КОНСПЕКТ Непосредственной образовательной деятельности с детьми группы образовательной направленности от 5-6 лет №2 «ЗАГАДКИ РУССКОЙ ИЗБЫ»


МАДОУ ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №83 «ЖЕМЧУЖИНА»




КОНСПЕКТ
Непосредственной образовательной деятельности с детьми группы образовательной направленности от 5-6 лет №2
«ЗАГАДКИ РУССКОЙ ИЗБЫ»









Подготовила воспитатель высшей категории
Султанбратова Г.В.




Нижневартовск 2016 г.
Конспект занятия «Загадки русской избы»
Цель: Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Задачи:
1. Расширение кругозора и эрудиции детей за счет обогащения словарного запаса и ознакомления с предметами старины. 2.Закрепить знания детей о русской избе,  о предметах русского быта, о народном творчестве. 3.Развитие речи детей, мышления, памяти, творческой активности. 4.Вызвать желание создать оберег своими руками. 5.Воспитывать любовь к народному творчеству, уважение к своей работе, усидчивость, культуру труда.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций в книгах с изображением старинных предметов быта, беседа о значении леса в жизни русского человека, в том числе для постройки жилища, и для изготовления домашней утвари. Разучивание хороводов. Чтение русских народных сказок.
Оборудование: уголок русской избы с предметами быта (печь, лавки, стол,  старинная посуда, прялка, чугунок и др.). Яблочко, компьютер, записи русских народных песен, атласная ленточка для игры "Золотые ворота", русский народный костюм для хозяйки, шапочки: «Солнце» и «Луна», лоскутки, нитки.
Ход занятия.
Этапы занятия
Содержание занятия
Примерные ответы детей

1.Организационный момент
Хозяйка. Я хозяйка этого дома. И встречу я вас, так как в старину встречали гостей. На столе у меня хлеб да соль.
-Милости просим, гости дорогие!
Знаете, как здоровались в старину? Говорили: «3драве-буде». Что означает, как вы думаете?
Хозяйка. Правильно, будьте здоровы, здравствуйте.
Будьте здоровы, здравствуйте.

2.Сообщение темы
Хозяйка. Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи. Горница у меня небольшая. Да красивая какая! На убранство поглядите. Да про всё мне расскажите!
Хозяйка Много лет назад,  люди жили в домах, которые назывались ( избами).  Раньше не было многоэтажных домов, и  у каждого человека была своя изба. Это был дом деревянный, срубленный из бревен.    Кто из вас помнит, из какого дерева строили на Руси избу? (из сосны или ели). В избу вели деревянные ступеньки. 
Хозяйка: Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки; ткали, вышивали, плели лапти, ткали кудель с помощью веретена. Хозяйки содержали свои избы в чистоте.  Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали.
Что же значит название Красный угол? В красном углу находился и стол. Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи. Вот так жили люди раньше!
Хозяйка : Скажите, пожалуйста, что вы видите в избе?
Образ русской печки хорошо нам всем знаком. А для чего нужна печка?
Дети: В печи готовится еда, печётся хлеб. На печке сушат грибы, ягоды и разные полезные травы. А ещё печь нужна для обогрева жилища.
Хозяйка: Но это ещё не всё, что « делала» русская печь много-много лет назад. Печка не только согревала помещение, но и была источником света. Когда огонь в печи разгорался, в избе становилось светло. Хозяйка с хозяином усаживались около печи, и каждый занимался своим делом. Например, хозяйка пряла пряжу, а хозяин плёл корзины из прутьев. В каждой избе была печь-матушка, печь-кормилица. Она не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей. Были в избе и горшки, чугунки, ухваты. В русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги. Огонь в печи берегли. Он сохранялся даже ночью в виде углей. В старину любили русские люди почаёвничать, т.е. чай из самовара попить. Особенно после баньки. Пили чай из блюдечка, прикусывали кусочками сахара. Богатые люди пили чай с мёдом, вареньем и баранками.  Обязательно в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли, пели песни, играли в народные игры.
Давайте и мы поиграем в русскую народную игру: «Игра с ленточкой»
Считалка.
Катилось яблоко:
Мимо сада,
Мимо огорода,
Кто его поднимет, тот и выйдет
Игра с ленточкой
Вышла Настя погулять
Стала друга выбирать
Стала друга выбирать (подружку )
Кому ленточку отдать
Поклонись, поклонись, да за ленточку держись.

