Программа для оздоровительной летней площадки «Я в мире природы и мир природы во мне»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2 г. Малоярославца имени А.Н.Радищева
Рассмотрено на заседании МСШ Согласовано Утверждаю
Руководитель МСШ Зам.директора Директор школы
____Зенина Е.А. ______ Копылова Н.А. _____ Цируль О.В.
Протокол №____ « ______»2017 г. Приказ №_______
От « ____»2017 г. от «______»2017г.
Программа
для оздоровительной летней площадки
«Я в мире природы и мир природы во мне»
для учащихся младшего школьного возраста
Составитель:
педагог – психолог
Приступ Е.П.
Пояснительная записка
Характерной особенностью интеграции педагогики, экологии и психологии является стремление педагогов не ограничиваться традиционным формированием экологических знаний, умений и навыков, а активно влиять на процессы развития субъективного отношения к миру природы, затрагивая при этом глубинные, психологические сферы человека. "Практически ориентированной проблемой является разработка технологий воспитания экологической культуры, т.е. такого сочетания психолого-педагогических приемов и средств, которое позволяет учащемуся продвинуться в личностном развитии".
Эколого-психологический тренинг представляет собой конкретную модель "педагогической кальки", налагаемой на "психологическую матрицу", моделирующую систему психологических механизмов развития субъективного отношения к природе. Эколого-психологический тренинг базируется на методологии социально-психологического тренинга. Данный тренинг направлен на решение следующих задач:
коррекция, формирование и развитие экологических установок личности, в первую очередь преодоление антропоцентрического прагматического отношения к природным объектам;
коррекция целей взаимодействия личности с природными объектами;
обучение умениям и навыкам такого взаимодействия;
развитие перцептивных возможностей человека при его контактах с природными объектами;
расширение индивидуального экологического пространства.
Тренинг может проводится в группах от 20 человек под руководством ведущего - тренера. Система тренинга принципиально построена таким образом, что от участников не требуется каких-либо специальных знаний о природе. Исходный уровень развития отношения к природе в определенной степени оказывает влияние на выбор тренером стратегии и тактики работы с конкретной группой. Группы могут комплектоваться из школьников, начиная с 7- 8 - летнего возраста до 11 лет.
Для эффективности тренинговые занятия можно сочетать с экскурсиями на природу.
На занятиях применяются различные элементы арттерапии: изотерапия, глинотерапия, сандплей терапия, кулотерапия, музыкатерапия.
Цель тренинга: сформировать экологические установки личности и позитивно разрешить внутриличностные проблемы учащегося, такие как тревожность, замкнутость, агрессивность, может способствовать разрешению психосоматических проблем здоровья.
Основная идея тренинга через внутреннее благополучие личности, ее гармоничность зарождается уважение к другому человеку и к природе.
В данном курсе предлагаются упражнения, направленные на расширение перцептивного опыта взаимодействия с природой через природные материалы, глина, песок, сено, ракушки и.т.д.. Развитие экологической эмпатии, стимулирование идентификации с природными объектами и животными.
В занятия включен познавательный компонент – это интересные факты из жизни животных и зверей, растений, птиц, воды, земли.
В заключительной части используются упражнения обобщающего характера которые направлены на коррекцию стратегий взаимодействия с природными объектами, экологизацию мировоззрения личности, расширение субъективного экологического пространства - зоны персональной ответственности за природу.
Программа рассчитана на работу в группе из 20-30 человек.
Пространственно-временная организация
Продолжительность занятий: 40-45 минут.
Периодичность встреч: 3 раза в неделю, 9 час.
Учебно - тематический план
№ Название занятия Цель Количество часов Дни
1. «Путешествие в мир природы»
Психологические приемы:
Музыкотерапия,
телесноориентированнаятерапия создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, психологической безопасности, раскрыть правила общения в группе,
погружение в мир природы, раскрытие внутреннего резерва, восприятие себя как часть мира природы 1 час 2.06
2. «Вода - это моя жизнь»
Психологические приемы:
ИзотерапияТелесноориентированная терапия
Песочная терапия Формирование и осознание положительных чувств к источнику жизни воде, раскрытие внутреннего потенциала, снятие внутренних зажимов (работа с психосоматикой) 2 часа 5.06
9.06
3. Мастер класс
«Сотворение мира»
Психологический прием:
ПластилинотерапияМузыкотерапия Формирование чувства созидания по отношению к природе и окружающему миру. Снятие внутреннего напряжения (работа с психосоматикой) 1 час 14.06
4. «Земля – Матушка и мир Воздуха»
Психологические приемы:
глинотерапия, дыхательные упражнения
Создать позитивную, доверительную атмосферу в группе,
научить приемам и способам выплескивания агрессии,
повысить уровень эмпатии к друг другу и земле, как колыбели жизни
2 часа 16.06
19.06
5. «Путешествие в мир растений»
Психологические приемы:
телеснориентированная терапия
изотерапия,
куклотерапияФормирование уважительного отношения к миру растений, разрешение внутренних эмоциональных проблем (работа с психосоматикой) 1 час 21.06
6. «Путешествие в мир животых»
Психологические приемы:
ИзотерапияПесочная терапия
Формирование уважительного отношения к миру животных, осознание себя частью мира животных, разрешение внутренних эмоциональных проблем (работа с психосоматикой) 1 час 23.06
7. « Я человек – я часть, я защита, я помощь миру Земли»
Психологические приемы:
телеснориентированная терапия
изотерапия,
куклотерапияРазвитие самосознания,
формирование понимание себя частью мира планеты Земля,
разрешение внутренних эмоциональных проблем (работа с психосоматикой)
1 час 26.06

Используемая литература:
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению», Ярославль, 1996 г.
Кряжева Н.Л.«Развитие эмоционального мира детей», Ярославль, 1997 г.
Сартан Г. «Техники мышечной релаксации для детей», г. «Школьный психолог», № 9-10, 1998 г.
«Тренинг развития жизненных целей» под ред. Трошихиной Е.Г., СПб, «Речь», 2001 г.
Фоппель К. «Как научить детей сотрудничать?» ч. 1–4, Москва, «Генезис», 2001 г.
Уроки самопознания в начальной школе. Е.А. Сорокоумова. – Москва, 2007 г.
Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1- 4). О.В. Хухлаева. – М.: Генезис, 2008 г.
Арттерапия \под.ред. Копытина А.И.- М.: Генезис,2014 г.