конспект занятия по междисциплинарному курсу Основы специальной педагогики и психологии на тему Специальное образование детей с трудностями в обучении (задержка психического развития)


Открытый урок по МДК «Основы специальной педагогики и психологии»
2 курс, специальность «Преподавание в начальных классах»
Тема: Специальное образование детей с трудностями в обучении (задержка психического развития)
Цели: 1) обобщить знания по основным теоретическим вопросам курса; познакомить обучающихся с категорией детей с трудностями в обучении (ЗПР), основными понятиями темы, причинами возникновения данного нарушения, классификацией ЗПР;
2) формировать у обучающихся общие и профессиональные компетенции (определять цели и задачи урока, находить и анализировать необходимую информацию по теме урока (на основе использования учебно-методической литературы), работать в малых группах, осуществлять контроль и самоконтроль выполнения заданий, оценивать результаты работы);
3) воспитывать устойчивый интерес к будущей профессии
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебники «Специальная педагогика» под ред. Н.М.Назаровой, «Основы специальной психологии» под ред. Л.В. Кузнецовой, словари-справочники «Основы коррекционной педагогики и специальной психологии»; мультимедийная презентация, план характеристики вариантов ЗПР, фрагменты характеристик детей с ЗПР различного генеза; критерии оценивания работы малых групп, тестовые задания по теме урока.
Ход урока
Этапы урока Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся
1.Орг. момент
2. Актуализация знаний (15-20 мин)
3. Сообщение темы урока
4. Работа над новой темой
5. Итог урока.
Тестовый контроль Приветствие
Положительный настрой на урок (упражнение)
- Мы продолжаем изучение междисциплинарного курса «Основы специальной педагогики и психологии»
- На прошлом уроке мы завершили изучение основных теоретических вопросов курса.
- Проверим ваши знания
Задание:
- На отдельных листочках составьте перечень изученных вами вопросов (2 мин)
Студенты перечисляют изученные вопросы.
- Из перечисленных вами вопросов я выбрала наиболее необходимые для изучения сегодняшней темы. Тему урока вы попробуете сформулировать сами немного позднее.
Слайд 1
Основные понятия специальной педагогики и психологии
- Перечислите основные понятия
Слайд 2
(понятия (8))
- Дайте определения этим понятиям
- Вы знаете, что наряду с основными понятиями существуют и другие, которые мы изучаем постепенно, по мере изучения той или иной темы.
- А для чего вам необходимо знать основные понятия специальной педагогики и психологии?
- Одним из основных понятий является «дефект»
- Какое учение в специальной педагогике и психологии является центральным?
- Кто автор этого учения?
Слайд 3
Л.С.Выготский создал учение о структуре дефекта, разделив его на первичный и вторичный, указав на его большую сложность и возможность выделения нарушений третичного порядка и далее.
- Какие нарушения в развитии относятся к первичным?
Слайд 4
Первичные нарушения в развитии – проблемы, возникающие при поражении ц.н.с., анализаторных систем, речевых центров, опорно-двигательного аппарата, а так же тотального поражения головного мозга
- В какие периоды может возникнуть первичное нарушение?
Слайд 5
Первичное нарушение может возникать:
- в пренатальный период;
- в натальный период;
- в ранний постнатальный период;
- далее на протяжении всей жизни человека
- Дадим обобщенную характеристику первичного нарушения.
Слайд 6
Характеристика первичного нарушения:
Имеет биологическую природу возникновения
Может возникнуть в разные периоды жизни человека
Является неустранимым
Нуждается в лечении
- Что вы можете сказать о вторичном нарушении и нарушениях третьего порядка?
Слайд 7
Характеристика вторичного, третичного нарушений:
Зависят от характера первичного нарушения
Во многом обусловлены социальными условиями развития ребенка
Поддаются коррекционному воздействию
- Задание (работа в парах):
- Для более наглядного примера представьте в виде схемы структуру дефекта при нарушении функции слухового анализатора.
- Как вы думаете для чего педагогу необходимо знать структуру дефекта при том или ином нарушении развития?
- Итак, на примере какой категории детей с отклонениями в развитии вы представили схему структуры дефекта?
- А какие еще категории детей с отклонениями в развитии вы знаете?
Слайд 8
Категории детей с отклонениями в развитии:
1.Дети с нарушениями умственного развития (у/о, ЗПР)
2.Дети с нарушениями зрения
3.Дети с нарушениями слуха
4.Дети с нарушениями речи
5.Дети с нарушениями эмоционального развития (РДА)
6.Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
7.Дети со сложными нарушениями в развитии
- Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с одной из этих категорий.
- Догадайтесь, о каких детях пойдет речь?
