Образовательная программа по химии по УМК Кузнецовой Н.Е. (8 класс)


«Согласованно»
Руководитель МО
Улитина Н.В. /______
Протокол № 1 от «30.08» 2015г
«Утверждаю»
Руководитель МБОУ «гимназия № 11»
Зацепина М.В. /____________
Приказ № ___ от «___» ___2015г
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Кутенко В.И. учителя первой категории
по химии для 8 «В» класса
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от 28 08 2015 г.
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
В числе ведущих целей обучения химии выделяются следующие:
вооружение учащихся знаниями основ науки и химической технологии; способами их добывания, переработки и применения.
раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества; показ значения общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки.
внесение вклада в развитие научного миропонимания ученика, формирование химической картины природы как важного компонента научного мировоззрения.
развитие внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию химии.
развитие личности учащегося средствами данного химического предмета, содействие адаптации ученика к постоянно изменяющимся условиям жизни.
обеспечение химико-экологического образования, развитие экологической культуры учащихся.
Учебно-воспитательные задачи предмета составляют:
изучение основ науки: важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, химической символики, доступных обобщений мировоззренческого характера;
ознакомление учащихся с главными направлениями химизации народного хозяйства технологическим применением законов химии, с научными основами химического производства, с трудом людей в химическом и смежных производствах;
воспитание у учащихся нравственности, гуманизма, бережного отношения к природе и собственности;
воспитание осознанной потребности в труде, совершенствование трудовых умений и навыков, подготовка к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества;
формирование на конкретном учебном материале умений: сравнивать, вычленять в изученном существенное, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, связно и доказательно излагать учебный материал, самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания;формирование умений: обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием, соблюдать правила техники безопасности, учитывать химическую природу вещества для предупреждения опасных для человека явлений (пожаров, взрывов, отравлений и т. п.), наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, лаборатории, на производстве и в повседневной жизни, фиксировать результаты опытов, делать соответствующие обобщения;
формирование умений: организовывать свой учебный труд, пользоваться учебником, справочной литературой, соблюдать правила работы в классе, коллективе, на рабочем месте.
В целях обеспечения правового поля в образовательной политике Липецкой области преподавание предмета «Химия» в 8 классе осуществляется в соответствии с нормативными правовыми документами разного уровня, а именно:
Закон РФ от 29 декабря 2012 года №273 – ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ;
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего, среднего общего образования 2014-2015 учебный год утвержден приказом Минобрнауки № 253 от 31 марта 2014 года
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования РФ от 09 марта 2004 года №1312.
Приказ Министерства образования РФ от 05 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 20 августа 2008 года №241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённые приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой. Данный Перечень составлен на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ №1089 от 05.03.2004) и его развития в Стандарте общего образования второго поколения.
Порядок проведения единого государственного экзамена (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2009 № 57)в ред. приказа МОН от 09.03.2010года.
Порядок проведения государственного выпускного экзамена (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.03.2009 № 70).
Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации (утверждено приказом Минобразования России от 03.12.1999 № 1075).
Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов по химии начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
Примерные программы по химии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.
Методическое письмо ФИПИ «Об использовании результатов единого государственного экзамена 2013 года в преподавании химии в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования» Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 января 2012 года № 39 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 года №69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 февраля 2012 года №74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации. Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций от 14 октября 2013 года
Обоснование выбора программы. Курс химии с самого начала должен отвечать на вопросы «почему?» и «как?», развивая тем самым творческий потенциал учащихся. Для этого он должен строиться на тех же представлениях, на которых основана современная наука, т. е. на квантовомеханических, структурных, термодинамических и кинетических.
Курс отражает (естественно, на уровне понимания учащегося) современные представления о: строении атома, периодическом законе и периодической системе химических элементов; природе химической связи и строении веществ, понятиях о валентности, степени окисления, координационном числе; связи между строением вещества и его свойствами; сущности и движущей силе химической реакции; принципах управления химическим процессом для получения веществ с заданными свойствами; принципах перехода от химической реакции к технологическому процессу; возможностях химии и химической технологии в решении хозяйственных и экологических проблем.
На таких же принципах подбирается подлежащий изучению фактический материал по химии элементов. Понимание сущности и возможностей химии будет способствовать формированию химической грамотности. Химия — наука экспериментальная, поэтому химический эксперимент органично вплетается в ткань всего курса. Опыты позволят отразить, тесную связь теории и эксперимента и на практике убедиться в действенности законов химической науки и возможности научного предвидения. Химический эксперимент нацелен на приобретение навыков, которые можно использовать в реальной жизни.
«Химия — наука о веществах и их превращениях». Это — лейтмотив всего курса химии. Изучение разделов «Химические элементы и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения» и «Важнейшие классы неорганических веществ», позволяют обоюдно углублять и развивать понятия о веществе и химическом процессе.
В последующем после изучения материала, посвященного строению атомов, химической связи и строению веществ, химические реакции рассматриваются в свете электронной теории.
