Программа коррекционно-развивающей работы, как часть адаптированной образовательной программы обучающихся с задержкой психического развития


Программа коррекционно-развивающей работы,
как часть адаптированной образовательной программы
обучающихся с задержкой психического развития
Разработали:
Скорук Наталия Тимофеевна
учитель - логопед
первая квалификационная категория
Непомнящих Марина Сергеевна
педагог - психолог
г. Братск
2015г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последние годы все чаще диагностируется задержка психического развития младших школьников. Среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) дети с задержкой психического развития (ЗПР) составляют самую многочисленную группу, характеризующуюся неоднородностью и полиморфизмом.
В этиологии ЗПР, как известно, могут фигурировать конституционные факторы, хронические и соматические заболевания, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация, органическая и / или функциональная недостаточность центральной нервной системы. Подобное разнообразие этиологических факторов обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений – от состояний, приближающихся к уровню возрастной нормы, до состояний, требующих отграничения от умственной отсталости. Этим объясняется необходимость определения специальных условий обучения и воспитания детей с ЗПР в зависимости от индивидуальных возможностей компенсации их состояния под воздействием психолого-педагогических, лечебных и временных факторов.
Дети с ЗПР, так же как все другие дети с ОВЗ, «могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития» (Основные положения Концепции специального федерального образовательного стандарта для детей с ОВЗ).Особые образовательные потребности детей с ЗПР включают общие, свойственные всем детям с ОВЗ, и специфические:
- в получении специальной помощи средствами образования сразу же после выявления первичного нарушения развития, т.е. в дошкольном возрасте;
- в периоде подготовки к школьному обучению, обеспечении преемственности между дошкольным и школьным образованием как условия непрерывности коррекционно-развивающего процесса;
- в обеспечении коррекционно-развивающей направленности обучения в рамках основных образовательных областей;
- в организации процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков детьми с ЗПР («пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию ребенка, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
- в обеспечении непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности ребенка, продолжающегося до достижения ее минимально достаточного уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
- в обеспечении особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния ЦНС и нейродинамики психических процессов у детей с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
- в постоянном стимулировании познавательной активности, побуждении интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
- в постоянной помощи ребенку в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
- в комплексном сопровождении, гарантирующем получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальной психокоррекционной помощи, направленной на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
- в развитии и отработке средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), в формировании навыков социально одобряемого поведения, максимальном расширении социальных контактов;
- в обеспечении взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизации ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Организация школьного обучения детей с ЗПР требует определения соотношения форм специального образования и интеграции в общеобразовательную среду, соответствующего их особым образовательным потребностям. Исходя из неоднородности и значительного разброса показателей нарушенного развития в психологических характеристиках детей с ЗПР, можно предложить для них следующие базовые модели интегрированного обучения, позволяющие обеспечить оптимальные психолого-педагогические условия для формирования «академического компонента» и «жизненной компетенции» каждого ребенка, определить приоритеты коррекционной помощи и комплексного профессионального сопровождения.
Постоянная полная интеграция (инклюзия), т.е. обучение в массовых классах общеобразовательной школы. Данная модель интеграции может быть эффективна для тех детей с ЗПР, чей уровень психофизического и речевого развития приближается к возрастной норме. Эти дети, как правило, характеризуются незначительным дефицитом познавательных и социальных способностей, а испытываемые ими трудности обучения обусловлены в первую очередь недостаточностью произвольной регуляции деятельности и поведения. Но даже при таком сравнительном благополучии для успешного обучения и социализации они нуждаются в специальной помощи, удовлетворяющей их особые образовательные потребности. Процесс интегрированного обучения обеспечивается педагогами массового образования, имеющего специальную подготовку, и психологом.
Своеобразие речи и познавательной деятельности детей с задержкой психического развития определили необходимость разработки комплексной коррекционной программы педагога-психолога и учителя-логопеда в начальных классах общеобразовательной школы с целью преодоления трудностей овладения программными знаниями, умениями и навыками, что в конечном итоге поспособствует более успешной адаптации в обществе и интеграции их в него. Начальная школа – это оптимальный по времени отрезок школьного пути ребенка, когда легче восполнить с учетом сензитивных периодов недостатки дошкольного развития, скорректировать негативные тенденции в их развитии, сократить срок интеграции в общеобразовательные классы.
В современной методической литературе имеются описания направлений работы специалистов с детьми с ограниченными возможностями здоровья, их междисциплинарного взаимодействия, в то же время вопрос системного интегрированного психолого-логопедического подхода освещен не в полной мере и остается невыясненным, выборочным.
Введенный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (от 19.12.2014№1598) предполагает обучение учащихся по адаптированным образовательным программам.
Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи обучающимся с ЗПР в освоении АООП НОО, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Представленная программа является частью адаптированной образовательной программы начального общего образования детей с ОВЗ с задержкой психического развития как блок коррекционной работы.
Актуальность программы обусловлена необходимостью выработки единого (психолог/логопед) подхода к диагностике, коррекционно-развивающему воздействию на детей с задержкой психического развитии.
В условиях инклюзивного и интегрированного образования наиболее целесообразен комплексный подход в коррекции, так как интегрированные психолого-логопедические занятия позволяют решать общие задачи развития детей, исключить дублирование, обеспечить частую смену деятельности, что способствует уменьшению физических нагрузок и более успешному усвоению материала. Предлагаемая программа психолого-логопедического сопровождения направлена на обеспечение коррекции недостатков в речевом и психическом развитии детей с задержкой психического развития.
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с задержкой психического развития и оказание комплексной помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков психическом и речевом развитии обучающихся, их социальной адаптации.
