Рабочая программа по химии 10 класс, по учебнику Н.Е.Кузнецовой.


Рассмотрена и рекомендована на заседании
ШМО _______________________________
Рук-ль ШМО _________________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Протокол № ____________
от «____» ______________ 20___г.
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № ____________
от «____» ______________ 20___г.
Утверждено руководителем ОУ
Приказ № ____________
от «____» ______________ 20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии для 10 класса
Составитель: учитель химии – Кузнецова Татьяна Александровна
2016 - 2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Химия» для 10 класса составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования, примерной программы среднего (полного) общего образования.
Исходными документами для составления рабочей программы явились:
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, и среднего (полного) общего образования»
Письмо Минобразования России от 20.02.2004 г. № 03-51-10/14-03 «О введении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
Приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования»
Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 г. «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1089 от 09.03.2004;
Письмо Минобрнауки России от 01.04.2005 № 03-417 «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений» (Вестник образования, 2005, № 11 или сайт http:/www.vestnik.edu.ru)
Данная программа разработана на основе программы по химии для 10-ых классов общеобразовательных учреждений под редакцией проф. Н.Е.Кузнецовой (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2006), допущенной Министерством образования Российской Федерации, реализованной в учебниках «Химия 10» Н.Е.Кузнецовой, Н.Н.Гара.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
Овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
Воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
Применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Общая характеристика учебного предмета «химия»
Курс химии на ступени основного среднего (полного) общего образования предполагает ознакомление учащихся с органической химией. В числе важнейших содержательных особенностей курса важно отметить его ориентацию на выделение и поэтапное развитие блоков знаний о веществе, реакции и химической технологии. Знания об особенностях реакций органических соединений и способах осуществления их в производственных условиях представлены в отдельных темах. В содержании программы существенно усилен блок химических знаний, представленный разделом «Вещества живой клетки». Значительное внимание уделяется раскрытию идей детерминации свойств веществ их строением, обусловленности свойств наиболее реакционноспособными связями и группами; идее усложнения органических соединений от более простых к сложным и их генетической связи. Изучение органической химии предполагается строить на основе широкого использования сравнительного метода. Экологические знания включены во все основные разделы органической химии, так же включен национально-региональный компонент в размере 6 ч.
Курс химии 10 класса открывает двухлетний цикл изучения химии на третьей, завершающей ступени общего образования и опирается на знания учащихся полученные в 8 и 9 классах. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные Примерной программой.  В 10 классе 5 практических работ.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на базовом уровне среднего (полного) общего образования федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов. В том числе 68 часов в 10 классе, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения химии на базовом уровне ученик 10 класса должен
Знать/понимать:
Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, тепловой эффект реакции, катализ, химическое равновесие, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
Основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
Основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
Важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
Уметь:
Называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
Характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
Определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
Проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для переработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
Определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
Экологически грамотного поведения в окружающей среде;
Оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
Безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
Приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
Критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Содержание учебного предмета
Раздел I. Теоретические основы органической химии.
Введение в органическую химию (3 ч)
Органические вещества. Органическая химия. Предмет органической химии. Отличительные признаки органических веществ и их реакций.
Лабораторный опыт. 1. Определение углерода и водорода в составе органического вещества.
Теория строения органических соединений (2 ч)
Теория химического строения А.М.Бутлерова: основные понятия, положения, следствия. Развитие теории химического строения на основе электронной теории строения атома. Современные представления о строении органических соединений. Изомеры. Изомерия. Эмпирические. Структурные, электронные формулы. Модели молекул органических соединений.
Демонстрации. 1. Образцы органических веществ и материалов и изделий из них. 2. Модели молекул органических веществ.
Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация. (3 ч)
Электронное и пространственное строение органических соединений. Гибридизация электронных орбиталей. Простая и кратная ковалентные связи. Понятие о гомологических рядах органических соединений.
Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания реакций органических соединений. (2 ч)
Органические реакции как химические системы. Гомогенные и гетерогенные системы. Реакционная способность. Особенности протекания реакций органических соединений. Типы разрыва ковалентных связей в органических веществах.
Демонстрации. 1. Плавление, обугливание и горение органических веществ. 2. Растворимость органических соединений в воде и неводных растворителях.
Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы вещества, находящегося в газообразном состоянии.
Раздел II. Классы органических соединений.
Углеводороды (16 ч)
Алканы. Строение молекул алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические свойства алканов. Химические свойства: горение, галогенирование, термическое разложение, изомеризация. Нахождение алканов в природе. Получение и применение алканов и их производных.
Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд, физические свойства, распространение в природе. Химические свойства.
Алкены. Строение молекул. Физические свойства. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс- изомерия. Номенклатура. Химические свойства: реакция окисления, присоединения, полимеризации. Правило В.В.Марковникова. Полиэтилен. Способы получения этилена в лаборатории и промышленности.
Алкадиены. Строение. Физические свойства. Химические свойства. Реакции присоединения и полимеризации. Природный каучук. Синтетический каучук. Резина.
Алкины. Строение молекул. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение. Применение.
Ароматические углеводороды (арены). Бензол и его гомологи. Строение. Физические свойства, изомерия, номенклатура. Химические свойства: реакции галогенирования, нитрования, присоединения, окисления. Источники промышленного получения и применения бензола и его гомологов. Ориентирующее действие заместителей в бензольном кольце.
Генетическая связь углеводородов.
Демонстрации. 1. Получение этилена, его взаимодействие с раствором перманганата калия. 2. Горение этилена. 3. Получение ацетилена карбидным способом, взаимодействие с раствором перманганата калия. 4. Горение ацетилена. 5. Образцы природного и синтетического каучуков.
Практическая работа. 1. Получение этилена и изучение его свойств.
Лабораторные опыты. 1. Сборка шаростержневых моделей алканов. 2. Изучение свойств каучука.
Спирты. Фенолы. Простые эфиры. (5 ч)
Одноатомные спирты. Классификация, номенклатура и изомерия спиртов. Предельные одноатомные спирты. Гомологический ряд, строение и физические свойства. Водородная связь. Химические свойства. Получение и применение спиртов.
Простые эфиры. Состав, физические свойства, способность образовывать с воздухом взрывчатые смеси, применение, получение.
Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин. Состав, строение. Физические и химические свойства. Применение. Качественные реакции на многоатомные спирты.
Фенолы. Фенол: состав, строение молекулы, физико-химические свойства. Применение фенола и его соединений. Их токсичность.
