Учебно-тематический план курса занятий для детей, осваивающие основную адаптированную общеобразовательную программу для детей с умственной отсталостью 5-9 классов

Пояснительная записка
Программа «Учимся успешно преодолевать трудности» составлена на основе программы обязательного курса занятий по формированию навыков жизнестойкости обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с умственной отсталостью) «Учимся успешно преодолевать трудности» (авторов Гражданкиной Л.В., к.п.н., доцент кафедры психологии и Колпаковой Н.В., руководитель НМЦ развития психолого-педагогического образования АКИПКРО).
Комплекс требований жизни к социальному облику обучающегося,
воспитанника с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) побуждает выделять жизнестойкость как ведущий компонент его личностных качеств. В современном изменяющемся мире совокупность физических, моральных, нравственных достоинств будет представлена личностью обучающегося, воспитанника с ОВЗ исключительно в том случае, если в любой момент он сможет выдерживать проверку на прочность и устойчивость своих жизненных позиций.
В структуре психики детей такой категории в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение.
Особенности развития высших психических функций обучающихся, воспитанников с ОВЗ (особенно с умственной отсталостью) оказывают влияние на представления детей о себе и окружающем миру, а именно: недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на узнавании и понимании учебного материала.
У школьников с умственной отсталостью отмечаются недостатки в развитии, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что. в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи, что затрудняет понимание обращенной к ним речи, а также формулирование конструкции при обращении к собеседнику. Кроме того, следует отметить, что речь обучающихся с умственной отсталостью в должной мере не выполняет своей регулирующей функции, поскольку зачастую словесная инструкция оказывается непонятой, что приводит к неверному осмысливанию и выполнению задания. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений.
Психологические особенности умственно отсталых обучающихся проявляются и в нарушении эмоционально-волевой сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень выражены переживания, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств:
нравственных и эстетических. Такие обучающиеся данной категории предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Вместе с тем, при проведении длительной, систематической и специально организованной работы, направленной на обучение этой группы обучающихся целеполаганию, планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности: изобразительная и конструктивная деятельность, игровая, ручной труд, а на ступени основного общего образования и некоторые виды профильного труда.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических
процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают проявление некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью, проявляющиеся в примитивности интересов,
потребностей и мотивов, что затрудняет формирование конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, современные научные представления об особенностях психофизического развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью позволяют выделить образовательные потребности:
обязательность непрерывности коррекционно-развивающего
процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы с педагогами;
раннее получение специальной помощи средствами образования;
психологическое сопровождение, оптимизирующее
взаимодействие ребенка с педагогами и сверстниками;
психологическое сопровождение, направленное на установление
взаимодействия семьи и образовательной организации;
постепенное расширение образовательного пространства,
выходящего за пределы образовательной организации.
Одним из условий успешной адаптации обучающихся с умственной отсталостью к современному социуму является формирование у них устойчивости к любой изменяющейся ситуации. Именно данная категория детей чаще других оказывается в стрессовых ситуациях, где необходима своевременная поддержка со стороны взрослых.
В отечественной литературе такую устойчивость личности к
экстремальным ситуациям определяют новым в педагогике понятием «стойкость» или «жизнестойкость». Жизнестойкость востребуется в ситуациях, когда представлена угроза для человека. Она проявляется в таком реагировании, которое обеспечивает его выживание, адаптацию и развитие в условиях нарушения у них саморефлексии, становления индивидуальной и социальной идентичности, высокой вероятности проявления антивитального поведения (не направленного на жизнь).
У детей с ОВЗ, в том числе с умственной отсталостью, особенно на этапе выхода в самостоятельную жизнь значительно возрастают риски, роль случая и вероятностей, определяющих исход жизненной ситуации путем ухода, что указывает на необходимость формирования у них мобильности, гибкости мышления, коммуникативных компетенций, оперативности реагирования в условиях неопределенности.
Данный курс занятий разработан для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья (в том числе с умственной
отсталостью) и является обязательным для проведения в условиях
образовательной организации. К проведению обязательного курса занятий кроме педагога-психолога привлекаются: социальный педагог, классный руководитель, воспитатели, музыкальный руководитель.
Педагоги, осуществляющие психолого-педагогическое сопровождение
обучающихся, воспитанников с ОВЗ должны владеть:
практическими умениями проведения психолого-педагогического
изучения обучающихся;
наличием представления о своеобразии психофизического развития
обучающихся;
пониманием специальных образовательных потребностей
обучающихся с умственной отсталостью;
наличием представления о цели образования данной группы
обучающихся как развитие необходимых для жизни в обществе
практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и самореализации в
повседневной жизни;
представлением об индивидуальных возможностях и особых
образовательных потребностях ребенка при определении содержания и методов коррекционной работы;
умением включаться в активное участие в специальной организации
жизни ребенка в условиях дома и образовательной организации,
позволяющей планомерно расширять его жизненный опыт и социальные контакты;
пониманием наиболее эффективных путей организации и определения
содержания психолого-педагогического сопровождения обучающихся в семье;
умением организовать взаимодействие обучающихся со сверстниками
и взрослыми, расширить круг их общения, обеспечивая выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;
способностью к общению и проведению консультативно методической
работы с родителями обучающихся;
способностью к работе в условиях междисциплинарной команды
специалистов.
Необходимость разработки программы курса занятий вызвана анализом
выявленных затруднений детей с умственной отсталостью, а именно:
сложности в установлении межличностных отношений в учебном
коллективе сверстников, подверженность разного рода манипуляциям,
неумение самостоятельно принимать решения, зависимость самооценки от окружающих.
Реализация курсов занятий с этой категорией обучающихся
организуется с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, что обеспечивает коррекцию нарушений, развитие и социальную адаптацию.
Цель курсов занятий для детей, осваивающих основную адаптированную общеобразовательную программу для детей с умственной отсталостью 5-9 классов, создание условий для формирования и развития навыков жизнестойкости средствами интерактивных методов и психолого­ педагогических технологий.

