Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме «Групповая работа на уроках истории в рамках ФГОС»

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме «Групповая работа на уроках истории в рамках ФГОС».

Рамки ФГОС требуют, что сегодня на выходе из школы ожидается не просто хороший исполнитель, а активная личность с развитым интеллектом, способная успешно решать жизненные и профессиональные проблемы, легко ориентироваться в информационных потоках, выстраивать конструктивные отношения с окружающими людьми, уметь аргументировать свою точку зрения.
   Чтобы такая личность   развивалась, в педагогике стала актуальной задача поиска наиболее эффективного применения современных образовательных технологий, основной составляющей которых являются субъектно-субъективные отношения.  Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов.)
Начиная новый учебный год, я, обдумываю предстоящую работу, и задаю себе вопросы: «Как заинтересовать предметом своих учеников?», «Как добиться лучшей успеваемости?». Своя методика, свои приемы есть у каждого учителя. В своей практике стараюсь использовать групповую работу на уроках.
   Актуальность и перспективность опыта. Актуальность темы заключается в том, что данная методика позволяет использовать дифференцированное обучение в классах с разным уровнем подготовленности учащихся, осуществляет развитие навыков личностного общения школьников, побуждает их к рефлексивной деятельности.
   Использование на уроках групповых технологий оказывает стимулирующее воздействие на развитие ребенка.
   Наличие теоретической базы опыта.
Групповая деятельность – процесс организации познавательной коллективной деятельности учащихся, в ходе которой происходит раздел функций между учащимися, достигается их позитивная взаимозависимость, осуществляется взаимодействие, требующее индивидуальной ответственности каждого.
Формирование рефлексивных умений происходит в следующей последовательности: оценка – взаимооценка – самооценка.
Развивающий потенциал групповой работы состоит в том, что каждый ученик становится участником общего дела – от его труда зависит результат всей группы. В этих условиях школьник эффективно овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем развитии – организации индивидуальной самостоятельной учебной деятельности.
В тоже время ученик, нуждающийся в помощи, получает ее как со стороны учителя, так и со стороны учащихся. Помогающий ученик, вместе с тем, закрепляет свои знания. Практика показывает, что работа в малых группах дает возможность экономить время, потому что отпадает необходимость выслушивать каждого ученика в классе. В малых группах ученик может выбрать свои собственный ритм работы, развить навыки разговорной речи.
   Метод групповой работы создает доброжелательную и творческую атмосферу, улучшает психологический климат в классе. В процессе групповой работы возрастает уверенность учащегося в своих силах, снижается утомляемость, удовлетворяется потребность в общении, стимулируется познавательный интерес. Таким образом, данная деятельность учащихся на уроке не только решает познавательные задачи, но и способствует сплочению и развитию ученического коллектива.  
    Цель моей деятельности как учителя истории и обществознания состоит в следующем:
Создание условий для формирования у учащихся базовых компетентностей -  функциональной, коммуникативной, информационной и др., помогающих им выжить в современном  быстроменяющемся мире.
Для достижения этой цели мне приходится решать следующие задачи:
- создание благоприятного психологического климата на уроке;
- развитие у учащихся критического мнения и адекватной самооценки, а также самостоятельности и ответственности, способности к кооперации и сотрудничеству, повышение креативности;
- формирование у учащихся качеств, традиционно присущих российским интеллигентам: порядочности, великодушия, потребности в творчестве, стремление к свободе, умению понимать и принимать другого, деятельную активность, телесное и душевное здоровье;
- воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся, содействие формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулирование желания самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
В основе Стандарта нового поколения  лежит системно-деятельностный подход, базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. В новых условиях усвоение содержания обучения и развитие ученика происходит в процессе его собственной деятельности.
Теперь задача общеобразовательной школы состоит в том, чтобы привить умения самостоятельно добывать информацию и активно включаться в творческую, исследовательскую деятельность. В связи с этим необходимо формировать и развивать у учащихся умения учиться творчески и самостоятельно.
Преимущества групповой формы учебной работы
Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга все, что им неясно. В случае необходимости не боятся  обратиться за помощью к учителю.
Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
У учеников  формируется своя точка зрения, дети  учатся отстаивать свое мнение.
Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания, умения и  применять их в конкретных заданиях.
Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными навыками и умениями.
Развивается чувство товарищества, взаимопомощи                   
           Группы могут быть  постоянного и временного состава. Наиболее успешной работают те группы, которые состоят из учеников с разными учебными возможностями.
Работа в группах - "Обучение сообща" или "обучение в сотрудничестве" заключается в организации работы учащихся вместе: в парах или небольших группах над одной и той же проблемой, в процессе которой выдвигаются новые идеи. Эти идеи и мнения обсуждаются, дискутируются. Решения принимаются как на основе компромисса, так и на основе выбора наиболее ценного мнения, выдвинутого кем-либо из группы.
Виды групповой работы
Работа в парах
Мозговой штурм
Игра «Продолжи»
Мозаичная группа
Мозговой штурм
- используется для генерации идей
- соблюдается жесткий регламент
- распределяются роли внутри группы (ведущий, хронометрист)
- после выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады/ сообщения от разных групп
Игра «Продолжи»
Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Например, при составлении обзора исторических событий
Мозаичная группа
Учитель делит тему на несколько частей, так, чтобы группа получила бы свою часть темы. Все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. Каждый член группы объясняет своим коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей темы и отвечает на заданные вопросы. В заключение работы составляется резюме.
Применение групповых технологий на уроках истории и обществознания.
   Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к выполнению группового задания:
    - постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
    - инструктаж о последовательности работы;
    - раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа:
    - знакомство с материалом, планирование работы в группе;
    - распределение заданий внутри группы;
    - индивидуальное выполнение задания;
    - обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
    - обсуждение общего задания группы;
    - подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть работы:
    - сообщение о результатах работы в группе;
    - анализ познавательной задачи, рефлексии.
    Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся  или группе в целом. Главными особенностями организации групповой работы учащихся на уроке являются:
1.  Класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач;
2. Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого  члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы.
Существует множество вариантов разделения класса на группы:
   - по взаимному выбору;
   - случайным образом;
   - по выбору лидера;
   - по выбору педагога.
   В своей педагогической практике я стараюсь подбирать группы по принципу объединения школьников разного уровня обученности, совместимости учащихся, что позволяет взаимно дополнять и обогащать друг друга.
3. Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя.
4.  Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы.
Так, при изучении темы «Вавилонский царь Хаммурапи» в 5 классе учащиеся делятся на 3 группы и получают тексты с фрагментами свода законов Хаммурапи и вопросы для работы. Они должны изучить предложенные статьи законов и ответить на вопросы к ним.
I группа. Трудовое население страны и законы.
Вопросы к группе:
1.Что составляло основу хозяйства Вавилонии, судя по этим законам?
2.Какой труд поощряли законы?
3.Предположите: каким было отношение в Вавилонии к частной собственности?
4.Чьи интересы защищает закон?
5.Предположите, почему царь был заинтересован в благополучии населения страны
II группа. Преступления и наказания по законам Хаммурапи.
Вопросы группе:
1. 3а какие преступления наказывали в Вавилонии
2.Как обычно наказывали людей, совершивших преступления?
3.Согласны ли вы с ответственностью судьи за изменение приговора?
4.Согласны ли вы с высшей мерой наказания за перечисленные в законах преступления?
5. Как вы думаете, помогают ли столь суровые законы в борьбе с преступностью?
Почему'?
III группа. Как законы Хаммурапи регулируют отношения между людьми.
1. О каких занятиях населения вы узнали, прочитав эти документы? Почему в Вавилонии люди стремились хорошо выполнить свою работу?
2.Как относились в Вавилонии к рабам? Какое вознаграждение полагалось вавилонянину за поимку раба?
З. Докажите, что законы Хаммурапи защищали права детей, приемных детей. Докажите, что законы Хаммурапи требовали от детей уважения к своим родителям. Представители от групп предлагают ответы на поставленные вопросы. По окончании работы групп организуется обсуждение вопросов, поставленных в начале урока. Действительно ли это были очень суровые законы? Можно ли их назвать справедливыми? Почему? Кого защищали законы царя Хаммурапи?
Урок в 5 классе «Индийские касты» я провожу с использованием групповой работы. Делю класс на 4 группы: «Брахманы», «Кшатрии», «Вайшьи», «Шудры». Каждая группа получает карточку- задание. Вопросы в группе распределяются дифференцированно. Одни работают с текстом учебника , другие с историческими документами.
В ходе выступления представителей каждой группы класс заполняет в тетради таблицу.
Название касты
Что имели
Чем занимались
Права