Демонстрации. 1. Сравнение свойств спиртов (горение, растворимость в воде) в гомологическом ряду.2. Взаимодействие глицерина с натрием. 3. Растворимость фенола в воде и щелочах при обычной температуре и нагревании. 4. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой. 5. Взаимодействие фенола с раствором хлорида железа (III). 6. Бактерицидное действие фенола (свертывание белка в его присутствии)
Лабораторные опыты. 1. Реакция окисления этилового спирта оксидом меди (II). 2. Изучение физических свойств глицерина (вязкость, летучесть, растворимость в воде). Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II).
Альдегиды и кетоны.(4 ч)
Классификация альдегидов. Гомологический ряд предельных альдегидов. Номенклатура. Физические свойства. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, поликонденсации. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение.
Кетоны. Ацетон: строение, физические свойства, получение, применение.
Генетическая связь углеводородов, спиртов и альдегидов.
Демонстрации. 1. Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра. 2. Качественные реакции на альдегиды с фуксинсернистой кислотой.
Лабораторные опыты. 1. Реакция ацетальдегида с гидроксидом меди (II). 2. Окисление спирта в альдегид.
Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. (7 ч)
Карбоновые кислоты. Классификация карбоновых кислот. Одноосновные насыщенные карбоновые кислоты: гомологический ряд, номенклатура, строение, способность кислот к образованию водородной связи. Физические свойства. Химические свойства.
Высшие жирные кислоты: пальмитиновая и стеариновая. Краткие сведения о распространении в природе, составе, свойствах и применении. Мыла.
Одноосновые непредельные карбоновые кислоты: акриловая, олеиновая, линолевая. Распространение в природе. Их состав, строение, физические и химические свойства, применение, распространение в природе. Краткие сведения об ароматичных кислотах: бензойной, ацетилсалициловой.
Сложные эфиры. Состав и номенклатура. Физические и химические свойства. Гидролиз сложных эфиров. Распространение в природе и применение. Эфирные масла.
Демонстрации. 1. Опыты, иллюстрирующие химические свойства уксусной кислоты. 2. Свойства уксусной и муравьиной кислоты как электролитов. 3. Отношение карбоновых кислот к раствору перманганата калия.
Лабораторный опыт. 1. Агрегатное состояние и запах различных кислот.
Практическая работа. 1. Получение карбоновых кислот в лаборатории и изучение их свойств (на примере уксусной кислоты).
Азотсодержащие органические соединения (5 ч)
Амины. Классификация, состав и номенклатура. Гомологический ряд. Строение. Анилин – представитель ароматических аминов. Строение молекулы. Физические и химические свойства, качественная реакция. Способы получения. Применение аминов. Пиридин и пиролл: состав, строение молекул.
Практическая работа. 1. Решение экспериментальных задач по теме «Характерные свойства органических веществ и качественные реакции на них»
Раздел III. Вещества живых клеток (9 ч)
Жиры.
Жиры. Жиры: состав, физические и химические свойства жиров. Классификация жиров. Промышленный гидролиз жиров. Жиры в жизни человека и человечества. Жиры как питательные вещества.
Демонстрации. 1. Растворимость жиров в растворителях различной природы. 2. Обнаружение в растительных маслах непредельных карбоновых кислот.
Углеводы
Углеводы. Классификация углеводов. Глобальный характер фотосинтеза. Роль углеводов в метаболизме живых организмов.
Моносахариды. Глюкоза: физические свойства. Строение молекулы: альдегидная и циклические формы. Природные источники, способы получения и применения. Превращение глюкозы в организме человека. Олигосахариды: лактоза, мальтоза и раффиноза.
Дисахариды. Сахароза. Нахождение в природе. Биологическое значение. Состав. Физические и химические свойства. Гидролиз.
Полисахариды. Крахмал. Строение: амилаза и аминопектин. Свойства. Распространение в природе. Применение. Декстрины.
Целлюлоза – природный полимер. Состав, структура, свойства, нахождение в природе, применение. Нитраты и ацетаты целлюлозы. Применение.
Демонстрации. 1. Опыты, подтверждающие химические свойства глюкозы. 2. Гидролиз целлюлозы в присутствии серной кислоты.
Лабораторные опыты. 1. Гидролиз сахарозы. 2. Изучение химических свойств сахарозы: получение сахаратов металлов. 3. Взаимодействие крахмала с йодом. 4. Взаимодействие крахмала с гидроксидом меди (II). 5. Гидролиз крахмала.
Аминокислоты. Пептиды. Белки.
Аминокислоты. Состав, строение, номенклатура. Изомерия по положению аминогруппы и оптическая изомерия. Гомологический ряд аминокислот. α-аминокислоты, входящие в состав белков. Физические свойства. Химические свойства. Двойственность химических реакций. Распространение в природе. Применение и получение аминокислот в лаборатории.
Пептиды и полипептиды. Состав и строение. Полипептиды в природе и их биологическая роль. Названия полипептидов. Гормоны (инсулин).
Белки. Классификация белков по составу и пространственному строению. Пространственное строение. Физические свойства. Методы изучения структуры белков. Характеристика связей, поддерживающих эти структуры. Химические свойства. Денатурация и ренатурация. Качественные реакции на белки. Гидролиз. Синтез белков.
Демонстрации. 1. Денатурация белков под действием фенола, формалина, кислот, нагревания. 2. Модели белковых молекул.
Практическая работа. 1. Приготовление растворов белков и изучение их свойств. 2. Решение экспериментальных задач по теме "Вещества живых клеток"
Нуклеиновые кислоты
Нуклеиновые кислоты. Понятие о нуклеиновых кислотах как природных полимерах. РНК и ДНК, их местонахождение в живой клетке и биологические функции. Строение молекул нуклеиновых кислот: азотистые основания, нуклеотиды. Принцип комплементарности. Общие представления о структуре ДНК. Редупликация ДНК. Роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка. Матричные, рибосомные, транспортные РНК. Транскрипция. Трансляция. Триплетный генетический код.
Раздел IV. Органическая химия в жизни человека
Природные источники углеводородов (4 ч)
Природные источники углеводородов. Нефть. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Коксохимической производство. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование в промышленности.
Лабораторный опыт. 1. Ознакомление с образцами каменного угля и продуктами их переработки.
Промышленное производство органических соединений
Химическая технология. Материалы. Продукты. Промышленный органический синтез. Научные принципы химического производства.
Полимеры и полимерные материалы.(6 ч)
Общие понятия о синтетических высокомолекулярных соединениях: полимер, макромолекула, мономер, структурное звено, степень полимеризации, геометрическая форма макромолекул. Физические и химические свойства полимеров. Реакции полимеризации и поликонденсации. Синтетические каучуки: бутадиеновый и дивиниловый. Синтетические волокна: ацетатное волокно, лавсан и капрон; пластмассы: полиэтилен, поливинилхлорид, полистирол. Практическое использование полимеров и возникшие в результате этого экологические проблемы. Вторичная переработка полимеров.
