Рабочая программа по химии. 9 класс. УМК Н.Е. Кузнецовой

МБОУ «Урдомская СОШ»


«РАССМОТРЕНО»
Руководитель МО
___________/Пищикова Т.Н./
Протокол № 1
от «4» сентября 2015 г.

«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
____________/Ф.И.О./
« » сентября 2015 г.

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
___________/Ф.И.О./
« » сентября 2015 г.













Рабочая программа
по химии
для 9 класса

уровень: общеобразовательный






Пищикова Т.Н.
учитель биологии и химии
высшая квалификационная категория


















2015-2016 учебный год
Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса химии для 9 класса составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089);
- Примерной программы основного общего образования по химии. – М.: Просвещение, 2010;
- Программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. Н.Е. Кузнецовой. – М.: Вентана-Граф, 2014, допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации.
В соответствии с учебным планом школы программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю; из них 2 часа – резервное время), в том числе на контрольные работы - 3 часа, на практические работы – 6 часов. Количество уроков с региональным компонентом – 12.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара. Химия. 9 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Ветана-Граф, 2014, входящего в состав Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015/2016 учебный год.
Курс химии 9 класса посвящен систематике химических элементов, неорганических и органических веществ и строится на основе проблемно-деятельностного подхода. Помимо основ науки, в содержание предмета химия включен ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.
В программе реализованы следующие направления: гуманизации содержания и процесса его усвоения; экологизации курса химии; интеграции знаний и умений; последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его изучения.
Цели и задачи программы обучения:
усвоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии; химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Значительное место в содержании данного курса отводится химическому эксперименту, который формирует у учащихся не только навыки правильного обращения с веществами, но и исследовательские умения. Изучение тем сопровождается проведением практических работ, так как теорию необходимо подтверждать практикой. Также предусмотрено изучение правил техники безопасности и охраны труда, вопросов охраны окружающей среды, бережного отношения к природе и здоровью человека.
При обучении по данной рабочей программе используются следующие педагогические технологии: проблемное обучение, развитие критического мышления через чтение и письмо (в системе); информационно-коммуникационная, игровая, здоровьесберегающая, проектная, уровневой дифференциации (элементы).
Оценивание осуществляется в соответствии Положением о текущем оценивании, промежуточной аттестации обучающихся, выставлении четвертных (полугодовых), годовых и итоговых отметок (оценок) и ликвидации академической задолженности в МБОУ «Урдомская СОШ». Используемые методы контроля: устный опрос, диктанты, тесты, самостоятельные и контрольные работы.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучений данного предмета в 9 классе учащиеся должны
знать / понимать
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы;
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовления растворов заданной концентрации.
Нормы и критерии оценивания
Оценка устного ответа
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
- ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
- ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;
- материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «З»:
- ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
- при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.
Оценка экспериментальных умений
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
- работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
- эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;
- проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).
Отметка «4»:
- работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.
Отметка «3»:
- работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;
- работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.
Оценка умений решать экспериментальные задачи
Отметка «5»:
- план решения составлен правильно;
- правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования;
- дано полное объяснение и сделаны выводы.
Отметка «4»:
- план решения составлен правильно;
- правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не - более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах.
Отметка «3»:
- план решения составлен правильно;
- правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах.
Отметка «2»:
- допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах или задача не решена.
Оценка умений решать расчетные задачи
Отметка «5»:
- в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом.
Отметка «4»:
- в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.
Отметка «2»:
- имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении;
- отсутствие ответа на задание.
Оценка письменных контрольных работ
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные.
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок;
- работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
Оценка тестовых работ
«5»: 90% – 100 % «4»: 72% - 89 % «3»: 50% - 71 %
Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.
При оценивании используется следующая шкала:
для теста из пяти вопросов:
нет ошибок оценка «5»;
одна ошибка - оценка «4»;
две ошибки оценка «З»;
три ошибки оценка «2».
Для теста из 30 вопросов:
25-З0 правильных ответов оценка «5»;
19-24 правильных ответов оценка «4»;
13-18 правильных ответов оценка «З»;
меньше 12 правильных ответов оценка «2».
Календарно-тематическое планирование