Понятия о веществе и химическом процессе лежат и в основе изучения химии конкретных элементов и их соединений: водорода и галогенов
Образовательный стандарт по химии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, в котором ведущая роль отводится познавательной деятельности учащихся. Требования к уровню подготовки учащихся предусматривают овладение определенными способами познавательной деятельности, свойственными химии. Они направлены на то, чтобы определять и распознавать (в том числе опытным путем) состав веществ и их принадлежность к определенному классу соединений, виды химической связи, типы химических реакций; характеризовать химические элементы на основе их положения в Периодической системе Д.И. Менделеева, связь между составом, строением свойствами веществ; объяснять закономерные свойства химических элементов, природу и способы образования химической связи, сущность химических реакций и закономерности их протекания. Для выполнения этих требований нужно организовывать такие виды деятельности, как наблюдение, описание и объяснение химических явлений, проведение опытов и экспериментальных исследований по выявлению закономерностей. Учащиеся должны не только знать результаты научных достижений, но и овладеть методами научных исследований.
Информация о внесенных изменениях. Ориентация на организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся является необходимым условием успешного обучения школьников. Поэтому введены дополнительные часы на отработку и совершенствование знаний по темам курса «Химические элементы и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения» и «Важнейшие классы неорганических веществ»; «Строение атомов, химической связи и строение веществ»; «Химические реакции в свете электронной теории»; «Элементы и их соединения», что позволит учащимся изучать химические явления не только на типичных примерах, но и на других, имеющих особенные признаки
Именно в 8 классе закладываются основы успешной познавательной деятельности учащихся по предмету, расширяется круг учебных и общеучебных умений, навыков и способов деятельности.
Эти цели реализуются и при выполнении ученического химического эксперимента ( лабораторные и практические работы), объём которого увеличен по сравнению с программой Н.Е. Кузнецовой, так как способствует приобретению опыта экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; выявлению характерных причинно-следственных связей; умению самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; приобретать и совершенствовать технику ученического эксперимента.
Важной составной частью процесса обучения является контроль знаний, умений и навыков учащихся. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний, умений и навыков, воспитание ответственности к учебной работе. Поэтому в 8 классе применяются различные формы и методы контроля и оценки знаний, учащихся по предмету, что тоже требует дополнительного учебного времени. В рабочей программе предусмотрены следующие виды контроля: текущий, тематический, административный, итоговый, в форме фронтального и индивидуального опроса, собеседования, тестирования, самостоятельных работ, химических диктантов, контрольных работ.Кроме того, учащимся этого класса через год предстоит итоговая аттестация в формате ГИА. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к знаниям, умения и навыкам учащихся, по сравнению с программой Н.Е. Кузнецовой, увеличено количество часов на изучение основных вопросов курса 8 класса. С целью подготовки к экзамену за курс 8 класса введена тема «Уроки обобщения и подготовки к экзамену»
Содержание
Тема 1. Введение
Химия и научно-технический прогресс. Исторические этапы возникновения и развития химии. Основные понятия и теории химии. Лабораторное оборудование и приемы работы с ним. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Понятие о методе как средстве научного познания действительности. Методы, связанные с непосредственным изучением веществ: наблюдение, описание, сравнение, эксперимент. Анализ и синтез веществ — экспериментальные методы химии. Понятие об индикаторах. Теоретическое объяснение, моделирование, прогнозирование химических явлений. Химический язык (термины и названия, знаки, формулы, уравнения), его важнейшие функции в химической науке. Способы выражения закономерностей в химии (качественный, количественный, математический, графический). Химические опыты и измерения, их точность. Единицы измерений, наиболее часто используемые в химии. Расчеты в химии, количественные химические задачи.
Демонстрации. Таблицы, слайды, показывающие исторический путь развития, достижения химии и их значение; лабораторное оборудование
Практические занятия. 1. Лабораторное оборудование и приемы работы с ним.
I. Вещество и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения
Тема 2. Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения
Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления. Изменяющееся вещество как предмет изучения химии. Фазовые переходы. Описание веществ. Химические элементы: их знаки и сведения из истории открытия. Состав веществ. Закон постоянства состава, химические формулы. Формы существования химических элементов. Вещества простые и сложные. Простые вещества: металлы и неметаллы. Общая характеристика металлов и неметаллов. Некоторые сведения о металлах и неметаллах, обусловливающих загрязненность окружающей среды. Описание некоторых наиболее распространенных простых веществ. Атомно-молекулярное учение (АМУ) в химии. Относительные атомные и молекулярные массы. Система химических элементов Д. И. Менделеева. Определение периода и группы. Характеристика положения химических элементов в периодической системе. Валентность.
Количество вещества. Определение валентности по положению элемента в периодической системе. Моль — единица количества вещества. Молярная масса.
Демонстрации. Физические и химические явления. Измерение плотности жидкостей ареометром. Плавление серы. Определение электропроводности и теплопроводности веществ. Модели атомов и молекул Кристаллические решетки. Коллекция металлов и неметаллов. Получение углекислого газа разными способами. Коллекция простых веществ, образованных элементами I—III периодов. Динамическое пособие: количественные отношения в химии.
Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами (медь, железо, цинк, сера, вода, хлорид натрия и др.). Испытание твердости веществ с помощью образцов коллекции «шкала твердости». Примеры физических явлений: кипячение воды, плавление парафина. Примеры химических явлений: горение древесины, взаимодействие мрамора с соляной кислотой. Изучение образцов металлов и неметаллов (серы, железа, алюминия, графита, меди и др.).
