Повторительно-обобщающий урок по теме Древний Египет

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Египет».
Место урока в системе уроков и изучаемой теме:
Тема Древний Египет входит в состав одного из ключевых разделов изучения курса истории Древнего мира – Древнего Востока. Повторительно-обобщающий урок предшествует контрольному тестированию по теме Древний Египет, призван не только обобщить и систематизировать изученный материал, организовать проверку знаний, умений и навыков, но и выявить пробелы знаний обучающихся.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Система оценивания на данном уроке основана на самопроверке. Обучающимся предлагается заполнить таблицу:
Я могу:
объяснить материал другим, употребляя изученные термины, без использования учебника
давать ответы на большинство вопросов, при затруднении знаю, где искать информацию в учебнике
давать определения терминам, отвечать на вопросы, используя учебник.

Географическое положение, климат Египта




Основные категории населения, их занятия




Военные походы египтян




Культура, искусство, образование в Древнем Египте




Религия в Древнем Египте





Цели урока:
Обучающие: организовать деятельность обучающихся по повторению темы «Древний Египет», выявлению особенностей географического положения, природных условий, занятий населения и культуры; раскрыть значение древнеегипетской цивилизации для современных людей.
Развивающие: продолжить формировать умение работать с картой, художественными текстами.
Воспитывающие: воспитание толерантности, уважительного отношения к партнерам, оппонентам.
УУД:
Познавательные: - находить (в учебниках, других источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Коммуникативные: - работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- осуществлять взаимный контроль.
Регулятивные: - определять цель;
- планировать пути достижения целей;
- самостоятельно корректировать свое время и управлять им;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Личностные: - освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
- ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация;
- основы социально-критического мышления;
- уважение к истории, культурным и историческим памятникам; к народам мира;
- умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.
Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал, карта Древний Восток.
Ход урока.
Организационный момент, постановка цели – 3 мин.
Повторение изученного материала, систематизация знаний – 30 мин.
Подведение итогов, самопроверка – 5 мин.
Рефлексия – 2 мин.
Домашнее задание – 5 мин.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся

У: На следующем уроке нам предстоит провести тестирование по теме Древний Египет. Посмотрите, остались ли в учебнике темы, посвященные Египту, которые мы не изучали. Нет? Тогда что нам надо сделать на сегодняшнем уроке, чтобы завтра получить хорошие результаты теста?

У: А какие вопросы мы с вами обсуждали, изучая Египет? Какие темы нам надо повторить?

На слайде – эпиграф урока:
Ученостью зря не кичись!
Не считай, что один ты всесведущ!
Не только у мудрых –
У неискушенных совета ищи.
Птаххотеп.
У: Что советует нам древнеегипетский автор? Как вы думаете, какая из форм работы наиболее полно соответствует данному изречению – индивидуальная или групповая?

Группа получает карточку, таблицу на которой нужно заполнить + контурную карту.
Описание Древнего Египта
Географическое положение


Климат/природа


Занятия жителей





У: При работе с карточкой вы выделили основные категории населения Древнего Египта. Давайте представим, что у нас есть уникальная возможность взять интервью у представителя одной из групп населения.
Что такое интервью?
Давайте все вместе подумаем, какие вопросы мы бы задали земледельцу, чтобы узнать о его жизни?



Теперь ваша задача задать по 4 вопроса жрецам, вельможе, рабам, фараону и продумать примерные ответы на них.




Организует работу с анаграммами.
Карточка:
РЕГОЛИФИ ЛЬМАЖЕВО
СОЗИА ФУДАШ
СУРПИПА БАНОРЗ
ТАЛЬДЕ ЕРЖЦ
ФОНАРА КАФОСАГР

Организует работу с текстом учебника, контурными картами:
На основании подпараграфов 3-5 параграфа «Военные походы фараона» заполните таблицу и надпишите на контурной карте, где стрелками указаны направления военных походов, то, что могло послужить добычей египетского войска (например, стрелка на Ливию – скот).
Таблица
Результаты военных походов
Для фараона
Для вельможи
Для рядового воина










Проверяет оформление контурной карты.