Задачи программы:
- своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными задержкой психического развития;
- определять особые образовательные потребности детей с задержкой психического развития;
- определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- создать условия, способствующие освоению детьми с задержкой психического развития основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с задержкой психического развития с учётом особенностей психического и речевого развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с задержкой психического развития.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.
Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы:цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.
Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьников с учетом изменений в их личности.
Принцип вариативности - предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с обучающимся с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.Принцип комплексности коррекционного воздействия предполагает необходимость всестороннего изучения обучающихся и предоставления квалифицированной помощи специалистов разного профиля с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития на основе использования всего многообразия методов, техник и приемов коррекционной работы.
Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.
Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.
Направления работы и характеристика её содержания:
Направление
работы Содержание
Деятельности Формы и методы работы с учащимися Ответственные
Диагностичес-
каяРабота Своевременное выявление детей с ОВЗ;
Изучение развития эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер, личностных особенностей, социальной ситуации развития и условий семейного воспитания обучающихся с ОВЗ;
Составление характеристики - представления и заявки в МАУ «ЦРО» г. Братска на ПМПК. Получение и анализ заключения комплексного обследования ПМПК для определения особых образовательных потребностей;
Составление рекомендаций для педагогов и родителей (поиск избирательных способностей, подбор оптимальных методов, формы обучения, стиля учебного взаимодействия);
Системный контроль за уровнем и динамикой развития ребёнка с ОВЗ (мониторинг динамики развития и успешности освоения образовательной программы).
Изучение документации (карта развития ребенка и т.д.) Беседа
Наблюдение
Тестирование
Мониторинг динамики развития
Специалисты школьной службы сопровождения и ПМПК, классный руководитель, социальный педагог
Коррекционно-развивающая работа 1. Коррекция нарушений в развитии познавательной сферы:
зрительного, слухового восприятия;
зрительной, слуховой памяти и внимания;
пространственных представлений и ориентации;
мыслительных операций.
2. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи:
устранение дефектов произношения;
уточнение и обогащение словарного запаса;
развитие морфологических и синтаксических обобщений;
преодоление специфических ошибок в письменной речи школьников;
умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму.
3. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы:
формирование волевой регуляции деятельности;
обучение способам снятия напряжения;
формирование адекватной самооценки.
Индивидуальные занятия (каждый специалист) и интегрированные занятия (совместно) 3 раза в неделю.
Педагог-психолог, учитель-логопед
Консультатив-наяработа
Консультирование педагогов специалистами сопровождения по проблемам оказания помощи детям с ОВЗ
Консультативная помощь семье по вопросам воспитания, развития и социализации ребёнка с ОВЗ. Индивидуальные беседы и консультации, Консультации
специалистов
Беседы
Малый педсовет Консилиум Педагог-психолог, учитель- логопед, социальный педагог
Информационно-просветительская работа Разъяснительная деятельность по вопросам, связанным с особенностями детей с ОВЗ для обучающихся
Использование различных форм просветительской деятельности.
Проведение тематических выступлений для педагогов и родителей. Лекции
Беседы
Печатные материалы
Информационные стенды Печатные материалы Педагог-психолог, учитель- логопед.
Программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает в себя следующие разделы:
развитие моторики, графомоторных навыков (расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога);
тактильно-двигательное восприятие (формирования полноты представлений у детей об объектах окружающего мира, путем ощупывания предметов (различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий и др.), определении их температурного режима (горячий, холодный и др.), вибрационных возможностей));
кинестетическое и кинетическое развитие (формирование у детей ощущений от разных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища, глаз) в пространстве);
восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов;
развитие зрительного восприятия;
развитие слухового восприятия;
восприятие пространства;
восприятие времени (формирование у детей временных понятий и представлений: секунда, минута, час, сутки, дни недели, времена года).
При обучении используются практические, наглядные, словесные методы:
различные упражнения по развитию мышления и воображения;
игры, направленные на коррекцию внимания, памяти, фонематического слуха;
упражнения, способствующие формированию полноценных речевых навыков: объяснение правильно написанных слов, их запись;
списывание с печатного текста;
осложненные задания логического и грамматического характера;
слуховой диктант со зрительным самоконтролем;
графический диктант.
Инновационные технологии: нейропсихологическая технология диагностики речи по Т.А. Фотековой, здоровьесберегающие технологии, нетрадиционные методики.
Оздоровительная работа:
расслабляющий массаж, дыхательная гимнастика
развитие координации движений, речь с движением, мелкой моторики
развитие ориентировки в пространстве
расслабляющие и релаксирующие упражнения
медицинское сопровождение
Ожидаемые результаты:
Значительное облегчение в усвоении учебного материала.
Чистая и понятная речь детей.
Сформированность полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
Обогащение лексического запаса и сформированность грамматического строя речи.
Развитые навыки построения связного высказывания, рассуждение, передача содержания текста.
Скорректированные психологические предпосылки к обучению (устойчивость внимания, наблюдательность, способность к запоминанию, способность к переключению, навыков и приемов самоконтроля, познавательной, познавательной активности, произвольности общения и поведения).
Развитая коммуникативная готовность к обучению (умение внимательно слушать и слышать педагога, подчинять свои действия к инструкции, умение понимать и принимать учебную задачу, умение свободно владеть вербальными средствами общения в целях четкого восприятия и сосредоточенного выполнения учебной задачи.Скорректированные недостатки познавательной деятельности;
Сформированы пространственно-временные ориентировки;
Развитые слухо-голосовые координации, представления о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко- слогового состава слова;
Эмоциональная стабильность в отношениях со сверстниками, сформированная мотивация обучения.
