Урок литературы в 5 классе А.С.Пушкин У лукоморья дуб зелёный…

Урок № 20. А. С. Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный» (вступление к поэме «Руслан и Люд-мила»). Сказочный мир, созданный Пушкиным
Цели: обучающие: ознакомить учащихся со вступлением к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», с понятиями поэма, строфа; формировать умения и навыки выразительного чтения стихотворного текста; совершенствовать умения и навыки находить черты волшебных сказок; развивающие: развивать интеллектуально-образное и эмоциональное восприятие художественного произведения; воспитательные: способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся.
Оборудование: учебник, аудиозапись, раздаточный материал, иллюстративный материал по теме урока.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний
Вводно-ориентировочная беседа: погружение в тему урока
- Назовите свою любимую литературную сказку. Чем она вам нравится?
- Что вы знаете о детских годах А. С. Пушкина?
- С какими произведениями этого поэта вы знакомы?
III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока
Имя великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина входит в жизнь каждого из нас с самого раннего детства, когда мы слышим его волшебные сказки, а позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы. Навсегда в нашей памяти остаются незабываемые герои пушкинских сказок старик и золотая рыбка, поп и Балда, царь Гвидон и царевна Лебедь, Черномор и тридцать три богатыря
Вот уже около двухсот лет сказки Пушкина не перестают волновать сердца читателей красотой поэтического языка, утверждением в них добра, правды, справедливости, истинной красоты и человечности. Великолепные сказки Пушкина, их своеобразие и художественные особенности по достоинству оценены литературоведами, писателями, поэтами. Давайте же и мы с вами поближе познакомимся с миром сказок Пушкина!

IV. Работа над темой урока
1. Прослушивание аудиозаписи вступления к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный»

2. Словарная работа: разбор трудных и непонятных слов, подбор синонимов к ним, комментарий учителя, запись на доске и в тетрадях
Лукомо
·рье (устар.) морской залив, бухта, изгиб морского берега.
В фольклоре восточных славян заповедное место на краю мира. Слово лукоморье происходит от словосочетания лука моря и означает изгиб морского берега. Для сравнения: лук (для стрельбы), излучина (реки), лукавить (изворачиваться), лука (седла).
Подбор синонимов:
Тужит , бредёт , служит , невиданных , преданья ста-
рины .

6. Самостоятельное чтение отрывка из поэмы
- Перечитайте отрывок молча, выделяя каждую картину паузой.

7. Аналитическая беседа
- Описание какого чуда занимает центральное место в отрывке? Прочитайте.
- Кого в Д ревней Руси называли витязем? (Отважного, доблестного, храброго воина.)
- Как витязи выходят на берег? (Чредой, то есть строем.)
- Какие персонажи русских народных сказок упомянуты А. С. Пушкиным?
- Какие чудеса и сказочные герои вас удивили?
- Каким вы представили себе лукоморье?

Заполнение таблицы:
Положительные герои
Отрицательные герои












- Были вы в Детском парке Симферополя? Каких пушкинских героев видели в сказочном уголке? Расскажите о них. Такими ли вы их представляли?

V. Рефлексия. Подведение итогов урока
- Кого бы вы поселили в страну Лукоморье?
- С какими героями этой страны вам хотелось бы подружиться?

2. Заключительное слово учителя
Сегодня мы путешествовали по сказочному поэтическому миру
А. С. Пушкина. Посмотрите ещё раз на иллюстрации ко вступлению к поэме
«Руслан и Л юдмила». На Руси дуб считали символом мудрости и долговечности. А всякое дерево питают корни. Корни это наша история, наша народная культура, фольклор. Чем больше человек дорожит этой памятью, тем глубже он чувствует свою ответственность за будущее. Сегодня мы только прикоснулись к сказочному миру А. С. Пушкина, на следующем уроке продолжим раскрывать тайны и загадки пушкинских произведений.

VI. Домашнее задание
Выучить наизусть отрывок, по желанию нарисовать иллюстрацию.