Доклад на тему Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность


«Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность»
Понятие «педагогическая технология» появилось в начале 1960-х годов. Постепенно значение этого понятия расширилось настолько, к нему стали относить все, что касается совершенствования учебного процесса. В документах ЮНЕСКО технология обучения рассматривается как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая (образовательная) технология», однако не существует общепринятого и однозначного толкования.
Краткий словарь по педагогической технологии дает, например, такое определение:
 «Педагогическая технология – компонент педагогического мастерства, представляющий собой научно обоснованный профессиональный выбор операционного воздействия педагога на ребенка в контексте взаимодействия его с миром с целью формирования у него отношений к этому миру, гармонично сочетающих свободу личностного проявления и социокультурную норму».
Другое определение понятия «педагогическая технология» - это «исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов».
Педагогическая технология – набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями. Цели должны быть конкретны и измеримы; операции воспроизводимы (вероятность реализации технологии отдельным субъектом должна быть высокой, другие педагоги могут овладеть этим набором операций и успешно их использовать); операции должны иметь законченный процесс по достижению цели; субъективизм учителя должен быть сведен к минимуму. Свобода педагога возможна и необходима в том диапазоне действий, которые приводят к достижению целей. Поскольку на реализацию технологии влияют множество переменных, связанных как  с особенностями педагога, так и с особенностями учащихся, и условий, в которых  протекает педагогический процесс, то творчество педагога не может быть исключено. Оно предполагается в любой технологии на уровне отдельных операций, действий.
  Таким образом, с одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Технология обучения - системная категория, структурными составляющими которой являются:
цели обучения;
содержание обучения;
средства педагогического взаимодействия;
организация учебного процесса;
ученик, учитель;
результат деятельности.
  Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий - термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие.
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве ("Толковый словарь русского языка").
Актуальность выбора педагогических технологий в современной России   Последнее десятилетие XX в. внесло в историю российского образования трагические страницы: появился новый термин - "децелерация", означающий массовую задержку детей в физическом и психическом развитии (в противовес "акселерации").
  Причины децелерации многочисленны:
массовая алкоголизация и наркотизация населения;
злоупотребления в использовании фармацевтических препаратов;
некачественное питание беременных;
"афганский" и "чеченский" синдромы;
социальная фрустрация.
  Поступающие в первый класс дети имеют ограниченный словарный запас, недоразвитую моторику руки, неадекватные эмоции, орфоэпические дефекты Низкий уровень подготовки детей к начальному обучению достигает 25 %.
Индекс интеллекта выпускников 9-х и 11-х классов ежегодно снижается на 1,5- 3,0 %. Примерно настолько же ежегодно возрастает число "исключительных" детей, поступающих в первый класс. И это в крупных городах. Что же тогда творится в спивающейся российской глубинке?!
  Ситуация осложняется появлением детей-беженцев и сирот при живых родителях из обеспеченных семей, где старшим "некогда" заниматься воспитанием своих детей.
  Вторая тенденция - постоянно возрастающий разрыв между потенциальным уровнем усвоения учебного материала учащимися и используемыми в школе педагогическими технологиями. Лишь 20-25 % учителей общеобразовательной школы работают на профессионально-творческом уровне. В результате по официальным данным ЮНЕСКО, российская молодежь за последние 40 лет по уровню интеллектуализации переместилась среди стран - членов ООН со 2-3 на 52- 55-е места.
  Все это обязывает нас в корне пересмотреть свое отношение к педагогическим технологиям как инструментарию учебного процесса и актуализировать их изучение. Многочисленными исследованиями доказано, что от выбранной педагогической технологии и степени ее адекватности ситуации и контингенту учащихся во многом зависит качество обучения.