Композиционные материалы. Краски. Лаки, клеи. Красители.
Демонстрации. 1. Образцы пластмасс, синтетических каучуков и синтетических волокон (коллекции). 2. Сравнение свойств термопластичных и термореактивных полимеров. 3. Получение нитей из смолы лавсана. 4. Разложение полистирола.
Лабораторные опыты. 1. Изучение свойств полиэтилена (термопластичности, горючести, отношения к растворам кислот, щелочей, окислителям). 2. Расплавление капрона и вытягивание из него нитей.
Практические работы. 1. Распознавание пластмасс и химических волокон.
Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ. (2 ч)
Экология. Понятие о химической экологии. Химические отходы. Углеводороды, вредные для здоровья человека. Влияние на окружающую среду производных углеводородов. Химическая экология как комплексная наука, изучающая состояние окружающей среды. Комплексный характер воздействия на окружающую среду и популяции живых особей различных органических веществ. Способы уменьшения негативного воздействия на природу органических соединений.
Обобщающее послесловие.
Лабораторные работы по курсу:
Определение углерода и водорода в составе органического вещества.
Сборка шаростержневых моделей молекул алканов
Изучение свойств каучука.
Реакция окисления этилового спирта оксидом меди (II).
Изучение физических свойств глицерина (вязкость, летучесть, растворимость в воде). Взаимодействие глицерина с гидроксидом меди (II).
Реакция ацетальдегида с гидроксидом меди (II).
Окисление спирта в альдегид.
Агрегатное состояние и запах различных кислот.
Гидролиз сахарозы.
Изучение химических свойств сахарозы: получение сахаратов металлов.
Взаимодействие крахмала с йодом.
Взаимодействие крахмала с гидроксидом меди (II).
Гидролиз крахмала.
Ознакомление с образцами нефти, каменного угля и продуктами их переработки.
Изучение свойств полиэтилена (термопластичности, горючести, отношения к растворам кислот, щелочей, окислителям).
Расплавление капрона и вытягивание из него нитей.
Практические работы по курсу:
Получение этилена и изучение его свойств.
Получение карбоновых кислот в лаборатории и изучение их свойств (на примере уксусной кислоты).
Решение экспериментальных задач по теме «Характерные свойства изученных органических веществ и качественные реакции на них»
Приготовление растворов белков и изучение их свойств»
Решение экспериментальных задач по теме «Вещества живых клеток»
Распознавание пластмасс и химических волокон.
Тематическое планирование
№ п/п Наименование разделов, тем курса Всего
часов на каждую тему Из них
Практи-ческих
Контроль-ных
I. Введение. 3 - -
II. Теория строения органических соединений. 2 - -
III. Особенности строения и свойств органических соединений. Их классификация. 3 - -
IV. Теоретические основы, механизмы и закономерности протекания реакций органических соединений. 2 - 1
V. Классы органических соединений. Углеводороды. 16 1 1
VI. Спирты. Фенолы. 5 - -
VII. Альдегиды и кетоны. 4 - -
VIII. Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. 7 1 1
IX. Азотсодержащие органические соединения 5 1 1
X. Вещества живых клеток. 9 2 -
XI. Органическая химия в жизни человека Природные источники углеводоро-дов. 4 - -
XII. Полимеры и полимерные материалы. 6 1 1
XIII. Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ. 2 - -
Итого: 68 6 5
Учебно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности с минимальным объемом содержания предмета
Да-та Наименова-ние раз-дела Цели раздела Знать/понимать Уметь Тема урока № урока Цель урока Минималь-ный объем содержания урока Домашнее задание
Введе-ние Ввести в курс орга-нической химии Органическая химия. Отли-чительные признаки орга-нических сое-динений. Л.о. № 1. ИТБ-6, ИТБ-32 1 Сформировать представле-ния о органической химии, органических веществах, предмете орг. химии. Пока-зать отличительные приз-наки орг. веществ и их реакций. Качествен-ный и коли-чественный анализ ве-ществ. § 1, с.12 упр. 1-3
Решение задач на вывод формул. 2 Научить решать задачи на нахождение молекулярной формулы вещества, нахо-дящегося в газообразном состоянии. задача в тет-ради
Решение задач на вывод формул. 3 Научить решать задачи на нахождение молекулярной формулы вещества, нахо-дящегося в газообразном состоянии. с. 12, упр. 8
Теория стро-ения орга-ничес-ких со-едине-ний. Создать ус-ловия для того, чтобы учащиеся: получили систему зна-ний в облас-ти материа-листической теории орг. химии А. М. Бутлерова, могли при-менять зна-ния для объяснения необходи-мости появ-ления в орг. химии мате-риалистической теории; могли рас-крывать ос-новные по-ложения теории хи-мического строения А.М.Бутле-рова, пока-зывать нап-равления её дальнейше-го развития, а также объ-яснять зна-чение тео-рии в науке и практике. На конкрет-ных приме-рах могли раскрывать мировоз-зренческое, научно-тео-ретическое и приклад-ное значе-ние теории строения, показывать единство ве-ществ при-роды и её законов. (ценностно-ориентаци-онная, смыслопо-исковая компетен-ции) Основ-ные тео-рии хи-мии: строения органи-ческих соедине-ний; Теория химического строения А.М. Бутлерова. 4 Сформировать представ-ление о теории химическо-го строения А.М.Бутлерова: основных понятиях, поло-жениях, следствиях. Пока-зать развитие теории хими-ческого строения на основе электронной теории строе-ния атома. Теория стро-ения органи-ческих соеди-нений. § 2 с. 23 упр. 2
Углерод-ный ске-лет, функци-ональная группа, изоме-рия, го-мология. Изомерия и ее виды. 5 Сформировать современ-ные представления о стро-ении органических соеди-нений. Изомеры. Изоме-рия. Эмпирические, струк-турные, электронные фор-мулы, моделях молекул органических соединений. Углеродный скелет. Ради-калы. Функ-циональные группы. Структурная изомерия.
