Программа по преодолению личностной тревожности у подроствов

Программа преодоление личностной тревожности у подростков



Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Класс(ы): 
9 класс
Предмет(ы): 
Психология
Цель урока: 
снижение личностной тревожности у подростков
Используемые учебники и учебные пособия: 
 Используемая методическая литература: 
1.      Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. –М. Академия, 2001. 
  2. Прихожан А.М. К построению коррекционных программ по преодолению тревожности у подростков и юношей. –М., 1989.
     3. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. –СПб.: Речь., 2001.
Краткое описание: 
Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий с младшими подростками, испытывающими тревожность в обучении и общении. У каждого ребенка имеются свои школьные и социальные проблемы и трудности, но подростков объединяет то, что в этом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Общение в жизни детей младшего подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды. В работе с подростками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения психологических занятий. Младший подростковый возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы. Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует потребность в благоприятном, доверительном общении со взрослыми. Как показывает опыт, особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, закрепление отрицательного опыта, это в свою очередь ведет к повышению неуверенности в себе и формированию личностной тревожности. Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не умеют и не желают признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты. Занятия направлены на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации. На занятиях учащиеся получат знания о том, как общаться, поупражняются в применении различных способов поведения, овладеют навыками эффективного общения. Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию. На психологических занятиях подросткам очень важно ощущать полную безопасность и доверие к ведущему. Поэтому психолог организует доброжелательную и доверительную атмосферу взаимного общения. Ведущий является одним из образцов поведения, которое он демонстрирует ученикам. На занятиях используются известные большинству психологов игры и упражнения.

Программа преодоление личностной тревожности у подростков
Пояснительная записка.
Программа предназначена для проведения коррекционно-развивающих и профилактических занятий с младшими подростками, испытывающими тревожность в обучении и общении.
У каждого ребенка имеются свои школьные и социальные проблемы и трудности, но подростков объединяет то, что в этом возрасте на первый план выходят проблемы общения и самопознания. Общение в жизни детей младшего подросткового возраста играет важнейшую роль. Именно в общении дети усваивают систему нравственных принципов, типичных для общества и социальной среды.
В работе с подростками мы отдаем предпочтение групповой форме проведения психологических занятий. Младший подростковый возраст является очень благоприятным временем для начала проведения подобной работы.
Общение со сверстниками воспринимается подростками как нечто очень важное и личностное, однако известно, что у ребят существует потребность в благоприятном, доверительном общении со взрослыми.
Как показывает опыт, особые трудности в общении испытывают дети, которым не хватает родительского внимания и тепла. Чаще всего социально-эмоциональные нарушения возникают вследствие длительного воздействия на ребенка травмирующих ситуаций, нарушений межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, закрепление отрицательного опыта, это в свою очередь ведет к повышению неуверенности в себе и формированию личностной тревожности.
Для большинства детей, испытывающих трудности в обучении и поведении, характерны частые конфликты с окружающими и агрессивность. Такие дети не умеют и не желают признавать свою вину, у них доминируют защитные формы поведения, они не способны конструктивно разрешать конфликты.
Занятия направлены на коррекцию эмоционально-личностной сферы детей, развитие навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми. Программа призвана способствовать гармонизации отношений детей с окружающей средой, их социализации.
На занятиях учащиеся получат знания о том, как общаться, поупражняются в применении различных способов поведения, овладеют навыками эффективного общения.
Большое внимание на занятиях уделяется обсуждению различных ситуаций, групповым дискуссиям, ролевому проигрыванию, творческому самовыражению, самопроверке и групповому тестированию.
На психологических занятиях подросткам очень важно ощущать полную безопасность и доверие к ведущему. Поэтому психолог организует доброжелательную и доверительную атмосферу взаимного общения.
Ведущий является одним из образцов поведения, которое он демонстрирует ученикам.
На занятиях используются известные большинству психологов игры и упражнения.
 Структура занятий традиционна и состоит из вступления, основной части и заключения. Во вступлении ведущий может либо просто сообщить тему занятия, либо задать учащимся вопросы по обсуждаемой теме. Основная часть, как правило, содержит обсуждение и проигрывание ситуаций по предложенной теме, а заключительная часть направлена на анализ, самопроверку и рефлексию.
В первоначальный замысел могут вноситься прямо по ходу его ведения. Занятия по форме напоминают тренинги: с помощью специальных упражнений или ролевых игр участники овладевают навыками эффективного общения. На занятиях у ребят есть возможность получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также вырабатывать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
Перед началом работы (на первом занятии) обязательно вместе с детьми принимаются правила (групповые нормы) поведения на занятиях.
Используемые на занятиях диагностические процедуры помогают учащимся в самопознании. Интерпретировать полученные результаты желательно в целом для всей группы или представлять их для каждого в письменном виде.
Для записей и рисования ученики имеют индивидуальные тетради.
Цель программы: снижение личностной тревожности у подростков
Задачи:
1.                             Получение конкретных знаний для решение подростками своих проблем.
2.                             Выработка адекватной самооценки и коррекция своего поведения
3.                             Развитие личности младшего подростка, его способностей к общению и возможностей
Ожидаемые результаты: снижение личностной тревожности. Отслеживание результатов работы проводится на основе диагностики ,которая проводится в начале и в конце курса занятий
Учебный план
Коррекционно-профилактическая программа рассчитана на подростков в возрасте 11-15 лет, на две учебные четверти и составляет 14 занятий. Занятия проводятся один раз в неделю (40-50 минут).
 

