Доклад на тему Возможности практичесой психологии при работе с кризисными состояниями


«Возможности практической психологии при работе с кризисными состояниями».

Проблема психологической помощи в преодолении кризисных ситуаций — достаточно известная и вместе с тем мало разработанная область в отечественной психологии. В настоящее время приобретает все большую актуальность: нестабильность ситуации развития личности в современном обществе; антропологическая катастрофа как потеря личностной целостности; современная психология сосредоточилась на внутреннем мире человека (или на его деятельности) и мало интересуется тем, «что происходит с ним при резких и значительных изменениях в пространственных, временных и социальных обстоятельствах его жизни» (Вихристюк О.В., Миллер Л.В., Орлова Е.В., Лескина Е.А.); снижение уровня родительской компетентности в современных семьях.
Понятие «Кризис» (от греч. krisis - решение, поворотный пункт, исход) - переломный момент, тяжелое переходное состояние, обострение, опасное неустойчивое состояние [8].Психологическая травма - не имеет четкого определения в отечественной литературе - переживание особого взаимодействия человека и окружающего мира; переживание, потрясение [6]. Главное содержание психологической травмы является утрата веры в то, что жизнь организована согласно порядку и поддается контролю.
Собственно психологическая помощь. Под термином «психологические технологии» подразумевается совокупность методов и приёмов, направленных на формирование действенно – практической сферы личности и реализацию природного потенциала [15]. Используемые педагогом-психологом технологии выполняют ряд функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально–психологическое обучение.
В работе с данной сферой специалист использует следующие технологии [15]: Информационные, через применение которых формируются знания, умения и навыки.
Операционные технологии обеспечивают формирование способов умственных действий.
Технологии саморазвития направлены на формирование самоуправляющих механизмов личности.
Эвристические - на развитие творческих способностей личности.
Прикладные развивают действенно – практическую сферу личности.
Сотрудничества - принципы демократизма, равенства, партнерства в субъектных отношениях психолога и ребенка. Наиболее актуальной является в тренинговой работе.
Личностно – ориентированные - обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности, реализации ее природных потенциалов, воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.
Гуманно – личностные – поддержка личности, помощь ей.
Психологическое консультирование – оказание помощи участникам в самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно–мотивационной сферы и системы отношений к другим, осознание ценности ненасилия, преодоление профессиональных деформаций, достижение эмоциональной устойчивости, способствующей личностному и профессиональному росту и саморазвитию [15].
Психологическая коррекция – активное психолого–педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья. Два направления: комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления; нормативно–ценностная коррекция, которая заключается во внесении определенных направлений в индивидуально–личностную систему норм и поведенческих эталонов, в соответствие с которой человек корректирует исполнение своих жизненных и деятельностных функций.Психологическая реабилитация – процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при переживании психотравмирующих обстоятельств, вызванных состоянием внешней среды. Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий. Часто психологические тренинги, рассматриваются как реабилитационные психотехнологии.[15]
Здоровьесберегающие технолологии.
Технологии психологической помощи детям базируются на принципах метафоричности и использовании «особого языка» ребенка, которому порой трудно вербально выразить свои переживания. Именно поэтому среди технологий присутствют элементы арт-терапии, которые позволяют раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи: сказкотерапия, музыкотерапия, ароматерапия, цветотерапия, танцевальная терапия, телесная терапия, фототерапия, коллажирование, песочница, игровая терапия.
Таким образом, психолого-педагогические технологии находят своё целесообразное место в целостном педагогическом процессе. Их разработка и применение требуют высочайшей творческой активности и профессиональных знаний педагога-психолога.
Фундаментальные принципы психологической помощиА) Принцип нормализации [13]. Для скорейшего выхода из состояния стресса для человека важно принять свое поведение как поведение «нормальное». Если ему будет объяснено, что его реакции это следствие перенесенного стресса, то он сможет активно участвовать в процессе восстановления, понимая при этом причины симптомов и их динамику.