Психолого-логопедическое сопровождение
Сенсорное и сенсомоторное развитие
Развитие перцептивных возможностей.
Развитие зрительного восприятия (сенсорные эталоны, зрительный анализ, тонкость и дифференцированность восприятия);
Развитие слухового восприятия (ритмизация, дифференциация, соотнесение);
Развитие тактильного восприятия;
Развитие кинестетических ощущений.
Развитие межанализаторных систем, их взаимодействия.
(развитие слухо-моторной, зрительно-моторной, слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.)
Двигательная сфера
Развитие мелкой моторики и общей двигательной координации;
Динамическая организация двигательного акта (развития умения организации и контроля простейших двигательных программ);
Развитие произвольности движений (сигнал-реакция).
Формирование пространственно-временных отношений
Формирование собственно пространственных представлений
(умение ориентироваться в собственном теле, умения ориентироваться на плоскости, умения ориентироваться во внешнем пространстве улицы, поселка.)
Формирования квазипространственных представлений
(формирование пространственных представлений в речи, формирование умения понимать пространственные и временные логико-грамматические конструкции.)
Умственное развитие
Формирование мнестических процессов и приемов мнестической деятельности
(развитие памяти, формирование различных приемов запоминания, межмодальный перенос);
Формирование приемов умственной деятельности
Развитие интеллектуальной сферы
Нормализация ведущей деятельности возраста
Формирование приемов учебной деятельности
(действовать по образцу, следовать указаниям, работать по алгоритму)
2.Формирование функции программирования и контроля собственной деятельности.
Развитие звуковой стороны речи.
Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
Коррекция дефектов произношения.
Развитие лексического запаса и грамматического строя речи:
уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, как путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, так и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования;
уточнение значения используемых синтаксических конструкций; дальнейшее развитие и совершенствование грамматического оформления речи путем овладения детьми
словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями предложений различных синтаксических конструкций.
Формирование связной речи:
развитие навыков построения связного высказывания; программирование смысла и смысловой культуры высказывания;
установление логики (связности, последовательности), точное и четкое
формулирование мысли в процессе подготовки связного высказывания;
отбор языковых средств, адекватных смысловой концепции, для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картины).

Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
1. устойчивости внимания;
2. наблюдательности (особенно к языковым явлениям);
3. способности к запоминанию;
4. способности к переключению;
5. навыков и приемов самоконтроля;
6. познавательной активности;
7. произвольности общения и поведения;
8. сформированности мотивации обучения. Развитие личностных качеств:
эмоциональной стабильности в отношениях со сверстниками и взрослыми;
активности;
самостоятельности;
ответственности;
любознательности и т.д.
Тематическое планирование
1 класс
Дата Время обучения Формирование пространственно-временных представлений Развитие неречевых процессов Пропедевтика навыков письма
1 3-я неделя сентября
. I. Уточнение представлений о схеме тела.
Речевые обозначения правой и левой руки.
I. Сенсорное восприятие.
Знание основных, оттеночных цветов.
Понятие о цвете. Холодные и теплые цвета
Развитие умения точно и правильно называть предметы.
Развитие слуховых ощущений.
1. Ориентирование на листе бумаги. Закрепление понятий «вверх – вниз, снизу – вверх, выше – ниже».
Игры «Полет бабочки», «Снежинки».
2. Отработка понятий «слева направо», «справа налево».
Игры «Поездка на дачу», «Самолет».
3.Назовите предметы.
4.Послушай тишину.
5.Узнай по звуку.
2 4-я неделя сентября I. 2. Соотношение частей тела с правой и левой рукой. 1. б) упражнения в различении близких цветов: красный – оранжевый, красный – розовый, синий – голубой, синий – фиолетовый и т.д.Развитие концентрации и устойчивости внимания.
Развитие зрительного ощущения 1. Ориентировка на листе бумаги. Отработка понятий «верхний правый угол, нижний левый угол». Игра «Котята».
2. Письмо палочек по образцу.
3.Запрещенное движение.
4.Перепутанные линии.
5.Раскрась вторую половинку.
3 1-я неделя октября II. Ориентировка в окружающем пространстве:
1. определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе. Усвоение понятий «следует за», «находится перед», «слева-справа», «между», «Сверху-снизу».
1. в) закрепление умения различать близкие цвета.
г) знание цветов радуги в их последовательности.
1. Обводка клеточки по образцу.
2. Раскраска и штриховка клеточки.
3.Найди предмет.
4.Раскрась правильно.
5. Фотограф.
6. Назови и проверь.
7. Постукивания.
4 2-я неделя октября II. 2. Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами и их формами изображения
умение определять местоположения объекта в строке .столбце.
Развитие понятийного мышления. I. 2. Различение геометрических форм.
а) уточнение понятий о «круге, квадрате, овале, треугольнике, прямоугольнике». 1. Ориентирование по клеточкам (графический диктант).
2. Письмо наклонных линий. 3.Найди ошибку.
4.Определи фигуру.
5.Назови одним словом.
8.Конкретизация понятий.
5 3-я неделя октября II. 3. Определение объектов и предметов в пространстве. Игра «Репка»
Развитие умений выполнять словесные поручения.
2. б) разложи фигуры:
согласно форме,
согласно форме и величине,
согласно форме и цвету 1. Ломаные линии в направлении письма.
2. Обводка по трафарету.
Учись слушать и выполнять.
3.Послушай звуки.
4.Постукивание.
6 4-я неделя октября III. Знакомство со схемой тела стоящего напротив.