Зада-ние в тетра-ди
Особенности строе-ния и свой-ств орг. соеди-нений. Их клас-сифи-кация. Сформиро-вать пред-ставление о строении и свойствах органичес-ких соеди-нений Электронное и пространственное строение органических соединений. 6 Сформировать знания о электронном и простран-ственном строении органи-ческих соединений, гибри-дизации электронных орбиталей. Дать понятие о гомологических рядах ор-ганических соединений. Закрепить знания о прос-той и кратной ковалентных связях. Атом. Атом-ные орбита-ли. Типы хи-мических свя-зей в молеку-лах органи-ческих соеди-нений. § 3 с. 34 упр. 1-3
Классифика-ция и методы познания органических соединений. 7 Обобщить и систематизи-ровать знания учащихся о классификации органи-ческих соединений Углеродный скелет. Ради-калы. Функ-циональные группы. Гомо-логический ряд, гомоло-ги. § 4 с. 40 упр. 2, 3, 4
Классифика-ция и методы познания органических соединений. 8 Обобщить и систематизи-ровать знания учащихся о классификации органи-ческих соединений Углеродный скелет. Ради-калы. Функ-циональные группы. Гомо-логический ряд, гомоло-ги. Зада-ние в тетра-ди
Теоре-тичес-кие ос-новы, меха-низмы и зако-номерности проте-кания реак-ций орг. со-едине-ний. Сформиро-вать пред-ставление о химических реакциях в которых участвуют орг. соеди-нения Химические реакции меж-ду органичес-кими соедине-ниями, их классификация 9 Сформировать представ-ление об органических ре-акция как химических сис-темах, гомогенных и гете-рогенных системах, реак-ционной способности. По-казать особенности проте-кания реакций органичес-ких соединений, типы раз-рыва ковалентных связей в органических веществах. Степень окисления и валентность химических элементов. Окислитель-но-восстано-вительные реакции. Классифи-кация хими-ческих реак-ций в орга-нической химии. § 5, 6 зада-ние в тетра-ди
Контрольная работа №1 по теме " Строе-ние и класси-фикация орг. соединений" 10 Контроль за усвоением учащимися темы Классы органических соеди-нений. Угле-водо-роды. Познако-мить с клас-сификацией орг. соеди-нений, рас-смотреть углеводо-роды с хи-мической точки зре-ния Называть: изученные вещест-ва по «тривиальной» или международной номенкла-туре; определять принадлеж-ность веществ к различным классам органических соеди-нений; характеризовать стро-ение изученных органических соединений; объяснять зави-симость свойств веществ от их состава и строения; Алканы. 11 Показать строение молекул алканов, их гомологичес-кий ряд, номенклатуру и изомерию. Углеводоро-ды: алканы § 7, 8 с. 62 упр. 3, с. 65 упр. 2, 3. 4
Сборка шаро-стержневых моделей алканов. Л. о. № 2. ИТБ-32 12 Закрепить знания о строе-нии орг. соединений, гиб-ридизации электронных орбиталей, основных поло-жениях теории А.М.Бутле-рова. Важней-шие ве-щества и матери-алы: ме-тан. Характеризовать общие химические свойства основных классов органических соединений; Физические и химические свойства алканов, их применение. 13 Рассмотреть физические и химические свойства алка-нов: горение, галогениро-вание, термическое разло-жение, изомеризация. По-казать нахождение алка-нов в природе, получение и применение алканов и их производных. § 9 с. 71 упр. 1, 3, 4
Называть: изученные веще-ства по «тривиальной» или международной номенкла-туре; определять принадлеж-ность веществ к различным классам органических соеди-нений; характеризовать об-щие химические свойства ос-новных классов органических соединений; характеризовать строение изученных орг. сое-динений; объяснять зависи-мость свойств веществ от их состава и строения; Циклоалканы 14 Показать строение моле-кул, гомологический ряд, физические и химические свойства циклоалканов, их распространение в природе. § 10 с. 73 упр. 1, 2, 3
Называть: изученные веще-ства по «тривиальной» или международной номенкла-туре; определять принадлеж-ность веществ к различным классам орг. соединений; Непредель-ные углево-дороды. Го-мологи и изо-меры. 15 Сформировать знания об изомерии: углеродной це-пи, положения кратной связи, цис-, транс- изоме-рии. Показать номенклату-ру алкенов, алкинов, алка-диенов. § 11 с. 77 упр. 1, 3, 5, 7, 8, 9
Важней-шие ве-щества и материа-лы: эти-лен. Характеризовать общие хими-ческие свойства основных классов органических соеди-нений; характеризовать стро-ение изученных органических соединений; объяснять зави-симость свойств веществ от их состава и строения; Алкены. 16 Показать строение молекул алкенов, их физические и химические свойства: реак-ция окисления, присоеди-нения, полимеризации. По-казать способы получения этилена в лаборатории и промышленности. Сформи-ровать понятие о полиэти-лене. Углеводоро-ды: алкены. § 12 с. 84 упр. 1, 2, 3
Важней-шие ве-щества и материа-лы: эти-лен. Алкены. 17 Закрепить знания о хими-ческих свойствах алкенов, их способах получения и применения. Углеводоро-ды: алкены. Зада-ние в тетра-ди
Получение этилена и изучение его свойств. Пр. р. № 1. ИТБ-32 18 Уметь выполнять химичес-кие эксперименты по полу-чению конкретных веще-ств, применяя правила техники безопасности Правила бе-зопасности при работе с едкими, го-рючими и токсичными веществами. Проведение химических реакций при нагревании. Качествен-ные реакции на отдельные классы орга-нических соединений. Характеризовать общие хими-ческие свойства основных классов органических соеди-нений; характеризовать стро-ение изученных органических соединений; объяснять зави-симость свойств веществ от их состава и строения; Алкадиены. 19 Показать строение молекул алкадиенов, их физические и химические свойства: реакции присоединения и полимеризации. Углеводоро-ды: диены § 13 (с. 85-87), с. 89 упр. 1, 2, 3
Каучук. Резина. Л.о. № 3. ИТБ-32 20 Закрепить знание о реак-ции полимеризации. Сфор-мировать знания о природ-ном и синтетическом кау-чуке, резине. Полимеры: каучуки.
