Контрольная работа по учебной дисциплине Русский язык и культура речи заочной формы обучения



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
Мурманской области
«МОНЧЕГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ МО «МонПК»)












Русский язык и культура речи
Методические указания по выполнению контрольной работы



Учебная специальность Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)


Код специальности 38.02.01



Форма обучения заочная












Мончегорск,
2016



Составитель (автор) – Надежда Михайловна Юсупова, преподаватель ГАПОУ МО «МонПК»



Краткая аннотация:
Данные методические рекомендации предназначены для обучающихся
III курса заочной формы обучения по специальности

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)


для проверки знаний, умений и навыков по учебной дисциплине «Русский язык и культура».



Рассмотрены на заседании цикловой комиссии общегуманитарных дисциплин

Протокол № от « » 2016 г.

Председатель цикловой комиссии И.И. Яковлева
общих гуманитарных дисциплин



Согласовано
Заместитель директора
по учебной и методической работе Н.Н. Тугаринова










Введение

В современных условиях, когда дисциплина «Русский язык и культура речи» окончательно закрепилась в Государственных образовательных стандартах высших и среднеспециальных учебных заведениях, возникла необходимость эффективной организации самостоятельной работы студентов. В этой связи расширение дидактического материала является закономерным и необходимым условием образовательного процесса. Однако на первое место выходит проблема проверки уровня качества полученных знаний. Поэтому следующим этапом в сфере оптимизации преподавания рассматриваемой дисциплины должно стать создание методических указаний по выполнению контрольных заданий, которые позволят в полной мере оценить языковую и речевую компетентность студента.
Контрольная работа представляет собой комплекс заданий, ориентированных на обучение студентов русскому языку как средству общения, на формирование и развитие коммуникативной компетенции. Выполнение заданий способствует проверке уровня сформированности данных умений.
Универсальный характер заданий рассчитан на подготовку студентов технических ссузов. Это достигается благодаря тщательному отбору и конструированию содержания, применению лексико-тематических средств. Структура варианта включает в себя несколько заданий, содержание и отбор которых определяется предметом изучения данной дисциплины. По своему содержанию контрольная работа полностью соотносится с целями обучения русскому языку и культуре речи в технических ссузах. В соответствии со сказанным она содержит задания, проверяющие:
1) теоретическую подготовку по курсу;
2) речеведческие знания;
3) владение нормами литературного языка;
4)знания основных орфографических и пунктуационных норм.
Все задания вариативны, и их выполнение связано с самостоятельной работой (репродукция текстов с разной целевой установкой; редактирование текстов, выявление и исправление языковых ошибок; анализ текстов, представляющих разные функциональные разновидности языка). Эти задания посильны для большинства студентов. В случае затруднений они могут обращаться к справочной литературе. Содержание разработанной работы отражает требования Госстандарта.
















Цель: проверка и закрепление знаний, умений и навыков по орфографии, орфоэпии, пунктуации, анализу текста.


Задачи: 1. Проверить уровень знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения контрольной работы.
2. Обобщить ранее приобретенные знания, умения и навыки.
3. Закрепить знания о дисциплине «Русский язык и культура речи» при выполнении заданий.
4. Совершенствовать орфографические, пунктуационные, орфоэпические умения и навыки, а также работу над текстом, стилями речи и речевыми жанрами.


Методическое обеспечение контрольной работы:

- необходимые справочные пособия разных типов, необходимые для выполнения заданий;
- план лингвостилистического анализа текста.


Требования к выполнению контрольной работы:
Выполнять письменную работу следует выполнять в тетради в линию 12 листов. На первой странице пишется дисциплина, группа, фамилия, инициалы.
Контрольная работа должна быть написана аккуратно, четким почерком. При выполнении контрольной работы необходимо оставлять поля для выставления ошибок или примечаний преподавателя.




