Формирование элементов самоконтроля.
Развитие слуховых ощущений. I. 2. в) определение геометрической формы в обиходных предметах. 1. Вертикальные и горизонтальные линии.
2. Составление орнаментов и рисунков в клеточках и между ними.
3.Разведчики.
4.Сенсорные дощечки
7 1-я неделя ноября III. Знакомство со схемой тела стоящего напротив.
Развитие пространственных представлений (направление движений).
Развитие понятийного мышления.
II. Зрительное восприятие, зрительный анализ и синтез. 1. Прописывание дуги.
2. Кружок в клеточке
3.Куда указывают стрелки?
4. Подбери картинку.
5. Шарики в трубочке.
6. Подбери заплатку.
7. Найди образец.
8 2-я неделя ноября IV. Работа над пространственными предлогами.
Практическое овладение предлогами «в», «на».
Развитие умения анализировать и сравнивать.
Развитие произвольного внимания. II. 2. Назвать недорисованные предметы. 1. Прописывание элементов букв (крючков с закруглением сверху, снизу).
2. Зарисовка и раскраска кружочков и овальчиков.
3. Прописывание элементов буквы «А».
4.Найди отличия.
5.Перепутанные линии.
9 3-я неделя ноября IV. 2. Практическое овладение предлогами «на», «с (со)»
Развитие зрительного ощущения и образного мышления.
Развитие зрительно-двигательной координации.
Развитие зрительной памяти. II. 3. Назвать перечеркнутые изображения. 1. Обводка по трафарету. Штриховка.
2. Графический диктант.
3. Прописывание буквы «О».
4.Составь рассказ.
5.Штриховка.
6.Запомни точно.
4-я неделя ноября IV. Практическое овладение предлогами «в», «из».
Развитие зрительной памяти.
Развитие пространственных представлений («внутри», «вне» , «на»).
Развитие понятийного мышления II. 4. Выделить предметные изображения, наложенные друг на друга. 1. Письмо крючков с закруглением вниз, вправо и влево. Группировка элементов.
2. Безотрывочное письмо заборчиков.
3.Нарисуй по памяти.
4.Выполни правильно.
5.Кто за кем.
1 1-я неделя декабря IV. 4. Практическое овладение предлогами «по», «к».
Развитие умения ориентироваться в пространстве листа.
Развитие умения воспринимать словесные указания и подчинять им свою деятельность. II. 5. Определить, что неправильно нарисовано. 1. Письмо наклонных палочек с правого верхнего и левого верхнего угла.
2. Обводка и штриховка геометрических фигур.
3. Прописывание элементов букв «И, Ы».
4. Где этот домик?
5. Чей узор лучше?
6. Найди предметы одного цвета.
1 2-я неделя декабря IV. 5. Практическое овладение предлогами «у», «к», «от».
Развитие умения воспроизводить образец.
Развитие слуховых ощущений. II. 6. Сложите целое из частей (работа с цветными изображениями). 1. Черчение и штриховка флажков.
2. Зрительный диктант.
3. Пропись букв «А, И, Ы».
4. Раскрась правильно.
5. Домик.
6. Шумящие коробочки.
1 3-я неделя декабря IV. 6. Практическое овладение предлогами «в», «за».
Развитие умения копировать образец.
Развитие зрительного восприятия.
Развитие осязания. II. 7. Сложить целое из частей (работа с контурными изображениями). 1. Письмо, группировка крючков в разных направлениях.
2. Прописывание элементов «У, Н».
3. Срисуй фигуру точно.
4. Путаница.
5. Найди одинаковые.
6. Треугольники.
7. Тяжелые шарики.
1 2-я неделя января IV. 7. Практическое овладение предлогами «под», «над».
Развитие мышления (абстрагирование).
Развитие непосредственно зрительной памяти
II. 8. Сравнение двух одинаковых предметов, имеющих небольшое отличие. 1. Письмо дуг.
2. Рисунки в дуге – «Ежик», «Рыбка»
3. Найди одинаковые.
4. Запомни и найди.
5. Раскрась птичку.
6. Отгадай слово.
7. Диктант пространственных действий.
8. Волшебный лес.
1 3-я неделя января IV. 8. Практическое овладение предлогами «над», «на».
Развитие зрительного анализа.
Развитие произвольного внимания (переключение).
Развитие пространственных представлений. II. 9. Сравнение различных предметов, имеющих внешнее сходство. 1. Чередование палочек и флажков в разных направлениях.
2. Слуховой диктант.
3. Пропись букв «У, Н, К, Т».
4. Сгруппируй буквы.
5. Синхронный счет.
6. Живые цепочки.
1 4-я неделя января IV. 9. Практическое овладение предлогами «по», «под». Развитие процессов анализа.
Развитие умения воспроизводить образец. II. 10. Найти заданную фигуру из двух предъявленных в зеркальном отображении. 1. Зрительный диктант «Лодка под парусом».
2. Письмо волнистой линии, не отрывая руки в направлении письма.
3. Прописывание элементов «Л, Р».
1 1-я неделя февраля IV. 10. Практическое овладение предлогами «под», «из-под».
Развитие зрительно-двигательных координаций Развитие мышления, пространственного воображения. II. 11. Конструирование по образцу фигур из палочек. 1. Рисунки в клеточках (яблоко, цыпленок, грибок, флажок).
2. Письмо дуг.
3. Пропись букв «Л, Р».
4. Найди отличия.
5. Дорисуй недостающие детали.
6. Перепиши без ошибок.
7. Проведи не касаясь.
1 2-я неделя февраля IV. 10. Практическое овладение предлогами «из», «из-за».