- Число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями стандартной школьной программы, за последние 20 лет возросло в 2,5 раза. Эта многочисленная группа детей составляет около 50% среди неуспевающих младших школьников. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются у/о. В то же время у большинства из них наблюдается следующая клиническая симптоматика: незрелость сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушенной работоспособности. Такие дети могут обучаться в массовом классе общеобразовательной школы в условиях интегрированного обучения, в специальных (коррекционных) классах VII вида, классах компенсирующего обучения или в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VII вида.
- Итак, тема урока: «Специальное образование детей с трудностями в обучении (задержка психического развития)
- Откройте тетради, запишите тему урока
Слайд 9
Специальное образование детей с трудностями в обучении (с задержкой психического развития)
- Какими знаниями и умениями вы должны овладеть в процессе изучения темы?
Слайд 10
Знать:
- понятия «дети с трудностями в обучении», «дети с задержкой психического развития»;
- причины ЗПР;
- классификацию ЗПР;
- особенности познавательной и эмоционально-волевой сфер детей с ЗПР;
- особенности организации коррекционно-развивающего обучения
Слайд 11
Уметь:
- находить и использовать информацию по теме урока в учебно-методической литературе и др. источниках;
- работать в малых группах (устанавливать контакт с членами группы);
- осуществлять контроль и самоконтроль при выполнении заданий;
- оценивать результаты собственной деятельности и деятельности других обучающихся
- Исходя из перечисленных вами знаний, выделим и запишем основные вопросы темы (план)
Слайд 12
План
Определения понятий «дети с трудностями в обучении», «дети с задержкой психического развития»
Причины ЗПР.
Классификация детей с ЗПР
Особенности развития познавательной и эмоционально-волевой сфер
Организация коррекционно-развивающего обучения
- Из всех перечисленных вопросов нам предстоит ответить на первые три, остальные вопросы рассмотрим на практических занятиях.
1.Определение понятий «дети с трудностями в обучении», «дети с задержкой психического развития»
- Чтобы найти ответ на этот вопрос поработаем с учебником и словарем, печатным раздаточным материалом)
(учеб.Н.М. Назаровой «Специальная педагогика, стр.205, словарь-справочник)
Задание группам:
- Каждая группа (в течение 5 мин.) должна ответить на следующие вопросы: (вопросы для каждой группы записаны на карточке)
- Проверим, как вы умеете работать с текстом, отвечать на вопросы.
Группа №1
1. Каких детей относят к категории «дети с трудностями в обучении? (печатный раздаточный материал, стр.16)
2.Какие отклонения имеют дети указанной категории?
Группа №2
1.Чем обусловлены трудности обучения детей данной категории? (печатный раздаточный материал, стр.16). Перечислить недостатки регуляционных компонентов учебно-познавательной деятельности, недостатки развития отдельных психических процессов
Группа №3
1.Что такое «задержка психического развития?» (словарь-справочник)
2.По отношению к каким детям употребляется данное понятие? (учебник Н.М. Назаровой «Специальная педагогика», стр.205)
Группа №4
1.Какая самостоятельная типологическая группа детей выделена в специальной педагогике и психологии? Какие понятия используются для определения этой типологической группы? (печатный раздаточный материал, стр.17)
2.Что характерно для этих детей? (уч.Н.М. Назаровой «Спец. педагогика», стр.205)
Проверка ответов студентов
Слайд 13
Дети с трудностями в обучении - дети, испытывающие стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, слуха, зрения, речи, двигательной сферы, общения в форме раннего детского аутизма
Слайд 14
Дети с задержкой психического развития - дети с особым типом нарушения интеллекта, проявляющимся в нарушении нормального темпа психического развития
Понятия записываются в тетрадь
-Итак, как выдумаете, являются ли синонимами понятия «дети с трудностями в обучении», «дети с ЗПР»
2. Причины ЗПР
- Чтобы лучше разобраться в особенностях психического развития детей с трудностями в обучении, необходимо знать причины данного нарушения.
- Переходим к изучению следующего вопроса.
Слайд 15
Причины ЗПР
(по М.С Певзнер, Т.А. Власовой):
Болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп), травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения, хронические соматические заболевания матери, токсикозы, асфиксия новорожденных и ее угроза, педагогическая запущенность, токсоплазмоз, различные интоксикации организма матери, несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору
- Как видите, причин, приводящих к ЗПР очень много.
Задание группам:
- Распределите причины, приводящие к ЗПР на 3 группы с обозначением каждой группы (5 мин.)
