Публичное представление педагогического опыта на тему:«Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы».


Публичное представление педагогического опыта
учителя русского языка и литературы
МБОУ «Кочелаевская СОШ» Ковылкинского района
Республики Мордовия
Кожуковой Светланы Юрьевны

Тема педагогического опыта


«Развитие познавательного интереса на уроках русского языка и литературы»

Интересная работа облегчает ее выполнение, учит лучше работать, лучше воспитывает
сознательное отношение к труду.
Н. К. Крупская
Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
На протяжении ряда лет я пытаюсь привить ребятам интерес к урокам русского языка и литературы, чтобы в их пытливых глазах зажечь огонёк знаний. Многие ребята часто воспринимают мой предмет, как свод орфографических и пунктуационных правил, поэтому задача воспитания интереса к урокам очень важна и актуальна.
Успех в решении учебных и воспитательных задач на уроках русского языка в значительной мере определяется интересом к предмету. Если учащиеся любят уроки русского языка, то учебный процесс идет легко, знания, умения инавыки учеников отличаются прочностью и глубиной. В такой обстановке более полно и многогранно проявляются воспитательные функции уроков.
Что нужно сделать, чтобы каждый урок русского языка и литературы был интересным, чтобы на нем царила творческая атмосфера, способствующая активному усвоению материала? Как развивать и углублять интерес школьников к учению? От решения этих вопросов во многом зависит результативность нашей работы.
Желание познать изучаемое, быть внимательным и пытливым, трудиться на уроке - все это должно воспитываться у учащихся систематически. Есть целый ряд условий, способствующих возникновению заинтересованного отношения к любой науке, изучаемой в школе. Сюда относится, прежде всего, мотивация изучения предмета, активные действия школьника в процессе самостоятельного «открытия» новых знаний, разнообразие информации и способов действий в процессе учебного труда, постоянные связи с усвоенным ранее интересным материалом, посильность обучения.
В основе работы по воспитанию интереса к предмету лежит постоянное внимание к изобразительным возможностям русского языка, к тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из самых выразительных, богатых и красивых языков мира. Красота и богатство русского языка в полной мере могут раскрыться лишь в процессе повседневной и
кропотливой работы на каждом уроке, цель которой - пробудить интерес к слову.
Воспитание интереса к русскому языку во многом зависит от целого ряда методических, психологических и лингвистических факторов. Настоящий интерес к изучению языка возникает у учащихся в том случае, если уроки становятся уроками русского языка, на которых раскрываются его выразительные ресурсы, оцениваются его достоинства и изобразительные
возможности. Одним из эффективных путей выяснения этих свойств русского языка является постоянное внимание к смысловой стороне изучаемых явлений (лексических, словообразовательных, грамматических, орфографических и т. д.), последовательное осуществление смыслового подхода к анализу разных фактов языка.
Теоретическая база опыта
Роль   познавательного интереса   в повышении эффективности обучения отмечалась методистами 19 века: Ф.И.Буслаевым, К.Д.Ушинским, 20 века: В.А.Добромысловым, В.А.Шахматовым, В.В.Ивановым, З.А.Потихой и др. По мнению этих учёных, одним из средств воспитания интереса к изучению языка является научность преподавания данного предмета в школе. Нужно   помнить, что язык, по мнению К.Д.Ушинского, «есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения в одно великое, историческое живое целое».
   Чтобы уроки русского языка были школьникам интересны,  в школе должно быть введено «преподавание истории отечественного языка». Так считал известный русский лингвист А.А.Шахматов. Отечественными учёными был разработан сравнительно – исторический метод, который они рекомендовали использовать в школьной практике. Ученым,   наиболее последовательно изложившим этот метод, является Ф.И.Буслаев. Он считал, что для понимания современного языка необходимо изучать во взаимосвязи все его компоненты, а для этого настоятельно советовал изучать историю прошлого языка. Об этом в середине 19 века он писал: «всё происходящее в языке и литературе не умирает для настоящего, а как необходимый элемент входит живительной силой, чудотворно претворяется и остаётся залогом усовершенствования для будущего. Современный слог ежеминутно движется, следовательно, учить ему невозможно вне исторического развития».
Большой вклад в изучение и развитие познавательных интересов внесли такие ученые, как: Д. Б. Богоявленская, Л. И. Божович, Ю. В. Кулеша, А. Н. Леонтьев, Ф. К. Савина, Г. И. Щукина и др. Ими были разработаны различные методики и теории формирования познавательных интересов. И сейчас, чтобы успешно развивать познавательные интересы в учебной деятельности, необходимо, искать более современные средства и методы обучения. Реализация этой задачи объективно требует качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей в целом. В первую очередь это касается развития познавательного интереса учащихся в процессе обучения.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения
Далее я хочу рассказать о тех формах работы, которые использую на своих уроках русского языка и литературы в малокомплектной сельской школе. Подробнее остановлюсь на тех формах, которые оправдали себя в воспитании интереса к предмету.
Полезны, особенно на уроках закрепления и обобщающего повторения в 5-6 классах, элементы игры. Ученики 6 класса лучше запоминают правописание гласных О, Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных, если провести, например, игру «Чья добыча богаче».
На доске написано: «Родник иначе называют ключом, луну - месяцем, ...». Задание: продлить словосочетания. Класс делится на две группы, одна подбирает существительные, в которых после шипящих и Ц пишется Е, другая - О. Побеждает та команда, чья «добыча» богаче. Выглядят они, например, так: 1) Картину природы иначе называют пейзажем, хлопчатобумажную ткань - ситцем, небольшой лес - рощей, узкий обод - обручем, учебное заведение - училищем, место отдыха - дачей, обрыв - кручей, углубление с водой - лужей.
2) Ребенка иначе называют малышом, книжную полку - стеллажом, доктора - врачом, ступени у дома - крыльцом, сосуд с ручкой - ковшом, постройку из жердей и веток - шалашом.