Контрольная работа

по дисциплине: «Русский язык и культура речи» (ЗОТ)

Требования:
Выполнять письменную работу следует в отдельной тетради. На обложке тетради пишется фамилия, инициалы, шифр группы, адрес, вариант. В конце работы необходимо указать список литературы.
Контрольная работа должна быть написана аккуратно, четким почерком. Необходимо оставлять в тетради поля для замечаний, объяснений и методических указаний рецензента.

Вариант 1

Задание 1. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания. Сделайте лингвостилистический анализ данного текста по предложенному плану.
Лена могучая сибир..кая река, длина её 4500 километров. Истоки Лены находятся в Байкальских горах, на высоте 1200 метров над уровнем моря. В красивых лесистых берегах принимая то справ.. то слев.. притоки Лена в своём стремительном беге на север постепенно р..стёт увеличивается. При впаден.. в море Лаптевых Лена разделяет свои воды на многочисл..ные протоки. Пески мели извилистый фарватер всё это затрудняет судоходство в дельте Лены.
Тут нашими геологами найдены большие запасы полезных и..копаемых золота и олова слюды и ц..нка каменного угля и железа. Сюда по Великому Северному морскому пути дост..вляют различные машины и оборудование жилые дома научные приборы продукты и различные промышл..ные товары.

Задание 2. Составьте образец делового письма.
Задание 3. Перепишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Иску..ный, запеч..тлё..ый, бл..г..слове..ый, бе..пр..мерный, ис..ку..ве..ый, пр..дать вид, пр..кл..нить колени, зав..р..жё..ный, ..же.. дотла, упадёш.. навзнич.., повт..ряеш.. точ.. (в) точ.., (не) много (не) здоровит..ся, (не) много, а мало, д..ить коров, зат..ить обиду, упл..тить деньги, упл..тнить сроки к..сьбы.

Задание 4. Подберите 2-3 антонима к следующим словам. Составьте с ними сложноподчиненные предложения.
Невежа, аристократ, радовать, безумствовать, крикливый, говорливый.

Задание 5. Поставьте ударение в следующих словах:
Начала (глагол в женском роде), в обе щеки, опрометью, оптовый, втридорога, процент, гастрономия, партер (места в театре), договор, поверху, документ, понизу, донельзя, пуловер.

Задание 6. Исправьте речевые или грамматические ошибки в данных предложениях, запишите верный вариант.
Наступило глубокое лето.
Условия в деревне не такие, как в городе.
Стены гостиной украшали представительные собой люди.
Толпа людей шла по улице.

Задание 7. Раскройте смысл афоризма.
Высший капитал нации – нравственные качества народа.
Н.Г. Чернышевский


Преподаватель: Н.М. Юсупова

Контрольная работа
по дисциплине: «Русский язык и культура речи» (ЗОТ)

Требования:
Выполнять письменную работу следует в отдельной тетради. На обложке тетради пишется фамилия, инициалы, шифр группы, адрес, вариант. В конце работы необходимо указать список литературы.
Контрольная работа должна быть написана аккуратно, четким почерком. Необходимо оставлять в тетради поля для замечаний, объяснений и методических указаний рецензента.

Вариант 2

Задание 1. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания. Сделайте лингвостилистический анализ данного текста по предложенному плану.
Ист..ный любитель северной природы (на) всегда сохр..нит (не) изгладимые впеч..тления от дремучей реки Чуны. Правда, (не) увид..т он тут реж..щих глаз красок, но (на) долго запомн..тся ему (не) уловимые для (не) опытного глаза тона осеннего пейзажа. Какие только картины (н..) наблюдаешь здесь! Берега Чуны поражают многообразием р..стительности и богатством животного мира.
(Н..) раз натолкнё(ш, шь)ся в пути на повал..ные деревья: это поработал (н..) кто иной, как бобр – диковинный зверь, (не) давний поселенец этих мест. Частенько встрети(ш,шь) здесь красавца лося, на глазах изумл..ного путеш..ственника переплывающего реку. Вылезши на берег и отр..хнувшись, спокойно смотрит на вас (не) пуг..ный зверь. (По) настоящему бывает счастлив человек, попавший в эти края: забыв о ружье, брош..ном в лодке, (не) устаёт он любова(т,ть)ся раскрывш..мся перед ним миром.

