Обучение математике с разным уровнем подготовки

Харченко Т. Н.,
учитель математики высшей квалификационной категории,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»
имени Героя Советского Союза В. Н. Тимонова,
Новосибирская область, г. Карасук
Обучение математике учащихся с разным уровнем подготовки
Обучение математике призвано развивать познавательные способности ребёнка, его интеллект, культуру; любознательность, критичность, самоконтроль, дисциплинированность. Современный школьник должен быть способен к практическому применению полученных знаний, к использованию их в непредвиденных ситуациях. Хорошо развитое логическое мышление даёт возможность человеку предвидеть результаты своей деятельности, анализировать её. Не секрет, что людям, умеющим логически мыслить, проще найти своё место в жизни. Этому способствует интересная математическая задача и захватывающий процесс поиска её решения.
Развитие мыслительных процессов посредством решения математических задач, применение полученных знаний в различных жизненных ситуациях – основная цель моей педагогической деятельности.
Система работы опирается на принципы: научности и доступности заданий для каждого; индивидуализации и дифференциации; связи теории с практикой; наглядности; взаимопомощи; комфортности в классе, доброжелательности.
Учащихся практически каждого класса можно условно поделить на уровни: высокий, повышенный, базовый. Для каждого уровня конкретизирую цели и дополняю задачи.
Исходя из цели, ставлю перед собой следующие конкретные задачи:
развитие мыслительной и творческой активности каждого ученика;
формирование и развитие стойкого интереса к предмету.
Вся система моей работы опирается на следующие направления:
урочная деятельность; внеклассная работа; конкурсы, олимпиады.
В. А. Сухомлинский говорил: «Все наши замыслы, поиски и построения превращаются в прах, если у ребенка нет желания учиться».
Поэтому, учить учиться и развивать интерес к учению – первоочередная задача. Реализую ее на всех направлениях своей работы.
Урочная деятельность. Обучение на уроке стараюсь организовать в атмосфере доброжелательности и целеустремленности. Материалы к уроку подбираю так, чтобы создать ситуацию успеха по пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. На уроках использую групповую форму работы, работу в парах, индивидуальную работу, учитывая образовательные потребности каждого ученика.
В своей деятельности руководствуюсь демократическим стилем общения. Стараюсь поддерживать доброжелательную атмосферу в классе. Чаще использую активные формы работы. Применяю различные методы в индивидуальной работе со школьниками. Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. Стараюсь на каждом уроке развивать и поддерживать интерес к предмету. В целях эффективного использования рабочего времени на уроках использую различные формы организации учебного процесса. Стараюсь сочетать групповую работу с индивидуальной. Чтобы следить за качеством усвоения программного материала, применяю разнообразные виды контроля знаний.
Внеклассная работа. С учащимися принимаем участие в работе школьного НОУ «Эврика». Темы: «Царские пути в математике», «Логарифм и логарифмическая зависимость», «Масштаб».
Конкурсы, олимпиады. Учащиеся принимают участие в различных конкурсах. В заочной олимпиаде по математике школы «Авангард» ученица 6 класса награждена дипломом призера. Ее работа вошла в число 15% лучших работ. Пробуют свои силы ученики в «Экспресс олимпиаде». В этом году приняли участие в молодежном математическом чемпионате.
Таким образом, познавательную активность всех учащихся можно упорядочить, сделать результативной и интересной.

15