Конспект урока на тему «Звук [ч], буква ч. Чтение слогов и слов с буквою ч. Работа с фрагментами сказки «Курочка – ряба». Коллективное диалогическое чтение стихотворения В. Степанова «Чайки»


Отдел образования Бердянского исполнительного комитета Бердянского городского совета
Методический кабинет общеобразовательной школы I – III ступеней № 1
План – конспект
урока по обучению грамоте (чтение)
«Звук  [ч'], буква ч. Чтение слогов и слов с буквою ч. Работа с фрагментами сказки «Курочка – ряба»
Коллективное диалогическое чтение стихотворения
В. Степанова «Чайки»
Разработала
учитель начальных классов
ООШ I – III ступеней № 1
Нагурская В. Г.,
высшая категория,
старший учитель
Проведено ферваль 2017
Бердянск, 2017 г.
Ход урока
Ориентация и мотивация учебной деятельности
Приветствие гостей
Доброго утра – солнышку ясному,
Доброго утра – небу прекрасному,
Доброго утра – нашим гостям.
Здравствуйте!
Создание позитивного настроения
А) Повернитесь лицом друг к другу, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу удачи, тихо сядьте, проверьте: всё ли на своих местах, нет ли чего лишнего.
Б) Чтобы я почувствовала ваше настроение, давайте поиграем.
Итак, игра «Словарь настроений»
(На мониторе появляются слова, характеризующие настроение, учитель их зачитывает, а дети при соответствующих слову чувствах хлопают в ладоши, если слово не подходит – тишина.)
Спокойное, весёлое, капризное, светлое, сонное, сердитое, доброе, мрачное, тёплое, радостное, ожидающее.
- А что же вы ждёте от этого урока?
Целеполагание
Повторение изученого- Что обозначают буквы?
- Какие бывают звуки?
- Произнесите гласные звуки.
- Произнесите согласные.
- Чем гласные отличаются от согласных?
2. Мотивация учебной деятельности
- Послушайте и отгадайте загадку
Сниться ночью пауку
Чудо – юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Догадались? Это … (птица)
- С чем сравнивает паук птицу?
- Почему?
- Каких вы птиц знаете?
- Сейчас зима, перелетные птицы улетели в теплые края, а зимующие остались у нас. Как им можно помочь?
- Вы это делаете?
- Сегодня к нам в класс прилетели в гости две птицы. Прилетели с конвертами. Давайте назовем, что это за птицы и узнаем, что же у них за послания. (На доске картинки)
- Повторите за мной название этих птиц.
- Какой гласный звук повторяется в каждом из них?
- Какой ещё звук повторяется в них?
- Посмотрим, что же в конверте у грача.
Составьте живую звуковую схему моего названия.
(Дети распределяются по парам и составляют схему
слова «Грач» [- - о =] )- Кто готов рассказать о звуках, которые есть в схеме? (Выходят 4 ученика)
1 уч. – Я звук [г] – согласный, звонкий, парный, твёрдый; на письме обозначается буквой г.
2 уч. – Я – звук [р] – согласный, звонкий, непарный, твёрдый, на письме обозначаюсь буквой р.
3 уч. – Я – звук [а] – гласный, ударный, на письме обозначаюсь буквой а.
4 уч. – Я сумел определить, что я звук [ч’]. Произношусь мягко. А букву, которую он обозначает мы ещё не изучали.
ФИЗМИНУТКАЦелереализация.
Определения темы урока.
- Ребята, вы уже поняли как называется тема сегодняшнего урока?
2. Сообщение цели урока.
- Мы выучим новый звук [ч’], дадим ему характеристику, выучим букву, которой он обозначается на письме, научимся читать с этой буквой слоги и слова.
3. Восприятие и осознание нового материала.
А) составление характеристики звука [ч’]
- Произнесите звук [ч’]
- Он обозначает гласный или согласный звук? Докажите свою правоту.
- Закройте руками уши и определите он звонкий или глухой. Обоснуйте своё мнение.
- Послушайте стихотворение и попробуйте заполнить слова, где встретился звук [ч’].
Чик – чирик! Чик – чирик!
С чердака несётся крик,
Что же это за чудак?
Что шумит на весь чердак?
- Какие слова имели звук [ч’]?
