Конспект урока по окружающему миру Мы в городе ( 1 класс)

Окружающий мир.1 класс.
Тема : МЫ В ГОРОДЕ .

      Задачи урока: познакомить детей с понятием «земляки», раскрыть культурный смысл этого понятия; на конкретных примерах показать особенности жизни горожан в старину и в наши дни, представить модель позитивного поведения человека, ценящего роль города как культурного центра.       Планируемые достижения учащихся: понимание необходимости взаимной связи людей в городе, важности культурного смысла понятия «земляки»; умение образовать общее название жителей определенного города по его названию.
УУД
Личностные: формирование личного (эмоционального) отношения к малой родине.
Регулятивные: выполнение задания в соответствии с целью, целенаправленный поиск ответа на поставленный вопрос. Познавательные: осмысление взаимосвязи человека и места, в котором он родился и живёт.
Коммуникативные: овладение способами существования в городе и селе.       Оборудование. А.А.Плешаков,М.Ю.Новицкая «Окружающий мир» Учебник, ч. 2, с. 340. Рабочая тетрадь № 2, с. 328.
Презентация к уроку.       

ХОД УРОКА:

1-ый слайд.

I. Оргмомент

Долгожданный дан звонок, Начинается урок.
Наши ушки - на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем и рассуждаем,
Ни минуты не теряем.

II. Мотивация к деятельности.

- Ребята! Вы готовы помочь друг другу в преодолении трудностей, в изучении нового материала? Тогда улыбнитесь друг другу и вперёд к новым знаниям!



- А для получения новых знаний нам необходимо отправиться в путешествие. Но сначала нам надо собрать все необходимые для путешествия вещи.

2-ой слайд.

Пожалуйста , помогите мне.
Сейчас я буду называть те предметы, которые я предлагаю взять с собой в дорогу, а вы внимательно слушайте. Если вещь подходит для путешествия, вы хлопаете в ладоши. Если нет, то сидите тихо».

- Атлас определитель « От земли до неба»,
фотоаппарат,
будильник,
блокнот и авторучку,
подушку,
видиокамеру,
игрушку – неваляшку,
скакалки,
сачок,
диван,
ручные часы,
сотовый телефон, (Дети обосновывают свой выбор.)

3-й слайд.

-А теперь я проверю дружные ли ребята отправляются со мной в путешествие . Вам предстоит работать в паре друг с другом.

- Вспомните , пожалуйста, правила взаимодействия в паре.
( Работаем тихо, прислушиваемся к мнению друг друга, отвечает главный в паре.)

Обязательная проверка работы хотя бы 2 пар.
( Остальные проверяют)



Вопрос : - Кто согласен с работой пары?

3–й слайд ( продолжение)

Учитель : Молодцы. Я проверила, вы у меня оказались все внимательные и дружные. С такими ребятами можно отправляться в наше путешествие. Я предлагаю совершить его на воображаемом воздушном шаре. Для того , чтобы это маленькое волшебство удалось, вам нужно правильно повторить за мной ритм хлопков.


Ритмическая минутка.

(Учитель несколько раз прохлопывает несложные ритмы, каждый раз дополняя предыдущий новым ритмическим рисунком. Дети стараются повторить.)

4-й слайд.

- Ну вот, вы постарались, как следует, превращение произошло, можно отправляться в путешествие.


III. Актуализация знаний и постановка проблемы.

5-й слайд.


( Работа с плакатом на котором изображены города, городские улицы.)

- Что изображено на иллюстрации? ( Это город, потому что высокие дома, много улиц, переулков и т.д.)

- А для чего нужны улицы, дома, здания? ( Ответы детей.)
( Чтобы люди могли в них жить.)

-Ребята, как вы думаете, может ли человек прожить один, без помощи других людей? ( Нет. Один человек не может справиться .)

- Да. Человек не может жить без помощи других.

- Какой же будет главный вопрос ( проблема ) нашего урока?

(Дети высказывают свои предположения, учитель повторяет наиболее правильную и общую формулировку.)

6-ой слайд.

А кем приходятся друг другу люди , живущие в одном городе.
( на доску слева)

-Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?

Мы в городе.

( НА ДОСКУ справа)

IV. Совместное открытие новых знаний.

Кто же такие мы?
А что такое город?

Учитель: «Сейчас я приглашу вас прогуляться по некоторым городам и познакомиться с их жителями. Это города, которые и сейчас украшают нашу страну, но мы заглянем в их прошлое и настоящее.

7-ой слайд.

- Давайте неспешно пройдемся по старинным улицам.
Посмотрите вокруг. Что вам кажется необычным? Что нравится? (Дети описывают старинную фотографию улицы в Нижнем Новгороде и  Ярославля)
- Чем вымощена улица в этом городе? ( Улица вымощена камнем.)
- Как вы думаете называется дорога вымощенная камнем ?
(Обратите внимание детей на слово «мостовая», которое мы до сих пор используем в нашей речи (мостовая  улица, дорога, вымощенная, выложенная камнями).)
-Как выглядят жители этих городов? Как одета продавщица платков? (Женщины одеты в длинные платья; люди неспешно идут посередине улицы; видно, что не опасаются машин, экипажей.)
- Какой вид транспорта помогает жителям передвигаться по городу?»
    (  Далее учитель может рассказать детям, что люди всегда очень ценили тишину, спокойствие в городе. Особенно заботились об этом, если кто-либо в семье заболевал. Тогда мостовую перед окнами дома устилали сеном, чтобы цоканье копыт было не таким звонким и не беспокоило больного. )

- Как вы думаете, кто заботился о красоте, чистоте этих улиц, о спокойствии в городе? (Строители, дворники, сами жители.)
- А еще были особые люди, которые заботились о спокойствии в городе. Их называли словом, которое сейчас в нашей речи не встречается,  городовые. Это, по сути, полицейские .