Развитие гибкости мышления.
Развитие произвольного внимания (распределения).
Формирование умения сравнивать II. 12. Конструирование из палочек фигур по памяти. 1. Письмо дугообразной линии в направлении письма.
2. Зрительный диктант. Продолжи ряд геометрических фигур.
3. Прописывание элементов букв «В, Е».
4. Найди спрятанные слова.
5. Сравни слова.
6. Учимся сравнивать
1 3-я неделя февраля IV. 12. Закрепление всех отработанных предлогов.
Развитие понятийного мышления (синтез).
Развитие памяти на последовательность действий.
Развитие пространственных представлений Расположение предметов на листе бумаги. II. 13. Выполнение тестов Равенна (подобрать вырезанную вставку). 1. Волнистые и дугообразные линии: дорисуй чешуйки рыбки.
2. Письмо крючков с закруглением сверху.
3. Пропись букв «В, Е».
4. Где спрятались игрушки?
5. Поиск аналогов.
6. Все по порядку.
7. Где что лежит.
8. Д/и«Расположи верно»
2 4-я неделя февраля V. Развитие и уточнение временных представлений.
1. Установить последовательность событий, изображенных в сериях сюжетных картинок.
Развитие мышления.
Развитие умения устанавливать закономерности.
Развитие наблюдательности.
III. Развитие слухо-моторных координаций.
1. Отработка редких и частых ударов музыкальным молоточком (с опорой на узкие и широкие полоски). 1. Письмо горизонтальных крючков.
2. Рисунок по клеточкам: яблоко, слива, зонтик.
3. Прописывание элементов букв «П, М»
4. Сравнения понятий.
5. Найди девятый.
6. Все ли ты увидел?
2 1-я неделя марта V. 2. Наблюдение последовательности явлений и реальных действий.
Развитие умения сравнивать.
Развитие мышления.
Развитие зрительно-двигательных координаций. III. 2. Задания по подсчету серий быстрых и медленных ударов. 1. Зарисовка заборчика (башня – крыша) – безотрывное письмо.
2. Письмо крючков разной высоты.
3. пропись букв «П, М»
4. Найди одинаковые.
5. Назови предмет.
6. Молния.
7. Речка.
2 2-я неделя марта V. 2. Уточнение представлений о частях суток и название каждой из них.
Развитие умения сравнивать.
Формирования процессов саморегуляции.
Развитие зрительного восприятия. III. 3. Воспроизведение ритмического рисунка хлопками, отстукиванием на барабане. 1. Письмо овалов.
2. Правописание элементов букв «З, Б, Д»
3. Исключение лишнего.
4. Образец и правило.
5. Загадочные контуры.
2 3-я неделя марта V. 4. Уточнение знаний о последовательности частей суток.
Развитие произвольного внимания, слуховой памяти, наглядно-образного мышления. III. 4. Сопровождение детских стихов и песенок хлопками в ладоши. 1. Письмо косых линий разной высоты.
2. Слуховой диктант.
3. Письмо букв «З, Б»
4. На что это похоже?
5. Лабиринт.
6. Найди путь.
2 4-я неделя марта V. 5. Уточнение представлений о днях недели. Учить связывать названия дней в неделе с порядковым номером. Неделя. Семь суток. Порядок дней недели
Развитие пространственных представлений, наглядно-образного мышления. III. 5. Простучать за логопедом карандашом ритмический рисунок. 1. Чередование наклонных линий и крючков в различных направлениях.
2. Прописывание элементов букв «Я, Д».
3. Куда ускакал зайчик?
4. Полянки.
2 1-я неделя апреля V. 6. Закрепление представлений о неделе и названиях дней недели.
Соотнесение с определенными днями недели тех или иных занятий, событий жизни детей.
Формирование пространственных представлений, развитие логики, психомоторики. III. 6. Учить чувствовать ритм, рифму.
Игра «Подбери слово, чтобы вышло складно». 1. Зрительный диктант.
2. Письмо букв «Я, Д».
3. Соседнее через одно.4. Объедини слова.
5. Классификация.
6. Вырежи фигуры.
2 2-я неделя апреля V. 7. Уточнение представлений о последовательности времен года.
Развития наглядно-образного мышления, внимания (устойчивость), процесс синтеза. IV. Развитие зрительной памяти.
1. Запомнить 4-5 картинок, отобрать из них 8-10. 1. Обводка предметов и штриховка косой, горизонтально, вертикально.
2. Прописывание элементов букв «Г, Ч».
3. Продай знак.
4. Назови по порядку.
5. Что здесь изображено.
2 3-я неделя апреля V. 8. Месяцы. Соотнесение месяцев с определенным временем года.
Развитие мышления (установление закономерностей), процесса анализа, психомоторики. IV. 2. Игра «Чего не стало» 1. Письмо косых и прямых крючков с закруглениями вверху и внизу.
2. Письмо букв «Г, Ч»
3. Найди фигуру.
4. Раздели на части.
5. Собери картинку
2 4-я неделя апреля V. 9. Уточнение представлений о возрасте членов семьи. Понятия «старше», «младше»
Развитие зрительного восприятия, мышления слухового ощущения.
IV. 2. Игра «Что добавилось?» 1. Чередование овалов и палочек.
2. Прописывание элементов «ь, ш»
3. Найди буквы.
4. Шумящие коробочки
2 1-я неделя мая V. 10. Составление рассказа о семье, объясняя, кто кому кем приходится.
Развитие произвольного мышления (нахождение общих признаков), психомоторика. IV. Разложить предметы в первоначальной последовательности. 1. Чередование кругов и овалов.