1. Жрецы (брахманы)




2. Знатные воины (кшатрии)




3. Земледельцы (вайшьи)




4. Слуги (шудры) - «неприкасаемые»





КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 1 Брахманы
Прочитайте пп. 2 и 3 § 21 с. 98-100, «Законы Ману»:
- Обучение, изучение (Веды), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он (Брахма) установил для брахманов.
- Все, что существует в мире, - это собственность брахманов; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это.
- Брахман - ученый или неученый - великое божество, равно как великое божество и огонь, и использованный (при жертвоприношении) и неиспользованный.
Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 2 Кшатрии
Прочитайте п. 4 § 21 с. 100-101. «Законы Ману»:
- Охрану подданных, раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды) и неприверженность к мирским утехам он (Брахма) указал для кшатрия.
- Для кшатрия предписано (ношение) меча и стрелы, для вайшья (рядовые общинники, земледельцы) - торговля.
- Кшатрий, взимающий в крайних обстоятельствах даже четвертую часть (урожая), со всей энергией охраняющий подданных, освобождается от греха.
Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 3 Вайшьи
Прочитайте п. 4 § 21 с. 100-101. «Законы Ману»:
- Пастьбу скота, а также раздачу (милостыни), жертвоприношение, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие для вайшьев.
- Вайшью, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью и особенно разведением скота.
- Ему надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного (качества) земли, ему следует знать полностью использование мер и весов.
Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 4 Шудры
Прочитайте пп. 4 и 5 § 21 с. 100-101. «Законы Ману»:
- Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим варнам со смирением.
- Шудра, даже отпущенный (раб) хозяином, не освобождается от обязанности услужения; ведь оно врожденно для него, поэтому кто может освободить его от этого?
- Шудра не должен накапливать богатств, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов.
- Убив кошку, голубую сойку, лягушку, собаку, крокодила, сову или ворону, надо исполнять покаяние, (полагающееся) за убийство шудры.
- Местожительство чандалов и швапачей (неприкасаемых) - (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасываться (другими), имуществом их (должны быть) собаки и ослы.
- Одеждами - одеяние мертвых, пища (должна им даваться) в разбитой посуде, украшение (их должно быть) из железа, и они должны постоянно кочевать.
- Днем они, отмеченные по приказу царя знаками, могут входить (туда) для исполнения работ и пусть уносят трупы людей, не имеющих родственников: таков порядок.
Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы.
Мой опыт педагогической деятельности показал, что наиболее целесообразна групповая работа  на уроках обобщения знаний. Так, урок истории по теме «Культура России в XIX в.» в 8 классе я провожу в виде игры «Продолжи».                           Класс делю на 3 группы. Задание: составьте обзор на тему «Культура России в XIX в.”
1 группа. Стили и течения
2 группа. Великие имена и произведения
3 группа. Какие памятники культуры XIX в. сохранились в нашем крае?                            
      Таким образом, потенциал групповой работы велик. Групповая технология учит детей сотрудничать, ставить вопросы, решать проблемы, договариваться, распределять роли и ответственность, слушать других, убеждать других, отвечать за себя.



15