§ 13 (с. 88-89), с. 89 упр. 4-7
Важней-шие ве-щества и материа-лы: аце-тилен. Характеризовать общие хими-ческие свойства основных классов органических соеди-нений; характеризовать стро-ение изученных органических соединений; объяснять зави-симость свойств веществ от их состава и строения; Алкины. 21 Показать строение молекул алкинов, их физические и химические свойства: реакции присоединения и замещения, получение и применение. Углеводоро-ды: алкины. § 14 с. 94 упр. 1-4
Важней-шие ве-щества и материа-лы: аце-тилен. Алкины. 22 Закрепить знания о хими-ческих свойствах алкинов, их способах получения и применения. Углеводоро-ды: алкины. Зада-ние в тетра-ди
Важней-шие ве-щества и матери-алы: бен-зол. Называть: изученные вещест-ва по «тривиальной» или международной номенклату-ре; определять принадлеж-ность веществ к различным классам органических соеди-нений; характеризовать об-щие химические свойства ос-новных классов органических соединений; характеризовать строение изученных орг. сое-динений; объяснять зависи-мость свойств веществ от их состава и строения; Арены. Бензол. 23 Сформировать знания о бензоле и его гомологах, строении молекулы, физи-ческих и химических свой-ствах: реакции галогениро-вания, нитрования, окисле-ния. Показать изомерию и номенклатуру аренов. Углеводоро-ды: арены. § 15 (с. 96-101) с. 104 упр. 1-6
Характеризовать строение и химические свойства изучен-ных органических соедине-ний; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; Арены. Гомологи бензола. 24 Показать источники про-мышленного получения и применения бензола и его гомологов. Сформировать ориентирующее действие заместителей в бензоль-ном кольце. § 15 (с. 101-104) с. 105 упр. 7-9
Генетическая связь углево-дородов. Про-изводные угле-водородов. 25 Показать генетическую связь углеводородов. § 16 с. 107-110 (повторить)
Контрольная работа № 2 по теме " Углево-дороды" 26 Уметь применять полу-ченные знания при реше-нии различных задач. Спир-ты и фе-нолы. Сформиро-вать пред-ставление о строении и свойствах спиртов и фенолах. Называть: изученные вещест-ва по «тривиальной» или международной номенкла-туре; определять принадлеж-ность веществ к различным классам орг. соединений; ха-рактеризовать строение изу-ченных органических соеди-нений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; Предельные одноатомные спирты. 27 Рассмотреть классифика-цию, номенклатуру и изо-мерию одноатомных спир-тов. Сформировать понятие о гомологическом ряде, строении и физических свойствах предельных одноатомных спиртах. Дать понятие о водородной связи. Кислород-содержащие соединения: одноатом-ные спирты
§ 17, 18 с. 114 упр. 4-6, с. 122 упр. 4
Важней-шие ве-щества и материа-лы: эта-нол. Характеризовать общие химические свойства основ-ных классов органических соединений; Химические свойства одноатомных спиртов. Л.о. № 4. ИТБ-32 28 Рассмотреть химические свойства предельных одноатомных спиртов, их получение и применение. § 19 с. 127 упр. 2, 5, 6
Называть: изученные вещест-ва по «тривиальной» или международной номенклату-ре; определять принадлеж-ность веществ к различным классам орг. соединений; ха-рактеризовать общие хими-ческие свойства основных классов орг. соединений; ха-рактеризовать строение изу-ченных орг. соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; Простые эфиры. 29 Показать состав простых эфиров, их физические свойства, способность образовывать с воздухом взрывчатые смеси, применение, получение. Зада-ние в тетра-ди
Называть: изученные вещест-ва по «тривиальной» или международной номенклату-ре; определять принадлеж-ность веществ к различным классам орг. соединений; ха-рактеризовать строение и хи-мические свойства изученных орг. соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; Многоатомные спирты. Л.о. № 5. ИТБ-32 30 Рассмотреть состав и строение многоатомных спиртов на примере этиленгликоля и глицерина, их физические и химические свойства, применение. Кислородсо-держащие соединения: многоатом-ные спирты § 20 с. 131 упр. 3-6
Называть: изученные вещест-ва по «тривиальной» или международной номенклату-ре; определять принадлеж-ность веществ к различным классам орг. соединений; ха-рактеризовать строение и хи-мические свойства изученных орг. соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; Фенолы. 31 Рассмотреть состав и строение молекулы фенола, его физико-химические свойства, применение фенола и его соединений, их токсичность. Кислородсо-держащие соединения: фенол
§ 21 с. 141 упр. 2, 4, 5
Альде-гиды и кетоны Познако-мить с клас-сом альде-гидов и ке-тонов Называть: изученные вещест-ва по «тривиальной» или международной номенклату-ре; определять принадлеж-ность веществ к различным классам орг. соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; Альдегиды. 32 Рассмотреть классифика-цию альдегидов, гомологи-ческий ряд предельных альдегидов, их номенкла-туру и физические свой-ства. Кислородсо-держащие соединения: альдегиды
§ 22 с. 146 упр. 1, 3, 4
Характеризовать общие химические свойства основных классов органических соединений; Химические свойства и получение альдегидов. Л.о. № 6, 7. ИТБ-32 33 Рассмотреть химические свойства альдегидов: реак-ции окисления, присоеди-нения, поликонденсации. На примере формальдеги-да и ацетальдегида рас-смотреть получение и применение альдегидов. § 23 с. 151 упр. 3, 5, 7, 8
Называть: изученные вещест-ва по «тривиальной» или международной номенклату-ре; определять принадлеж-ность веществ к различным классам орг. соединений; ха-рактеризовать строение изу-ченных орг. соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; Кетоны. 34 На примере ацетона рассмотреть строение, физические свойства, получение и применение кетонов. Зада-ние в тетра-ди
Генетическая связь углево-дородов, спир-тов и альде-гидов. 35 Сформировать генетичес-кую связь углеводородов, спиртов и альдегидов. Зада-ние в тетра-ди
Карбо-новые кисло-ты. Слож-ные эфиры. Познако-мить с кар-боновыми кислотами, их ролью в природе Называть: изученные вещест-ва по «тривиальной» или международной номенклату-ре; определять принадлеж-ность веществ к различным классам орг. соединений; ха-рактеризовать строение изу-ченных орг. соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; Карбоновые кислоты. Л.о. № 8. ИТБ-32 36 Рассмотреть классифика-цию карбоновых кислот. Показать строение молеку-лы, гомологический ряд, номенклатуру однооснов-ных насыщенных карбоно-вых кислот, их физические свойства, способность кислот к образованию водородной связи. Кислород-содержащие соединения: однооснов-ные карбоно-вые кислоты § 24 (с. 152-155) с. 162 упр. 1, 2, 5
Характеризовать общие химические свойства основных классов органических соединений; Химические свойства карбоновых кислот. 37 Рассмотреть химические свойства одноосновных насыщенных карбоновых кислот. § 24 (с. 156-159) с. 162 упр. 3, 7
Важней-шие ве-щества и материа-лы: мыла. Характеризовать строение изученных органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; Высшие жирные кислоты 38 На примерах пальмитино-вой и стеариновой кислот, рассмотреть краткие сведе-ния о распространении высших жирных кислот в природе, их составе, свой-ствах и применении. Сфор-мировать понятие о мы-лах. § 24 (с. 160-162) с. 162 упр. 4