При изучении темы «Междометие» в 7 классе можно провести аукцион. Учащиеся по очереди называют междометия. Побеждает тот, кто назовет свое слово последним: ох, ах, эй, увы, ау, эх, стоп! марш! алло! вон! бух! дудки! и т. д. На этом же уроке учитель рассказывает о том, что многие из междометий употребляются в речи человека как показатель его вежливости. Чтобы проверить, знают ли эти слова ребята и умеют ли ими пользоваться, предлагаются следующие задания: 1. Написать сочинение-миниатюру на тему «Волшебные слова». 2. Составить диалог на тему «Разговор по телефону».

Активизируют мыслительную деятельность школьников также загадки-шутки, чайнворды, шарады, ребусы, кроссворды. При изучении темы «Алфавит» в 5 классе можно предложить учащимся загадки-шутки на тему «Звуки и буквы:
Какой алфавит состоит из шести букв? (Азбука)
Из названий каких двух букв можно приготовить вкусную пищу? (Ка-ша)
Названия каких трех букв составляют целую эпоху? (Эр-а)
Какие слова состоят из ста согласных? (Стол, стог, стан, стоп)
Ты меня, наверно, знаешь, я сказки Пушкина герой, но если Л на С сменяешь, сибирской стану я рекой. (Елисей - Енисей)
Когда я с Д, меня сорвут, когда я с Т, на мне плывут. (Плод-плот)
Чтоб отгадать, имей терпенье, с Л - часть лица, а с Б - растенье. (Лоб - боб)

При изучении темы «Словообразование» в 5, 6 классах можно предложить шарады:
Корень и приставка, как в слове «склоняться», суффикс, как в слове «обращением», окончание - существительного среднего рода в именительном падеже. Целое - грамматический термин. (Склонение)
Приставка, как в слове «подруга, корень, как в слове «игрушка, суффикс, как в слове «читал. (Поиграл)
Корень, как в слове «полагать, приставка, как в слове «приложение», суффикс из слова «восклицательный», окончание из слова «числительное». Целое-слово, обозначающее признак предметов. (Прилагательное)
Запоминание наизусть поэтических произведений и отрывков практикуется в школе довольно часто, правда, в основном на занятиях по литературе. А если использовать стихотворения на уроках русского языка, только не в качестве дидактического материала, а в виде зарифмованных грамматических правил? Правила рифмуем вместе с ребятами. Практика показала, что эту форму работы ученики хорошо воспринимают, стараются зарифмованные правила запомнить. Приведу несколько таких примеров на разные правила.
Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
На берегу растет сосна,
А рядом с нею - сосны.
Горит прекрасная звезда,
А рядом с нею - звёзды.
Виды предложения по цели высказывания.
По цели всегда различай предложение:
В повествовательном - сообщение,
Вопрос в вопросительном (Дашь ответ?),
А в побудительном - просьба, совет.
НЕ с глаголами.
Не выучил - не делай.
Не знаешь - не спеши.
С глаголами раздельно
Частицу «не» пиши.
Полные и краткие прилагательные.
У полных прилагательных отчаянье:
Куда-то убежало окончание.
Умчалось, разрешенья не спросив.
Стал смелый смел, красивый стал красив.
Буквы О-Ё после шипящих в корне слова.
Шорох, крыжовник, шов, капюшон -
Слова нарушают привычный закон,
Под ударением вместо Ё
Стоит в исключениях буква О.

