Конспект классного часа Дети войны к 70-летию Победы


Внеклассное мероприятие по теме "Дети войны"
Цель:-расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.-воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества; -способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях - героях войны.Задачи: -развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности; -воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям; -воспитывать бережное отношение к традициям своего народа. Материалы:-видеопроектор;-мультимедийная презентация «Дети войны»;-фонограммы «От Советского ИнформБюро», «Журавли», «Бухенвальдский набат» «Ах, война, что ты сделала…», «Колокола Хатыни», «День победы»;-выставка книг на военную тематикуНа мероприятие приглашаются ветераны микрорайона.Ход занятия:Звучит песня «Песня ветеранов…» (1 куплет)
Слайд 1Учитель:  Тебе сейчас 10 или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома.  В этом году мы с вами отмечаем 70-летие со дня освобождения нашей страны от фашистско-немецких захватчиков. Ты видишь, как строят новые дома в городе, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны,  но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон.
Слайд 2
Ученик: 
Вспомним безмятежный детский сон счастливый,Первый солнца луч неторопливый,Запах яблок, зреющих в саду,Вспомним самый страшный день в году.
Ученик:
Вот сорок первый год, конец июня,И люди спать легли спокойно накануне.Но утром уже знала вся страна,Что началась ужасная война
Звучит фонограмма сообщения «От Советского ИнформБюро»
(голос Левитана)
Ученик:
Шло детство, поспевала клубника… Нам день обещал тишину. И было нелепо и дико, Что вдруг объявили войну. Мы ждали гостей. Наша мама, Начав хлопотать у стола, Смотрела так пристально и прямо И слез удержать не могла. И болью огромного роста Набат подымался, как крик. И было нам, детям, непросто Понять этой скорби язык. Война надвигалась столико. Родной закручинился кров… На блюдце забытом клубника Сочилась, как алая кровь. 
Учитель:  вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.
Ученик: Война прошлась по детским судьбам грозно, Всем было трудно, трудно для страны, Но детство изувечено серьёзно: Страдали тяжко дети от войны…
Учитель:Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.Что же о них знаем мы?
Дети войны – это все дети, родившиеся в период с 1929 по 1945 годы. Сейчас они – ветераны, имеют статус “Дети Великой Отечественной войны”. На нашем мероприятии присутствуют почетные гости – ФИО.
Поприветствуем их. Они были детьми в годы ВОВ. Это наша живая память, наша гордость. Мы рады Вас приветствовать в стенах нашей школы. Спасибо, что не отказали посетить наш классный час. Я думаю, Вам есть, о чем рассказать нашим детям. Но чуть позже. Сейчас Вашему вниманию мы представляем литературно-музыкальную композицию, посвященную детям войны.
Слайд 3
Учитель:Дети, вдумайтесь в эти цифры:Каждый день теряли 9168 детей,Каждый час – 382 ребенка,Каждую минуту – 6 детей,Каждые 10 секунд – 1 ребенок.Ученик: А мы не будем памяти перечить,И часто вспоминаем дни, когдаУпала им на слабенькие плечиОгромная, недетская беда,Ученик: Была земля жестокой и метельной,Была судьба у всех людей одна.У них и детства не было отдельно,А были вместе детство и война.Ученик: В годы войны было горя много,И никто никогда не сочтет,Сколько раз на своих дорогахОставляла война сирот.Ученик: В эти годы порой казалось,Что мир детства навек опустел,Что не вернется радостьВ город, где дома без стен.Ученик: Был серебряным смех девчонок.Но его заглушила война.А седины ребячьих челок…Разве этому есть цена?Дети войны..Как  же выжили вы?Дети войны..Устоять как смогли?
Слайд 4
Учитель:Всюду висели плакаты, призывающие на фронт.Фабрики и заводы страны остались без рабочих.  В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах , дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер. Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки. 
Слайд 5 Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.  
Ученик:Горнили к бою трубы полковые.Военный гром катился над страной.Вставали в строй мальчишки боевые:На левый флаг, в солдатский строй.Великоваты были им шинели,Во всем полку сапог не подобрать,Но все равно в бою они умелиНе отступать, а побеждать.Жила в сердцах их взрослая отвага,В двенадцать лет по-взрослому сильны,Они дошли с победой до рейхстага –Сыны полков своей страны. 
Ведущий 1: Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны!