Называть: изученные вещест-ва по «тривиальной» или международной номенклату-ре; определять принадлеж-ность веществ к различным классам орг. соединений; ха-рактеризовать общие хими-ческие свойства основных классов орг. соединений; ха-рактеризовать строение изу-ченных орг. соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; Непредельные карбоновые кислоты. 39 На примерах олеиновой и линолевой кислотах, рас-смотреть распространение непредельных кислот в природе, их состав, стро-ение, физические и хими-ческие свойства, примене-ние. Дать краткие сведения об ароматичных кислотах: бензойной, ацетилсалици-ловой. Зада-ние в тетра-ди
Называть: изученные вещест-ва по «тривиальной» или международной номенклату-ре; определять принадлеж-ность веществ к различным классам орг. соединений; ха-рактеризовать общие хими-ческие свойства основных классов орг. соединений; ха-рактеризовать строение изу-ченных орг. соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; Сложные эфиры. 40 Рассмотреть состав и номенклатуру сложных эфиров, их физические и химические свойства, распространение в природе и применение. Дать понятие о гидролизе сложных эфиров, эфирных маслах. Кислород-содержащие соединения: сложные эфиры
§ 25 с. 169 упр. 1, 3
Получение карбоновых кислот в лаборатории и изучение их свойств. Пр. р. № 2. ИТБ-32 41 Уметь выполнять химичес-кие эксперименты по изу-чению свойств конкретных веществ, применяя прави-ла техники безопасности Правила бе-зопасности при работе с едкими, го-рючими и токсичными веществами. Проведение химических реакций при нагревании. Качествен-ные реакции на отдельные классы орга-нических соединений. Контрольная работа №3 по теме "Кисло-родосодер-жащие орг. соединения" 42 Осуществить контроль знаний и умений. Проведение проверочной работы Азот-содер-жащие органические соеди-нения Сформиро-вать пред-ставление о азотсодер-жащих орг. веществах Называть: изученные вещест-ва по «тривиальной» или международной номенклату-ре; определять принадлеж-ность веществ к различным классам орг. соединений; ха-рактеризовать общие хими-ческие свойства основных классов орг. соединений; ха-рактеризовать строение изу-ченных орг. соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; Амины. 43 Рассмотреть классифика-цию, состав, строение, номенклатуру и гомологи-ческий ряд аминов. Их физико-химические свойства, применение. Азотсодер-жащие со-единения: амины
§ 26, 27 (с. 174-176), с. 174 упр. 1, 2, 4
Характеризовать строение и химические свойства изучен-ных орг. соединений; объяс-нять зависимость свойств ве-ществ от их состава и строе-ния; Анилин. 44 Рассмотреть особенности строения молекулы ани-лина, его физические и хи-мические свойства, качест-венную реакцию и способы получения. § 27 (с. 177-178), с. 178 упр. 5, 6
Характеризовать строение изученных органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; Гетероцикли-ческие соеди-нения. 45 Изучить азотсодержащие гетероциклические соеди-нения: пиридин и пиролл: состав, строение молекул. § 28 с. 184 упр. 1-3, 5
Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших органических веществ Решение эк-спериментальных задач по теме "Харак-терные свой-ства изученных орг. веществ и качественные реакции на них" Пр. р. № 3. ИТБ-32 46 Идентификация органичес-ких соединений. Решение экспериментальных задач. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Проведение химических реакций в растворах.
Проведение химических реакций при нагревании. Качествен-ные реакции на отдельные классы орга-нических
соединений. Контрольная работа №4 по теме "Азотсо-держащие орг. соединения" 47 Осуществить контроль знаний и умений. Вещества жи-вых клеток Рассмотреть особенности строения органичес-ких веществ, входящих в состав клетки Важней-шие ве-щества и материа-лы: жиры. Называть: изученные вещест-ва по «тривиальной» или международной номенклату-ре; определять принадлеж-ность веществ к различным классам орг. соединений; ха-рактеризовать общие хими-ческие свойства основных классов орг. соединений; ха-рактеризовать строение изученных орг. соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; Жиры 48 Сформировать понятие о жирах: составе, физических и химических свойствах, их классификации и промыш-ленном гидролизе. Пока-зать значение жиров в жизни человека и челове-чества, как питательных веществах. Кислород-содержащие соединения: жиры
§ 29 с. 195 упр. 2-4, 7
Важней-шие ве-щества и матери-алы: глю-коза. Называть: изученные вещест-ва по «тривиальной» или международной номенклату-ре; определять принадлеж-ность веществ к различным классам орг. соединений; характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; Классификация углеводов. Глюкоза. 49 Рассмотреть классифика-цию углеводов. Показать глобальный характер фото-синтеза и роль углеводов в метаболизме живых орга-низмов. Изучить глюкозу: физические свойства, стро-ение молекулы: альдегид-ная и циклические формы. Рассмотреть природные источники глюкозы, спосо-бы ее получения и приме-нения. Изучить превраще-ние глюкозы в организме человека. Кислород-содержащие соединения: углеводы.
§ 30 с. 204 упр. 1-3, 6
Важней-шие ве-щества и материа-лы: саха-роза. Характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; Сахароза. Л.о. № 9, 10. ИТБ-32 50 Рассмотреть олигосахари-ды: лактозу, мальтозу и раффинозу. Изучить состав сахарозы, ее физические и химические свойства, гид-ролиз. Рассмотреть нахож-дение сахарозы в природе, ее биологическое значение. Кислород-содержащие соединения: углеводы.
§ 30 с. 208 упр. 1-3
Важней-шие ве-щества и материа-лы: крах-мал, клетчатка Характеризовать строение и химические свойства изученных органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; Полисахариды. Крахмал и целлюлоза. Л.о. № 11-13. ИТБ-32 51 Изучить крахмал: его стро-ение (амилаза и аминопек-тин), свойства, распростра-нение в природе, примене-ние. Изучить целлюлозу: ее состав, структуру, свой-ства, нахождение в приро-де, применение. Сформи-ровать понятия о декстри-нах, нитратах и ацетатах целлюлозы, их примене-нии. Кислород-содержащие соединения: углеводы.
Называть: изученные вещест-ва по «тривиальной» или международной номенклату-ре; определять принадлеж-ность веществ к различным классам орг. соединений; ха-рактеризовать общие хими-ческие свойства основных классов орг. соединений; ха-рактеризовать строение изу-ченных орг. соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; Аминокислоты 52 Рассмотреть состав, стро-ение, номенклатуру, гомо-логический рад амино-кислот, их физические и химические свойства, рас-пространение в природе, применение и получение. Показать изомерию амино-кислот по положению ами-ногруппы и оптическую изомерию. Изучить α-аминокислоты, входящие в состав белков. Азотсодер-жащие со-единения: аминокис-лоты
§ 34 с. 222 упр. 2-4, 5
Важней-шие ве-щества и матери-алы: белки. Называть: изученные вещест-ва по «тривиальной» или международной номенклату-ре; определять принадлеж-ность веществ к различным классам орг. соединений; ха-рактеризовать общие хими-ческие свойства основных классов орг. соединений; ха-рактеризовать строение изу-ченных орг. соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; Пептиды и полипептиды. Белки. 53 Изучить состав, строение пептидов и полипептидов. Рассмотреть нахождение их в природе и биологичес-кую роль. Научить давать названия полипептидам. Сформировать представле-ния о гормонах (инсулине). Рассмотреть классифика-цию белков по составу и пространственному строе-нию. Изучить простран-ственное строение белков, характеристику связей, поддерживающих эти структуры, физические и химические свойства. Рас-смотреть методы изучения структуры белков и их синтез. Азотсодер-жащие соединения: белки.
