное рукоделие, как и любой вид художественного творчества, постоянно развивается. Появляются более совершенные и сложные приемы изготовления изделий из бисера, новые оригинальные изделия.
Бисер – материал древний и вечно юный. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и художественные пристрастия. Несмотря на то, что приемы работы с бисером у разных народов имеют много общего, сами изделия отражают национальный колорит и своеобразие.
Знакомство с общими чертами народного искусства способствует решению трудных педагогических задач в области эстетического воспитания.
Работа детей в кружке по бисероплетению имеет большое воспитательное значение для развития у детей художественного вкуса, интереса к искусству своего народа, его истории и традициям, для профессиональной ориентации.
2.5. Возраст учащихся, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы:
В реализации данной образовательной программы участвуют дети 7 — 14 лет.
2.7. Формы и режим занятий;
Формы организации детей на занятии: групповая, индивидуальная.
Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю по два академических часа с 10 минутными перерывами. Наполняемость группы – 15 человек соответственно.
2.8. Ожидаемые результаты и способы их проверки;
После освоения программы обучения учащиеся должны:
Знать:
Какие виды бисера необходимы для работы;
Как правильно организовать своё рабочее место;
Техники плетения из бисера на проволочной основе;
Простые украшающие швы;
Основы бисерной вышивки по контуру рисунка;
Уметь:
Правильно организовать своё рабочее место;
Подбирать бисер для работы по цветовой гамме;
Читать схемы выполнения сувениров из бисера;
Уметь работать с бисером в техниках, предусмотренных программой;
Уметь работать с иглой и ножницами;
Выполнять простые украшающие швы;
Оформлять игрушку-сувенир из ткани и бисера.
2.9. Формы подведения итогов реализации дополнительной
образовательной программы:
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы проводится в форме выставки.
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (УТП)
№ п/п
Раздел, тема
Количество часов
всего
теория
практика
1.
Р. 1. Основные техники и виды работ с бисером
12
2
10
2.
Р. 2. Простое плетение
18
-
18
3.
Р. 3. Изготовление цветов во французской технике
48
6
42
4.
Р. 4. Изготовление деревьев способом «скрутка»
8
2
6
5.
Р. 5. Плоские фигурки животных
10
2
8
6
Р. 6. По мотивам сказок
14
1
13
7
Р. 7. Объемные фигурки
10
1
9
8
Р. 8. Украшения
10
1
9
9
Р. 9. Вышивка бисером
10
1
9
10
Р. 10. Продольное низание
4
2
2
Итого часов:
72
18
54
4. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
 Р. 1. Основные техники и виды работ с бисером
Теория: Знакомство с детьми. Организационные вопросы. Рабочее место и его
организация. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические требования. Правила внутреннего распорядка в кабинете. Беседа «История возникновения бисера в России»,возможности техники «Параллельное, петельное, игольчатое плетение». Требования к бисеру. Технология выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев в данной технике.
Практика: выполнение на выбор сувениров из бисера на проволочной основе в технике петельного плетения.
Р. 2. Простое плетение
Теория: возможности выполнения сувениров простым плетением.
Практика: выполнение сувениров по выбору простым плетением.
Р. 3. Изготовление цветов во французской технике
Теория: Особенности французской техники. Её возможности. Приёмы работы. Правила работы с капроновой нитью и бисерной иглой.
Практика: выбор и выполнение цветов, броши, зверушек, насекомых.
Р. 4. Изготовление деревьев способом «скрутка»
Теория: способ плетения«скрутка», низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. (Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем). Наращивание проволоки. Цветовое и композиционное решение.
Практика: выполнение отдельных элементов цветов. Сборка цветов. Составление композиций букетов. Придание эстетического вида, обкручивание стебля зеленой ниткой. Сборка и закрепление цветов в вазе. Использование цветов для оформления интерьера.
Р. 5. Плоские фигурки животных
Теория: материалы, необходимые для работы. Правила работы с фигурками животных. Технология изготовления деталей.
Практика: выбор фигурок животных для выполнения. Подбор бисера для работы. Выполнение элементов из бисера. Оформление работ.
Р. 6. По мотивам сказок
Теория: анализ образцов. Приемы бисероплетения, используемые для изготовления сказочных персонажей: параллельное, петельное.
Комбинирование приемов. Техника выполнения.  Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.
Практика: выполнение отдельных элементов Сборка и закрепление элементов.
Р. 7. Объемные фигурки
Теория: материалы, необходимые для работы. Правила работы с объемными фигурками. Технология изготовления деталей.
