Коррекционно-развивающее занятие «Профилактика и коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста» подготовила педагог-психолог Гончар

Коррекционно-развивающее занятие
«Профилактика и коррекция страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста»
Тема: «У страха глаза велики»
Форма: групповая
Аннотация
Страх – это одна из эмоций, возникающая в ситуации угрозы. Проблема изучения страхов школьников и дальнейшего поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка весьма актуальна.
Очень сложно найти человека, который в определенных жизненных обстоятельствах не испытывал бы чувство страха или тревоги, поскольку это такие же неотъемлемые эмоциональные проявления, как и радость, удивление, гнев, интерес. Но при постоянном испытании страхов, зависимости от них может меняться и поведение человека, что проявляется в качестве неуверенности в себе, своих поступках и высказываниях.
Детские страхи, если правильно к ним относиться и понимать причины, вызывающие их, как правило, исчезают. Если же они остаются на протяжении длительного времени, то это говорит о наличии повышенной тревожности ребенка, неправильном поведении родителей, конфликтных ситуациях в семье. Проблема устранения страхов и тревожности у детей младшего школьного возраста становится актуальной в последнее время.
Данное занятие направлено на коррекцию эмоциональной сферы детей, куда включаются упражнения по коррекции страхов у детей младшего школьного возраста.
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, гармонизация эмоционально-личностного развития младшего школьника.
Задачи:
Актуализировать у учащихся представление о чувстве страха;
Способствовать преодолению негативных переживаний;
Обучить символическому уничтожению страха;
Способствовать снижению эмоционального напряжения.
  Занятие ориентировано на групповую форму работы, длительность – 40 - 45 минут.
Материалы: листы бумаги формата А4, сундук для страхов, мяч, магниты, таблички с ситуациями, надписи «друг и враг», техническое оборудование, цветные карандаши, релаксационная музыка,
Занятие включает в себя следующую структуру:
Разминка. На этом этапе происходит активизация внимания, включающая в себя упражнения, позволяющие настроить детей на работу.
Основная часть - содержит игры и упражнения, направленные на профилактику и коррекцию тревожности и страхов.
Заключительная часть состоит из рефлексии, релаксационных упражнений, направленных на эмоциональное и физическое расслабление.
Методы: игра, беседа, элементы сказкотерапии, арт-терапии, музыкотерапии.
Ожидаемый результат:
Создана благоприятная эмоциональная атмосфера в группе;
Сформированы навыки самоанализа;
развиты компоненты воображения;
развивать навыки общения;
снижен уровень школьной тревожности у данной группы учащихся.
Ход занятия
Ритуал приветствия.
Упражнение «Ласковое имя».
Цель: создание комфортной обстановки для каждого участника. Ученики становятся в круг. Психолог предлагает ребятам поприветствовать друг друга улыбкой и назвать ласково по имени, передавая «волшебный клубок».
Учащиеся садятся на места в круг.
Разминка.
Упражнение «Изобрази животное».
Цель: Развитие мимики и пантомимики, снятие эмоционального и физического напряжения. - А сейчас, вы должны выбрать, в какое животное вы бы хотели превратиться. - Взмахом волшебной палочки я превращаю вас в выбранное животное. Только, кем мы станем – мы не скажем, а ребятам всем покажем (ребята мимикой и пантомимикой показывают выбранных животных).
Основная часть.
Психолог – Ребята, давайте с вами вспомним, чувства с которыми мы с вами знакомы? Сегодня мы познакомимся еще одним чувством. А чтобы вы поняли, о каком чувстве мы будем говорить, я расскажу вам одну историю про девочку Галю.
Галя приехала к бабушке в деревню. Однажды она гуляла недалеко от реки, собирала цветы, пела песенки, и вдруг услышала, что позади нее кто-то зашипел: “Ш-ш-ш!” Галя обернулась и увидела большого гуся. Она испугалась и побежала домой. Прибежала к бабушке и рассказывает: “Я испугалась гуся! Он громко шипел и хотел меня ущипнуть” Бабушка успокоила Галю.
– Какое чувство испытала Галя, ребята? Да, правильно, она испугалась.
Что это за чувство?
– Вы испытывали чувство страха, вам было когда-нибудь страшно? Предлагаю вспомнить ситуации, в которых вам было страшно закончить предложение (несколько страхов) “Страшно – это когда .” (варианты ответов: один, темно, незнакомый человек, шар лопается, собака хочет укусить, свет погас, ужастик смотришь, лифт останавливается).
Вывод: мы с вами выяснили, что у каждого из нас есть свои страхи.