Нравится ребятам выполнять задание «третий лишний» (четвертый лишний). Ребята должны определить, по какому признаку слова объединены в группу, и найти лишнее слово. Например, изучая тему «Безударные гласные в корне слова», можно предложить следующий ряд:
Пробежал, беговой, пробег.
Посадил, пересадит, садовый.
Закричал, кричащий, прикрикнул.

Интересна ребятам и такая форма как сигнальный диктант и самодиктант с элементами занимательности. Закрепляя правило «Правописание -тся и -ться в глаголах», провожу следующий самодиктант. На доске прикреплены рисунки по сюжетам пословиц: Любишь кататься - лю6и и саночки возить; Учиться никогда не поздно; Трус и своей тени боится. Кто первый узнал пословицу по рисунку, тот диктует ее всему классу.

Также интересны ребятам самопроверка и взаимопроверка. Работа, проверенная самим учеником, принесет большую пользу. Ученик проверяет цветным карандашом свою работу (самопроверка) или работу соседа по парте (взаимопроверка). Проверять текст можно по заранее напечатанному тексту, по орфографическому словарю, по медленному чтению по слогам учителя и т. д. При взаимопроверке ребята меняются тетрадями и проверяют работы друг друга.

При закреплении темы «Местоимение» в 6 классе использую игру «Редактор». Ребятам раздаются напечатанные тексты, в которых есть грамматические ошибки. Их нужно исправить.
Как-то раз из собачьей миски
Пять чумазых поросят кушали сосиски.
Папа к ним подошел, крикнул возмущенно:
«Так съедите вы у нас весь обед евонный!
Закричала хрюша-мать: «Отойди от будки!
Детям надо наполнять ихние желудки!
Папа грустно пробурчал в пятачок широкий:
Слушать я уже устал ейные упреки!
Детям всё прощают тут, дети хрюшками растут,
И такая дребедень происходит каждый день!
Говорю про поросят-намекаю на ребят.
То, что можно поросятам,
Непростительно ребятам!
Интересна ребятам игра «Собери». Из фрагментов нужно собрать целое по изучаемой теме. Например, нужно восстановить фразеологизмы:
Повесить
Глаза

Отводить
Нос

Вешать
Нюни

Провести
Глаз

Распустить
На мякине

Выколоть
Лапшу









На уроках в 5 классе я часто применяю такую форму как сказка. При изучении темы «Корни с чередованием И//Е» поможет такая сказка: «К вечеру Незнайка вспомнил, что ему поручили написать плакат. «Соб...,» - начал он и задумался. Думал он долго, пока не догадался позвонить в
справочное бюро.
- Справочное бюро слушает.
- Скажите, пожалуйста, как написать: «собирайте» или «соберайте»?
- Сейчас вам ответит Суффикс А.
- Алло, - сказал Суффикс А- консультант. - Вы меня слушаете? В таких
корнях, где чередуются буквы Е и И, я хозяин. Если я стою после корня, то
допускаю в корень только И; если стоит другая буква - пишите Е.
-Как хорошо, что есть справочное бюро! - воскликнул Незнайка и сел
дописывать плакат».

При изучении темы «Антонимы» в 5 классе ребятам интересна игра в домино. Класс делится на группы, которым раздаются конверты с разрезными карточками. Собрать домино нужно таким образом, чтобы получились пары антонимов. Например: жара - холод, грусть - веселье, низкий - высокий и т. д. Побеждает та команда, чья быстрее соберет домино.

При изучении темы «Числительное» в 6 классе на уроках закрепления предлагаю ребятам решить примеры. Это задание вызывает оживленный интерес, так как ученикам интересно то, что на уроках русского языка им встретилась математика. Но записать примеры и их решения нужно прописью:
48+12= 188-52= 36: 12=
1200:4= 49+10= 56-23=

Очень нравится ребятам попробовать себя в роли учителя. Ученик может объяснить новый материал. Я готовлю с учеником конспект. Ребята могут также сами подготовить и провести словарный диктант. Можно поручить проверить диктант и поставить оценки ученику, который готовил и диктовал слова, или другому ребенку. Эта форма работы помогает ученику самоутвердиться, показать свои знания.