§ 35, дополнительный материал к § 34, с. 232 упр. 2-4
"Приготовле-ние растворов белков и изучение их свойств" Пр.р. № 4. ИТБ-32 54 Уметь выполнять химичес-кие эксперименты по изу-чению свойств конкретных веществ, применяя прави-ла техники безопасности Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Проведение химических реакций в растворах.
Проведение химических реакций при нагревании. Качествен-ные реакции на отдельные классы орга-нических сое-динений. Выполнять химический эксперимент по распозна-ванию важнейших органических веществ Решение эк-спериментальных задач по теме "Вещест-ва живых клеток" Пр. р. № 5. ИТБ-32 55 Идентификация органи-ческих соединений. Реше-ние экспериментальных задач. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Проведение химических реакций в растворах.
Проведение химических реакций при нагревании. Качествен-ные реакции на отдельные классы орга-нических сое-динений. Называть: изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; определять принадлежность веществ к различным классам органических соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; Нуклеиновые кислоты 56 Дать понятие о нуклеино-вых кислотах как природ-ных полимерах - РНК и ДНК, их местонахождении в живой клетке, биологи-ческих функциях, строении молекул нуклеиновых кис-лот (азотистые основания, нуклеотиды). Повторить принцип комплементар-ности, общие представле-ния о структуре ДНК, реду-пликации ДНК, видах РНК, транскрипции, трансляции, триплетном генетическом коде. Показать роль нукле-иновых кислот в биосинте-зе белка. § 36 с. 241 упр. 1-3
Органическая химия в жиз-ни че-ловека При-род-ные источ-ники углеводоро-дов. Природные источники углеводо-родов, сос-тав, перера-ботка, при-менение Нефть. Нефте-продукты. Л.о. № 14. ИТБ-32 57 Рассмотреть природные источники углеводородов. Изучить физические свой-ства нефти, способ ее пере-работки путем перегонки. Рассмотреть состав и использование в промыш-ленности природного и попутного нефтяного газов. Природные источники углеводоро-дов: нефть и природный газ.
§ 37 (с. 242-244), 39 с. 252 упр. 1-4, 5
Крекинг и риформинг. 58 Изучить способы перера-ботки нефти путем крекин-га (термического и катали-тического), риформинга. § 37 (с. 245-248) с. 248 упр. 1-3, 5
Коксохими-ческое произ-водство. Л.о. № 14. ИТБ-32 59 Изучить коксохимическое производство. § 38 с. 250 упр. 1-4
Промышлен-ное произ-водство орга-нических соединений. 60 Рассмотреть химическую технологию, материалы, продукты, промышленный орг. синтез. Повторить научные принципы хими-ческого производства. Зада-ние в тетра-ди
Поли-меры и поли-мер-ные материалы. Сформиро-вать пред-ставление о синтетичес-ких высоко-молекуляр-ных соеди-нениях, научить их различать Общие понятие о синтечиских высокомоле-куляных соединениях. 61 Сформировать общие по-нятия о синтетических вы-сокомолекулярных соеди-нениях: полимер, макро-молекула, мономер, струк-турное звено, степень по-лимеризации, геометри-ческая форма макромоле-кул. Рассмотреть физичес-кие и химические свойства полимеров, реакции поли-меризации и поликонден-сации. § 40 (с. 253-257), вы-учить определения
Важней-шие ве-щества и материа-лы: пластмассы. Называть: изученные вещест-ва по «тривиальной» или международной номенклату-ре; определять принадлеж-ность веществ к различным классам орг. соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; Пластмассы. Л.о. № 15. ИТБ-32 62 Изучить некоторые пласт-массы: полиэтилен, поли-винилхлорид, полистирол. Рассмотреть практическое использование полимеров и возникшие в результате этого экологические проб-лемы. Сформировать поня-тие о вторичной перера-ботке полимеров. Полимеры: пластмассы.
§ 40 (с. 257-261), с. 261 упр. 4-7
Важней-шие ве-щества и материа-лы: каучуки. Называть: изученные вещест-ва по «тривиальной» или международной номенклату-ре; определять принадлеж-ность веществ к различным классам орг. соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; Синтетические каучуки. 63 Изучить некоторые синте-тические каучуки: бутадие-новый и дивиниловый. Рас-смотреть их практическое использование и возник-шие в результате этого экологические проблемы. Сформировать понятие о вторичной переработке полимеров. Полимеры: каучуки.
§ 41 с. 264 упр. 3-6
Важней-шие ве-щества и материа-лы: искусст-венные и синтети-ческие волокна. Называть: изученные вещест-ва по «тривиальной» или международной номенклату-ре; определять принадлеж-ность веществ к различным классам орг. соединений; объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения; Синтетические волокна. Л.о. № 16. ИТБ-32 64 Изучить некоторые синте-тические волокна: ацетат-ное волокно, лавсан и кап-рон. Рассмотреть их прак-тическое использование и возникшие в результате этого экологические проб-лемы. Сформировать поня-тие о вторичной пере-работке. Полимеры: волокна.
§ 42 с. 269 упр. 1-3
Выполнять химический экспе-римент по распознаванию важнейших органических веществ Распознавание пластмасс и волокон. Пр. р. № 6. ИТБ-32 65 Идентификация орг. сое-динений. Решение экспериментальных задач. Проведение химических реакций при нагревании. Контрольная работа № 5 за год 66 Осуществить контроль знаний и умений, получен-ных за год. Проведение проверочной работы Защита окру-жаю-щей среды от воз-дей-ствия вред-ных орг. ве-ществ. Объяснить значение орг. химии для окружа-ющей среды Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ. 67 Сформировать понятие экология, химическая эко-логия, химические отходы. Рассмотреть углеводоро-ды, вредные для здоровья человека, влияние на окру-жающую среду производ-ных углеводородов, комп-лексный характер воздей-ствия на окружающую сре-ду и популяции живых осо-бей различных орг. ве-ществ. Дать понятие о химической экологии как комплексной науки, изуча-ющей состояние окружа-ющей среды и способы уменьшения негативного воздействия на природу орг. соединений. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. § 43 с. 277 упр. 1-3
Обобщение знаний по курсу. 68 Систематизация материала по теме «Органическая химия». График контрольных, практических работ.