Практика: выбор фигурок для выполнения. Подбор бисера для работы. Выполнение элементов из бисера. Оформление игрушки.
Р. 8. Украшения
Теория: анализ готовых образцов украшений, работа со схемой изделия, проговаривание этапов изготовления украшения. Виды застёжек, правила крепления застёжки. Правила закрепления и наращивания нити.
Практика: изготовление различных украшений с использованием уже изученных техник плетения, отработка навыков крепления застёжки, закрепления нити.
Р. 9. Вышивка бисером
Теория: виды простых украшающих швов. Технология выполнения швов:
«вперёд иголку», «шнурок», «назад иголку», «строчка», «стебельчатый», «петельный». Приёмы работы. Основные приёмы бисерной вышивки по контуру рисунка: нашивание одиночных бусин и бисерин, технология выполнения мелких цветов из бисера, цветов с использованием «риса», остроконечных листьев.
Практика: вдевание иглы и закрепление нити на ткани. Выполнение простых украшающих швов, цветов и листьев из бисера на образце. Приобретение навыков в работе.
Р. 10. Продольное низание
Теория: материалы и инструменты. Организация рабочего места. Техника «Продольного низания». Схемы выполнения сувениров из бисера. Приёмы работы.
Практика: повторение техники «Продольное низание». Чтение схем плетения. Подбор бисера для работы по цветовой гамме. Выполнение сувениров по выбору.
5 . МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Основные методы и приёмы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, демонстрация изделий, беседа, показ приёмов работы, чтение схем, упражнения на разных изделиях, практическая работа, проблемные вопросы.
На занятиях используются наглядные пособия, методические подборки, готовые изделия.
В процессе обучения важно поддерживать стремление воспитанников освоить данную технику, помочь преодолеть возникающие трудности, создать ситуацию успешности, поощрять фантазию, творческое отношение к работе.
Большое напряжение на зрение, манипулирование с мелкими бисеринами вызывает быстрое утомление. Для предотвращения перегрузки и снятия усталости следует организовывать для воспитанников технологические перерывы, переключать внимание на другую работу. С этой целью чередуем индивидуальную и фронтальную формы работы, практическую работу с изучением теоретических вопросов, с просмотром журналов, иллюстраций, готовых изделий.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Л.Г. Куликова, Л.Ю. Короткова «Цветы из бисера»: букеты, панно, бутоньерки. Москва., Издат. Дом МСП, 2001г.
2. Марина Ляукина БИСЕР. Москва. «АСТ-ПРЕСС КНИГА». 2001г.
3.Городской дворец творчества юных. ВЫШИВКА. Рекомендации руководителям кружков. С-Пб. 1991г.
4.И.А.Дудулина «Ручная вышивка для всех» С-Пб . 1995г.
5.с Кочетова Мягкая игрушка. «Игрушка с бисером». С-Пб. «ВАЛЕРИ СПД». 2001г.
Календарно тематический план кружка «Остров Мастеров»
На 1 год обучения
(27 занятия,1 ч. в неделю)
сроки
№ занятия Тема Краткое содержание Задачи Дата проведения
Сентябрь
«В чудесном лесу» 1занятие
2 занятие
3 занятие
Вводное занятие
Сбор природного материала. Подготовка природного материала
Конструирование из шишек «Ёжик» Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов,методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.
Ознакомление с природным материалом: палочками, ракушками, ягодами рябины, семенами яблок, тыквы, кабачков, крылатками клена, ягодами шиповника.
Использование естественной формы фактуры природного материала. Изготовление поделок с использованием природного материала, соединение отдельных частей при помощи проволоки, клея ПВА, ниток.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Учить детей видеть конструкцию предмета и анализировать её с точки зрения практического назначения. Развивать творчество, сенсорику, мелкую моторику рук, пространственное воображение, глазомер, способность самостоятельного выполнения и создания различных поделок. Развивать тактильную чувствительность рук детей, формировать практические трудовые навыки. Воспитывать чувство прекрасного, трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. созданию поделок. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, точность, терпение.  
Октябрь 4 -5 занятие Настенное понно «осень» Освоение приемов резания ножницами, склеивания, нанизывания ягод , семян на иголку с ниткой.  
6 занятие Панно «Рябина»  
Лепка из соленого теста с использованием природного материала  
Ноябрь
«Бумажная фантазия» 7 занятие Знакомство с видами бумаги Плоскостные и объёмные – сходство и различие. Знакомство с видами бумаги: чертежно – рисовальная, , оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картоном цветным, тонким, упаковочным; открытками, салфетками, фантиками. Выбор картона и бумаги.
 