Б) Принцип партнерства и повышение достоинства личности. Работа должна строиться на взаимном доверии, совместно выбирать стратегии поведения. Личность не должна чувствовать дополнительную опасность из-за того, что ее права ущемляются в таком аспекте, как личностный рост и развитие.
В) Принцип индивидуальности. Психолог должен понимать и ценить индивидуальные переживания, индивидуальный способ посттравматической регуляции.
В работе с кризисными состояниями очень важен междисциплинарный подход. Помощь может начинаться с организации самопомощи, с проведением кризисной интервенции, с борьбы за расширение прав пострадавших.
Все методы психологической помощи можно разделить на четыре категории [13].
Образовательная категория.
Пострадавшие могут иметь собственные ресурсы к восстановлению, которые они находят при помощи книг и статей, через знакомство с основными концепциями физиологии и психологии. Создание информационного поля.
Целостное отношение к здоровью. Принцип холизма.
Предполагает задействовать все резервы человеческого организма и личности: физическая активность, правильное питание, духовное развитие, использование чувства юмора.
Социальная поддержка. На кого может человек рассчитывать в ситуации психологического расстройства. Сюда следует отнести наличие сети самопомощи, формирование поддержки со стороны общественных организаций.
Для людей, переживающих кризис, можно выделить несколько аспектов помощи [14]:
1. Сопровождение и психологическая поддержка (оказывается близкими людьми).
2. Психологическое консультирование - это вид профессиональных услуг, предоставляемых специалистом-психологом клиентам, заинтересованым в решении своих психологических проблем. Оказание такого рода консультативной помощи всегда сопровождается эмоциональной, смысловой и экзистенциальной поддержкой. Цель - помощь в понимании происходящего в их жизненном пространстве и осмысленное достижение поставленных целей на основе осознанного выбора при разрешении проблем.
3. Психотерапия и медикаментозное лечение. Проводится психиатрами, психотерапевтами. Задачи психолога в работе с клиентом.
Помочь человеку справиться с кризисом.
Важно знать свои собственные ресурсы.
Соблюдать позицию «на равных».
Важно соприсутствие, выслушать, поддержать, отработать чувства.
Таким образом, цель этапа кризисной поддержки - помощь в прохождении, проживании трудного периода. Человек должен пережить боль не разрушившись как личность и не причинив своему здоровью невосполнимого вреда.
Основным приемом на этом этапе является выслушивание. Главным будет нацеливание клиента на проговаривание своих переживаний. Человек должен вербализировать свои мысли, передать свое эмоциональное отношение к произошедшему. Так можно выявить суицидальную настроенность пациента. Роль психолога сводится к созданию эмпатической атмосферы беседы, сочувственному выслушиванию.
Признаком эффективной психотерапии считается адаптация человека, переживающего кризис, к новым для него условиям, нормальное функционирование в окружающих его реалиях.
Заключение
Практическая значимость результатов. Обучение по программе переподготовки позволило овладеть технологиями оказания психологической помощи и самопомощи в кризисных ситуациях; методами психологического сопровождения личности взрослых и детей в кризисном состоянии, техниками работы с группами в кризисных и чрезвычайных ситуациях. Резюме: В современном обществе значительно повысились требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения. Вместе с тем, недостаточно внимания психологическая наука уделяет детской травматизации. Необходимо развивать и формировать адекватные способы поведения детей, подростков и взрослых в кризисных ситуациях, с целью предотвращения деструктивного развития личности, а также формирования индивидуального способа совладания со стрессом переживаний. 1) Психология может поддержать человека в его стремлении к полноте в любви, помочь в самостоятельном интеллектуальном освобождении от хаоса социальных стереотипов и мифов, препятствующих осуществлению его стремления пробиться к своей собственной целостной природе и к природе другого.
2) Психология может предоставить отработанные техники психического обогащения личности,
3) Работа психолога с группой в режиме тренинга с обратной связью позволяет ребенку и подростку экспериментировать со своими возможностями и способностями коммуникации вместо того, чтобы его оставляли наедине с разрушающими его неудачами и страхами. Ребенок нуждается в беседах о своих чувствах и в обратной связи со стороны сверстников,
4) Необходимость вербализировать внутренний опыт ведет к расширению лексикона детей и подростков за счет новых слов, отражающих эту часть человеческого опыта.