Расчетные задачи. Вычисление относительной молекулярной массы веществ, массовой доли элементов по химическим формулам. Вычисление молярной массы вещества. Определение массы вещества по известному его количеству и наоборот.
Практические занятия 2. Вещества и их свойства.
Тема 3. Химические явления в свете атомно-молекулярного учения
Сущность химических явлений в свете атомно-молекулярного учения. Признаки протекания химических реакций. Причины и направления протекания химических реакций. Понятие об энтропии и внутренней энергии вещества. Обратимость химических реакций. Превращение энергии при химических реакциях, условия протекания химических реакций, экзо- и эндотермические реакции. Законы сохранения массы и энергии, их взаимосвязь в законе сохранения материи. Составление уравнений химических реакций. Расчеты по уравнениям химических реакций. Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения, обмена. Обобщение знаний о химических реакциях.
Демонстрации. Примеры химических реакций разных видов: разложение малахита, бихромата аммония, горение магния, взаимодействие соляной кислоты с карбонатом натрия и др. Опыты, иллюстрирующие закон сохранения массы вещества: горение свечи на весах с поглощением продуктов горения, обменные реакции в приборах для иллюстрации закона. Набор моделей атомов.
Лабораторные опыты. Признаки протекания химических реакций: взаимодействие растворов едкого натра и хлорида меди; взаимодействие растворов уксусной кислоты и гидрокарбоната натрия; взаимодействие растворов хлорного железа и красной кровяной соли; растирание в ступке порошков хлорида аммония и гашеной извести. Типы химических реакций: разложение малахита; взаимодействие железа с раствором хлорида меди (II), взаимодействие растворов едкого натра и хлорного железа.
Практические занятия. 3. Признаки химических реакций. 4. Типы химических реакций.
Расчетные задачи. Вычисление по химическим уравнениям масс, количеств веществ: а) вступивших в реакцию, б) образовавшихся в результате реакции.
Тема 4. Вещества в окружающей нас природе и технике
Вещества в природе: основные сведения о вещественном составе геосфер и космоса. Понятие о техносфере. Чистые вещества и смеси. Степень чистоты и виды загрязнения веществ. Понятие о гомогенных и гетерогенных смесях. Разделение смесей. Очистка веществ — фильтрование, дистилляция, кристаллизация, экстрагирование, хроматография, возгонка. Идентификация веществ с помощью определения температур плавления и кипения.
Вещества в технике. Получение веществ с заданными свойствами — основная проблема химии. Понятие о веществах как о сырье, материалах и продукции. Вещества органические и неорганические. Первоначальные сведения о химической технологии. Планетарный характер влияния техники на окружающую среду. Природоохранительное значение очистных сооружений и экологически чистых технологий.
Понятие о растворах как гомогенных физико-химических системах. Значение растворов для жизни человека, сельскохозяйственного и промышленного производства. Растворимость веществ. Влияние техносферы на природные пресные и морские воды. Факторы, влияющие на растворимость твердых веществ и газов. Изменение растворимости кислорода в связи с загрязнением вод. Коэффициент растворимости. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля, молярная концентрация.
Демонстрации. Разделение смесей различными методами: методом отстаивания; с помощью делительной воронки; методом колоночной хроматографии. Коллекция различных сортов нефти, каменного угля. Коллекция природных и синтетических органических веществ. Растворение веществ с различным коэффициентом растворимости. Условия изменения растворимости твердых и газообразных веществ. Тепловые эффекты при растворении: растворение серной кислоты, нитрата аммония.
Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ, минералов и горных пород. Разделение смеси серы и железа. Исследование физических и химических свойств природных веществ (известняков).
Практические занятия. 5. Изучение растворимости веществ. 6.Очистка веществ. 7. Приготовление растворов заданной концентрации.
Расчетные задачи. Вычисление концентрации растворов (массовой доли, молярной) по массе растворенного вещества и объему или массе растворителя. Вычисление массы, объема, количества растворенного вещества и растворителя по определенной концентрации раствора.
Тема 5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение
Понятие о газах. Закон Авогадро. Воздух — смесь газов. Относительная плотность газов.
Кислород — химический элемент и простое вещество. История открытия кислорода. Схема опытов Д. Пристли и А. Л. Лавуазье.
Аллотропия. Озон. Значение озонового слоя Земли. Проблема нарушения его целостности. Повышение содержания озона в приземном слое атмосферы.
Получение кислорода в промышленности и лаборатории. Химические свойства кислорода. Процессы горения и медленного окисления. Применение кислорода.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Тенденции изменения состава воздуха в XX в. Основные источники загрязнения атмосферы. Транспортный перенос загрязнений. Круговорот кислорода в природе. О всемирном законе, об атмосфере.
Демонстрации. Получение кислорода. Сжигание в атмосфере кислорода, серы, угля, красного фосфора, натрия, железа. Опыты, подтверждающие состав воздуха. Опыты по воспламенению и горению.
Практическое занятие. 8. Получение кислорода и исследование его свойств.
Расчетные задачи. Определение относительной плотности газов по значениям их молекулярных масс. Определение относительных молекулярных масс газообразных веществ по значению их относительной плотности.