п/п
Наименование тем занятий
Количество часов




1
 Зачем нужно знать себя?
 
1
 
 

2
Общение в жизни человека.
1
 




3
Я глазами других.
 
1
 




4
Самооценка.
 
1
 




5
Ярмарка достоинств
1
 




6
Ищу друга.
1
 




7
Барьеры общения.
 
1
 




8
Предотвращение конфликтов
1
 




9
Уверенное и неуверенное поведение
1
 




10
Нужна ли агрессия?
 
1
 




11
Пойми меня
1
 




12
Мои проблемы.
 
1
 




13
Критика.
 
1
 




14
Азбука перемен.
1
 




 
 Занятия проводятся в классном помещении, мебель расставляется в соответствии с видами занятий: либо по кругу, либо за обычным образом расположенными столами, либо в свободном пространстве без мебели.
             
 
 
 
          Первые занятия построены таким образом, чтобы подростки могли открыть друг в друге что-то новое. Интерес к каждому члену группы, единение всего класса – вот основные задачи, которые решаются на занятиях.
          В начале каждого занятия-тренинга вводятся упражнения на разогрев группы. Серьёзный разговор начинается только тогда, когда группа к нему психологически готова. Разминочные упражнения помогают ввести участников группы в тренинговую атмосферу, расшевелить одних и несколько поубавить пыл других, поднять общий тонус группы и каждого её участника, снять стеснительность, напряженность участников тренинга, а также способность взаимопринятию и взаимопониманию членов группы.
         В процессе проведения тренинговых занятий проводятся наблюдения, индивидуальные беседы, которые позволяют прослеживать ход коррекционной работы, изменения в поведении подростков, в их эмоциональном состоянии, личностные и межличностные изменения.
Коррекционно-профилактическая программа преодоления личностной тревожности младших подростков.
 