Задание 2. Составьте образец делового письма.
Задание 3. Перепишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Проб..раться (с)кво..ь зар..сли, д..лина, ра..пол..житься, пр..к..саться, возн..граждение, знамя ра..в..вается, ребенок ра..в..вается, ц..тадель, подл..(н,нн)ое и..ку(с,сс)тво, прокл..мация, отр..жжение, л..беральный, укрыт..ся под (на) вес, ценить (на) вес зол..та, обр..батывать (в) руч(ь)ную, програ..ный.

Задание 4. Подберите 2-3 антонима к следующим словам. Составьте с ними сложноподчиненные предложения.
Вольный, глубокий, старик, меценат, регламентировать, обонять.

Задание 5. Поставьте ударение в следующих словах:
Поняла, обеспечение, тефтели, петля, симметрия, ракушка, статуя, аристократия, языковая (норма), процент, намерение, свекла, компас, мышление.

Задание 6. Исправьте речевые или грамматические ошибки в данных предложениях, запишите верный вариант.
Ваши требования основаны на необоснованных предположениях.
Величина монумента поразила нас своим величием.
Он принял решительное решение.
В этом заплыве мы одержали поражение.

Задание 7. Раскройте смысл пословицы:
Статую красит вид, а человека – деяния его. Преподаватель: Н.М. Юсупова

Контрольная работа
по дисциплине: «Русский язык и культура речи» (ЗОТ)

Требования:
Выполнять письменную работу следует в отдельной тетради. На обложке тетради пишется фамилия, инициалы, шифр группы, адрес, вариант. В конце работы необходимо указать список литературы.
Контрольная работа должна быть написана аккуратно, четким почерком. Необходимо оставлять в тетради поля для замечаний, объяснений и методических указаний рецензента.

Вариант 3

Задание 1. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания. Сделайте лингвостилистический анализ данного текста по предложенному плану.
Дорогой Михаил Осипович что за болезнь у Толстого понять (н..) могу. Черинов мне (н..) ответил а из того что я читал в газетах и что Вы пиш..те вывести (н..) чего нельзя Болезнь его напугала меня и держала в напряжении.. (Во) первых я (н..) одного человека (н..) любил так как его (Во) вторых когда в литературе есть Толстой то легко и пр..ятно быть литератором; даже созн..вать что (н..) чего (н..) сделал и (н..) сделаешь (н..) так страшно так как Толстой делает за всех. Его деятельность служит опр..вданием тех упований и чаяний какие на литературу возл..гаются. (В) третьих Толстой стоит крепко авторитет у него гр..мадный и пока он жив дурные вкусы в литературе всякое пошлячество наглое и слезливое всякие шершавые озлобл..ные самолюбия будут далеко и глубоко в тени.
(Из письма А.П. Чехова М.О. Меньшикову)

Задание 2. Составьте образец делового письма.
Задание 3. Перепишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Бе..вкусица, ..жеч.. (до) тла, бе..жало..ный, на..смотрщик, и..подти..ка, п..р..мирие, ра..ч..т, ра..считать, ни..кая т..мп..ратура, мирово(з,зз)рение, ..береч.. силы, пр..одолевать пр..пят..вие, (пол) Ро(с,сс)ии, (полу) оборот, (пол) ложки мёду, отстать на (пол) очка, хор ц..ган, ц..стерна, свер..ниц

Задание 4. Подберите 2-3 антонима к следующим словам. Составьте с ними сложноподчиненные предложения.
Кредо, антипод, позитивный, престижный, конфисковать, стряпать.

Задание 5. Поставьте ударение в следующих словах.
Маркетинг, углубить, откупорить, завидно, переперченный, умно, пересоленный, усугубить, индустрия, христианин, ветеринария, цемент, туфля, эксперт.