Тема творческой работы. Источники загрязнения атмосферы и способы его преодоления.
Тема 6. Классы неорганических соединений
Оксиды — состав, номенклатура, классификация. Понятие о гидроксидах — кислотах и основаниях. Названия и состав оснований. Гидроксогруппа. Классификация кислот (в т. ч. органические и неорганические), их состав, названия. Состав, названия солей, правила составления формул солей.
Химические свойства оксидов. Влияние состава кислот на характер их свойств (на примерах соляной и серной кислот). Общие химические свойства кислот. Растворимость кислот. Кислотные дожди. Физические свойства и способы получения щелочей. Химические свойства солей (взаимодействие растворов солей с растворами щелочей и металлами). Генетическая связь классов неорганических соединений. Амфотерность. Оксиды и гидроксиды, обладающие амфотерными свойствами. Классификация неорганических веществ. Периодическое изменение свойств химических элементов и их соединений (на примере оксидов, гидроксидов и водородных соединений).
Демонстрации. Образцы соединений — представителей классов кислот, солей, нерастворимых оснований; щелочей; оксидов. Опыты, иллюстрирующие существование генетической связи между соединениями фосфора, углерода, натрия, кальция. Взаимодействие кальция и натрия с водой. Действие индикаторов. Опыты, иллюстрирующие химические свойства отдельных классов неорганических соединений. Образцы простых веществ и их соединений (оксидов и гидроксидов), образованных элементами одного периода.
Лабораторные опыты. Рассмотрение образцов оксидов (углерода (IV), водорода, фосфора, меди, кальция, железа, кремния). Наблюдение растворимости оксидов алюминия, натрия, кальция и меди в воде. Определение среды полученных растворов с помощью индикатора. Рассмотрение образцов солей и определение их растворимости. Взаимодействие оксидов кальция и фосфора с водой, определение характера образовавшегося оксида с помощью индикатора. Взаимодействие оксидов меди (II) и цинка с раствором серной кислоты. Получение углекислого газа и взаимодействие его с известковой водой. Исследование свойств соляной и серной кислот с использованием индикаторов. Взаимодействие металлов (магния, цинка, железа, меди) с растворами кислот. Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей. Взаимодействие растворов кислот со щелочами. Взаимодействие растворов кислот с нерастворимыми основаниями. Получение нерастворимых оснований и исследование их свойств (на примере гидроксида цинка).
Практические работы. 9. Получение оксидов из простых веществ. 10. Исследование свойств оснований. 11 Исследование свойств кислот. 12. Получение медного купороса взаимодействием оксида меди (II) с серной кислотой. 13. Решение экспериментальных задач по теме «Классы неорганических соединений».
II. Вещества и химические реакции в свете электронной теории
Тема 7. Строение атома. Ядерные реакции
Строение атома. Постулаты Бора. Строение электронных оболочек атомов элементов: s-, p-, d-, f-электроны. Место элемента в периодической системе и электронная структура атомов. Радиоактивность. Понятие о превращении химических элементов. Уравнения ядерных реакций. Причины возникновения радиоактивных осадков и их биологическое значение.
Демонстрации. Схемы опытов Томсона, Резерфорда. Схемы опытов, подтверждающих свойства электрона как частицы и как волны. Модели атомов различных элементов.
Тема 8. Периодический закон и периодическая система элементов
Д. И. Менделеева
Свойства химических элементов и их изменения. Классификация химических элементов. Открытие периодического закона. Строение атомов элементов малых и больших периодов, главных и побочных подгрупп. Формулировка периодического закона в современной трактовке. Периодическая система в свете строения атома. Физический смысл номера периода и группы. Семейства элементов (на примерах щелочных металлов, галогенов, инертных газов). Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Элементы, соединения которых проявляют амфотерные свойства. Относительная электроотрицательность элементов (ОЭО). Общая характеристика элемента на основе его положения в периодической системе Д. И. Менделеева. Значение периодического закона для развития науки и техники. Роль периодического закона в создании научной картины мира.
Демонстрации. Набор слайдов, кодограмм, таблиц «Периодический закон и строение атома». Демонстрация образцов щелочных металлов и галогенов. Взаимодействие щелочных металлов и галогенов с простыми и сложными веществами.
Лабораторный опыт. Исследование свойств амфотерных гидроксидов и щелочей.
Тема 9. Химическая связь и строение веществ в свете электронной теории
Валентное состояние атомов в свете теории электронного строения. Валентные электроны. Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм ее образования. Неполярная и полярная ковалентная связь. Свойства ковалентной связи. Электронные и структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм ее образования. Свойства ионов. Степень окисления.
Природа химической связи и ее типы. Относительность типологии химической связи. Влияние типа химической связи на свойства химического соединения.
Кристаллическое строение веществ. Кристаллические решетки: атомная, ионная, молекулярная — и их характеристики.
Уровни химической организации веществ. Зависимость свойств веществ от их строения.
Демонстрации. Модели кристаллических решеток веществ с ионным, атомным и молекулярным строением.
Воссоздание целостной структуры хлорида натрия путем наложения набора кодокарт. Возгонка иода.
Испарение твердого углекислого газа.