8 - 9 занятие Торт из гофротрубочекИзготовление поделки из гофрированной бумаги
разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки.
 
10 занятие «Волшебная
Шкатулка» Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки.
 
Декабрь 11- 12 занятие Композиция «Зимний лес» Изготовление подделки из бумаги, фольги  
13 занятие «Объемные снежинки» Конструирование объемной модели из бумаги и бросового материала  
Январь
«В Царстве тканей и ниток» 14 - 15 занятие «Мохнатый домовенок» Изготовление игрушки из ткани  
16 занятие Понно «Зимний лес» Изготовление аппликации из нитяной крошки.
резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток  
Февраль
17-18 занятие Понно «Сказка своими руками» Работа с тканью с использованием бросового материала  
19 занятие «Брелок погоны»
Работа с тканью  
Март
«Волшебное тесто» 20 занятие Вводное занятие с работой теста Знакомство с историей и свойствами тесто, приготовление тесто  
21 – 22 занятие «Шкатулка маме» Работа из теста с использованием бросового материала, рельефные композиции  
Апрель
«Остров ненужных вещей» 23 -24 занятие « Изготовление поделки из cd-дисков «Подсвечник “В глубинах океана» Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала.Рассматривание образцов игрушек. Объяснение преимуществ этих игрушек. Формирование устойчивого интереса к работе с различными материалами.
Изготовление игрушек из пластмассовых бутылок, стаканчиков, баночек из-под ваты, компьютерных дисков, кусочков поролона, проволоки. Соединение отдельных деталей поделок различными способами при помощи клея и ниток. Оформление поделки, используя бусы, бисер, стеклярус, лоскутки кожи и ткани, блестки
Конструирование модели с использованием бросового материала
 
25 занятие Изготовление поделки к пасхе «Яйцо» Изготовление пасхального яйца  
Май 26 занятие Сувенир «Подкова на удачу» Изготовления сувенира с использованием ниток  
27 занятие Выставка работ Подведение итогов  
Календарно тематический план кружка «Остров Мастеров»
На 1 год обучения
(27 занятия,1 ч. в неделю)
сроки
№ занятия Тема Краткое содержание Задачи Дата проведения
Сентябрь
«В чудесном лесу» 1занятие
2 занятие
3 занятие
Вводное занятие
Сбор природного материала. Подготовка природного материала
Конструирование из шишек «Ёжик» Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов,методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.
Ознакомление с природным материалом: палочками, ракушками, ягодами рябины, семенами яблок, тыквы, кабачков, крылатками клена, ягодами шиповника.
Использование естественной формы фактуры природного материала. Изготовление поделок с использованием природного материала, соединение отдельных частей при помощи проволоки, клея ПВА, ниток.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Учить детей видеть конструкцию предмета и анализировать её с точки зрения практического назначения. Развивать творчество, сенсорику, мелкую моторику рук, пространственное воображение, глазомер, способность самостоятельного выполнения и создания различных поделок. Развивать тактильную чувствительность рук детей, формировать практические трудовые навыки. Воспитывать чувство прекрасного, трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. созданию поделок. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, точность, терпение.  
Октябрь 4 -5 занятие Настенное понно «осень» Освоение приемов резания ножницами, склеивания, нанизывания ягод , семян на иголку с ниткой.  
6 занятие Панно «Рябина»  
Лепка из соленого теста с использованием природного материала  
Ноябрь
«Бумажная фантазия» 7 занятие Знакомство с видами бумаги Плоскостные и объёмные – сходство и различие. Знакомство с видами бумаги: чертежно – рисовальная, , оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картоном цветным, тонким, упаковочным; открытками, салфетками, фантиками. Выбор картона и бумаги.
 
8 - 9 занятие Торт из гофротрубочекИзготовление поделки из гофрированной бумаги
разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки.
 
10 занятие «Волшебная
Шкатулка» Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки.
 
Декабрь 11- 12 занятие Композиция «Зимний лес» Изготовление подделки из бумаги, фольги  
13 занятие «Объемные снежинки» Конструирование объемной модели из бумаги и бросового материала  
Январь
«В Царстве тканей и ниток» 14 - 15 занятие «Мохнатый домовенок» Изготовление игрушки из ткани  
16 занятие Понно «Зимний лес» Изготовление аппликации из нитяной крошки.
резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток  
Февраль
17-18 занятие Понно «Сказка своими руками» Работа с тканью с использованием бросового материала  
19 занятие «Брелок погоны»
Работа с тканью  
Март
«Волшебное тесто» 20 занятие Вводное занятие с работой теста Знакомство с историей и свойствами тесто, приготовление тесто  
21 – 22 занятие «Шкатулка маме» Работа из теста с использованием бросового материала, рельефные композиции  
Апрель
«Остров ненужных вещей» 23 -24 занятие « Изготовление поделки из cd-дисков «Подсвечник “В глубинах океана» Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала.Рассматривание образцов игрушек. Объяснение преимуществ этих игрушек. Формирование устойчивого интереса к работе с различными материалами.
Изготовление игрушек из пластмассовых бутылок, стаканчиков, баночек из-под ваты, компьютерных дисков, кусочков поролона, проволоки. Соединение отдельных деталей поделок различными способами при помощи клея и ниток. Оформление поделки, используя бусы, бисер, стеклярус, лоскутки кожи и ткани, блестки
Конструирование модели с использованием бросового материала
 
