Статья Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников с различным уровнем тревожности.

Анна Алексеевна Денисова
Российский государственный педагогический университет
им. А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Трапезникова Наталья Геннадьевна
Российский государственный педагогический университет
им. А.И. Герцена
г. Санкт-Петербург
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы оптимизации процесса адаптации первоклассников с различным уровнем тревожности. Представлены результаты исследования, проведенного среди первоклассников.
Ключевые слова: процесс адаптации, тревожность, психокоррекционная работа.

Психолого-педагогическое сопровождение адаптации первоклассников с различным уровнем тревожности
Один из самых сложных периодов в жизни ребенка, это поступление и начало обучения в школе. В этот период в жизни детей появляются новые обязанности, новые люди и новые отношения. Все в жизни ребенка подчиняется школьным требованиям. Первокласснику не всегда удается быстро привыкнуть к новому образу жизни. По мнению многих исследователей (М.М.Безруких, Г.М. Чуткина, Э.М.Александровская [1], М.Р. Битянова и др.), трудности в процессе адаптации к школе возникают из-за индивидуальных психологических особенностей детей. Одной из них, является – тревожность, проявляющаяся в повышенной склонности ребенка испытывать беспокойство в разных жизненных ситуациях, причем даже в тех, которые к этому не располагают. Многие педагоги, зная о данной проблеме, по-прежнему не придают ей особого значения, но для детей состояние тревожности сказывается и на здоровье, и на процессе формирования личности. Тревожный ребенок постоянно находится в подавленном настроении, мир воспринимается как враждебный. Несмотря на то, что проблеме тревожности посвящено большое количество работ (Прихожан А.М. [2, 3], Захаров А.И., Астапов В.М, Овчарова Р.В. и др.) количество тревожных детей, к сожалению, не уменьшается. В связи с этим, нами были определены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования. Базой для проведения исследования, в 2013 – 2014 учебном году, стала средняя общеобразовательная школа Санкт-Петербурга. В эксперименте принимали участие 58 первоклассников.
На основе результатов исследования эмпирических данных 1 среза констатирующего эксперимента, было выявлено 4 группы первоклассников различающихся по уровню тревожности: дети первой группы, с высоким уровнем тревожности (1«а» класс – 13%; 1 «б» класс – 10%) отличались повышенным беспокойством, неустойчивостью настроения, проявлением психосоматических явлений. Первоклассники второй группы с повышенным уровнем тревожности (1«а» класс – 32%; 1 «б» класс – 31%) вели себя более спокойно, но при беседе дети находились в напряженном состоянии, отвечали на вопросы не сразу, боялись дать «неправильный» ответ. У детей третьей и четвертой группы со средним (1«а» класс – 45%; 1 «б» класс – 49%) и низким уровнем тревожности (1«а» класс – 10%; 1 «б» класс – 10%) не наблюдалось психосоматических проявлений и повышенного беспокойства. На вопросы отвечали охотно, легко шли на контакт. Рассчитав коэффициент различия по t-критерию Стьюдента, было выявлено, что различия между двумя классами статистически не значимы, это позволило взять один класс в качестве экспериментальной группы.
Второй линией анализа первого среза констатирующего эксперимента было изучение особенностей адаптации первоклассников с различным уровнем тревожности, для этого сначала мы воспользовались проективным тестом «Домики». Расчет вегетативного коэффициента и суммарного отклонения от аутогенной нормы показали, что тревожность, отрицательно влияет на эмоционально-личностную сферу ребенка, и энергетический баланс организма. Так у детей с высоким уровнем тревожности 70% организм находится в состоянии компенсируемой усталости и у 60% этой группы преобладает плохое настроение и неприятные переживания.
В исследовании важно было установить уровни и характер протекания процесса адаптации, это позволила сделать методика, наблюдение за адаптацией Александровской Э.М. Сопоставив результаты двух методик, мы установили, что у всех детей с высоким уровнем тревожности низкий уровень адаптации.