Задачи курса занятий для детей, осваивающих основную
адаптированную общеобразовательную программу для детей с умственной отсталостью 5-9 классов:
формирование коммуникативных умений, а именно: умение проявлять сотрудничество со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, формулировать собственную точку зрения, задавать вопросы, выражать обращение за помощью к сверстникам и взрослым в сложных жизненных ситуациях;
развитие представлений об этических нормах и правилах, понимания
личной ответственности за свои поступки, соизмеряя их с нравственными ценностями принятыми в современном обществе;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,
готовности к адекватному поведению и поиску самостоятельных решений в ситуациях неопределенности.
Содержание каждого курса занятий направлено на формирование и развитие навыков конструктивного поведения детей в сложных жизненных ситуациях средствами интерактивных методов и психолого-педагогических технологий сопровождения.
Реализация содержания занятий курса осуществляется на основе
следующих этапов работы:
Предварительный этап:
- ознакомление с историей развития ребенка (вновь прибывшего);
- наблюдение за детьми в разных видах деятельности (игровой,
творческой, трудовой, физкультурно-оздоровительной);
- беседа с ребенком (формирование мотивации на совместную
работу, презентация программы курса).
- диагностика детей, осваивающих основную адаптированную
общеобразовательную программу для детей с умственной отсталостью 5-9 классов, включает: методику «Шкала социальной компетентности» (А.М. Прихожан) - опрос педагогов, методику оценки тревожности Ч.Д. Спилбергера и Ю.Л.Ханина, методику диагностики самооценки психических состояний Г. Айзенка, методику Баса-Дарки для диагностики агрессивности.
Формирующий этап:
Проблемно - ориентированный практикум с элементами тренинга.
Заключительный этап: апрель -май
- итоговая диагностика
- выработка рекомендаций для оказания самопомощи;
- индивидуальное психологическое / социально-педагогическое консультирование подростков по их запросу;
- оформление выставки психолого-педагогической литературы и
тематических буклетов.
Курс занятий для детей, осваивающих основную адаптированную общеобразовательную программу для детей с умственной отсталостью 5-9 классов, включает 12 тематических встреч теоретической и практической направленности.
При разработке содержания курса занятий для детей, осваивающих программу начального общего образования, и детей, осваивающих программу основного общего образования, педагогам-психологам используются материалы методического пособия «Особенности формирования жизнестойкости и совладания с трудными жизненными и стрессовыми ситуациями несовершеннолетних в образовании» под ред.
Денисова Ю.Н., к.хим.н., профессора - Барнаул, 2014 г., а также материалы методических рекомендаций для классного руководителя «Формирование жизнестойкости у школьников», Под общ. ред.Гражданкиной Л.В., к.пед.н. АКИПКРО, 2014 г.
Продолжительность специально организованного занятия / урока с обучающимися различна и зависит от возраста и психофизического состояния обучающихся
Структура занятия включает следующие части:
Разминка.
Цель: создание положительного настроя участников на работу в группе, на атмосферу доверия.
В разминке предлагаются игры и упражнения, способствующие разогреву участников и установлению контакта между ними. В ходе разминки возможно обсуждение домашнего задания, полученного на предыдущем занятии.
Основная часть.
Цель: создание условий для решения задач, заявленных в содержании тематического курса - формирование и развитие навыков жизнестойкости детей. Содержание основной части занятия включает: психотехнические игры и упражнения, решение проблемных ситуаций, групповую дискуссию, в соответствие с темой встречи. Также здесь могут быть использованы элементы психомышечной тренировки, релаксационные упражнения,
задания с использованием элементов арт-терапии с целью предотвращения возможного перенапряжения участников группы.
Заключительная часть.
Цель: создание условий для развития рефлексивных способностей участников группы.
В заключительной части участники обмениваются мнениями,
впечатлениями и дают собственную оценку происходящему, получают домашнее задание. Кроме того, каждый член группы имеет возможность обратиться за обратной связью к любому участнику либо дать ее сам.
При организации и проведении занятий необходимо использовать разнообразные средства, расширяющие представления и обогащающие жизненный опыт обучающихся. В частности, сенсорные средства, воздействующих на различные чувственные анализаторы и вызывающие положительные реакции обучающихся на окружающую действительность.
Данные материалы могут использоваться, как в печатном виде (книги, фото альбомы), так и в электронном (воспроизведение записи с носителя электронной информации). По возможности для освоения социальных ролей и общепринятых правил в процессе обучения используются различные ролевые игры, для которых в арсенале учебно-дидактических средств необходимо иметь некоторые атрибуты (элементы костюмов, предметы, материалы).
Освоение практики общения с окружающими людьми предполагает использование, как вербальных, так и невербальных средств коммуникации.
Вспомогательными средствами невербальной (неречевой)
коммуникации могут являться:
специально подобранные предметы,
графические / печатные изображения (тематические наборы
фотографий, рисунков, пиктограмм и др., а также составленные из них индивидуальные коммуникативные альбомы),
алфавитные доски (таблицы букв, карточки с напечатанными
словами для «глобального чтения»),
электронные средства (устройства записи на магнитную ленту,
электронные коммуникаторы, планшетный или персональный компьютер с соответствующим программным обеспечением и вспомогательным оборудованием и др.).