На уроках закрепления и повторения применяю перфокарты. Ребятам раздаются карты с вырезанными окошечками. Можно выполнять работу просто в рабочей тетради. При изучении чередующихся гласных ребята просто пишут буквы А или О, Е или И. При изучении других тем можно ставить «+ или «-.

Ребятам нравится такая форма работы как «Сочини сам». Например, при изучении темы «Жаргонизмы» в 6 классе дети с удовольствием сочиняют стихи, применяя жаргонизмы.

Если срежусь на контрошке, то не еду за бутор,
Родоки одни отвалят, я ж пойду гулять во двор.
Жаргонизмы - это круто! Но не нужно забывать,
Что такие обороты лучше вовсе избегать!

В старших классах также необходимо использовать на уроках формы, которые вызывают интерес у ребят. В 9 классе при повторении изученного в средних классах предлагаются задания в игровых формах. Например, игра-задачка. Ученики получают карточку с заданием.
Задача 1. Выделите окончания в данных словах. Определите принцип построения задачки и составьте два аналогичных задания: одно на определение суффикса, другое - на определение корня. Воробей, смелей, подлей, коней, четырехсот, назло, (он) клеек, веселей, второпях, ступней, ожерелье, апельсин, покой, санаторий.
Задача 2. Составьте односоставные предложения так, чтобы все слова в них начинались на одну и ту же букву алфавита. Слов в предложении должно быть как можно больше. 1. Безличное предложение. 2. Определенно-личное предложение. 3. Неопределенно-личное предложение . 4. Назывное предложение.

Игра-задачка по теме «Сложноподчиненное предложение» в 9 классе: Составьте предложение, в котором употреблялись бы следующие знаки: точка с запятой, двоеточие, тире, запятая, восклицательный знак и скобки. Из скольких частей состоит ваше предложение?
Девятиклассники с интересом решают лингвистические задачки, вспоминают, чему научились в младших классах. Например, задания по фонетике: Определите, какие звуки загаданы. Составьте свои пять загадок. Обменяйтесь тетрадями и попробуйте отгадать загадки друг друга.
Загадка1. Слова поле, кроль, порок и корень совпадают в одном звуке. Какой это звук?
Загадка2. Загадан один из звуков. Известно, что он не парный по звонкости и по мягкости и после него никогда не пишется буква Ь. Какой это звук?
Загадка 3. Как из марки сделать почту? Можно заменять лишь одну букву. Сколько ходов у вас получилось?

Уроки литературы также требуют от учителя не только знания и любви своего предмета, но и способность заинтересовать ребят, увлечь их миром книг. Если ученика не интересует, не затрагивает то, что изучается, урока литературы, по существу, нет, и учитель никогда не достигнет поставленных перед ним целей.
Учащиеся 5 класса обычно переживают то, о чем читают в художественном произведении, начинают более глубоко понимать его, учатся на уроках размышлять о героях, их поступках, о событиях. И особенно важно в этом возрасте привить детям стойкий интерес к урокам литературы, любовь к книге. Помогают в этом различные виды игры. Игра активизирует познавательную деятельность, несет большую эмоциональную и интеллектуальную нагрузку, дает простор творчеству и инициативе, фантазии и смекалке.
Много игровых моментов можно ввести в урок, используя иллюстрации к художественным произведениям. Такие иллюстрации есть готовые, выпущенные специально для школы. Но ребятам нравится готовить иллюстрации самим, причем рисовать любят не только маленькие дети, но и старшеклассники. Особенно охотно ребята рисуют персонажей сказок. Важно не только оценить рисунок и показать одноклассникам, а сделать его интересным наглядным пособием, чтобы использовать неоднократно.
Очень любят ребята выполнять более объемные работы. Например, при изучении пословиц, поговорок, загадок, небылиц в 5 классе ученики охотно делают книжки-малышки с собственными яркими иллюстрациями. Изучая поучения, ребята 7 класса сочиняют сами поучения и оформляют их по-разному: на альбомном листе, в свитке и т. д.
Учащимся 5 класса нравится делать поделки из различного материала к изучаемым сказкам. Например, к сказке «Царевна-лягушка» ребятам дается на дом задание: сделать то, что делали царевичи по приказу батюшки-царя: ковер, рубашку, хлеб. И дети с удовольствием делают такие поделки из разного материала: пластилина, бумаги, природного материала и др. Даже были работы, которые ребята делали по-настоящему: хлеб пекли настоящий (помогала ребенку мама - и это прекрасно!), рубашку шили из материала и даже вышивали бисером. Мы устраивали выставки из сделанных ребятами поделок. Такие задания любят выполнять ребята не только 5 класса, но и шестиклассники, и даже ребята 7 класса.