Занятие 1. «Зачем нужно знать себя?».
Цель: Познакомить детей с целями занятий.
Принять правила проведения занятий.
Создать у учеников мотивацию на самопознание.
Способствовать самопознанию и рефлексии учащихся.
Материалы: Тетради, ручки, карандаши, разноцветная коробка с прорезями, обклеенная полосками из шести разных цветов.
Ход занятия:
1.Знакомство с целями занятий.
Психолог. На занятиях мы будем учиться понимать себя и других, общаться, получая не только полезные знания и умения, но и хорошее настроение.
2.      Принятие правил.
Каждая группа, собираясь работать совместно, всегда договаривается о правилах работы. Посмотрите на правила, написанные на доске. Какие правила можно принять сразу? Какие нужно изменить? Может быть что-то нужно добавить?
Примерные правила:
Активная работа на занятии каждого участника.
Внимательность к говорящему.
Доверие друг к другу.
Недопустимость насмешек.
Не выносить обсуждение за пределы занятия.
Право каждого на своё мнение.
3.       Настрой на занятие.
Упражнение «Цвет настроения».
Каждый участник выбирает цвет настроения в данный момент и бросает картонный квадратик в прорезь той полоски на коробке, которая соответствует выбранному цвету. Психолог открывает коробку и сообщает (не называя детям обозначения цветов и не подсчитывая их точное количество), с каким настроением пришли сегодня на занятие большинство ребят. Затем выясняет у участников, соответствует ли этот результат их настроению.
Упражнение «Я рад общаться с тобой».
Психолог. Сейчас выполните такое задание: Протяните рядом стоящему руку со словами: «Я рад общаться с тобой», а тот, кому вы протянули руку, протянет ее следующему с этими же словами.
Так «по цепочке» все берутся за руки и образуют круг.
4.      Работа по теме. Самоанализ «Кто я? Какой я?».
Вы замечали, что с разными людьми вы ведете себя по разному? А кто знает себя очень хорошо? Всё ли в себе вам нравится? Чем мы отличаемся от других? Нужно ли знать себя?
Психолог. Продолжите письменно три предложения:
-         Я думаю, что я
-         Другие считают, что я ..
-         Мне хочется быть ..
Для каждого предложения подберите от 5 до 10 определений из списка слов на плакате.
Психолог вывешивает список слов, помогающий отвечать ученикам на вопросы:
«Симпатичный, слабый, приятный, грубый, справедливый, хвастливый, трудолюбивый, скучный, остроумный, смелый, жадный, хитрый, смешной, терпеливый, надёжный, неприятный, задумчивый, хороший, здоровый, вежливый, робкий, честный, глупый, одинокий, красивый, резкий, нежный, сильный, задиристый, лживый, сообразительный, дружелюбный».
Упражнение «Горячий стул».
Психолог. Сейчас каждый из вас сможет проверить, насколько совпадает представление о нем одноклассников с его собственным представлением о себе. Каждый по очереди будет занимать место на стуле в центре, и участники ответят на вопрос: «Какой он?». Для этого они должны подобрать одно или несколько определений из того же списка слов на плакате (см. выше). Сидящий в центре отмечает те слова, которые совпадают с его определением (Я думаю, что я). Количество совпадений подсчитывается.
5.      Анализ занятия.
Психолог. Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки.
Вопросы для обсуждения: Что понравилось? Какие испытывали трудности? Кого трудно оценивать – себя или других?
6.      Домашнее задание.
Психолог. Выполните дома следующее задание. Сделайте рисунок под названием «Я в лучах солнца». Нарисуйте круг и в центре напишите букву «Я». От границ круга нарисуйте лучи: их количество должно соответствовать отмеченным совпадениям в вашей характеристике. Совпадения положительных качеств нужно рисовать красным карандашом, а отрицательных – синим.
 