Учебно-тематический план курса занятий для детей, осваивающие
основную адаптированную общеобразовательную программу для детей с умственной отсталостью 5-9 классов

Наименование блоков, тем
Всего часов



Примечание




теорети
ческие

практи
ческие
Контрольные/диагностические


1
·.

«Жизнестойкость как качество успешной жизни»
2
1
1



1.1
Тест жизнестойкости (Д.А. Леонтьев, Е.И.Рассказова)


1

Педагог -психолог

1.2
Кл.час «Жизнестойкий человек и как им стать»
(с приглашением успешного ч-ка)

1


Классные руководители
Соц.педагог

2
«Мои сильные и
слабые стороны»
2
1
1
1


2.1
Психологическое занятие
«Мои сильные и слабые стороны»


1

Педагог -психолог

2.2
Практическое занятие «Мои достижения» (Портфолио)



1
Классные руководители
Воспитатели

3
«Мои возможности и способности»
2

1
1



3.1
Кл.час «Мои возможности и способности»

1


Классные руководители


3.2
Тренинг «Успешное общение»


1

Педагог -психолог

4
«Мое будущее»
2

2



4.1
Круглый стол « Мое счастливое будущее»


1

Учителя предметники

4.2
Занятие с элементами тренинга «Мое будущее в моем настоящем»


1

Педагог -психолог

5
«Правила поведения в современном обществе»
4
2
2



5.1
Занятие «Нравственность и культурные нормы школьников»

1


Классные руководители
Воспитатели

5.2
Коррекционно –развивающие занятие «Правила поведения с незнакомыми людьми»


1

Классные руководители
Воспитатели

5.3
Кл.час «Правила поведения в современном обществе»

1


Воспитатели

5.4
Урок «Способ ведения разговора со старшими и сверстникам»