25 занятие Изготовление поделки к пасхе «Яйцо» Изготовление пасхального яйца  
Май 26 занятие Сувенир «Подкова на удачу» Изготовления сувенира с использованием ниток  
27 занятие Выставка работ Подведение итогов  
Календарно тематический план кружка «Остров Мастеров»
На 1 год обучения
(27 занятия,1 ч. в неделю)
сроки
№ занятия Тема Краткое содержание Задачи Дата проведения
Сентябрь
«В чудесном лесу» 1занятие
2 занятие
3 занятие
Вводное занятие
Сбор природного материала. Подготовка природного материала
Конструирование из шишек «Ёжик» Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов,методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.
Ознакомление с природным материалом: палочками, ракушками, ягодами рябины, семенами яблок, тыквы, кабачков, крылатками клена, ягодами шиповника.
Использование естественной формы фактуры природного материала. Изготовление поделок с использованием природного материала, соединение отдельных частей при помощи проволоки, клея ПВА, ниток.
Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.
Учить детей видеть конструкцию предмета и анализировать её с точки зрения практического назначения. Развивать творчество, сенсорику, мелкую моторику рук, пространственное воображение, глазомер, способность самостоятельного выполнения и создания различных поделок. Развивать тактильную чувствительность рук детей, формировать практические трудовые навыки. Воспитывать чувство прекрасного, трудолюбие, аккуратность, желание доводить начатое дело до конца. созданию поделок. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, точность, терпение.  
Октябрь 4 -5 занятие Настенное понно «осень» Освоение приемов резания ножницами, склеивания, нанизывания ягод , семян на иголку с ниткой.  
6 занятие Панно «Рябина»  
Лепка из соленого теста с использованием природного материала  
Ноябрь
«Бумажная фантазия» 7 занятие Знакомство с видами бумаги Плоскостные и объёмные – сходство и различие. Знакомство с видами бумаги: чертежно – рисовальная, , оберточная, обойная, гофрированная, цветная и промокательная, бархатная; картоном цветным, тонким, упаковочным; открытками, салфетками, фантиками. Выбор картона и бумаги.
 
8 - 9 занятие Торт из гофротрубочекИзготовление поделки из гофрированной бумаги
разметка и измерение бумаги разной по фактуре, плотности и цвету. Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки.
 
10 занятие «Волшебная
Шкатулка» Складывание бумаги, сгибание пополам, резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток, проволоки. Работа по выкройке и чертежу. Применение операций склеивания и сшивания деталей из бумаги и картона. Сборка и оформление игрушки.
 
Декабрь 11- 12 занятие Композиция «Зимний лес» Изготовление подделки из бумаги, фольги  
13 занятие «Объемные снежинки» Конструирование объемной модели из бумаги и бросового материала  
Январь
«В Царстве тканей и ниток» 14 - 15 занятие «Мохнатый домовенок» Изготовление игрушки из ткани  
16 занятие Понно «Зимний лес» Изготовление аппликации из нитяной крошки.
резание ножницами, соединение деталей с помощью клея, ниток  
Февраль
17-18 занятие Понно «Сказка своими руками» Работа с тканью с использованием бросового материала  
19 занятие «Брелок погоны»
Работа с тканью  
Март
«Волшебное тесто» 20 занятие Вводное занятие с работой теста Знакомство с историей и свойствами тесто, приготовление тесто  
21 – 22 занятие «Шкатулка маме» Работа из теста с использованием бросового материала, рельефные композиции  
Апрель
«Остров ненужных вещей» 23 -24 занятие « Изготовление поделки из cd-дисков «Подсвечник “В глубинах океана» Ознакомление с техникой изготовления поделок из бросового материала.Рассматривание образцов игрушек. Объяснение преимуществ этих игрушек. Формирование устойчивого интереса к работе с различными материалами.
Изготовление игрушек из пластмассовых бутылок, стаканчиков, баночек из-под ваты, компьютерных дисков, кусочков поролона, проволоки. Соединение отдельных деталей поделок различными способами при помощи клея и ниток. Оформление поделки, используя бусы, бисер, стеклярус, лоскутки кожи и ткани, блестки
Конструирование модели с использованием бросового материала
 
25 занятие Изготовление поделки к пасхе «Яйцо» Изготовление пасхального яйца  
Май 26 занятие Сувенир «Подкова на удачу» Изготовления сувенира с использованием ниток  
27 занятие Выставка работ Подведение итогов