Тема 10. Химические реакции в свете электронной теории.
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР)
Физическая сущность химической реакции.
Электронные уравнения Льюиса. Реакции, протекающие с изменением и без изменения степеней окисления. ОВР. Процессы окисления и восстановления; их единство и противоположность. Составление уравнений ОВР. Расстановка коэффициентов в ОВР методом электронного баланса. Общая характеристика ОВР. Классификация химических реакций в свете электронной теории.
Демонстрации. Примеры окислительно-восстановительных реакций различных типов: горение веществ, взаимодействие металлов с неметаллами , растворами кислот и солей.
Практическая работа. 14. Окислительно-восстановительные реакции.
Тема 11. Водород и его важнейшие соединения
Водород в космосе. Ядерные реакции на Солнце. Водород в земной природе. Получение водорода в лаборатории. Водород — химический элемент и простое вещество. Энергия связи в молекуле водорода. Изотопы водорода. Физические и химические свойства водорода. Водород в ОВР. Применение водорода. Промышленное получение водорода. Водород — экологически чистое топливо и перспективы его использования. Оксид водорода — вода: состав, пространственное строение, водородная связь. Физико-химические свойства воды. Изотопный состав воды. Тяжелая вода и особенности ее свойств. Пероксид водорода: состав, строение, свойства, применение, пероксид водорода в ОВР.
Демонстрации. Получение водорода в лаборатории. Зарядка аппарата Киппа. Легкость водорода. Восстановление меди из ее оксида в токе водорода. Опыты, подтверждающие химические свойства воды. Химические свойства пероксида водорода.
Лабораторные опыты. 1. Получение водорода и изучение его свойств. 2. Восстановительные свойства водорода.
Практическая работа 15. Водород и его свойства.
Тема 12. Галогены
Характеристика галогенов как химических элементов и простых веществ. Строение атомов галогенов. Нахождение галогенов в природе. Физические и химические свойства галогенов. Получение хлора и хлороводорода в лаборатории и промышленности. Биологическое значение галогенов. Галогены и отравляющие вещества. Сравнительная характеристика свойств галогенов и их соединений. Качественное определение галогенов и их ионов.
Демонстрации.. Получение хлора. Взаимодействие с хлором железа. Обесцвечивание хлором красящих веществ. Взаимодействие брома и иода с металлами; раствора иода с крахмалом. Растворение брома и иода в воде и органических растворителях. Взаимное вытеснение галогенов.
Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов.
Практические занятия. 16. Получение соляной кислоты и опыты с ней. 17. Решение экспериментальных задач по теме «Галогены ».
Расчетные задачи. Вычисление объема газов по количеству веществ.
Тема 13. Обобщение знаний о наиболее важных характеристиках веществ и химических процессов
Характеристика химического элемента (состав, строение, положение в периодической системе). Физико-химические свойства веществ на примерах водорода, кислорода, хлора.
Основные характеристики химических реакций: типы реакций, возможность и направления протекания.
Некоторые требования к видам сырья химической промышленности (распространенность, экономичность, удобство добычи и транспортировки) на примере воздуха, воды, сильвинита.
Некоторые требования к производственным химическим процессам (экономические, технологические, экологические) на примерах получения водорода, кислорода, хлороводорода.
Эксплуатация, восполнение и охрана природных ресурсов на научной основе — необходимая предпосылка для создания условий благоприятного развития человечества.
Некоторые требования к видам сырья химической промышленности (распространенность, экономичность, удобство добычи и транспортировки) на примере воздуха, воды, сильвинита.
Некоторые требования к производственным химическим процессам (экономические, технологические, экологические) на примерах получения водорода, кислорода, хлороводорода.
Эксплуатация, восполнение и охрана природных ресурсов на научной основе — необходимая предпосылка для создания условий благоприятного развития человечества.
Учебно – тематический план
№ п/п Наименование раздела Всего часов Из них Дата
контр.раб. Дата
практ.раб.
Практические работы Контр. работы 1. Введение 2 №1. Приемы и правила обращения с лабораторным оборудованием. 3.09
2. Химические элементы с позиций АМУ 19 №2. Вещества и их свойства
№3. Признаки химических реакций
№4. Типы химических реакций 8.09
10.09
15.09
3. Химические явления в свете АМУ 7 Кр 29.10 4. Вещества в окружающей нас природе и техники 7 №5. Разделение веществ перекристаллизацией
№6. Изучение растворимости веществ
№7Приготовление раствора и измерение его плотности
10.11
13.11
19.11
5. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение. 8 №8 Получение кислорода и изучение его свойств. К.р. 10.12 3.12
6. Важнейшие классы неорганических соединений 25 №9.Получение оксидов из простых и сложных веществ
№10. Исследование свойств щелочей
№11 Исследование свойств кислот
№12 Получение медного купороса
№13 Решение экспериментальных задач по теме ВКНС К.р. 9.02 22.12
14.01
21.01
28.01
2.02
7. Строение атома. Ядерные реакции 5 8 ПЗ и ПС Д.И. Менделеева. Строение атома 11 Кр 11.03 9 Химическая связь и строение вещества в свете электронной теории 6 10 Химические реакции в свете электронной теории 5 №14 ОВР 2.04
11 Водород 6 №15 Водород и его войстваКр 16.04 9.04
12 Галогены 9 №16 Изучение свойств соляной кислоты
№17 Галогены кр6.05 23.04
29.04
13 Уроки обобщения 10 Требования к уровню подготовки обучающихся
1. Требования к усвоению теоретического учебного материала.