1



6
«Мои жизненные ценности»

2
1
1



6.1
Беседа «Основные жизненные ценности»

1


Классные руководители


6.2
Практическое занятие составление презентаций на тему «Мои жизненные ценности»


1

Социальный педагог

7
«Действуем в сложных жизненных ситуациях»

4

1

2



7.1
Кл.час «Как реагировать в сложной ситуации»

1


Классные руководители

7.2
Встреча с сотрудниками МЧС «Правила поведения в ЧС»


1

Классные руководители
Соц.педагог

7.3
Занятие обсуждение с просмотром водеороликов «Собственная безопасность и безопасность окружения»


1

Воспитатели

7.4
Упражнение «Веревка: диагностика состояний, как вы справляетесь со страхом и действуете в сложных жизненных ситуациях»



1
Педагог -психолог

8
«Я делаю выбор»
4
2
1
1


8.1
Экскурсия на обувное предприятие

1


Учителя трудового обучения

8.2
Кл.час «Я делаю выбор»

1


Классные руководители

8.3
Тестирование, анкетирование по выбору профессии



1
Социальный педагог

8.4
Диагностика по выбору профессии



1
Педагог -психолог

9
«Я принимаю ответственное
решение»
4
1
1
1


9.1
Кл.час «Я принимаю ответственное решение»

1


Классные руководители

9.2
Занятие «Научись говорить «нет»»


1

Воспитатели

9.3
Практическое занятие «Уверенность в себе и ее роль в развитии человека»




Классные руководители

9.4
Урок психологии «Кто в ответе за мой внутренний мир» (О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я»



1
Педагог -психолог

10
«Учимся общаться бесконфликтно»
4
1
2
1


10.1
Кл.час «Семья и общество»

1


Классные руководители

10.2
Занятие « Учимся сопереживать»

1


Воспитатели

10.3
Кл.час «Мальчишки и девчонки»


1

Педагог -психолог

10.4
Упражнение «Мой портрет»



1
Педагог -психолог

11
«Успешно преодолеваем трудности»
4
2
2



11.1
Психологическое занятие «Учимся успешно преодолевать трудности»

1


Педагог -психолог

11.2
Практическое занятие «Учимся успешно преодолевать трудности»

1


Социальный педагог


Кл.час «Учимся успешно преодолевать трудности»


1

Классные руководители


Практическое занятие «Учимся успешно преодолевать трудности»


1

Воспитатели

12
«Подводим итоги»
2

1
1


12.1
Практическое занятие «Подводим итоги»




Педагог -психолог

12.2
Повторная диагностика уровня развития жизнестойкости учащихся




Педагог -психолог
Классные руководители
Воспитатели
Социальный педагог










Всего: 36 12 18 6

Тема «Жизнестойкость как качество успешной личности»
способствует раскрытию у детей ощущения устойчивости собственной личности и личности другого как важнейшего условия внутреннего благополучия человека и установления конструктивных взаимоотношений с окружающими людьми. Для проведения занятия по данной теме приглашают успешных людей, которые имеют позитивный опыт в получении профессии, устройстве на работу, ведении хозяйства.