2. Письмо букв «ь, ш»
3. Графический диктант.
4. Матрица Равена.
5. Попади в свой кружок.
3 2-я неделя мая Дидактические игры на закрепление пространственно-временных представлений.
Развитие пространственных представлений, наглядно-образного мышления, гибкости мышления. Сутки. Части суток (утро, день, вечер, ночь).Последовательность событий (смена времени суток) Понятия «сегодня», «завтра», «вчера»
Дидактические задания, направленные на развитие в.п.ф. 1. Обобщающие занятия.
2. Найди пирамидку..
3. Полянки.
4. Заселение дома.
5. Упражнения на графической модели «Сутки»
6. Д/и «Когда это бывает?»
7. Д/и «Неделька»
8. Д/и «Молчанка»


Тематическое планированиепсихолого-логопедических занятий 2, 3, 4 классыДата Тема занятия Содержание коррекционной работы Часы Задания по классам
I. Подготовительный этап работы-4
1 Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия Развитие артикуляционной моторики. Уточнение артикуляции смешиваемых звуков. Игры на развитие слухового и зрительного внимания и восприятия, на развитие памяти и логического мышления. 1 2 - Подсчитай правильно.
Повтори цифры.
Найди путь.
3 - Запомни фигуру.
Логический квадрат.
Обведи точно.
4 - Расположи слова. Форма и цвет.
2 Развитие
пространственных
представлений Пространственные представления, наглядно-образное мышление, вербально-понятийное мышление, обобщение, опосредованная память, воображение 1 2 - Куда ускакал зайчик?
Полянки.
3 - Четвертый лишний. Письмо инопланетянин Найди девятый
4 - Назови слова. Разноцветный коробок.
Закончи рисунок
3 Звуки Знакомство со звуками (речевыми и неречевыми). Дифференциация речевых и неречевых звуков. Произвольность. Пространственные представления, зрительная память, внутренний план действия, мышление, устойчивость внимания, опосредованная память. 1 2 - Летает - не летает.
Выполняй правильно. Запомни и нарисуй
3 - Поверни квадрат
Найди девятый. Пишущая машинка
4 - Подбери общее понятие
Запомни фигуры
4 Гласные и
согласные
звуки Гласные и согласные звуки. Дифференциация гласных и согласных звуков. Знакомство с символами для обозначения звуков на письме, Мышление, вербальная память. Обобщение, ассоциативное мышление. Воображение. Мышление вербально-смысловое. Пространственное представление. Непосредственная память. 1 2 - Найди фигуры. Слова с одной буквы.
3 - Свяжи слова. Четвертый лишний.
4 - Пословицы .Лишний кубик. Запомни и нарисуй.
II. Основной этап работы – 21
5 Дифференциация гласных букв А—Я, У— Ю,0—Е,
Ы—И, Э—ЕГласные буквы Я, Ю, Е, Е, И. Дифференциация гласных звуков и букв. Выбор гласных букв для обозначения мягкости на письме. Пространственные представления. Память логическая. Психомоторика. Внутренний план действия. Мышление вербальнопонятийное. 1 2 - Выше, слева
6 Дифференциация гласных букв А—ЯГласная буква Я. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Я. Дифференциация гласных букв А—Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте. Мышление смысловое, вербально-понятийное. Сравнение. Установление закономерностей. Устойчивость внимания. Зрительная память. Пространственное представление. 1 2 - Полянки.
Назови по порядку. Что здесь изображено?
3 - Запомни сочетание фигур.
Раздели на группы слово.
4 - Одинаковое, разное
Найди девятый.
7 Дифференциация гласных букв У—Ю Гласная буква Ю. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Ю. Дифференциация гласных букв У—Ю в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Мышление( Установление закономерностей, анализ, словесно-логическое, вербальносмысловое). Психомоторика. Внутренний план действие. Произвольность движений. Пространственные представления. Воображения. 1 2 - Найди фигуры. Раздели на части
Кто точнее?
3 - Выбери главное. Совмести фигуры. Знай свой темп.
4 - Подбери пословицу.
Найди одинаковые кубики.
Тропинка.
8 Дифференциация гласных букв 0—Е Гласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв 0—Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Зрительное восприятие. Мышление (анализ, аналогии, вербально-понятийное). Внутренний план действий. Произвольность движений. Слуховые ощущения. 1 2 - Назови буквы. Какой, какая, какие? Шумящие коробочки
3 - Назови четвертое слово.
Пчелка
Запретное движение.
4 - Найди рядоположное слово.
«Невидящие» и «неслышащие»
9 Дифференциация гласных букв Ы—И Гласная буква И. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы И. Дифференциация гласных букв Ы—И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Распределение внимание. Мышление (сравнение, вербально-смысловое, вербально-понятийное). Осязательное восприятие. Произвольность, воображение 1 2 - Вычеркивай букву и слушай.
Разложи в слепую.
3 - Одинаковое и разное.
Не путай цвета
Что это?
4 - Объясни значение. Целое-часть.
Палочка-узнавалочка1 Дифференциация гласных букв Э—ЕГласная буква Е. Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласной буквы Е. Дифференциация гласных букв Э—Е в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Мышление (Анализ и синтез, установление закономерностей, вербально-смысловой). Память (Непосредственная, опосредованная-вербальная, зрительная). Внимание. Пространственные представления. 1 2 - Отгадай слова. Нарисуй по памяти. Запретный номер.
3 - Объедини по смыслу.
Найди фигуры.
4 - Запомни сочетание фигур.
Подбери пословицу. Раскрась кубики.