№ урока
Тема
Кол-во часов
Дата
Коррекция

Раздел I. Теоретические основы химии. 14 часов

Тема 1. Химические реакции и закономерности их протекания. 3 часа

1.
Скорость химической реакции. Энергетика химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций.
1
04.09


2.
Практическая работа № 1. Влияние различных факторов на скорость химической реакции.
1
08.09


3.
Понятие о химическом равновесии.
1
11.09


Тема 2. Растворы. Теория электролитической диссоциации. 11 часов

4.
Понятие о растворах. Вещества электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации веществ с ионной связью.
1
15.09


5.
Механизм диссоциации веществ с полярной ковалентной связью.
1
18.09


6.
Сильные и слабые электролиты.
1
22.09


7.
Реакции ионного обмена. Свойства ионов.
1
25.09


8.
Химические свойства кислот как электролитов.
1
29.09


9.
Химические свойства оснований как электролитов.
1
02.10


10.
Химические свойства солей как электролитов.
1
06.10


11.
Гидролиз солей.
1
09.10


12.
Обобщение знаний по теме 2.
1
13.10


13.
Практическая работа № 2. Решение экспериментальных задач по теме.
1
16.10


14.
Контрольная работа № 1.
1
20.10


Раздел II. Элементы-неметаллы и их важнейшие соединения. 24 часа

Тема 3. Общая характеристика неметаллов. 3 часа

15.
Элементы-неметаллы в природе и в Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
1
23.10


16.
Простые вещества-неметаллы, их состав, строение и способы получения.
1
27.10


17.
Водородные и кислородные соединения неметаллов.
1
30.10


Тема 4. Подгруппа кислорода и её типичные представители. 7 часов

18.
Общая характеристика неметаллов подгруппы кислорода.
1
10.11


19.
Кислород и озон.
1
13.11


20.
Сера представитель VIA-группы. Аллотропия серы. Свойства и применение.
1
17.11


21.
Сероводород. Сульфиды.
1
20.11


22.
Кислородсодержащие соединения серы (IV). Региональный компонент.
1
24.11


23.
Кислородсодержащие соединения серы (VI). Региональный компонент.
1
27.11


24.
Обобщающий урок по теме 4.
1
01.12


Тема 5. Подгруппа азота и её типичные представители. 6 часов

25.
Общая характеристика элементов подгруппы азота. Азот представитель VA-группы.
1
04.12


26.
Аммиак. Соли аммония.
1
08.12


27.
Практическая работа № 3. Получение аммиака и опыты с ним.
1
11.12


28.
Оксиды азота.
1
15.12


29.
Азотная кислота и её соли.
1
18.12


30.
Фосфор и его соединения. Региональный компонент.
1
22.12


Тема 6. Подгруппа углерода. 8 часов

31.
Общая характеристика элементов подгруппы углерода. Углерод представитель IVA-группы. Аллотропия углерода. Адсорбция.
1
25.12


32.
Оксиды углерода. Региональный компонент.
1
15.01


33.
Угольная кислота и её соли. Региональный компонент.
1
19.01


34.
Практическая работа № 4. Получение оксида углерода (IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
1
22.01


35.
Кремний и его соединения. Региональный компонент.
1
26.01


36.
Обобщение знаний по темам 3–6.
1
29.02


37.
Решение задач.
1
02.02


38.
Контрольная работа № 2.
1
05.02


Раздел III. Металлы. 12 часов

Тема 7. Общие свойства металлов. 4 часа

39.
Элементы-металлы в природе и в периодической системе. Особенности строения их атомов.