Знать основные положения атомно-молекулярного учения, в свете которого уметь применять следующие понятия: относительная атомная и относительная молекулярная массы, количество вещества, молярная масса, молярный объем, простые и сложные вещества, химический элемент, валентность, оксиды, основания, кислоты, соли, химическая реакция, типы реакций (разложения, соединения, замещения, обмена), реакция нейтрализации как вид реакции обмена.Знать формулировку закона сохранения массы веществ. Применять закон при проведении расчетов.
Знать современную формулировку периодического закона, основные закономерности периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, распределение электронов в атомах химических элементов первых трех периодов. Уметь давать общую характеристику химических элементов главных подгрупп по положению в периодической системе и строению атомов, определять понятия: ковалентная связь (полярная и неполярная), ионная связь, степень окисления, окислительно-восстановительные реакции, изотопы.
Уметь на основе знаний периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева и строения атомов составлять формулы типичных соединений элементов первых трех периодов, определять в них вид химической связи.
Уметь разъяснять смысл периодического закона и периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева, на примерах раскрывать идею материального единства химических элементов и веществ, переход количественных изменений в качественные.
Знать сущность электролитической диссоциации. Уметь составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакций
2. Требования к усвоению фактов. Знать состав молекул кислорода, водорода, воды, состав изученных оксидов, оснований, кислот, солей. Знать их свойства в свете теории электролитической диссоциации.
Уметь сравнивать состав и свойства изученных веществ, объяснять химические реакции с точки зрения изученных теорий, иллюстрировать примерами генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества, его свойствами и применением.
Уметь сравнивать состав и свойства изученных веществ, анализировать результаты наблюдаемых опытов, объяснять химические реакции с точки зрения изученных теорий, устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества, его свойствами и применением.
3. Требования к усвоению химического языка. Знать символы химических элементов (не менее 20), уметь разъяснять смысл химических формул и уравнений.
Уметь на основании знания степени окисления атомов химических элементов составлять формулы соединений, состоящих из двух химических элементов, формулы оснований и солей по известной степени окисления металлов и кислотных остатков; давать названия изученным оксидам, основаниям, кислотам, солям; составлять уравнения изученных реакций.
Уметь составлять схемы строения атомов химических элементов первых трех периодов с указанием числа электронов в электронных слоях, определять степень окисления элементов по формулам соединений, составлять формулы высших оксидов химических элементов и соответствующих оснований и кислот, водородных соединений неметаллов по положению химических элементов в периодической системе, составлять химические уравнения окислительно-восстановительных реакций с электронным балансом на примере изученных.4. Требования к выполнению химического эксперимента. Знать правила работы с веществами и простейшим оборудованием.
Уметь обращаться с пробирками, мерными сосудами, лабораторным штативом, спиртовкой или газовой горелкой; растворять твердые вещества; проводить нагревание, фильтрование; обращаться с растворами кислот и щелочей; готовить растворы с определенной массовой долей растворенного вещества; собирать из готовых деталей приборы для получения газов и наполнять ими сосуды вытеснением воздуха и воды; соблюдать правила техники безопасности, уметь оказывать первую помощь при ожогах кислотами и щелочами.
Уметь определять кислород, водород, углекислый газ, растворы кислот и щелочей. Уметь определять: хлорид-ионы, сульфат-ионы.
5. Требования к решению расчетных задач. Уметь вычислять по химическим формулам относительные молекулярные массы веществ.
Уметь вычислять массовую долю и массу растворенного вещества, массы, количества вещества и объемы газов (н.у.) по известному количеству вещества одного из вступивших в реакцию или получающихся веществ.
Литература и средства обучения
Основная литература
Учебник
Химия 8 авторов Н.Е, Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара; М. Издательский центр «Вентана-Граф» 2010, 2011 год.
Дополнительная литература
Хомченко Г.П. «Сборник задач по химии для средней школы» 2008 - 2010 г.