Вспомним всех поименно,С горем вспомним своим…Это нужно не мертвым,Это нужно живым
Ученик: В те рассветыОсенние ветры свистели, как стрелыВ те рассветыГорела в обветренных реках вода.В те рассветыМальчишек фашисты вели на расстрелы.Те рассветы забыть?Никогда. Никогда!
Ведущий 1: (зажигает свечу)
Гори, свеча, гори, не затухай,Не проходящей болью будь.Пусть в пламени твоем встают,Чей оборвался путь.Гори, свеча, не затухай,Не дай нахлынуть тьме.Не дай живым забыть всех тех,Погибших на войне! (На экране портреты пионеров героев) Слайд 6
Ведущий 1: Леня Голиков!
Ученик: Леня Голиков погиб 24 января 1943г в неравном бою под селом острая Лука Новгородской области.Леня Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью "За отвагу".
Ведущий 1: Зина Портнова!
Ученик: Зина расстреляна фашистами осенью 1943г в Полоцке.Зина Портнова - «Герой Советского Союза»,  ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов.
Ведущий 1: Марат Казей!
Ученик: Марат погиб в мае 1944г в бою с фашистами близ села Хоромицин в Белоруссии.Марат Казей. Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль "За отвагу".А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было - Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие - две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.
Ведущий1: Валя Котик.
Ученик: Пионер-герой, партизан, разведчик, самый юный Герой Советского Союза. Вместе с товарищами подорвал гранатой машину, в которой ехал начальник жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве. Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым скончался на руках товарищей.
Ученик:  Сколько вас? Попробуй перечислить-Не сочтешь, а впрочем, все равноВы сегодня с нами, в наших мыслях,В каждой песне, мягком шуме листьев,Тихо постучавшихся в окно.
Ученик: Давно уж бои отгремели,Но время не вычеркнет нет!Мальчишку в солдатской шинелиНеполных пятнадцати лет.Сколько храбрых сердец молодыхБеззаветно служили народуПионеры и тысячи ихКто погиб за страну и свободу.Их могилы ты всюду найдешьНа дорогах минувших пожарищ.Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь,То сними свою шляпу, товарищ! Выступление участника или ветерана войны.
Ученик: Юные безусые герои!Юными остались вы навек.Перед вашим вдруг ожившим строемМы стоим, не поднимая век.Боль в глазах сейчас тому причина,Благодарность вечная вам всем,Маленькие, стойкие мужчины,Девочки, достойные поэм.
Фонограмма «Бухенвальдский набат» (вед. говорят на фоне музыки)Ведущий 1: Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.
Ведущий 2: Пятьдесят четыре тяжело больных ребёнка, находившихся на лечении на курорте Теберда, были удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье.
Ведущий 1: Такая же участь постигла 210 детей из симферопольского детского дома. Часть детей фашисты отравили газом, а часть закопали живыми.
Ведущий 2: Гитлеровцы, оккупировавшие тверской край, казнили и замучили 10 тысяч человек.5 тысяч увезли на каторгу в Германию. Изверги не щадили даже детей. Как – то к детскому санаторию  подъехали военные машины. В них погрузили 214 ребят, отвезли за город и живыми закопали в землю.
Ведущий 1: В 1943г исчезла с лица земли тихая и приветливая белорусская деревня Хатынь. Заживо сгорели ее жители: согнанные карателями в сараи старики, женщины и дети… На экране «Монумент в Хатыни» Слайд 7
Фонограмма «Звон колокола» (на фоне звука колокола) Ученица:
И этот звон болит во мне. Перед симфонией печали Молчу и плачу в этот миг, Как дети в пламени кричали! И до сих пор не смолк их крик Над белой тишиной Хатыни. Колокола, как голоса Тех, Что ушли в огне и дыме За небеса. «Я - Анна, Анна, Анна!» Издалека… «О, где ты, мама, Мама?» Издалека… 
На фоне музыки Ученица (читает наизусть слова с монумента): «Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернется в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне никогда и нигде в вихре пожаров жизнь не умирала!»
Фонограмма «Бухенвальдский набат»Ведущий 1: Что может быть страшнее смерти ребенка? Дети на войне… Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, кто попади в войну, расстались  с детством навечно.
Слайд 8Ведущий 2: В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты. Когда крематории не справлялись с людским потоком, то  немцы бросали живых детей в раскаленные печи.Ведущий 1: Слова “Никто не забыт, ничто не забыто” - близки и понятны каждому. И пока жива память, ничто не будет забыто. 