- Значит, для того чтобы было всем удобно, хорошо, людям надо чем – то заниматься, т.е. каждый человек должен иметь какую то профессию.

- Ребята, а что обозначает слово «профессия»? ( Это занятие человека, например : врач, учитель, строитель.)

8 – ой слайд.

Дети рассматривают иллюстрации людей разных профессий , что получается в результате их труда.

- Ребята, как вы думаете, нужны ли все профессии? Может нам достаточно иметь только врачей и учителей? ( Нет ,все профессии нужны.)

- Докажите. ( Ребята приводят доказательства.)

( продолжаем работу по 8 слайду) – Игра.

- Давайте мы с вами поиграем в игру « Если бы не было

( Дети по цепочке начинают сначала читать , а потом называть профессии.)

9 – й слайд.

-А как можно назвать жителей города одним словом? (Горожане.) (Учитель выставляет карточку со словом на доску.)

Горожане.


- Значит, кем же мы являемся друг другу в городе? ( горожанами )
( Поставить карточку к проблеме - слева )


- Ребята, нам очень приятно гулять по старинным улицам, но пора идти дальше. Давайте подумаем, как можно попрощаться с горожанами, чтобы было понятно, с кем именно мы прощаемся. Как обратиться к жителям Нижнего Новгорода?
(Нижегородцы. До свидания, дорогие нижегородцы!)

Как обратиться к жителям Ярославля?
( Ярославичи. До свидания, дорогие ярославичи !)

Физминутка.

Мы летали высоко,
Мы летали низко,
Мы летали далеко,
Мы летали близко.

10 – й слайд.

- Наконец мы с вами вернулись в свой любимый город.

( СЛАЙД С ВИДАМИ ГОРОДА Красноармейск)

- Городов на Земле очень много , самых разных. Для тех, кто в нём живёт он самый лучший, самый любимый.
Попробуйте прочитать слово ГОРОД с другой стороны! Вы поймёте , что каждый город кому-нибудь ДОРОГ.
- Ребята, мы с вами живём в одном городе , на одной земле . Подумайте, как можно нас назвать одним словом. (ЗЕМЛЯКИ)

Значит, Кем мы ещё являемся в городе друг другу? ( Земляками )
( Выставляю карточку к проблеме)

- Люди, которых объединяет общее место жительства, земля, на которой стоит родной город или село;
земляками могут быть люди разных национальностей, которых объединяет одинаково сильная любовь к земле, где они родилась и живут. Учитель выписывает новое слово на доске.)

Земляки.

( карточку к проблеме – налево)


-Любите ли вы сами чистоту в городе, спокойствие на улицах, красоту улиц, парков, скверов?

- Как вам кажется, кого можно назвать культурным человеком, любящим свой город?

- Кто из вас может назвать себя культурным человеком, который заботится о родном городе?»
- А Кем приходятся друг другу люди , живущие в одном доме, подъезде, на одном этаже? (СОСЕДИ)
-Любите ли вы сами чистоту в городе, спокойствие на улицах, красоту улиц, парков, скверов?








( К проблеме.)



V. Рефлексия учебной деятельности.

- Теперь давайте ещё раз ответим на вопрос , который мы поставили в начале урока : Кем же мы являемся друг другу в городе?

- Так может ли человек прожить без соседей, земляков, других людей города горожан?

( Нет. Каждый человек в жизни чем-то занимается , делает что-то для других, т.е. приносит какую-то пользу, а те в свою очередь первому.)

Ответили ли мы сегодня главный вопрос нашего урока?

- Пора теперь нам подумать о том, что каждый из нас может сделать полезного и нужного для благополучия любимого города , а значит, и для благополучия каждого из нас. Ведь все мы в нашем месте жительства как листики на дереве.

Здоруво дерево  хорошо и листьям; здоровы листья  хорошо и дереву».

Дети обсуждают вместе с учителем вопрос о добром деле для жителей города  своих земляков.



Учитель: «А может быть, кто-то из вас или вашей семьи уже потрудился на благо нашей малой родины? А если нет, то ведь каждый из вас может представить себе, помечтать о том, чем помочь родному городу и его жителям».

- Давайте прочитаем вместе вывод на с. 5 учебника.

Мы в городе – это я, мои соседи, мои земляки.
      - И только от нас зависит, каким будет наш город сегодня и завтра.

Первичное закрепление знаний.

- Давайте оставим память об этом в нашей рабочей тетради.
(В рабочей тетради выполняется задание № 3 (с. 5).)

Рекомендации для занятий в семье. Выполните вместе с ребенком задание № 2 на с. 4 рабочей тетради. Побеседуйте с ним о городе (селе) своего детства, каким он запомнился вам. - Поговорить с родителями о вашем доме, улице. Их прошлом и настоящем. Просмотреть семейные фотографии.











Итог урока:
1) Кто считает , что он выполнил задачу сегодняшнего урока, понял изученный материал?
2) Кто считает, что ему ещё надо потренироваться , поработать?

Покажите «личики»: - всё понял!
- надо потренироваться.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815




Кем же ещё мы являемся друг другу в городе ?


соседи


Кем люди в городе приходятся друг другу?


СОСЕДИ


ЗЕМЛЯКИ


ГОРОЖАНЕ



15