Задание 6. Исправьте речевые или грамматические ошибки в данных предложениях, запишите верный вариант.
Спортсмены потерпели победу в соревнованиях.
Язык Пушкина отличается от Гоголя.
На стене висела картина маслом.
Перед своей смертью он написал завещание.

Задание 7. Раскройте смысл афоризма.
Доказывать человеку необходимость знания – это всё равно, что убеждать его в полезности зрения.
Максим Горький
Преподаватель: Н.М. Юсупова

Контрольная работа
по дисциплине: «Русский язык и культура речи» (ЗОТ)

Требования:
Выполнять письменную работу следует в отдельной тетради. На обложке тетради пишется фамилия, инициалы, шифр группы, адрес, вариант. В конце работы необходимо указать список литературы.
Контрольная работа должна быть написана аккуратно, четким почерком. Необходимо оставлять в тетради поля для замечаний, объяснений и методических указаний рецензента.

Вариант 4

Задание 1. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания. Сделайте лингвостилистический анализ данного текста по предложенному плану.
Новый роман Тургенева даёт нам всё чем мы привыкли насл..ждаться в его произведениях. Художеств..ная отделка (без) укоризн..но хороша; характеры и положения сцены и картины нарисова..ы так наглядно и в то (же) время так мягко что самый отча..ный отрицатель иску..тва почу..твует при чтении романа какое (то) (н..) понятное насл..ждение которого (н..) объяснишь (н..) зан..мательностью рассказываемых событий (н..) пор..зительной верностью основной идеи. Дело в том что события вовсе (н..) занимательны а идея вовсе (н..) пор..зительно верна. В романе нет (н..) завязки (н..) развязки (н..) строго обдума..ного плана; есть типы и характеры есть сцены и картины а главное сквозь ткань рассказа сквозит личное, глубоко прочу..твованное отношение автора к вывед..ным явлениям жизни.
(Д.И. Писарев. «Базаров».)

Задание 2. Составьте образец делового письма.
Задание 3. Перепишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Погл..щать кислоро.., заг..рать на пляже, насл..ждат..ся, предпол..гать, зан..чевать, пр..с..гать на верность, р..стительность, бл..снуть, д..леко, пр..к..сат..ся, возн..гр..ждение, разв..вает..ся, ш..рох, ц..тата, ж..сткое с.денье, ж..лтая акац..я, об..ятельный пр..ятель.

Задание 4. Подберите 2-3 антонима к следующим словам. Составьте с ними сложноподчиненные предложения.
Саботаж, реферат, терракотовый, фривольный, ратифицировать, обаять.

Задание 5. Поставьте ударение в следующих словах.
Пуловер, шарфы, досуг, умно, собрались, кулинария, страховщик, творог, еретик, облегчить, одновременно, ходатайствовать, звонит, созвонимся.

Задание 6. Исправьте речевые или грамматические ошибки в данных предложениях, запишите верный вариант.
Этот фильм обречён на успех.
Нам слишком долго зажимали языки.
На занятиях присутствовало только 0,5 студента.
Продолжительность занятий длится в течение часа.

Задание 7. Раскройте смысл афоризма.
Говорить путано умеет всякий, говорить ясно – немногие.
Г. Галилей


Преподаватель: Н.М. Юсупова

Контрольная работа
по дисциплине: «Русский язык и культура речи» (ЗОТ)

Требования:
Выполнять письменную работу следует в отдельной тетради. На обложке тетради пишется фамилия, инициалы, шифр группы, адрес, вариант. В конце работы необходимо указать список литературы.
Контрольная работа должна быть написана аккуратно, четким почерком. Необходимо оставлять в тетради поля для замечаний, объяснений и методических указаний рецензента.

Вариант 5

Задание 1. Перепишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, расставьте пропущенные знаки препинания. Сделайте лингвостилистический анализ данного текста по предложенному плану.
О мой гор..ч.. любимый друг пост..я..о день и ноч.. я думаю о Вас и с какой бе..конеч(ь)ной любовью Каждый раз когда Вы всп..минаете обо мне Вы можете увере(н,нн)о сказать что мой образ стоит перед его глазами. И это будет исти..ая правда Не могу Вам сказать как сильно стр..млюсь я к Вам как всю ноч.. напролет вижу Вас во сне. Ваш д..р..гой образ заст..вляет все прочие раст..ять как снег.
И.С. Тургенев – П. Виардо
февраль 1867 г.