Игра «Ассоциации».
– Придумайте ребята, каким цветом могло бы быть чувство страха, каким
животным.
Упражнение «У страха глаза велики»
А теперь давайте поиграем со страхом. Представьте, что у вас большой, огромный страх. (Дети широко разводят руки в стороны.) У всех, кто боится, от страха большие глаза. (Изображают большие, круглые глаза при помощи рук.) Но теперь страх уменьшается. (Дети сдвигают руки.) А затем и вовсе исчезает. (Пожимают плечами, в недоумении разводят руками.) Посмотрите друг на друга и убедитесь, что ни у кого нет больше больших глаз и, следовательно, никто из вас ничего не боится, так как страх исчез. Улыбнитесь друг другу.
Физминутка
Упражнение «Муха». Цель: снятие мышечного напряжение области лица. А сейчас мы немного отдохнем. Устройтесь удобнее на своих стульях, слушайте лесные голоса (звучит музыка леса). Делаем глубокий вдох через нос на счет 1, 2, 3, 4 и медленный выдох через рот на счет 4, 3, 2, 1. Солнышко вас согревает, вы устали, шевелиться не хочется. Вдруг прилетела муха и села на лоб. Чтобы прогнать ее – пошевелите бровями вверх-вниз. Муха кружится возле глаз – поморгайте ими, перелетает со щеки на щеку – надувайте по очереди каждую щеку. Муха села на нос - сморщите нос. Муха не улетает. Сдуйте ее с носа.
Упражнение «Дом страхов»
Рисунок страхов. «Мы с вами назвали множество различных страхов, а теперь
выберите то, чего вы боитесь больше всего на свете и изобразите на листе
бумаги».
Обсуждение рисунков и поселение страхов в дом (сундук для страхов).
Ребенку предлагается рассказать об изображенных образах и эмоциональных переживаниях, после чего рисунок отправляется в свой дом.
Стимулирующие вопросы:
Расскажи, что ты нарисовал? Что ты чувствовал, когда рисовал? О чем думал?
Беседа «Страх-друг или враг?»
Ребята скажите, а всегда ли страхи приносят нам вред? А вы знаете, что существуют не только вредные, но и «полезные» страхи. Иногда страх может быть нам и другом. «Полезные» страхи защищают нас, охраняют наше здоровье, жизнь. От «вредных» страхов мы хотели бы избавиться, они нам мешают.
Каждому ребенку предлагается ситуация, которую он определяет к полезному или вредному страху. Ситуации прикрепляются к доске.
Страх переходить дорогу на красный свет!
Страх брать голыми руками горячий чайник.
Страх становиться слишком близко к краю платформы, когда идет поезд.
Страх опоздать в школу
Страх темноты
Страх снов
Страх школы
Страх скелетов, Черной руки, Пиковой Дамы.
- О каком чувстве мы сегодня с вами говорили? Что нового вы узнали о страхе? Вы замечательно сумели побороть свои страхи, которые, как оказалось, не такие уж и страшные.
4. Рефлексия.
Цель: выяснение эмоционального состояния ребенка на занятии, подведение итога. Дети садятся в круг. Идет подведение итога занятия. - Какое упражнение вам понравилось? - Чему мы научились на занятии? Упражнение «Настроение группы». Цель: развитие умения распознавать свое настроение. Покажите свое настроение от занятия, изобразив рожицу на шарике.
Ритуал прощания. Все участники группы встают в круг и, взявшись за руки, дружно произносят: «Мы молодцы, ура!».







Литература, используемая при реализации программы:
Алябьева, Е. А. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам [Текст] / Е. А Алябьева: учебно-метод. пособие. – М.: Творческий центр «Сфера», 2003. – 88 с.
Астапов, В. М. Тревожность у детей [Текст] / В. М. Астапов: Уч. Пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 224с.
Крюкова, С. В. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / С. В. Крюкова: учебно-метод. пособие. – М.: Генезис, 2003.- 204с.
Кэррол, Э. Изард К. Психология эмоций [Текст] / Э. Кэррол, К. Изард: Уч. Пособие. – СПб.: Питер, 2007. – 464с.
Курпас Л. Понимание и переживание эмоций // Школьный психолог.- 2011.- № 11.- с.18-20.
Николаева Н. Коррекционная работа по преодолению детских страхов в консультативной практике // Школьный психолог. – 2007. – № 7. – С. 10-12
 Сиргиенко, Л. В. Особенности проявления детских страхов [Электронный ресурс] / Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/556798