Тема «Мои сильные и слабые стороны» способствует рассмотрению с
участниками их внутреннего «Я» как одного из компонентов личности, включающему: представление о своей индивидуальности, определенное единство интересов, склонностей, ценностных ориентаций, определенную самооценку и самоуважение с учетом сильных и слабых сторон. В ходе данной темы обучающимся предлагается оформление Портфолио достижений.
Тема «Мои возможности и способности» позволяет помочь детям лучше узнать себя, свои возможности, развивать чувство собственного достоинства на основе анализа своих способностей. Содержание рассматриваемой темы направлено на преодоление неуверенности в собственных силах, развитие навыков самопрезентации в различных группах среди сверстников и взрослых. В содержание данного занятия могут быть включены такие задания, как: оформить презентацию о себе; составить резюме.
Тема «Мое будущее» предоставляет детям возможность задуматься о
будущем, попытаться сконструировать его, обсудить возможные варианты будущего. Содержание дискуссионных форм работы помогает детям понять, что будущее начинается в настоящем в процессе ежедневных достижений. В содержание занятия предлагается включить задания творческого характера: коллаж «Я в будущем», групповой рисунок «Путешествие в будущее»,письмо-послание себе 20 летнему.
Тема «Правила поведения в современном обществе»» включает организацию дискуссии и обсуждение с детьми таких вопросов: как подобрать одежду для похода в театр? Как вести себя на дискотеке? Как провести время в компании друзей? Как вести диалог по телефону? Как поддержать разговор в малознакомой компании? Наиболее эффективно рассмотрение данной темы в рамках практического проигрывания ситуаций и анализа ошибок.
Тема «Мои жизненные ценности» включает обсуждение важных ценностей каждого участника и рассмотрение проблемных ситуаций: ситуация 1: пожар, спасение людей.
ситуация 2: школьники, провалившиеся под лед. Их спасает одноклассник и двое взрослых.
ситуация 3: помощь пожилым людям.
ситуация 4: спасение животных (может быть видео ролик).
Детям могут быть предложены варианты для оформления тематических презентаций: «Для меня самое ценное в жизни...», «Самая гласная ценность моей жизни - это...», «Жизненные ценности современной молодежи».
Тема «Действуем в сложных жизненных ситуациях» позволяет сформировать у детей потребность предвидеть возможные экстремальные ситуации; сознательно и ответственно относиться к личной безопасности и безопасности окружающих. Практические задания обеспечивают приобретение ими навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим (на пожаре, при наводнении, в аварии), что предоставляет возможность продемонстрировать детям способы поведения. Данная тема может быть рассмотрена с приглашением сотрудников системы МЧС.
Тема «Я делаю выбор» направлена на содействие в появлении у детей устойчивой потребности в социально - профессиональной самореализации. Рассмотрение данной темы позволяет детям проанализировать свои склонности, систему ценностей, личностные особенности, предрасположенность к тем или иным видам деятельности, а также осуществить моделирование своего будущего на основе имеющегося опыта. Содержание темы способствует также поиску выбора в ситуациях манипулирования, что позволяет обучающимся быть готовыми к противостоянию психологического давления и вырабатывает умение сказать «Нет».
Тема «Я принимаю ответственное решение» способствует
формированию положительной нравственной оценки таких качеств характера, как уверенность в себе, честность, смелость, ответственность; побуждает к независимости в принятии решений; развивает умение формулировать и принимать решения в отношении курения, алкоголя, наркотиков и предвидеть последствия своих решений.
Тема «Учимся общаться бесконфликтно» обеспечивает получение подростками знаний о том, как общаться со сверстниками другого пола и взрослыми, практических навыков в применении приемлемых способов поведения, освоении навыками эффективного общения в различных ситуациях. Данная тема помогает наладить конструктивные взаимоотношения между мальчиками и девочками, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к старшим и чувство собственного достоинства в процессе межличностного взаимодействия.
Тема «Успешно преодолеваем трудности» направлена на обучение подростков распознаванию своих проблем и нахождению способов их решений. В рамках данной темы рассматриваются вопросы, способствующие осознанию подростками своих жизненных целей, выявлению стратегии поведения каждого в решении проблем (закончились средства на телефоне, потерял ключ от двери, забыл школьную
принадлежность и т.п.), что обеспечивает проявление самостоятельности и ответственности личности.
Тема «Подводим итоги» позволяет обучающимся продемонстрировать
сформированные умения и навыки в практической деятельности при решении проблемных ситуаций, в ходе выполнения ролевых игр. В рамках данной темы также могут быть предложены способы саморегуляции и восстановления после напряжения как проявление стрессоустойчивости в ситуации неопределенности.

Ожидаемые результаты освоения курса занятий для детей, осваивающих основную адаптированную общеобразовательную программу для детей с умственной отсталостью 5-9 классов:
В результате реализации курса занятий обучающиеся будут:
проявлять коммуникативные умения: умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, формулировать собственную точку зрения, задавать вопросы, выражать обращение за помощью к сверстникам и взрослым в сложных жизненных ситуациях;
иметь представление об этических нормах и правилах поведения в обществе, осуществлять контроль своего поведения, соизмеряя с нравственными ценностями, принятыми в современном обществе;
принимать самостоятельное решение и владеть навыками адекватного поведения в экстремальных ситуациях.