Проверка
Слайд 16
Неблагоприятное течение беременности:
- болезни матери во время беременности (краснуха, паротит, грипп);
- хронические соматические заболевания матери;
- токсикозы;
- токсоплазмоз;
- различные интоксикации организма матери;
- несовместимость крови матери и младенца по резус-фактору
Слайд 17
Патология родов:
- травмы вследствие механического повреждения плода при использовании различных средств родовспоможения;
- асфиксия новорожденных и ее угроза
Слайд 18
Социальные факторы:
- педагогическая запущенность в результате ограниченного эмоционального контакта с ребенком, как на ранних возрастных этапах развития, так и в более поздние сроки
- Итак, мы рассмотрели основные причины ЗПР.
- Как вы думаете для чего педагогу необходимо знать причины возникновения ЗПР?
- К.С. Лебединская на основе знания причин возникновения ЗПР разработала классификацию.
- Переходим к следующему вопросу
Слайд 19
Классификация ЗПР
К.С.Лебединская (1980) выделила
варианта ЗПР:
1.ЗПР конституционального происхождения
2.ЗПР соматогенного происхождения
3.ЗПР психогенного происхождения
4.ЗПР церебрально-органического происхождения
- Каждый из этих вариантов ЗПР имеет свои особенности как в эмоционально-волевой незрелости, так и нарушений познавательной деятельности.
- Чтобы разобраться в этих особенностях заполним таблицу, работая в группах
Слайд 20
Характеристика вариантов ЗПР
Вариант Характерные признаки, проявления Прогноз развития ребенка Обра-
зовател.
маршрут
Задание группам:
1.Составить характеристику одного из вариантов, работая по плану с печатным раздаточным материалом
2.Найти среди 4-х характеристик на учащихся ту, которая подходит к вашему варианту ЗПР. По каким признакам определили данный вариант (зачитать из характеристики)
Время работы в группах 15 мин
Студентам каждой группы предоставляется лист оценки работы групп (объяснить как с ним работать) После каждого выступления группы оценивается работа всей группы
Проверка работы.
- Итак, вы познакомились с 4-мя вариантами детей с ЗПР.
- Для чего вам, как будущим учителям необходимы эти знания?
- Давайте вернемся к началу изучения темы и вспомним какими знаниями и умениями мы должны были овладеть. (вернуться в слайд 10, 11)
- Как вы думаете выполнили ли мы главную задачу урока?
- А теперь проверим свои знания (тестовый контроль)
Слайд 21
Эталон правильных ответов
1.Основные понятия специальной педагогики и психологии
2.Предметные области спец.педагогики и психологии
3.Проблема компенсации психических функций (типы компенсаций)
4. Основные положения Л.С.Выготского о теории компенсации психических функций
5.Учение Л.С.Выготского о структуре дефекта (первичное нарушение, вторичные отклонения)
5.Условия нормального развития ребенка
6.Факторы риска недостаточности психофизического развития ребенка
7.Основные категории детей с отклонениями в развитии
8.Закономерности, присущие всем типам отклоняющегося развития
Специальная педагогика, специальная психология, дети с отклонениями в развитии, дефект, коррекция, компенсация, социальная адаптация, социальная реабилитация
Учение о структуре дефекта
Л.С.Выготский, известный отечественный ученый, психолог, дефектолог
Нарушения ц.н.с., анализаторных систем, речевых центров, опорно-двигательного аппарата
До рождения ребенка(в пренатальный период), во время родов (натальный период), в ранний период после рождения (до 3-х лет) (постнатальный период), далее на протяжении всей жизни человека
Вторичное нарушение и нарушения третьего порядка зависят (является следствием) от первичного.
К ним относят нарушения познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, поведения, личности ребенка в целом
Обучающиеся составляют схему первичного нарушения и вторичных отклонений в развитии у детей с нарушенным слухом. (Далее, один или пара студентов анализируют схему)
Для того, чтобы знать какие функции сохранны у ребенка и в соответствии с этим правильно определить основные направления коррекционной работы
Дети с нарушением слуха
Дети с нарушениями умственного развития (у/о, ЗПР)
Дети с нарушениями зрения
Дети с нарушениями речи
Дети с нарушениями эмоционального развития (РДА)
Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
Дети со сложными нарушениями в развитии
Категория детей с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР
Знать, что такое ЗПР (понятие), кто такие дети с трудностями в обучении, каковы причины данного нарушения, какие бывают дети с ЗПР (т.е. классификация), особенности развития познавательной сферы, эмоционально- волефой сферы, как организовать обучение таких детей
Уметь:
Обучающиеся находят ответы на поставленные вопросы в литературных источниках
Да, это понятия-синонимы
Обучающиеся определяют группы причин ЗПР, распределяют их на группы
В каждом классе может оказаться ребенок с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР, учитель должен обратить внимание на таких детей, привлечь внимание родителей, специалистов к проблеме неуспеваемости определить направления коррекционной педагогической работы для каждого конкретного случая