Задание 2. Составьте образец делового письма.
Задание 3. Перепишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Изм..рять площ..ди, пр..м..рять по..сорившихся ребят, прор..дить м..рковь на гря..ке, зар..дить руж..ё, нак..лоть дров, нак..лить железо, п..лоть гряды, оп..лить гуся, посв..тить ф..нарём, посв..тить стихотв..рение, ум..лять о помощ.., ум..лять ч..и(то) заслуги, закр..пить успехи, заскр..петь зубами от боли.

Задание 4. Подберите 2-3 антонима к следующим словам. Составьте с ними сложноподчиненные предложения.
Бежать работать, горячий, белоснежный, невежда, егоза.

Задание 5. Поставьте ударение в следующих словах.
Аналог, квартал, иначе, без умолку, анафема, мельком, каталог, бесовщина, апокалипсис, мастерски, красивее, блокирование, апостроф, начать.

Задание 6. Исправьте речевые или грамматические ошибки в данных предложениях, запишите верный вариант.
Люди должны взаимно уважать друг друга.
Я написал свою автобиографию.
Внешняя наружность её была вполне привлекательной.
Каковы ваши планы на будущее.

Задание 7. Раскройте смысл афоризма.
«Воспоминания – это не пожелтевшие письма, не старость, не засохшие цветы и реликвии, а живой, трепетный, полный поэзии мир».
К. Паустовский

Преподаватель: Н.М. Юсупова



План лингвостилистического анализа текста

Общее назначение.
Кому и с какой целью предназначен для чтения данный текст.
Лингвостилистический анализ текста:
с точки зрения лексики:
специальные термины, их классификация с указанием области знаний;
ключевые слова (сколько раз повторяются в тексте);
использование изобразительно-выразительных средств (эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворение и др.);
слова с эмоционально-экспрессивной окраской.
с точки зрения морфологии:
части речи и их значения;
глаголы (время, число, сопряжение, род);
имя существительное (нарицательное, собственное, одушевленное – неодушевленное);
имя числительное (придает тексту точность): количественное, порядковое;
имя прилагательное (качественное, притяжательное, относительное), причастия (придают тексту образность, красочность).
Указать частотность употребления частей речи, привести примеры.
с точки зрения синтаксиса:
сколько всего предложений в тексте, из них простых и сложных, привести примеры по одному предложению с синтаксическим разбором и характеристикой;
риторические, вопросительные предложения;
порядок слов в предложении (прямой [- =], обратный [= -]);
вводные конструкции – обращения, уточнения;
эмоциональный фон текста: повествовательный, повышенный повествовательный, вопросительный.
Форма текста (монолог, монолог с элементами диалога, монолог с элементами рассуждения, монолог с элементами обращения, диалог).
Вывод о принадлежности данного текста к функциональному стилю русского литературного языка.


Список использованных источников

Русский язык и культура речи. /Под ред. В. Максимова. - М., Гардарики, 2013.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. - М., 2014.
Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М., 2013.
Словарь русского языка /Под ред. С.И. Ожегова. (Любое издание).
Словарь иностранных слов. (Любое издание).
Баранов, М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка / М.Т. Баранов. – М., 2012. – 199 с.
Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие / Л.А. Введенская, М.Н. Черкасова. – 7-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2014. –
382 с. – (среднее профессиональное образование).
Власенков, А.И. Дидактический материал к учебнику «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи» / А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. – М., 2014. – 103 с.
Кузнецова, Н.В. Русский язык и культура речи: учебник / Н.В. Кузнецова. – 2-е изд., испр. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2016. – 368 с. – (профессиональное образование).










13PAGE 15







Заголовок 315