Вид работ № урока Тема работы Источник, автор, страница
Практическая работа № 1 18 «Получение этилена и изучение его свойств» Учебник «Химия 10» Н.Е.Кузнецовой, стр. 84, № 1-5
Практическая работа № 2 41 «Получение карбоновых кислот в лаборатории и изучение их свойств.» Учебник «Химия 10» Н.Е.Кузнецовой, стр. 165, № 2
Практическая работа № 3 46 Решение экспериментальных задач по теме "Характерные свойства изученных органических веществ и качественные реакции на них" Учебник «Химия 10» Н.Е.Кузнецовой, стр. 190, задача 1 вар. 2, задача 2 вар. 1
Практическая работа № 4 54 "Приготовление растворов белков и изучение их свойств" Учебник «Химия 10» Н.Е.Кузнецовой, стр. 233, задания 2.1, 2.2, 3.1, 3.2.
Практическая работа № 5 55 Решение экспериментальных задач по теме "Вещества живых клеток" Учебник «Химия 10» Н.Е.Кузнецовой, стр. 236, задача 1 вар. 2, задача 2 вар. 2, задача 4 вар. 1
Практическая работа № 6 65 «Распознавание пластмасс и волокон» Учебник «Химия 10» Н.Е.Кузнецовой, стр. 270-273, задание вар. 2, 2Б вар. 1
Контрольная работа № 1 10 «Строение и классификация органических соединений» Приложение № 1
Контрольная работа № 2 26 «Углеводороды» Приложение № 2
Контрольная работа № 3 42 «Кислородсодержащие органические соединения» Приложение № 3
Контрольная работа № 4 47 «Азотсодержащие органические соединения» Приложение № 4
Контрольная работа № 5 66 За год Приложение № 5
Критерии оценивания по предмету «химия».
Оценка устного ответа.
Отметка «5»:
Ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
Материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
Ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
Ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
Материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
При ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»:
Отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
Эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
Проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
Допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»:
Работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Отметка «5»:
План решения составлен правильно;
Правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
Дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
План решения составлен правильно;
Правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»:
План решения составлен правильно;
Правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
Допущены две (и более) ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах.
Отметка «1»:
Задача не решена.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
В логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональны способом.
Отметка «4»:
В логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
В логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
Имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.
Отметка «1»:
Отсутствие ответа на задание.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
Ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
Ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
Работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»:
Работа не выполнена
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие при выставлении отметки за четверть, полугодие, год.
Приложение № 1.
Контрольная работа № 1 по теме «Строение и классификация органических соединений»




Приложение № 2.
Контрольная работа № 2 по теме «Углеводороды»
Вариант 1.
1. Сравните по химическим свойствам метан и бензол (укажите сходства и отличия). Запишите соответствующие уравнения реакций.
2. Дано вещество состава: С4Н8. Напишите возможные его изомеры, назовите их.
3. Осуществите превращения:
С2Н2 → С2Н4 → С2Н6 → С2Н5Cl
Запишите уравнения реакций.
4. Определите объем водорода (н.у.), необходимый для реакции присоединения его к пропену объемом 15 литров.
Вариант 2.
1. Сравните по химическим свойствам бензол и толуол (укажите сходства и отличия). Запишите соответствующие уравнения реакций.
2. Дано вещество состава: С5Н8. Напишите возможные его изомеры, назовите их.
3. Осуществите превращения:
С → СН4 → СН3Cl → С2Н6
Запишите уравнения реакций.
4. Определите формулу красителя анилина. По данным анализа массовая доля углерода в нем – 77,4%, водорода – 7,5%, азота – 15,1%. Относительная плотность этого вещества по воздуху равна 3,21.
Приложение № 3.
Контрольная работа № 3 по теме «Кислородсодержащие органические соединения»



(Учащиеся выполняют работу без задания IX)
Приложение № 4.
Контрольная работа № 4 по теме «Азотсодержащие органические соединения»
Вариант 1.
1. Классификация и изомерия аминов. Способы получения алифатических и ароматических аминов.
2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений. При необходимости укажите условия проведения реакций. Назовите все органические вещества.
CH3-COOH  CH2Cl-COOH  H2N-CH2-COOH  H2N-CH2-COONa
3. Органическое вещество содержит 38,7% углерода, 45,15% азота и 16,15% водорода. Относительная плотность его паров по водороду равна 15,5. Определите структурную формулу вещества, назовите его.
Вариант 2.
1. Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Взаимодействие аминокислот с органическими и неорганическими реагентами.
2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений. При необходимости укажите условия проведения реакций. Назовите все органические вещества.
CH4  CH3Br  CH3-NH2  CH3-NH-C2H5
3. Какая масса хлороводородной кислоты с массовой долей HCl 15% потребуется для взаимодействия с 18,6 г анилина?
Вариант 3.
1. Строение белков, их химический состав. Качественные реакции на белки. Биологические функции белков.
2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений. При необходимости укажите условия проведения реакций. Назовите все органические вещества.
C6H6  C6H5-NO2  C6H5-NH2  [C6H5-NH3]Cl
3. Рассчитайте массу соли, образующейся при смешивании 25 г раствора аминоуксусной кислоты с массовой долей 10% и 15 г раствора гидроксида калия с массовой долей КOH 7%.
Вариант 4.
1. Нуклеиновые кислоты – носители наследственной информации. Различие в строении и биологических функциях ДНК и РНК. Понятия «нуклеиновая кислота» и «нуклеотид».
2. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить цепочку превращений. При необходимости укажите условия проведения реакций. Назовите все органические вещества.
C6H5-NO2  C6H5-NH2  C6H5-NH-CH3  [C6H5-NH2-CH3]Cl
3. Какой объем воздуха (объемная доля кислорода 20%) потребуется для сжигания 200 л этиламина, содержащего в качестве примеси 5% по объему азота.
Приложение № 5.
Контрольная работа № 5 за год.
Вариант 1.
Дайте общую характеристику этану и опишите его химические свойства.
Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
C6H6  C6H5-NO2  C6H5-NH2  [C6H5-NH3]Cl
Вычислите массу кислоты, полученной при взаимодействии 37,5 г 40%-ного раствора формальдегида со 120 г гидроксида меди (II).
Вариант 2.
Дайте общую характеристику этилену и опишите его химические свойства.
Составьте уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить следующие превращения:
CH4  CH3-NO2  CH3-NH2  N2
Определите массу соли, образующейся при взаимодействии 300 г 15%-ного раствора аминоуксусной кислоты с 10 г гидроксида натрия.