Хозяйка А сейчас давайте вспомним  о предметах быта русской избы.
Стоит жилище  деревянные бочища,  Внутри печь да дрова это русская (изба).
И  помогут  нам в этом загадки: Стоит толстячок,     Подбоченившись бочок, Шипит и кипит –  Всем пить чай велит. /Самовар/ В избе – изба, На избе – труба, Зашумело в избе, Загудело в трубе. Видит пламя народ, А тушить не идёт. /Печь/ Черный конь Скачет в огонь. (Кочерга.) Рогат, да не бык, Хватает, да не сыт, Людям отдает, А сам на отдых идет. (Ухват.) То назад, то вперед, Ходит-бродит пароход. Остановишь – продырявит  (Утюг) В лесу родился, В руках крестился,  На ногах умер. (Лапоть.) Тело бело, Душа льняная, Маковка золотая. (Свеча.) Синее море,  Стеклянные берега, Плавает утка, Горит голова.  (Керосиновая лампа.)
Эту обувь не забыли, Хоть давным-давно носили.  Влезут дети на полати, У печи оставят... (лапти).
Воду дед носил с утра, Каждый раз по два ведра,  На плечах дугой повисло.  Держит ведра... (коромысло).
Он как круглая кастрюля  Он чумазый, не чистюля. Где там, в печке уголёк Кашу сварит... (чугунок).
   Прялка - предмет народного быта, орудие труда на котором пряли нитки.
Прялка сопровождала девушку от рождения до замужества. Прядением, как правило, занимались девушки. Без прялки невозможно представить быт русского человека, Прялка была и орудием и оберегом. При помощи прялки получали нити, которые затем использовали для изготовления одежды. Ручное прядение было медленным, малопроизводительным.
              Чтобы приготовить себе приданное, девушка  начинала прясть с 6-8 лет. . Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжелый труд, ее украшали резьбой или росписью. Прялка становилась гордостью ее владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны.

Хозяйка. Скажите, а такие куклы у вас есть?
- Как вы думаете, из чего они сделаны?
- Посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются друг от друга? Чем? А чем они похожи? Что у них общего?
- Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных кукол есть лицо, а тряпичных и соломенных кукол лица нет. Также они отличаются материалом, из которого изготовлены. Современные куклы изготовлены из пластмассы,  а эти куклы из соломы  и ткани.
- Сегодня я расскажу вам и покажу, как создавалась первая игрушка-кукла.
- Посмотрите, перед вами куклы – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей).
- Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Изготавливали игрушки из подручного материала: соломы, бересты, тряпки, мочалки.
- Подручный, это значит материал, который всегда под рукой.
- Куклы в основном делались из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, мочала.
- Давно–давно были вот именно такие куклы.
Куклы делились на 3 группы: обрядовые, игровые, куклы – обереги.
Ребята, а как вы думаете, почему называют кукла-оберег?
Кукла-оберег, это, кукла, которая оберегала человека от несчастья.
 Куклу-оберег наряжали, но никогда ей, ни рисовали лицо. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла навредить.
Как вы думаете, называлась такая кукла без лица? (Ответы детей).
Таких кукол называли «безликая». Обратите внимание куклы на картинках, все «безликие».
Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего того многообразия.
Вы хотите иметь куколку – оберег? Тогда делу время, потехе час! Не зря так говорят у нас. Хватит, дети, забавляться, пора делом заниматься.









Дети: Название «красный» означает «красивый», «хороший» и «светлый». 
Дети перечисляют: печь, сундук, скамейки, столы, лапти и другие

Чтобы печь, готовить



Дети слушают звуки, как горят дрова























































Дети пластмассовые
Эти куклы из кусков ткани






кукла, которая оберегала человека от несчастья.

Заключительная часть.

Какие красивые куклы у вас получились! Но у наших кукол нет  лица. Лицо, как правило, оставалось белым. Считается, что в куклу без лица не могут вселиться недобрые силы. Ведь кукла должна оберегать того, у кого она находиться. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинках, коробах, запирали в ларчик.
Хоровод с куклами.
Игра «Солнце и луна»
Золотые ворота
Проходите, господа Первой мать пройдет
Всех детей проведет Первый раз прощается Второй раз запрещается
А на третий раз Не пропустим вас
Вос-ль: Ребята, скажите, вам сегодня понравилось в гостях. Где вы были? А что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.
До свидания гости, дорогие! Приходите еще раз.
Дети прощаются и уходят.








Да, были мы в гостях в русской избе.