При изучении загадок, небылиц ребятам дается задание «Сочини сам». И дети придумывают такие интересные небылицы, сочиняют загадки сами. И весь этот материал ученики оформляют красочно. Примеры небылиц, сочиненных ребятами:

Любит лошадь в луже спать,
Свиньи - в поле гоготать.

* * *
Сбив мальчишку рогаткой с дерева,
Хохочет ворона над своею проделкою.

* * *
Учитель истории плачет навзрыд:
«Двойку» поставил ему ученик.

По всем придуманным, сочиненным ребятами работам мы проводим викторины, конкурсы, устраиваем выставки. Интересны ученикам викторины, которые мы проводим в основном по окончании темы. В 5 классе проводим викторину «В мире сказок». Учитель показывает рисунок, а дети называют сказку, отмечают, народная она или литературная, называют автора литературной сказки. Можно усложнить игру, предложив не только назвать автора и сказку, но и объяснить, какой момент изображен на рисунке, пересказать этот эпизод. Когда ребята осознают разницу между сказкой литературной и народной, можно предложить другое задание с тем же наглядным пособием: отобрать из предложенных иллюстраций две-три к народным сказкам и две-три к литературным и назвать их авторов. Также интересно вести работу с иллюстрациями к былинам, басням, произведениям классической и современной литературы.
Игра «Вспомни в сказку». Можно подобрать картинки или сделать самим рисунки различных предметов, упоминаемых в сказках. Увидев на рисунке предмет, дети должны назвать сказку, где о нем говорится, например: яблоко - «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях, перо птицы - «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке и т. д. Надо учитывать, что некоторые предметы встречаются не в одной сказке. Аналогичную игру можно провести по басням Крылова.
Игра «Кто в какой сказке живет» помогает ребятам постичь красоту и выразительность русской речи. Учащиеся вспоминают, какими прозвищами наделяются животные в сказках: лисичка-сестричка, лиса-рыжая краса, волк-волчище - серый хвостище, зайчик-побегайчик, зайчишка-трусишка и т. д. Для пятиклассников из многих рисунков, приготовленных для этой игры, можно сделать пособие для игры «Кто в какой басне живет».
Интересна для ребят, особенно пятых-шестых классов, такая форма как литературное лото. Иллюстрацию к произведению разрезаю на несколько частей. Ребята должны собрать из фрагментов картинку и назвать, какое произведение и кто автор. Класс делится на группы. Выигрывает та команда, чья быстрее соберет иллюстрацию и назовет данные к ней.
Часто задаю ребятам составить вопросы к изучаемому произведению. Это помогает ученикам полностью, внимательно прочитать произведение. Условие задания: вопросы должны быть интересными, по возможности сложными, требующими хорошего знания текста. На уроке ребята задают свои вопросы. Один ученик читает вопрос, называет того, кто будет отвечать. Ответивший задает свой вопрос следующему ученику, тот отвечает и задает вопрос следующему однокласснику и т. д. Из наиболее интересных вопросов составляем викторину и проводим ее на обобщающем уроке.
На уроках литературы необходимое условие - непосредственное обращение к художественному тексту, чтение его, чтение осознанное, прочувственное, выразительное. Ребята любят чтение в лицах, инсценировки. Тогда ученик будет читать хорошо, когда поймет характер персонажа, проникнется его чувствами. Читая, он учится понимать, чувствовать, переживать прочитанное, овладевать навыками выразительного чтения.
Мы с ребятами готовим виртуальные экскурсии по литературным местам России, а также путешествуем реально: по уже побывали в с Тарханы, с Болдино, с. Наровчат. Всё это способствует повышению интереса к жизни и творчеству поэтов и писателей, культурного уровня человека.
Учащимся интересны также интегрированные задания по русскому языку и литературе. При изучении многих тем по русскому языку ребятам предлагается найти примеры из художественных текстов, изучаемых по литературе в данное время. Например, в 9 классе при изучении сложноподчиненных предложений нужно выписать из романа Ф. М. Достоевского «Белые ночи» десять-пятнадцать сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными, определительными и условными. В 8 классе при изучении темы «Виды связи слов в словосочетании» дается задание выписать из повести Н. Карамзина «Наталья, боярская дочь» 20 словосочетаний и определить способы связи слов в них. Такая работа интересна ребятам.
На своих уроках активно использую образовательные программы на CD с тренажерами, тесты, тренировочные упражнения. Использование ИКТ с его возможностями (систематизация, красочность, занимательность, мобильность предлагаемой информации), безусловно, повышают интерес учащихся к уроку и к предмету.

