Статья на тему Проблемы преемственности между уровнем дошкольного образования и уровнем начального образования с введением ФГОС.


В настоящее время проблема преемственности между уровнем дошкольного образования и уровнем начального образования с введением ФГОС не теряет своей актуальности. Это связано с тем, что сохраняется тенденция к увеличению числа детей, оказавшихся неподготовленными к учебной деятельности при поступлении в первый класс. В большинстве случаев у детей, находящихся в дошкольных образовательных учреждениях возникают трудности, связанные с переходом в начальную школу; с переходом от игровой деятельности к учебной.
Целью дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ) и школы является реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства.
ДОУ и школа ставят перед собой задачу - установить единство стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьёй и школой.
Совсем недавно в начальное общее образование была введена система Федерально-государственные образовательные стандарты (далее ФГОС). ФГОС - это совокупность требований, обязательных при реализации образовательных программ всеми школами, имеющими государственную аккредитацию. В основе ФГОС лежит принцип преемственности и развития. Под преемственностью в образовании понимают установление необходимой связи и правильного соотношениямежду частями учебного предмета на разных ступенях его изучения.
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребёнка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребёнка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания.
При переходе из ДОУ в школу дети и их родители сталкиваются с рядом проблем:
Смена стиля общения педагога с детьми.
Отсутствие единой системы оценивания.
Для педагогов ДОУ характерна оценка усилий и стараний ребенка, а в начальной школе – оценка качества результата деятельности.
Изменение требований.
Сначала у ребёнка были в ДОУ одни требования, с переходом в начальную школу появился другой перечень требований, а также прав и обязанностей. И все эти требования надо не только выучить, но и соблюдать, и не запутаться, где что надо делать.
Резкая перемена основного вида деятельности с игровой на учебную.
Отсутствие взаимодействия педагогов ДОУ и начальной школы в адаптационный период первоклассников.
Решать эти проблемы необходимо в сотрудничестве: ДОУ – школа – родители.
Важную роль в преемственности дошкольного и начального образования играет сотрудничество с родителями – это совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; круглые столы; консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями; дни открытых дверей; образовательно-игровые тренинги и практикумы для родителей будущих первоклассников, деловые игры, практикумы; семейные вечера, тематические досуги; визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.).
Главной целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности и др. Следует не забывать о формировании социальных умений и навыков будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе. Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Таким образом, преемственность – это двухсторонний процесс. С одной стороны − начальная ступень, которая формирует те знания, умения и навыки, которые необходимы для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.