Занятие 2.    «Общение в жизни человека.»
Цели: Выяснить представление детей о значении общения в жизни человека.
Развивать способность принимать друг друга.
Материалы: Тетради, ручки, небольшие листочки бумаги для записей.
Ход занятия:
1.      Обсуждение домашнего задания.
Психолог. Давайте рассмотрим все рисунки «Я в лучах солнца». Вспомните, что обозначают лучи (количество определений, которые дали вам одноклассники и которые совпали с вашим мнением о себе). Количество лучей показывает, насколько хорошо вы знаете себя (много совпадений – хорошо знаете). Красными лучами отмечались положительные совпадения: ваши положительные качества словно «согревают» окружающих. Отрицательные же (синие) действуют как холод и мешают общению.
Как вы думаете, почему у некоторых ребят мало лучей? (Или они себя плохо знают, или их плохо знают одноклассники.)
В итоге обсуждения желательно подвести ребят к пониманию того, что в общении нужно проявлять свои положительные качества, тогда и конфликтов будет меньше.
2.      Работа по теме.
Психолог. Кто может попытаться раскрыть понятие «общение»? (Общение – это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями. В отличии от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя. Я тебе – своё Я, а ты мне – своё Я.)Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции? Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно? (Общение требуется каждому человеку, чтобы чувствовать себя человеком.)
Психолог подводит ребят в процессе обсуждения к выводу, что общение играет в жизни человека важную роль и общению нужно учиться, чтобы оно приносило человеку пользу и радость.
Психолог. Трудно представить себе жизнь без общения, оно рано входит в нашу жизнь. Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение довольно часто доставляет нам неприятности. Задумывались ли вы, почему это происходит? Многочисленные исследования свидетельствуют, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения. В ссорах люди чаще обвиняют других.
Тест-игра «С тобой приятно общаться».
Психолог. Умеем ли мы общаться, лучше всего знают те, с кем мы общаемся. В школе вам приходится постоянно общаться со своими одноклассниками. Давайте проверим, какие вы в общении.
Для этого детям раздаются небольшие листочки для записи, на которых они пишут соответствующие баллы для каждого ученика. Расшифровка баллов написана на доске:
+2 - с тобой очень приятно общаться
+1 - ты не самый общительный человек
0        - не знаю, я мало с тобой общаюсь
-1   - с тобой иногда неприятно общаться
-2 - с тобой очень тяжело общаться
Каждый листочек складывается, и на обороте пишется имя того, кому записка предназначена. Все записки собираются в коробку, и психолог раздаёт их «адресатам» предупреждая, что подсчет баллов нужно будет сделать дома.
Психолог. Если результаты Вам не понравятся, то не стоит огорчаться, а лучше вспомните, что всё зависит от каждого из вас. Если мы не знаем, как общаться с другими, то мы несчастны. Научиться общению можно, но для этого необходимо желание. Нужно постигать искусство общения и работать над собой. Будем вместе учиться общению.
А сейчас выполните такое задание. Напишите на одном листочке: «Я хочу, чтобы со мной обращались ласково, нежно», а на другом листочке напишите: «Я хочу, чтобы со мной обращались строго и требовательно». Сдайте мне тот листочек, на котором написан приемлемый для вас вариант общения.
3.      Анализ занятия.
Психолог. Что понравилось на занятии? Что бы вы хотели изменить? Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количество пальцев одной руки.
В заключение ведущий сообщает, какое общение выбрали большинство учащихся (см. предыдущее задание).
4.      Домашнее задание.
5.      Психолог. Подсчитайте дома баллы, полученные вами по тесту «С тобой приятно общаться» и запишите результат в тетрадь. С обсуждения этого мы и начнем следующее занятие.
 
Занятие 3. «Я глазами других.»
Цели: Формировать способность к самоанализу.
Способствовать возникновению желания самосовершенствоваться.
Материалы: Тетради, ручки, мячик.
Ход занятия.
1.      Обсуждение домашнего задания.
Психолог. Хотите узнать, сколько баллов вы получили по тесту «С тобой приятно общаться»?
Психолог называет максимальный балл.
Психолог. Как вы считаете, можно ли изменить мнение одноклассников? Как это сделать?
2.      Работа по теме.
Методика «Твоё имя».
Участники встают в круг, а один, передавая мяч соседу, называет своё полное имя. Задача других – назвать, передавая мяч по кругу, как можно больше вариантов его имени (например: Катя, Катюша, Катерина, Катенька, Катюшка). Задание повторяется для каждого участника. Затем все делятся впечатлениями о том, что чувствовали, когда слышали своё имя.
Психолог. Наше имя звучит для нас как лучшая в мире музыка. Поэтому, обращаясь друг к другу, давайте каждый раз будем начинать это обращение с имени.
Игра «Ассоциации».
Психолог. Давайте сейчас выберем первого водящего. Желающий встаёт перед участниками. Каждый присутствующий по очереди должен сказать, какие ассоциации вызывает у него водящий, то есть, что он нам напоминает: растение, предмет, животное. Не забывайте обращаться друг к другу по имени. (Участники играют.)
Психолог. Что чувствовали? Какие сравнения были неожиданными?
3.      Анализ занятия.
Психолог. Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку: выкиньте на счет «три» нужное количества пальцев одной руки. Что было трудно выполнять? Что оказалось неожиданным? Что было самым интересным?
4.      Домашнее задание.
Психолог. Запишите в тетрадях начало нескольких предложений, а дома закончите их:
-         Я словно птица, когда ..
-         Я превращаюсь в тигра, когда.
-         Я словно муравей, когда
-         Я словно рыба, когда.
-         Я прекрасный цветок, если.
 
