Примерный индивидуальный психологический маршрут ребенка старшего дошкольного возраста


Индивидуальный психологический маршрут воспитанника
ФИО ребенка Иванова Мария
Дата рождения 19 Январь 2010
Группа подготовительная к школе группа «Колокольчик»
Воспитатели Борискина М.А., Архипова Я.И.
Дата начала ИОМ сентябрь 2015 г.
Причина ведения ИОМ недостаточное усвоение ООП ДОУ, речевые трудности, коммуникативные трудности
Характеристика педагогов невнимателен и рассеян, испытывает трудности при решении логических задач, математических заданий
Цель ИОМ открытие новых перспектив в усвоении ОПП ДОУ, обогащение ребенка как личности, поощрение и стимулирование индивидуальных возможностей ребенка
Задачи ИОМ - выявить образовательные потребности ребенка;
- осуществлять индивидуальную психологическую помощь ребенку;
- способствовать усвоению ребенком ООП ДОУ
Количество занятий (по плану) 20
Форма проведения коррекционно-развивающие занятия, игровая деятельность, совместная деятельность, беседы, наблюдения, индивидуальная работа
Ожидаемый результат усвоение ребенком ООП ДОУ на уровне «норма» и выше, устранение коммуникативных трудностей
Форма работы с родителями: консультации, практикум, собеседование
Форма работы с педагогами консультации, практикум, собеседование, обмен опытом
Диагностика психического развития ребенка
Цель психогиагностики – обобщение и анализ информации о состоянии психического развития для осуществления оценки, планирования коррекционно – развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.
Исследуемый психический процесс готовности к школьному обучению Результат первичный (уровень развития)
Личностная готовность средний
Мелкая моторика рук низкий
Интеллектуальная готовность средний
Развитие произвольности ниже среднего
Анализ результатов психодиагностики:
Виды трудностей (симптоматика) Причины трудностей
Трудности во взаимодействии со взрослыми Снижен уровень владения самостоятельными коммуникативными действиями организационными, перцептивными, оперативными
Слабо развиты навыки владения речевыми средствами коммуникации
Неумение выражать свои мысли в общении с педагогами. Неумение выражать свои мысли в общении со сверстниками Несформированность звукопроизношения, лексического запаса, грамматического строя речи
Несформированность процессов произвольного внимания
Неумение находить способы разрешения конфликтов Несформированность социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека
План работы:
Месяц
Неделя Коррекционно-развивающая работа Индивидуальная работа Взаимодействие с родителями Взаимодействие с педагогами
Октябрь
1 неделя Работа с компьютерной презентацией «Найди контур» Научи товарища играть в игру «Найди контур» Игра напрокат
«Танграмм»
Поручение ребенку:
Проверить сервировку стола (количество ложек, тарелок, чашек)
3 неделя Научи товарища играть в игру
«Найди два слова с одного звука» Перечень игр на развитие внимания. Ноябрь
1 неделя Работа с презентацией «Найди два слова с одного звука» Дежурство ребенка по занятию
«Расставь по образцу»
3 неделя Проверь товарища в игре «4 лишний» Игра «4 лишний» Игра напрокат
«Собери картинки сам» Декабрь
1 неделя Презентация «Сколько?» Игра в гости к нам. Задание на прогулке
«Что изменилось на участке»
3 неделя Научи товарища играть в игру «Сколько?» Разучивание стихотворения «Дело было в январе» с использованием построчного моделирования Повтор стихотворения к новогоднему празднику. Январь
2 неделя Разучи стихотворение с подружкой Выступление ребенка на новогоднем празднике
3 неделя Работа с презентацией
«Чего не хватает?» Игра напрокат
«Чего не хватает?» Февраль
1 неделя Работа с мультимедийной презентацией «Сосчитай контур» Игра «Танграмм» 3 неделя Расскажи друзьям о своём рисунке Задание на прогулке
«Нарисуй на снегу геометрический замок»
Март
1 неделя Дидактическая игра «Что изменилось?» Памятка «Игры на развитие логического мышления» 3 неделя Мультимедийная игра «Ассоциации» Дежурство в уголке природы
Полив растений ориентируясь на описание цветка.
Апрель
1 неделя Работа с перфокартами
«Состав числа» Научи товарища
Работать с карточкой. Игра в гости к нам.
3 неделя Мультимедийная презентация «Весёлый счёт» Проверь работу товарища. Во время утреннего приёма выполнение заданий на раздаточных листах
Проведение коррекционно-развивающих занятий фиксируется в журнале учета.
Результаты действия маршрута анализируются в завершении реализации ИОМ.
Итоговая диагностика
Исследуемый психический процесс готовности к школьному обучению Результат итоговый (уровень развития)
Личностная готовность высокий
Мелкая моторика рук средний
Интеллектуальная готовность высокий
Развитие произвольности высокий
Результаты действия маршрута: Повысился уровень развития внимания, концентрации и переключения. Ребёнок справляется с заданиями математического характера, логическими задачами.
При применении компьютера в реализации индивидуального маршрута ребёнок сталкивается с «феноменом удивления», движением, звуком, мультипликацией, которые надолго привлекают внимание ребёнка. Это позволяет эффективно развивать этот психический процесс. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения - доминанту. При этом действие всех остальных раздражителей тормозится.
Момент соревновательности с компьютером повышает заинтересованность ребёнка в выполнении задания, активизирует деятельность мыслительных процессов: мышление, внимание, память.
Педагог вместе с ребёнком подробно анализировал результат деятельности, выяснял, что не получилось, на каком этапе работы было сложно, что необходимо было исправить.
Задания для ребёнка подбирались с постепенным усложнением, что способствовало усвоению определённых знаний.
Ребёнок неоднократно выполнял упражнения различного уровня сложности, закрепляя и совершенствуя способы действия.
Объяснял другим детям, имеющим подобные затруднения как выполнять задание.