Лады. Мажор и минор.


Урок 14Тема урока: Мажорики и минорики.Цель: познакомить учащихся с понятием мажор и минор.
Задачи:
1.Осуществить комплексный подход к уроку через межпредметные связи.
2.Формировать умение давать эмоционально-образную оценку произведениям .3. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Ход урока:
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас с вами будет необычный урок. Он у нас будет в виде игр и соревнований. Нас с вами ждет много всего интересного. А начнем мы вот с чего, ответим на вопросы:
Что такое музыка?
Где мы встречаем музыку?
От чего зависит настроение музыки?
Основная часть:
- Ребята, я вам предлагаю послушать сказку, и ответить на вопрос, т чего же зависит настроение музыки.
С давних времен живут в музыкальной стране Ладии два брата – лада. Крепко друг за друга держаться, но и поспорить любят.
- Мажор – радуется один, что значит – я больше тебя.
- Я Минор- грустит другой,- что значит я меньше тебя.
А почему больше, почему меньше если оба лада строятся из восьми одинаковых по названию звуков например: До, ре, ми, фа, соль, си, до.
А главное дело тут в расстоянии (интервале). У минора – интервал чуть меньше. У мажора – он чуть больше. И представьте себе этого чуть вполне достаточно, чтобы – смотрел светлым радостным взглядом на мир, а минор грустным, печальным.
По этому их можно легко узнать.
А вот еще может быть самая важная примета, по которой музыка узнается.
- И так ребята вы прослушали сказку: О чем она?
- Как звали братьев?
-Где они жили?
- Какой был мажор (минор)?
- Как вы думаете, кто важнее в музыке – мажор или минор, почему?
- Назовите уже изученные произведения, которые звучат грустно (весело)?
- Молодцы. Давайте закрепим все что прошли по нотной грамоте. А для этого разделимся на две команды: Мажорики и Минорики.А кто кем будет сейчас узнаем. Организация соревнований по командам.
Я прочитаю загадку, а чья группа угадает о каком ладе говорится, теми и будут:
Веселятся музыканты, улыбается дирижер.
Лад в котором мы играем называется … (мажор)
Если в нашей пьесе тучи, дождик льет во весь опор,
Этот лад, ужасно грустный, называется…(минор)
- Умнички получите эмблемы и приступим (раздача эмблем)
1) Слушание Л.В.Бетховен «Грустная. Веселая»
(Звучит запись в мажоре (миноре)дети должны определить по очереди, как звучит музыка).
- Послушайте внимательно и определите, как звучит музыка.
2) Хорошо ли мы знаем ноты?
- Я буду читать вам стихотворение «Семь енотов» и показывать вам ноты, а вы по очереди называйте их:
Раз в субботу 7 енотов
Во дворе учили ноты.
Дотянув на силу …(до)
Вытер пот один енот.
А второй дошел до …(ре)
Очень жарко во дворе.
Третий взять пытался …(ми)
Да попробуй кА возьми.
А4-что мне …(фа)
С двойкой может быть графа
Пятый взять пытался …(соль)
И вздохнул – не соль, а боль
А шестой засел на …(л)
И без ля стоит земля.
Лишь 7 дошел до …(си)
Да и тот совсем осип.
- Молодцы. А теперь все дружно споем ноты.
Для того чтобы подготовить наш голос к пения выполним упражнения.
Жила-была лягушка.(Губы растягиваются как при произношении звука «и», а затем возвращаются на место.
Тянем прямо к ушкам! Вот понравится лягушкам!
Потяну – перетяну и нисколько не устану!) Однажды она заболела. И ей доктор – слоник (Подражаю я слону, губы хоботком тяну. А теперь их отпуская и на место возвращаю.) назначил ей в 9:00 («Часики» Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.) Уколы (Язык как бы прокалывает то одну то другую щеки со звуком «м», «н».) И на удивление («Ямочки» При зевоте разомкнуть зубы, образовать небольшую щель. Указательным пальцем зафиксировать положение рта) ей стало лучше. Этому обрадовались и лошадки (Поцокать языком громко, с убыстрением, от 10 до 20 секунд в верхнем, среднем, нижнем регистрах), и змейки(Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинут вперед и убрать вглубь рта), и ворона («Ворона» Произносить звуки «Ка-а-а-ар» беззвучно и со звуком. Поднять как можно выше «шапочку» при хорошо открытом рте.) Все вместе они стали кататься на качелях (Рот открыт. Напряжённым языком тянуть поочередно к носу и подбородку).-Свеча.(Дуть на воображаемую свечу сначала, тихо потом быстро)
_Каша.(Набрать в живот воздух и выдыхать через рот)
Игра «Живые звуки»
( Класс делится сначала на 2группы, каждая группа поет только одну ноту. Дирижер (один из детей) руководит «нотами» дает знак рукой одной группе – поется «до», покажет второй – поет «ре» . Разучивание «7 подружек»
Загадки с названием нот
1.Вся семья тянула дружно овощ для здоровья нужный,
Старикам и детворе. Этот овощ с нотой «ре».(репка)
2.Желтый, круглый, вкусный очень
Фрукт из юга каждый хочет,
В этом фрукте слога три , В третьем слоге нота си. (Апельсин ).
3.Две ноты словно составляют,
Пусть никого не удивляют,
Что с этим сочетаньем нот
Нас познакомил огород. (Фасоль),
4.За обедом и за ужином,
С этой нотой крепко дружим мы,
Что мы сыплем в суп и щи?
Ну- ка в нотах поищи! (соль).
Где кто живет?
Игра «Живые нотки»
(Предлагаются детям карточки: с одной стороны картинки рисунок, с другой – изображение нот. Дети смотрят на картинку, называют ноту, педагог поет соответствующий звук. Дети поют вместе с педагогом, а затем пропевают слово, изображенное на картинке.
-детям предлагается придумать слова на заданную ноту.
- педагог поет слова, дети поют ноту
- работа в подгруппах
-А теперь подумайте, в каких еще словах встречаются ноты!
Ребусы «Угадай слово»
Имя (Оля), Овощ (Фасоль)
- Кто кого?
- А теперь посоревнуемся в исполнении песен.
1.Праздник веселый .Д.Б.КабалевскийИтог урока:
-Молодцы. Наше задание – соревнование закончилось. Посмотрите, сколько нот вы собрали, Сколько интересных заданий выполнили. В нашем соревновании победила Дружба. Всем спасибо, до свидания.