1 Мягкий знак Мягкий знак. Соотнесение мягкого знака с символом для обозначения на письме. Знакомство со схемой слова, где имеется мягкий знак. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. Мягкий знак в функции разделения. Дифференциация мягкого знака в функции смягчения и разделения. Произвольность. Мышление (нахождение общих признаков, вербально-смысловое, вербально-понятийное). Пространственное представление. Психомоторика. Глазомер. Память (непосредственная, зрительная) 1 2 - Графический диктант.
Поиск общего. Попади в свой кружок.
3 - Учись уменьшать и увеличивать. Объедини пословицы. Запомни и нарисуй.
4 - Целое- часть.
Найди значение слов. Вырезай точно.
1 Звонкие и
глухие
согласные Звонкие и глухие согласные. Дифференциация слогов и слов со звонкими и глухими согласными. Соотнесение согласных звуков с символами для их обозначения на письме. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Пространственное представление. Мышление (наглядно-образное, гибкость, сравнение, вербально-причинное, установление закономерностей). Внутренний план действий. 1 2 - Полянки.
Найди пирамиду. Нарисуй кресло. Заселение дома.
3 - Поверни квадрат .Найди одинаковые.
4 - Найди причину и следствие.
Найди фигуры.
1 Звуки Б—Б ' П—П' Звуки Б—Б', П—П' Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами для их обозначения на письме. Работа с паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Мышление (произвольность, вербально-смысловое, установление закономерностей). Устойчивость внимания. Зрительная память. Чувство времени. 1 2 - Найдифигуры. Точно такие. Раскрашивание фигур.
Заполни рисунок.
3 - Логическийквадрат.
Назови по порядку. Дружный хлопок.
4 - Назови причину. Найди значение слов. Найди смысл.
1 Звуки В - В ' Ф—Ф' Звуки В—В', Ф—Ф'. Дифференциация звуков В—В', Ф—Ф' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Пространственные представления Память (слуховая, зрительная, опосредованная). Мышление (синтез, вербально-понятийное). 1 2 - Шарики в трубочке .Подбери заплатку. Повтори и добавь. Найди образец.
3 - Составь слова. Отыщи числа.
4 - Письмо инопланетянина. Отрицание.
1 Звуки Г—Г ' К—К', Х—Х' Звуки Г—Г', К—К'. Дифференциация звуков Г—Г', К—К', X—X' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Мышление(выделение существенного, абстрактно-логическое, вербально-смысловое). Пространственные представления. Воображения. Произвольные движения 1 2 – Выбери главное. Найди подходящий. Треугольник. Шумящие коробочки.
3 - Волшебники.
Где, какая полоска?
Говорим по-марсиаски.
4 - Пословицы.
Форма-цвет.
Раскрась кубик.
Кто точнее.
1 Звуки Д—Д ', Т—Т' Звуки Д—Д\ Т—Т. Дифференциация звуков Д—Д', Т—Т' изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Мышление (логическое). Внутренний план действия. Пространственное представление. Воображение. Произвольность. Устойчивость внимания. 1 2 - Отгадай слова. Диктант
пространственных действий.
Волшебный лес.
3 - Найди девятый. Найди одинаковые Архитектор.
4 - Совмести фигуры.
Поезд.
Пишущая машинка.
1 Звуки 3—3 ' С—С' Звуки 3—3\ С—С\ Дифференциация звуков изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Осязательные, мышечные ощущения. Память (опосредованная)?' Мышление (установление закономерностей, сравнение, вербально-смысловое).Внутренний план действий. 1 2 - Шершавые дощечки
Подбери картинку. Найди фигуры. Рукопожатие.
3 - Одинаковое- разное
Не путай цвета.
Что это?
4 - Подбери слово противоположное по смыслу.
Найди одинаковые.
1 Звуки Ж—Ш Звуки Ж—Ш. Дифференциация звуков Ж— Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами и для их обозначения на письме. Работа со словами- паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Мышление (наглядно-образное, абстрагирование, вербально-смысловое). Слуховые ощущения. Память опосредованная. Чувство времени. Внутренний план действий. 1 2 - Шумящие коробочки.
Крестики, точки. Раздели квадрат.
3 - Совмести фигуры.
За одну минуту. Письмо инопланетянина.
4 - Подбери слово противоположное по смыслу.
Только одно свойство.
1 Дифференциация соноров. Звуки Р—Р '— Л—Л ' Звуки Р—Р' Л—Л'. Дифференциация звуков Р—Р', Л—Л' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Ощущение осязательные, зрительные. Память (опосредованная, вербальная, непосредственная). Мышление вербально-понятийное. Внутренний план действий. Пространственные представления 1 2 - Тяжелые коробочки .Подбери картинки. Цветовая угадай-ка.
3 - Объедини по смыслу.
Поверни квадрат.
4 - Какого цвета?
Вордбол.
Найди одинаковые кубики
0 Звуки Л—Л '— Й Звуки Й, Л—Л'. Дифференциация звуков Й, Л—Л' в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Мышление (сравнение, установление закономерностей). Внимание (распределение). Память (Опосредованная, непосредственная, слуховая). Пространственные представление. Произвольность движений. Глазомер. Зрительно-двигательные координации. 1 2 - Делаем вместе. Найди отличающиеся. Найди девятый.
3 - Добавь слово. Раскрась фигуру. Флажок.
4 - Письмо инопланетянина. Вырезай точно.