5) Осознание своих стратегий преодоления кризисных ситуаций расширение спектра возможностей преодоления кризисных ситуаций (возможность пользоваться всеми шестью ресурсами). С момента возникновения критической ситуации человек вступает в динамические отношения с ней, что представляется как процесс переживания. Следовательно, переживание критических ситуаций есть работа личности – деятельность, направленная на их преодоление [4]. В процессе переживания - преодоления критической ситуации следует особо выделить феномен совладающего поведения. Совладающее поведение – совладание - переживание, цель которого – достижение реалистического приспособления субъекта к окружающему, позволяющее ему удовлетворить свои потребности. Для совладания с неблагоприятными жизненными событиями человеку необходимы ресурсы, в первую очередь – психологические, как внутренние источники преодоления этих событий. Наличие ресурсов совладания с кризисными ситуациями обеспечивает адаптивную функцию. Ресурсы – это все то, что человек использует, чтобы удовлетворить требования среды (психологические и социальные ресурсы). Успешность преодоления негативных жизненных событий напрямую зависит от репертуара, характера и степени использования наличных и доступных ресурсов [9].
Библиографический список
Гнездилов А. В. Психология и психотерапия потерь. Пособие по паллиативной медицине для врачей, психологов и всех интересующихся проблемой. — СПб.: Издательство «Речь», 2002. — 162 стр.
Концова Ю.Л., Шадура А.Ф. Лекции. По материалам профессиональной переподготовки психологов по программе «Психосоциальные технологии помощи ребенку и его семье». – Пермь: Автономная некомммерческая организация «Региональный центр практической психологии и социальной работы «Вектор», март, апрель 2015.
Интернет-ресурсы
Архив газеты «Искра Кунгур». [Текст]. — Режим доступа: iskra-kungur.ru
Василюк Ф.Е. Пережить горе. [Текст]. — Режим доступа: http://nkozlov.ru/library/psychology/d3469/Википедия. Материал. [Текст]. — Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Вихристюк О.В., Миллер Л.В., Орлова Е.В., Лескина Е.А. Психологическая помощь людям, пережившим психотравмирующее событие. [Текст]. — Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/Vihristuk_Miller_Orlova_Leskina_full.shtmlКраткосрочное кризисное консультирование семьи [Текст]. — Режим доступа: http://www.sirotstvo.ru/files/4389/11.pdf
Кризисное консультирование. [Текст]. — Режим доступа: http://3ys.ru/psikhologicheskoe-konsultirovanie-v-detskom-sadu-i-shkole/krizisnoe-konsultirovanie.html
Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь близким. [Текст]. — Режим доступа: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/Vihristuk_Miller_Orlova_Leskina_full.shtmlМеннингер К. Война с самим собой. [Текст]. — Режим доступа: http:// www.myword.ru
Меновщиков В.Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями. [Текст]. — Режим доступа: http://www.psyoffice.ru/522-menovshhikov-v.-ju.-psikhologicheskoe.html
Новости Ассоциации Уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ. В Пермском крае обсудили проблему детских суицидов. [Текст]. — Режим доступа: http://www.rfdeti.ru/news/8855-v-permskom-krae-obsudili-problemu-detskih-suicidov
Пергаменщик Л.А. Психологическое консультирование: работа с кризисными и проблемными ситуациями. [Текст]. — Режим доступа: http://mexalib.com/view/35923
Работа с горем и утратой [Текст]. — Режим доступа: https://sites.google.com/site/liniapomosi/rabota-s-gorem-i-utratojСухарева О.А. Психолого-педагогические технологии в деятельности школьного психолога [Текст]. — Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/88484.htmlУманский С.В. Тяжелая утрата и горе. Психологические и клинические аспекты. [Текст]. — Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/psychotherapy5.htm
Шадура А.Ф. Психологическая помощь семьям – это творческий подход. [Текст]. — Режим доступа: http://всемы.рф/blog/58/