Н.Е. Кузнецова, А.Н. Левкин Задачник по химии. 8 класс; М. Издательский центр Вентана-Граф 2011 год
Методическая литература
М.Ю. Горковенко. Поурочные разработки по химии 8 класс (М.: Дрофа) 2005 год
Приложение 1
Календарно – тематический план
Тема № Темы курса Количество
часов Дата Вид контроля
план факт Тема 1 Введение 2 часа 1.1
Предмет химии. Методы науки химии. Химический язык как средство и метод познания. 1 час 1.09 1.2 Практическая работа №1 «Приёмы и правила обращения с лабораторным оборудованием» 1 час 3.09 ПрИтого: 2 часа
I ВЕЩЕСТВО И ХИМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ С ПОЗИЦИЙ АТОМНО-МОЛЕКУЛЯРНОГО УЧЕНИЯ
Тема 2 Химические элементы с позиций атомно-молекулярного учения 19час 2.1 Вещество. Физические и химические явления 1 час 4.09 2.2 Практическая работа №2 «Вещества и их свойства» 1 час 8.09 Пр2.3 Практическая работа №3 «Признаки химических реакций» 1 час 10.09 Пр2.4 Типы химических реакций 1 час 11.09 2.5 Практическая работа № 4 «Типы химических реакций» 1 час 15.09 Пр2.6 Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Вещества молекулярного и не молекулярного строения. 1 час 17.09 2.7 Состав веществ. Закон постоянства состава. Химические формулы. 1 час 18.09 2.8 Атомно-молекулярное учение в химии 1 час 22.09 2.9 Масса атома. Атомная единица массы. 1 час 24.09 тест
2.10 Относительная молекулярная масса. Массовые доли элементов в соединениях. 1 час 25.09 2.11 Решение задач с использованием понятия «Массовая доля элемента». 1 час 29.09 2.12 Обобщение и систематизация знаний о составе вещества 1 час 1.10 2.13 Система химических элементов ДИ Менделеева 1 час 2.10 2.14 Валентность. Бинарные соединения. Формулы веществ 1 час 6.10 2.15 Определение валентности по формулам и составление формул по валентности. 1 час 8.10 2.16 Обобщение и систематизация знаний по теме «Валентность» 1 час 9.10 2.17 Количество вещества. 1 час 13.10 2.18 Обобщение и систематизация знаний по теме АМУ 1 час 15.10 СР
Итого: 18 часов (+1 час)
Тема 3 Химические явления в свете атомно-молекулярного учения 7 часов 3.1 Закон сохранения массы веществ и энергии.
Химические уравнения. 1час 16.10 3.2 Отработка ЗУН по теме Химические уравнения. 1 час 20.10 3.3 Решение задач по теме: Простейшие расчеты по химическим уравнениям 1 час 22.10 3.4 Термохимические уравнения. Расчеты по термохимическим уравнениям реакций 1 часа 23.10 3.5 Обобщение и систематизация знаний по теме «АМУ» 1 час 27.10 3.6 Контрольная работа по теме «Вещество и химические явления с позиций АМУ» 1 час 29.10 КРИтого: 6 часов (+1 час резерв)
Тема 4 Вещества в окружающей нас природе и техники 7 часов 4.1 Вещества в природе и технике. Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. 1 час 30.10 4.2 Практическая работа № 5 «Разделение веществ перекристаллизацией» 1 час 10.11 ПР4.3 Растворы. Растворимость. 1 час 12.11 4.4 Практическая работа № 6 «Изучение растворимости веществ» 1 час 13.11 ПР4.5 Способы выражения концентрации растворов.
Решение задач с использованием понятия концентрация растворов 1 час 17.11 4.6 Практическая работа № 7 «Приготовление раствора и измерение его плотности» 1 час 19.11 ПР4.7 Самостоятельная работа Решение задач по теме «Растворы» 1 час 20.11 СР
Итого: 7 часов
Тема 5 Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение. 8 часов 5.1 Понятие о газах. Законы Гей-Люсака и Авогадро. 1 час 24.11 5.2 Решение задач на основании закона Авогадро. Относительная плотность газов. 1 час 26.11 5.3
Кислород. История открытия кислорода. Получение кислорода. Применение кислорода 1 час
27.11 5.4 Химические свойства кислорода. 1 час 1.12 5.5 Практическая работа №8 «Получение кислорода и изучение его свойств» 1 час 3.12 ПР5.6 Озон. Аллотропия. 1 час 4.12 5.7 Обобщение по теме «Воздух. Кислород. Горение». 1 час 8.12 5.8 Контрольная работа по теме «Воздух. Кислород. Горение». 1 час 10.12 КРИтого: 8 часов
Тема 6 Важнейшие классы неорганических соединений 25 часов 6.1 Важнейшие классы неорганических соединений 1 час 11.12 6.2 ОЗУН темы «Важнейшие классы неорганических соединений» 1.час 15.12 6.3 Оксиды 1 час 17.12 6.4 Оксиды 1 час 18.12 6.5 Практическая работа №9 «Получение оксидов из простых и сложных веществ» 1 час 22.12 ПР6.6 Решение задач 1 час 24.12 6.7 Основания 1 час 25.12 6.8 Основания 1 час 29.12 6.9 Практическая работа № 10 «Исследование свойств щелочей» 1 час 14.01 ПР6.10 Амфотерные гидроксиды 1 час 15.01 6.11 Кислоты 1 час 16.01 6.12 Кислоты 1 час 19.01 6.13 Практическая работа №11 «Исследование свойств кислот» 1 час 21.01 ПР6.14 Соли 1 час 22.01 6.15 Соли 1 час 23.01 6.16 Способы получения солей 1 час 26.01 6.17 Практическая работа №12 «Получение медного купороса» 1 час 28.01 ПР6.18 Генетическая взаимосвязь между простыми и сложными веществами 1 час 29.01 6.19 Классификация неорганических веществ 1 час 30.01 6.20 Практическая работа №13 «Решение экспериментальных задач по теме «ВКНС» 1 час 2.02 ПР6.21 Генетическая взаимосвязь веществ ВКНС 1 час 4.02 6.22 Урок обобщения и систематизации знаний по теме ВКНС 1 час 5.02 6.23 Урок обобщения и систематизации знаний по теме ВКНС 1 час 6.02 6.24 Контрольная работа по теме «Важнейшие классы неорганических соединений» 1 час 9.02 КРИтого: 24 часа (+ 1 резерв)