2 Дифференциация
свистящих и
шипящих
звуков Закрепление знаний о свистящих и шипящих звуках. Знакомство с понятиями «сложные» и «простые» звуки. Дифференциация свистящих и шипящих звуков. Соотнесение звуков с символами для их обозначения на письме. Мышление (наглядно-образное, синтез, установление закономерностей). Память (опосредованная). Внутренний план действия. Произвольность движения. 1 2 - Зашифруй предложения.
Ленточки.
Назови и проверь постукиванием.
3 - Пчелка.
Что здесь изображено?
4 - Пчелка.
Найди фигуру.
2 Звуки С—С ', ШЗвуки С—С, Ш. Дифференциация звуков С— С, Ш в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Память вербальная. Мышление (наглядно-образное, анализ через синтез, абстрагирование). Пространственные представления. Внимание переключение. Произвольность движений. 1
1 - Найди слова.
Что изменилось?
Что не изменилось? Превращение фигур.
3 - Отыщи числа .Преврати в квадрат. Запретное движение.
4 - Разгадай ребусы. Только одно свойство. Развертка куба.
2 Звуки З—З: Ж Звуки 3—3', Ж. Дифференциация звуков 3—3', Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Мышление (вербально-смысловое). Психомоторика. Пространственные представления. Произвольность. Воображения 1 2 - Дорисуй рисунок. Что здесь изображено. Иголка и нитка.
3 - Подбери слова. Найди недостающий квадрат.
Закончи рисунки.
4 - Отыщи числа.
Найди смысл.
2 Звуки С-СЦ Звуки С—С, Ц. Дифференциация звуков С— С, Ц в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Соотнесение звуков с символами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Мышление (наглядно-образное, вербально-понятийное, вербально-смысловое, логическое). Ощущение осязательные. Произвольность движений. 1 2 - Найди футболистов в одинаковой форме. Цирк.
Раздели квадрат. Шершавые дощечки.
3 - Пятый лишний. Объясни значение. Назови и проверь постукиванием.
4 - Поезд.
«Невидящие» и «неслышащие».
2 Звуки Ч—ТЬ Звуки Ч—ТЬ. Дифференциация звуков Ч— ТЬ в слогах, словах, словосочетаниях и тексте. Соотнесение звуков с символами для их обозначения на письме. Работа со словами-паронимами. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза. Память (опосредованная.непосредственная). Мышление (наглядно-образное, вербально-понятийное, установление закономерностей). Внутренний план действий. Произвольность. 1 2 - Зашифруй предложение Цветовая угадай-ка. Зеваки
3 - Этажи.
Найди девятый.
Какой цвет.
4 - Отрицание. Ленточки.
Знай свой темп.
Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных пар звуков
III. Заключительный этап работы – 5
Предлоги Различение предлогов, приставок. Мышление (установление закономерностей, сравнение, вербально - понятийное, абстрагированное). Память зрительная. Внимание (Устойчивость) 1
2 - Точно такие.
Найди одинаковое - разное.
Найди девятый. Рукопожатие.
3 - Расположи слова. Стенографы. «Веселый модельер», «Пуговицы».
4 - Подбери общее понятие.
Только одно свойство.
Развитие
временных
представлений Различение понятий по временам года, неделя, сутки. Мышление (обобщение, установление закономерностей, вербально-понятийное, абстрагирование). Ощущения (осязательные). Память опосредованная. Чувство времени. 1 2 - Четвертый лишний. Найди фигуры. Тяжелые коробочки.
3 - Расположи слова. Запомни слова. Дружный хлопок.
4 - Подбери общие понятия.
Форма-цвет
Согласование слов в предложениях Составление предложений различных конструкций. Внутренний план действий. Память (опосредованная, непосредственная, логическая, вербально-смысловая). Мышление(установление закономерностей). Произвольность. 1 2 - Совмести фигуры. Запомни фигуры. Замри
3 - Найди правило и запомни.
Найди смысл.
4 - Найдидевятый. Точно такие.
Объедини по смыслу и запомни.
Работа с деформированным предложением и текстом Восстановление деформированных предложений и текстов. Внимание (Распределение). Мышление (абстрагирование, понятийное, вербально-смысловое). Произвольность движений. Пространственные представления. 1 2 - Вычеркивай буквы и слушай.
Посмотри вокруг
Где находится чайник?
3 - Вордбол.
Составь изображение. Развертка.
4 - Подбери следующее.
Зеваки.
Стенографы.
Развитие связной речи В коррекционной работе используются различные виды текстов: описание, повествование, рассуждение, изложение, сочинение. Мышление (сравнение, вербально-понятийное, установление закономерностей). Восприятие зрительное, осязательное. Произвольность движений. 1 2 - Найди отличия. Найди девятый. Загадочные контуры.
3 - Найди фигуры. Расположи слова. Замри.
4 - Найди фигуры.
Письмо инопланетянина.
Палочка-узнавалочка.
Список литературы
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Издательство «Ось - 89», 1997.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Владос, 2001. – 336с.
Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе (СD -диск). (составители: Варченко В.И., Назарова Г.А. Ларина А.Б.)
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах.- М., 1999.- 218с.
Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IVкл.). – М.: «Ось - 89», 2006.
Мазанова Е.В.Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д,2010
Мазанова Е.В.Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. 2-е издание, исправленное.- ГНОМ и Д, 2010
Мазанова Е.В. Школьный логопункт. Документация, планирование и организация коррекционной работы. - ГНОМ и Д, 2009.
Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Развитие сенсорной сферы детей. Пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова – М.: Просвещение, 2009.
Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма.- С – Пб.: Дельта,1998.- 208с.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоления у младших школьников. М.: Владос,1997.- 256с.
Ястребова А.В, Бессонова Т.П. Инструктивно – методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе. – М.: Когито – Центр, 1996. – 97с.