У: Послушайте отрывок из стихотворения Олега Тарутина, посвященного походу друзей в музей, в зал, где собраны экспонаты из Египта. Скажите, какие особенности изображения богов особенно удивили ребят?
(Слайд презентации)
Стоим перед богом по имени Гор,
С большим удивлением смотрим в упор:
При всем человечьем обличье
Имеет он голову птичью!
Он рядом с богиней стоит львинолицей,
А рядом богиня-корова теснится,
И только богиня Исида
Похожа на женщину видом.
Мы видели бога по имени Тот,
А также богиню по имени Нут.
Мы помнили точно, кто –этот, кто – тот,
Наверное, целых пятнадцать минут!

У: Теперь перед вами выдержки из поучения Анхшешонка.
(Слайд презентации)
Можем ли вы подобрать к каждому из высказываний русскую пословицу с аналогичным смыслом?
Не добывший дров летом не будет согрет зимой!
Друг глупца – глупец, мудреца – мудрец.
Не совершай поступка, не проверив сначала.
Крадет вор ночью, найдут его днем.
Не беги слишком быстро, а то упадешь!

Какой из этих советов самый мудрый/полезный для вас? Почему мы легко подобрали русские пословицы.


У просит подвести итоги работы групп.
У раздает таблицу для самопроверки (см выше).

Организует этап рефлексии:
Загадка: Путешественник, посетивший Египет, увидев это, воскликнул: «Горы камня на горах камня!».
Давайте схематично изобразим пирамиду в виде треугольника и пусть каждый из вас определит, на какую высоту он поднялся на данном уроке. Для этого ответьте на вопросы:
Как я работал?
Где допустил ошибки?
Есть ли пробелы в знаниях?
Удовлетворен ли своей работой?

Домашнее задание (разноуровневое):
Повторить термины, выписанные в словарь (по теме Египет).
Составить кроссворд по терминам.
Путешественник писал о пирамидах: «Эти громадные горы внушают какую-то гордость человеку, показывают ему, до какой степени он могуч; дела рук его существуют с младенчества земли».
Какова главная мысль этого высказывания? Согласны ли вы с ним? Докажите свой вывод примерами.
Постановка целей на урок (с помощью учителя)



Актуализация знаний.






Обучающиеся делятся на группы.





Выбирают ответственных за каждое задание. Готовят развернутый ответ на каждый вопрос.
Проверка задания: Подготовленный ученик из группы дает ответ на один из вопросов, члены других групп уточняют и дополняют.






Ответ на вопрос учителя.
Предлагают варианты вопросов:
Какие с/х работы проводятся? Как происходит сбор налогов? Что самое тяжелое в труде? Какие радости бывают? Что составляет основу пищи? и т.д.


Выполнение задания в группах. Проверка задания: Представитель группы зачитывает вопросы, члены других групп отвечают, дополняют вопросы. Делают вывод об уровне жизни указанных категорий населения.

Разгадывают слова, дают им определения.









В группах: оформление контурных карт, заполнение таблицы.
Проверка таблицы: на доске составляется общая таблица по итогам работы всех групп.











Ответ на вопрос учителя.






















Подбирают в группах русский эквивалент.










Определяют личную значимость. Делают вывод об общечеловеческой морали.



Подводят итоги работы группы.
Индивидуально заполняют табл.

Ответ: Египетские пирамиды.













Запись Д/З в дневаниках


Список использованной литературы.
Школьная энциклопедия РУССИКА: История Древнего Мира [Текст] / М.: ОЛМА-ПРЕСС, образование, 2003. – 813с.
Задания для самостоятельной работы по истории Древнего Мира [Электронный ресурс] / режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Поучение Анхшешонка [Электронный ресурс] / режим доступа: http//teurgia.org/index.php?option=com_content&view=article&id


15