II ВЕЩЕСТВА И ХИМИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ В СВЕТЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ТЕОРИИ
Тема 7 Строение атома. Ядерные реакции 5часов 11.02 7.1 Строение атома. Состав атомных ядер 1 час 12.02 7.2 Состояние электронов в атоме 1 час 13.02 7.3 Упражнения в определении строения атома по положению в ПСХЭ 1 час 16.02 тест
7.4 Упражнения в определении строения атома по положению в ПСХЭ 1 час 18.02 7.5 Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение атома» 1 час 19.02 КТ
Итого: 5 часов
Тема 8 Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева Строение атома. 11 часов 8.1 Открытие периодического закона Д.И.Менделеевым. Структура ПСХЭ 1 час 20.02 8.2 Периодическая система и строение атома. Энергетические свойства атомов 1 час 25.02 8.3 Распределение электронов в атомах химических элементов I-IV периодов 1 час 26.02 СР
8.4 Упражнения в определении строения атома по положению в ПСХЭ 1 час 27.02 8.5 Структура периодической системы и предсказание свойств элементов 1 час 2.03 тест
8.6 Характеристика химического элемента и его свойств на основании
положения в ПСХЭ 1 час 4.03 8.7 Значение Периодического закона. Научный подвиг ДИ Менделеева. 1 час 5.03 тест
8.8 Обобщающий урок по теме «Периодический закон Д.И. Менделеева». 1 час 6.03 8.9 Контрольная работа по теме «Периодический закон Д.И. Менделеева». 1 час 11.03 К/РИтого: 9 часов (+2 часа резерв)
Тема 9 Химическая связь и строение вещества в свете электронной теории 6 часов 9.1 Виды химической связи 1 час 12.03 9.2 Виды химической связи 1 час 13.03 9.3 Степень окисления 1 час 16.03 9.4 Структура простых и сложных веществ 1 час 18.03 тест
9.5 Систематизация знаний по теме «Химическая связь» 1 час 19.03 9.6 Обобщающе-контролирующий урок по теме «Химическая связь». 1 час 20.03 С/РИтого: 5 часов (+1 час резерв)
Тема 10 Химические реакции в свете электронной теории 5 часов 10.1 Окислительно-восстановительные реакции 1 час 30.03 10.2 Окислительно-восстановительные реакции 1 час 1.04 10.3 Практическая работа №14 «Окислительно-восстановительные реакции». 1 час 2.04 ПР10.4 Обобщение и систематизация знаний по теме « Структура простых и сложных веществ» 1 час 3.04 10.5 Обобщающее - контролирующий урок по теме «Химические реакции в свете электронной теории» 1 час 6.04 Тест
Итого: 5 часов
Тема 11 Водород 6 часов 11.1 Водород 1 час 8.04 11.2 Практическая работа №15 «Водород и его свойства» 9.04 ПР11.3 Закон Авогадро. Молярный объём газов. Объёмные отношения при химических реакциях 1 час 10.04 СР
11.4 Вода – оксид водорода. Пероксид водорода 1 часа 13.04 11.5 Обобщающий урок по теме «Водород» 1 час 15.04 11.6 Контрольная работа по теме «Водород» 1 час 16.04 КРИтого: 6 часов
Тема 12 Галогены 9 часов 12.1 Общая характеристика подгруппы фтора. Фтор. 1 час 17.04 12.2 Хлор 1 час 20.04 12.3 Хлороводород1 час 22.04 12.4 Практическая работа №16 «Изучение свойств соляной кислоты» 1 час 23.04 ПР12.5 Оксиды и гидроксиды хлора 1 часа 24.04 12.6 Сравнительная характеристика галогенов 1 час 27.04 12.7 Практическая работа №17 «Галогены» 1 час 29.04 ПР12.8 Обобщение и систематизация знаний по теме 1 час 30.04 12.9 Контрольная работа «Подгруппа галогенов» 1 час 6.05 КРИтого: 9 часов
Тема 13 Уроки обобщения 10 часов 13.1 ОУ по теме Химические элементы с позиции атомно-молекулярного учения 1 час 7.05 13.2 ОУ по теме Химические явления в свете АМУ и электронной теории 1 час 8.05 Тест
13.3 ОУ по теме Строение атома 1 час 13.05 13.4 ОУ по теме Периодический закон и периодическая система в свете строения атома 1 час 14.05 СР
13.5 ОУ по теме Химическая связь и строение вещества 1 час 15.05 13.6 ОУ по теме Важнейшие классы неорганических соединений 1 час 19.05 13.7 Генетическая взаимосвязь простых и сложных веществ 1 час 20.05 13.8 Методика решения расчетных задач 1 час 21.05 СР
13.9 Лабораторный практикум 1 час 22.05 ПР13.10 Урок-консультация. (Коррекция ЗУН) 1 час 25.05 Итого: 10 часов
Итого: 114 час (+ 6 часа резерв)