Статья Система мониторинга качества образования в обучении по ИУП

Система мониторинга качества образования учащихся
ГОУ СОШ №263 в обучении по ИУП.

«Школа завтрашнего дня должна давать не только информацию, но и способы работы с нею. Школьники и студенты должны учиться отбрасывать старые идеи, знать когда и как их заменять. Короче говоря, они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не научился учиться.
А.Тоффлер
Нобелевский лауреат

Вопросы оценки образовательных достижений учащихся эффективность работы учителей, результативность деятельности образовательных учреждений находятся сегодня в центре внимания не только педагогической общественности, но и самых широких слоев нашего общества. Сейчас, как никогда ранее, учителя методисты, директора и завучи школ, руководители органов образования испытывают потребность в разносторонней информации по вопросам оценки качества образования, в более глубоком их осмыслении, в знакомстве с опытом работы в данной области российских и зарубежных коллег.
Когда мы говорим про систему оценки качества образования, мы должны различать три уровня оценки Первый- это независимая оценка индивидуальных достижений обучающихся, вторая - это оценка образовательного учреждения, включая, в первую очередь, оценку качества образования учащихся, которое оно обеспечивает. Третье - это оценка качества образования, которое дает система на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
По утверждению профессора С. Е. Шишова, «качество само по себе не может быть конечным результатом, оно лишь средство, с помощью которого выявляется соответствие конечного продукта стандарту». Как известно, процедура оценки качества состоит из следующих этапов:
1 выбор стандарта качества,
2 выбор значений показателей качества
3 выбор методов отслеживания;
4 установление значения показателей качества
5 сравнение Фактических значений показателей с эталоном.
6 описание результатов оценки качества.
Затем следуют анализ, формулировка проблем, выдвижение гипотез, определение задач для решения конкретных проблем.
В Северо-Восточном административном округе разработана и внедрена в практику развития школ округа система мониторинга качества знаний с использованием учебно- методического комплекса (также разработан ОУМЦ СВОУО).
Характеристикой качества образования принято считать совокупность свойств образовательного процесса, которые отражают соответствие реальных образовательных
результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.
Мониторинг- регулярная процедура экспертизы качества образовательных услуг в целях управления системой образования.





Технология проведения мониторинга:

Формулирование целей

Подбор заданий, позволяющих провести диагностику.

Проведение диагностирующей работы.

Анализ результатов

Рефлексия

Составление программы регулирования

Регулирование


Цель системы мониторинга качества знаний учащихся ГОУ СОШ №263 - выстраивание индивидуальной траектории развития для каждого ученика, для каждого учителя.

Ожидаемые результаты:
Мотивированность на образование, готовность учащихся к самообразовательной деятельности, растущий уровень развития познавательных интересов учащихся, положительная динамика обученности, повышение престижа знаний. Становление личности учителя, рост педагогического мастерства.

Элементы системы мониторинга
1.
Класс предмет учитель

№п.п
Фамилия
Имя
2007-2008 учебный год годовые оценки
2008-2009 учебный год





1 п/г
2 п/г
Итоговая оценка









Идет отслеживание динамики итоговых показателей успеваемости учащихся
2.
Поурочное планирование
курса _____________________в ________________________ классе с учетом программы регулирования
№п/п
Изучение нового материала
Программа регулирования






Поурочное планирование разрабатывается учителем с учетом программы регулирования.
Текст контроля со схемой анализа берется строго из учебно-методического комплекса ОУМЦ СВОУО в 4-х частях. Авторы и научные руководители проекта: профессор, заслуженный учитель РФ Т.К. Чекмарева; директор ОУМЦ СВОУО, заслуженный учитель РФ Е.Ф.Аврутина.
Часть 1, 2. М.:Дрофа, Классикс Стиль 2004, 2005
Часть 3, 4 М.: МИОО, 2008

3.
· Карта учета пробелов ______ класса


№п.п
Фамилия Имя учащегося
предмет
Слабоусвоенные темы
ФИО учителя
Дата контроля
Уровень усвоения



























Мониторинг знаний учащихся

Класс: дата:
Предмет: учитель:
Тема:

Входной контроль
повторение
АКП


ЗУН
Итоги ЗУН
Оценка

Ф.И. учащихся
Типичные ошибки
Типичные ошибки
Типичные ошибки
Типичные ошибки








%







%


Качество усвоения тем:
%
%
%
%





Оценки:
Причины допущенных ошибок:
Пути устранения ошибок:

«5»




«4»




«3»




«2»









5.
Фамилия, имя учащегося
Изучаемая тема:


Ошибки, допущенные учащимися при выполнении заданий, выявляющих уровень усвоения знаний.
Программа регулирования (что необходимо каждому ученику, чтобы учебный материал был усвоен)


1 уровень
2 уровень
3 уровень
1 уровень
2 уровень
3 уровень











И самое главное и трудоемкое дело: ранжирование ошибок учащихся по уровням и назначение каждому учащемуся индивидуальной программы регулирования и коррекции знаний.
Данный элемент системы мониторинга качества знаний учащихся позволяет учителю выстроить индивидуальную траекторию развития, продвижения ученика к успешности. Также помогает и самому учителю в выстраивании своей индивидуальной траектории развития педагогического мастерства, самореализации.
Данную систему мониторинга качества знаний учащихся ГОУ СОШ №263 проводит в рамках работы по совершенствованию форм организации образовательного процесса в обучении учащихся профильных классов по ИУП.
Именно такая форма организации образовательного процесса как ИУП позволяет:
Обеспечить построение индивидуальной траектории развития для каждого ученика с учетом его индивидуальных, возрастных и психолого- педагогических особенностей;
Построение индивидуальной траектории развития учителя, рост его педагогического мастерства, самореализации.
Проследить рост мотивации в изучении отдельных предметов и повышении «комфортности» у ряда участников педагогического процесса (учитель; ученик)
Индивидуализация учебной нагрузки позволяет в какой-то степени расширить проблему перегрузки учащихся;
Расширяется возможность выбора учащимися моделей своего дальнейшего образования;
Старшеклассникам преобретать некоторые навыки проектирования, совершенствовать навыки планирования и организации своей учебной деятельности.

Социально- значимые результаты деятельности ГОУ СОШ №263 в системе мониторинга качества знаний учащихся в рамках обучения по ИУП:

Рост учебной мотивации учащихся, рост профессиональной мотивации учителей.
Рост активности учебной деятельности учащихся: рост успеваемости, активное участие в олимпиадах, проектной деятельности, творческих конкурсах.
Активная жизненная позиция учащихся, рост социализации школьников. Положительная динамика личностного развития.
Рост уровня комфортности «пребывания» учащихся в структуре образовательного процесса со всеми составляющими.















Снижение уровня тревожности.
Рост педагогического мастерства учителя (активная педагогическая позиция, участие в творческих конкурсах, трансляция опыта работы, увеличение количества учителей 1 и высшей категории, целевая установка курсовой системы).
Качественные изменения в структуре образовательного учреждения.

Социально значимые результаты, качественные изменения в структуре единого образовательного пространства ГОУ СОШ №263 доказывают состоятельность и действенность, результативность системы мониторинга качества знаний учащихся в системе обучения по ИУП.


Директор ГОУ СОШ №263 Н.И.Киселева, Заслуженный учитель РФ, Почетный работник общего образования РФ.
Заместитель директора по УВР М.Л.Сошникова, Почетный работник общего образования РФ.














классный руководитель

ученик

учитель

родитель

администрация

психолог



15