На основе исследовательских данных, была разработана программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников с различным уровнем тревожности. Целью, программы является оптимизация процесса адаптации первоклассников с различным уровнем тревожности. Психопрофилактическая и психокоррекционная работа велась в трех направлениях, первое - психологическое просвещение родителей. Основная задача работы с родителями - формирование у родителей представления о том, что им принадлежит решающая роль в профилактике тревожности и ее преодоления. Для достижения этой цели использовались различные формы работы с родителями. Во-первых, было проведено родительское собрание, которое проходило в форме беседы, во-вторых – индивидуальные консультации и, в-третьих, родители тревожных первоклассников были приглашены на занятия с детьми. Второе направление – просвещение педагога. Здесь, прежде всего значительное внимание уделяется объяснению того, какое влияние может оказать тревожность как устойчивая черта личности на развитие ребенка, успешность его деятельности, его будущее. Демонстрируется роль в профилактике и преодолении тревожности четких, последовательных и достаточно устойчивых (предсказуемых) требований (при соблюдении основного принципа общего уважения к ребенку как личности). Особое внимание уделяется оценочной деятельности педагога. Последнее направление, непосредственно работа с детьми. Оно включает: психофизиологические физкультминутки, которые проводились ежедневно во время урока и направлены на активизацию познавательных процессов, и снятие эмоционального и физического напряжения. Кинезиологические упражнения, направленные на снятие эмоционального и физического напряжения. Коррекционно-развивающие занятия. В занятиях использовались игровые методы, метод групповой дискуссии и элементы психогимнастики. Отличительной особенностью занятий является отсутствие соревнований. Все занятия направлены на сплочение группы, на формирование собственной ценности ребенка и позитивного образа «Я», а также принятие ценности другого человека; формирование взаимного уважения и доверия друг к другу.
После проведения формирующего эксперимента нами был проведен контрольный срез. Анализ данных проводился путём сравнения результатов диагностики до и после формирующего эксперимента, в контрольной и экспериментальной группе. Как уже говорилось выше, диагностирование проводилось по тем же методикам, что и на 1 срезе констатирующего эксперимента. Сравнение результатов диагностики по методике А.М. Прихожан для выявления уровня тревожности первоклассников, в экспериментальной группе показало, что произошло снижение уровня тревожности только у 7% первоклассников, в связи с этим мы можем говорить о положительной тенденции созданной нашей работой, что также свидетельствует о необходимости продолжения психокоррекционной работы с тревожными первоклассниками. Анализируя данные констатирующего и контрольного этапов в экспериментальной группе, по другим показателям, в частности вегетативного коэффициента и суммарного отклонения от аутогенной нормы, мы можем видеть положительную динамику. У 25% тревожных детей повысился энергетический баланс организма, улучшилось настроение, дети стали более спокойны. Расчет коэффициента по t-критерию Стьюдента для нахождения достоверности различия между двумя зависимыми выборками экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента показал, что различия находятся в зоне значимости (t 3.9). В контрольной группе значительных изменений не произошло (t=1.8). Расчет коэффициента по t-критерию Стьюдента для нахождения достоверности различия между двумя независимыми выборками экспериментальной и контрольной группы после формирующего эксперимента показал, что различия находятся в зоне значимости (t=3.3). Произошли значительные изменения в распределении первоклассников по уровню адаптации, в группе тревожных первоклассников 25% стал соответствовать высокий уровень адаптации и 50% – средний уровень, в связи с этим можно констатировать, основная задача, стоящая перед нами: оптимизировать процесс адаптации у первоклассников с различным уровнем тревожности, выполнена.
Полученные результаты и выводы открывают новые возможности для дальнейшего исследования проблемы психолого-педагогического сопровождения адаптации первоклассников с различным уровнем тревожности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников. М.: Изд. центр «Академия», 2002. 208 с.
Прихожан, А.М. Психокоррекционная работа с тревожными детьми //А.М. Прихожан //Активные методы в работе школьного психолога. Киров: Кировский ГПУ, 1991. С. 2644.
Прихожан А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 192 с.