1
09.02


40.
Кристаллическое строение и физико-химические свойства металлов.
1
12.02


41.
Электрохимические процессы. Электрохимический ряд напряжений металлов.
1
16.02


42.
Сплавы. Понятие коррозии металлов.
1
19.02


Тема 8. Общие свойства металлов. 8 часов

43.
Металлы IA-группы периодической системы и образуемые ими простые вещества. Региональный компонент.
1
26.02


44.
Металлы IIA-группы периодической системы и их важнейшие соединения. Региональный компонент.
1
01.03


45.
Жёсткость воды.
1
04.03


46.
Алюминий и его соединения. Региональный компонент.
1
11.03


47.
Железо представитель металлов побочных подгрупп. Важнейшие соединения железа. Региональный компонент.
1
15.03


48.
Обобщение знаний по темам 7, 8.
1
18.03


49.
Практическая работа № 5. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы».
1
29.03


50.
Контрольная работа № 3.
1
01.04


Раздел IV. Общие сведения об органических соединениях. 9 часов

Тема 9. Углеводороды. 5 часов

51.
Возникновение и развитие органической химии химии соединений углерода.
1
05.04


52.
Классификация и номенклатура углеводородов.
1
08.04


53.
Предельные углеводороды алканы. Региональный компонент.
1
12.04


54.
Непредельные углеводороды алкены.
1
15.04


55.
Непредельные углеводороды алкины. Природные источники углеводородов
1
19.04


Тема 10. Кислородсодержащие органические соединения. 2 часа

56.
Кислородсодержащие органические соединения. Спирты. Региональный компонент.
1
22.04


57.
Карбоновые кислоты
1
26.04


Тема 11. Биологически важные органические соединения (жиры, углеводы, белки). 2 часа

58.
Биологически важные соединения жиры, углеводы.
1
29.04


59.
Белки.
1
03.05


Раздел V. Химия и жизнь. 7 часов

Тема 12. Человек в мире веществ. 4 часа

60.
Вещества, вредные для здоровья человека и окружающей среды.
1
06.05


61.
Полимеры.

1
10.05


62.
Минеральные удобрения на вашем участке.
1
13.05


63.
Практическая работа № 6. Минеральные удобрения.
1
17.05


Тема 13. Производство неорганических веществ и их применение. 3 часа

64.
Понятие о химической технологии. Производство неорганических веществ и окружающая среда.
1
20.05


65.
Понятие о металлургии. Производство и применение чугуна и стали.
1
24.05


66.
Обобщение знаний по теме 13.
1



67.
Резервное время.




68.
Резервное время.




Учебно-методическое обеспечение

для учителя

Аранская О.С., Бурая И.В. Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии: 8-10 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2005.
Ахметов М.А., Гара Н.Н. Химия: 9 класс: методическое пособие. – М.: Ветана-Граф, 2014.
Шаталов М.А. Уроки химии: 9 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2007.
Электронные образовательные ресурсы
CD «Химия. 8-11 класс. Виртуальная лаборатория», «Уроки химии Кирилла и Мефодия. 8-9 класс», «1С: Образовательная коллекция. Химия для всех ХХI. Химические опыты со взрывами и без».
Журнал "Химия". [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
К о н Т р е н - Химия для всех. Учебно-информационный сайт. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ChemNet: Портал фундаментального химического образования России. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Сайт «Алхимик» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Химия в школе: научно-теоретический и методический журнал. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Химический портал ChemPort.Ru. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Химическая страничка: химические олимпиады, элементы, словарь химических терминов, опыты, геохимия. Ярославский государственный университет. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

для учащихся

Гара Н.Н., Ахметов М.А. Химия: 9 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Ветана-Граф, 2013.
Кузнецова Н.Е., Лёвкин А. Н. Задачник по химии: 9 класс. – М.: Вентана-Граф, 2014.
Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. Химия: 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Ветана-Граф, 2014.
Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. – М.: Дрофа, 2008.
Электронные образовательные ресурсы
Виртуальный репетитор решения задач. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ВИРТУАЛЬНАЯ ХИМИЧЕСКАЯ ШКОЛА. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Интерактивный мультимедиа учебник "Органическая химия". [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Основы химии. Интернет-учебник. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (снабжена энциклопедически полными сведениями о химических элементах). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронный учебник по органической химии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронный учебник по неорганической химии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











13PAGE 15


13PAGE 14915




Заголовок 615