Занятие 4. Самооценка.
Цели: Дать понятие о самоценности человеческого «Я».
Продолжать развитие навыков самоанализа и самооценки.
Закрепить навыки групповой работы.
Материалы: Тетради, альбомные листы бумаги, карандаши, ручки.
Ход занятия.
1.      Обсуждение домашнего задания.
Ученики читают свои варианты предложений. Затем идет обсуждение. Ведущий задает вопросы: Много ли похожих ответов? Какие ответы характеризуют чувства, а какие – поведение? Чего больше – одинаковых чувств или одинаковых вариантов поведения?
Учащиеся приходят к выводу, что в общении нужно уметь управлять своим поведением. Чувства не оправдывают плохое поведение человека.
2.      Работа по теме.
Методика «Самооценка».
Учащимся предлагается изобразить в ряд 8 кружков, а затем быстро вписать в один кружок букву «Я». Психолог объясняет, что чем ближе к левому краю стоит буква, тем ниже самооценка ученика. Затем объясняет, что это тест-игра и не стоит его результаты принимать очень серьёзно.
Дискуссия «Самое-самое».
Психолог предлагает ученикам записать в тетради, что для них самое важное и самое ценное в жизни. Затем дети это зачитывают, а психолог записывает на доске. Обсуждается каждый пункт. Нужно подвести ребят к выводу, что каждый человек неповторим и представляет ценность. Любить себя – это значит признавать право на любовь других людей к себе.
Обычно ученики перечисляют такие ценности, как здоровье, родители, друзья, работа, семья, мир, деньги и др. Психолог, комментируя каждый ответ, просит учащихся ответить на вопросы: « Почему для тебя главным является здоровье?» (Я смогу жить долго), «Чем тебе дороги родители?»(Они мне дали жизнь и любят меня).
Затем каждый учащийся приходит к таким выводам:
Каждый человек должен любить себя и принимать таким, какой он есть.
Любить себя – значит гордиться своими поступками и быть уверенным, что поступаешь правильно.
Тот, кто не любит себя, не может искренне любить других.
Если самооценка у человека низкая, то он ощущает беспомощность, бессилие и одиночество.
Методика «Моя вселенная».
Ученикам предлагается на альбомных листах начертить круг и от него лучи к другим кругам. В центральном круге нужно написать «Я», а в других кругах-планетах написать окончания предложений:
Мое любимое занятие
Мой любимый цвет
Мой лучший друг
Моё любимое животное
Моё любимое время года
Мой любимый сказочный герой
Моя любимая музыка
3.      Анализ занятия.
Учащиеся дают оценку занятию. Психолог задаёт следующие вопросы для обсуждения: Что нового вы узнали о себе? Как могут вам пригодиться полученные сегодня знания?
4 Домашнее задание.
Психолог. Постарайтесь понаблюдать за своим поведением и настроением в разных ситуациях общения и отметить, всегда ли вы спокойны и веселы, были ли вспышки гнева, как вы владеете своими эмоциями.
 
 Занятие 5. «Ярмарка достоинств».
Цели: Закрепить у учащихся навыки самоанализа.
Научить преодолевать барьеры на пути самокритики
Развивать уверенность в себе.
Материалы: Листы с надписями «Продаю», «Покупаю» для каждого участника.
Ход занятия.
1.      Обсуждение домашнего задания.
Всем участникам предлагается прочитать вслух записи в тетрадях о том, как они умеют владеть своими эмоциями. Поощряются самостоятельные выводы. Затем идет обсуждение.
Психолог. Можете ли вы с уверенностью сказать, что всегда владеете своими эмоциями? Это не просто, но, чтобы у вас было меньше проблем в общении, нужно учиться владеть своими эмоциями.
2.      Работа по теме.
Игра «Ярмарка достоинств».
Участники игры получают листы с надписями «Продаю» и «Покупаю». Ведущий предлагает каждому на одном листе, под надписью «Продаю» , написать все свои недостатки, от которых хотелось бы избавиться, а на другом листе, под надписью «Покупаю», написать достоинства, которые хотелось бы приобрести. Затем листы прикрепляются на груди участников игры, и они становятся посетителями «Ярмарки». Они ходят и предлагают друг другу что-либо купить или что-либо продать. Игра продолжается до тех пор, пока каждый не обойдет и не прочитает все возможные варианты купли-продажи.
Затем проводится обсуждение: Что удалось купить? Что удалось продать? Что было легче купить или продать? Почему? Какие качества продавались? Какие качества хотели купить многие? Почему?
Как правило, большинство ребят хотели бы избавиться от недостатков, а приобрести достоинства. Хотя встречались и такие учащиеся, которые продавали свои достоинства.