Склонитесь, и молод, и стар.В честь тех, кто за счастье, Кто жизнь ради жизни отдал.
Учитель: объявляется Минута молчания
На фоне фонограммы «Журавли»
Ученик: Дети войны-И веет холодом,Дети войны-И пахнет голодом.Дети войны-И дыбом волосы-На челках детскихСедые полосы.Земля омытаСлезами детскимиДетьми советскимиИ не советскими.Их кровь алеетНа плацах маками,Трава поникла-Где дети плакали.-Дети войны-И боль отчаянна!О, сколько надо имМинут молчания.Я не напрасно беспокоюсь,Чтоб не забылась та война:Ведь эта память – наша совесть,Она, как сила, нам нужна….(Ю,Воронов)
Ведущий 2:Если бы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось замолчать на  25 лет.
Учитель: Ах, война, что ты сделала, подлая… (Танец под фонограмму песни)
Стихи: 1: По рассказам и книжкам я знаю войну,Что сиротами сделала многих детей.Что заставила плакать седых матерей.По рассказам и книжкам я знаю войну.2: По рассказам и книжкам я вижу войну.Вижу стены, разорванный бомбами дом.Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.По рассказам и книжкам я вижу войну.3:  По рассказам и книжкам я слышу войнуСлышу грохот орудий и раненых крик.Слышу вздох партизан, затихших на миг.По рассказам и книжкам я слышу войну.Ведущий 1:  Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мертвых не воскресить, но пусть в венки, которые ложатся на их могилы вплетается весть о суровом возмездии убийцам…
На экране слова «Памяти павших будем достойны» Слайд 10Ученица : Знаем мы всех героев бесстрашных.Преклоняем колено пред памятью павших,И ложатся цветы на гранитные плиты…Да, никто не забыт, ничто не забыто.Ученица: Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные!Вечную славу поет вам народ.Доблестно жившие, смерть сокрушившие,Память о вас никогда не умрет!(девочки возлагают цветы к макету обелиска- ставят в вазу)
Слова Левитана об окончании войны
Ученик: Пусть дни войны тянулись очень долго,Пусть быстро мчались мирные года.Победы под Москвой, под Курском и на ВолгеИстория запомнит навсегда.
Ученица: Война закончилась,Но песней опалённойНад каждым домомДо сих пор она кружит,И не забыли мы,Что двадцать миллионовУшли в бессмертие,Чтоб нам с тобою жить
Слайд 11 (Я помню! Я горжусь!)Ученик:
9 мая вся страна отмечает великий праздник - День Победы, победы советского народа в Великой Отечественной войне. Война унесла более 20 миллионов жизней, превратила города и поселки в руины, вывела из строя заводы, фабрики. Много горя и страха принесла война, но, несмотря на голод, холод и разруху наш народ победил. Он победил страшного врага, который поработил много государств и заставил их жить в страхе - он победил фашизм.
День Победы - это великий праздник в нашей стране. В этот день чтят память тех, кто погиб, и кланяются всем тем, кто остался жив.
9 мая отмечают во всем мире в знак признательности нашему народу за великий подвиг. Наш народ очень трепетно относится к этому празднику и передает его из поколения в поколение.
Я  желаю всем, чтобы никогда больше в нашем мире не было войны, чтобы всегда над нашей головой было мирное, голубое небо, чтобы никто никогда не слышал разрывов бомб, чтобы все народы жили в мире и согласии.
Учитель: Уважаемые ветераны! Мы предоставляем Вам слово. Вы являетесь живыми свидетелями тех памятных лет. Низкий Вам поклон! Расскажите нашим детям о жизни их сверстников в годы Великой Отечественной войны. (15-20 мин.)
Исполнение песни «День Победы» (дети и гости поют стоя)
Учитель: Уважаемые ветераны! Разрешите от имени нашего коллектива поздравить Вас с великим праздником – Днем Победы!!! Пожелать Вам долголетия, чистого мирного неба над головой, спокойствия и благополучия в Ваших семьях. Спасибо за то, что Вы с нами! (вручение цветов и писем ветеранам от детей)
На этой ноте наше мероприятие заканчивается. Еще раз всех с наступающим праздником! Пусть все то, о чем мы сегодня говорили, не повториться никогда!