- Слышали вы твёрдый согласный звук?
- Значит [ч’] бывает только мягкий. А ещё он не имеет пары.
Вывод: звук [ч’] обозначает согласный, глухой, непарный, мягкий звук.
- Назовите слова с этим звуком?
Игра «Слова»
- Назовите слова с этим звуком и скажите в какой части слова он находится?
Б) Знакомство с буквами Чч. (Вторая птица с конвертом)
- А что же принесла нам чайка?
Из конверта у чайки учитель вынимает лист с напечатанными буквами Чч.
- Печатные буквы различаются по форме?
- В чем состоит отличие?
- Что вам напоминает форма этих букв.
4. Осмысление и применение полученных знаний.
А) Составление и чтение открытых и закрытых слогов
а
о
у
е
ЧиЧ
ы
и
ы
ю
я
- Посмотрите на открытые слоги. С какими буквами нельзя соединить букву ч?
Вывод: таких слогов не существует.
- А вот в закрытых слогах такое возможно.
Б) Чтение слогов учителем, затем хоровое чтение детьми.
В) По цепочке по одному.
Г) Работа по учебнику (С. 86)
- Прочитайте слоги, а затем слова в столбиках.
- Соедините слог и слово, в котором есть такой слог.
Ча – чайка
Ач – грачи
Чу – чудо
Уч – внучка, курочка
Чи – грачи, яичко
Че – вечер
Еч – речка, вечер
Чо – горячо
Оч - курочка
- Найдите и прочитайте слова которые обозначают названия птиц.
- Прочтите слова, которые заканчиваются на гласный звук.
- Слова, которые заканчиваются на согласный.
- Слова, состоящие из 2 слогов.
- Слова, состоящие из 3 слогов.
5. Закрепление и коррекция знаний.
А) Продолжение работы по букварю.
- Рассмотрите иллюстрацию на С. 86
- Кого вы видите на картинке?
- Как вы думаете персонажи какого произведения здесь изображены?
- Какой герой сказки спрятался?
- Почему?
- Прочитайте первое предложение под рисунком.
- Это начало сказки?
- Давайте вспомним 1 – ую часть сказки. Ребята приготовили для вас её нсценировку.
Действующие лица: 2 автора
Дед
Баба
Курочка – ряба
Мышка
На мониторе изображение избушки со двором. Под монитором впереди – артисты.
ый автор: Жили – были дед и баба.
2 – ый автор: И была у них Курочка – ряба.
1 – ый автор: Снесла курочка яичко - не простое, а золотое.
2 – ый автор: Дед бил – бил, и не разбил.
1 – ый автор: Баба била- била, не разбила.
2 – ый автор: Положили яйцо на скамейку.
1 – ый автор: Мышка бежала, хвостиком зацепила …
В) Продолжение чтения сказки по учебнику (учитель)
Г) Беседа по сказке.
ФИЗМИНУТКА
IV. Рефлексивно – оценочный этап
Работа со стихотворением «Чайки»
- Рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.
- Вы узнали птиц изображенных на рисунке?
- Где вы видели этих птиц? (На мониторе море и летающие чайки)
- Чем питаются эти птицы?
- Легко ли зимой, когда море замерзает добыть пищу?
- Чайки очень любят хлеб, когда будете с родителями у моря, покормите их.
- Сейчас я прочитаю вам стихотворения, а вы внимательно послушайте и подумайте: Кто, где и когда разговаривал с чайками.
2. Чтение стихотворения учителем
3. Чтение стихотворения детьми
4. Работа по тексту
- В какой форме написано стихотворение?
- Кто является действующими лицами?
- О чём спрашивали чаек?
Какие места они считают свои домом?
- Что означает слово – «волна»?
- А что такое – «синяя вышина»?
- Чему учит это стихотворение?
5. Чтение стихотворение в лицах
6. Подведение итогов урока.
- Оправдались ли ваши ожидания от урока?
- Довольны ли вы своей работой?
7. Рефлексия
- Выберите и продолжите фразы:
А) На уроке я узнал…
Я понял…
На уроке мне понравилось …
Б) Ценение и оценивание
- Я очень довольна вашей работой на уроке. Вы становитесь все более грамотными. Молодцы.
В) Вручение киндер – сюрпризов.