Глоссарий:

Жизнестойкость - система убеждений о себе, о мире, об отношениях
с миром. Это диспозиция, включающая в себя три сравнительно автономных
компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Выраженность этих
компонентов и жизнестойкости в целом препятствует возникновению
внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого
совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых.
Сопротивляемость - это способность к сопротивлению тому, что
ограничивает свободу поведения, свободу выбора, как в отдельных
решениях, так и в выборе образа жизни в целом.
Устойчивость - психологический конструкт, означающий
сопротивляемость болезни или способность бороться со стрессом.
Эмоциональная устойчивость - неподверженность эмоциональных
состояний и процессов деструктивным влияниям внутренних и внешних
условий. Эмоциональная устойчивость интегральное свойство психики,
выражающееся в способности преодолевать состояние излишнего
эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности.
Эмоциональная устойчивость уменьшает отрицательное влияние сильных эмоциональных воздействий, предупреждает крайний стресс, способствует проявлению готовности к действиям в напряженных ситуациях. Это один из психологических факторов надежности, эффективности и успеха деятельности в экстремальной обстановке. Благодаря эмоциональной
устойчивости, как качеству личности, в экстремальных условиях
обеспечивается переход психики на новый уровень активности: такая
перестройка се побудительных, регуляторных и исполнительских функций,
которая позволяет сохранить и далее увеличить эффективность деятельности.






Список литературы

1. Битянова Н.Р. Психология личностного роста. - М., 1995.
2. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. - М., 1995.
3. Гаджиева Н.М. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. - Екатеринбург, 1998.
4. Гаврилова Т.И. Программа психологического семинара “Стремление к успеху” для работы с детьми и подростками // Семейная психология и семейная терапия. - 2000. № 1.
5. Гнездилова, О.Н., Фокина, Н.В., Развитие личности подростка в современной школе. М.: МПСИ, Воронеж: «Модэк», 2006. 160 с.
6. Гребенкин, Е.В., Школьная конфликтология для педагогов и родителей. Ростов-н/Дону: Феникс, 2013. 171 с.
7. Дорохова М.В. Исследование влияния социально-психологического тренинга на тревожность у подростков. // Журнал практического психолога. 1996. № 6.
8. Ипатов, А. Подросток: от саморазрушения к саморазвитию (программа психологической помощи). СПб: Речь, 2011. 112 с.
9. Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения,- Екатеринбург, 1997.
10. Лидере А.Г. Психологические игры с подростками. // Журнал практического психолога. - 1996. № 2 - 5.
11.Лидере А.Г. Методика проведения тренинга личностного роста для подростков.
12.0вчарова, Р.В. Справочник социального педагога. М.: ТЦ «Сфера», 2007. 480 с.
13.Прихожан, А.М., Толстых, Н.Н. Психология сиротства.СПб.: Питер, 2005. 400 с.
14.Прихожан А. М. Диагностика личностного развития детей подросткового возраста. М.: АНО «ПЭБ», 2007. 56 с.
15.Программа и методические рекомендации психологического кружка учащихся 4 -6 классов “Учимся общению”. - Киев, 1991.
16.Психолого-педагогический практикум / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2006. 224с.
17.Психическое развитие воспитанников детского дома./ Под ред. Н.В. Дубровиной, А.Г. Рузской. М.: Педагогика, 1990. 264 с.
18.Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях. СПб.: Речь, 2003. 286с.
19.Ромек В.Г., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. СПб.: Речь, 2004. 256с.
20.Сартан Г.Н. Психотренинги по общению учителей и старшеклассников.
М.: Смысл, 1993. 32с.
21.Тренинг развития жизненных целей (программа психологического содействия социальной адаптации) / Под ред. Е.Г. Трошиной. СПб.: Речь, 2003. 216 стр.
22.Фопель К. Психологические группы: Рабочие материалы для ведущего: Практическое пособие/пер.с нем. 3-е изд., - М.:Генезис, 2001. 256 с.
23.Цукерман, Г. А., Поливанова, К.Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. М.: Генезис, 2003. 128с.
24.Шарапановская Е.В. В кого он такой? Воспитание и обучение детей с патологиями шейного отдела позвоночника и ММД. - Барнаул, 2000.
25.Шепелева Л.Н. Программы социально-психологических тренингов. СПб.: Питер, 2006. 426с.
26.Ясюкова JI.A. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. - Спб., 1997.


Исп.
Гражданкина Л.В., к.п.н., доцент кафедры психологии.
Колпакова Н.В., руководитель НМЦ развития психолого-педагогического
образования АКИПКРО


15