Все эти приемы работы помогают воспитывать у учащихся любовь к русскому языку, к художественному слову. Ребятам становится интереснее на уроках русского языка и литературы. Они чувствуют поддержку педагога, раскрываются, выявляют свои способности.
Анализ результативности
Различные формы, методы, применение новых технологий, используемые в работе позволяют получать хорошие результаты при подготовке учащихся к промежуточной итоговой аттестации, развивают творческие способности детей.
Эффективность методической системы подтверждают следующие показатели: прослеживается динамика участия учеников в различных олимпиадах и конкурсах по русскому языку и литературе, а также наличия победителей и призёров; повышается способность учащихся самостоятельно получать знания, эффективно заниматься самообразованием. Основными параметрами результативности педагогической деятельности являются
-Результаты ЕГЭ:
в 2013-2014 учебном году качество знаний- 100%.
Участие в конкурсах:
2011-2012
Муниципальный конкурс творческих работ, посвященных Дню матери (II место);
Республиканский конкурс «Сделай выбор!», в номинации «Авторское стихотворение» (II место);
Республиканский конкурс на лучшее сочинение «Слава, вам, братья, славян просветители!» (Победитель).
2012-2013
Муниципальный конкурс «Ученик года- 2013» (Грамота за участие);
Муниципальный конкурс творчества «Наследие», (Диплом участника);
Муниципальный конкурс творческих работ, посвященный Дню славянской письменности и культуры, в номинации сочинение по теме: «По страницам удивительных книг».
2013-2014
Муниципальный конкурс творческих работ, посвященных Дню матери (II место);
Муниципальный конкурс на лучшее сочинение «Мордовия. Здесь Родины моей начало», посвященное дню мордовских языков. (III место);
IX- районный конкурс детско-юношеского творчества по пожарной безопасности (I место в номинации «Художественно-изобразительное творчество»);
Муниципальный конкурс творческих работ «Осеннее настроение» (I и II места);
Республиканский конкурс «Защитим лес», номинация «Фотография» (II место).
2014-2015
Муниципальный конкурс творческих работ «Осеннее настроение» номинация «Художественное вязание» (I и II места);
Муниципальный этап республиканского конкурса моделей одежды из природного материала «Флора дизайн» (I место);
Муниципальный конкурс творческих работ, посвященный 145-летию со дня рождения Ф.В. Сычкова в номинации «Поэзия» (Победитель).
Таким образом, познавательный интерес – это стремление к знаниям, к чему-то новому, незнакомому. Именно с помощью познавательного интереса у детей формируется любовь к труду, технике, учебным занятиям, чтению книг и другим. Занимательный материал может быть самым разнообразным, поэтому педагог должен обязательно на каждом уроке русского языка использовать игры, загадки, ребусы, кроссворды, головоломки, тем самым прививать познавательный интерес к этому предмету. Для формирования и актуализации познавательного интереса его нужно постоянно инициировать. В школьный период своей жизни ребенок старается узнать как можно больше обо всем мире. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение русскому языку из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний. Главную роль здесь сыграет занимательный материал, представляющий собой сильнейший фактор психологической адаптации ребенка в новом учебном пространстве, который может решить проблему естественного ненасильственного внедрения ребенка в мир познания родного языка. Такие элементы познавательного интереса, как стремление преодолевать трудности при выполнении задания, поиск путей для решения задания, концентрация внимания на объекте деятельности, увлеченность, активность, самостоятельность и пр., при применении в процессе обучения разнообразных занимательных средств формируются гораздо быстрее. Особенно следует отметить систематическое применение занимательного материала на уроках русского языка и литературы. Это заставляет учащихся погрузиться в процесс обучения, снижает стрессогенный фактор проверки уровня развития, позволяет детям, отличающимся повышенной тревожностью, в более полной мере продемонстрировать свои истинные способности. Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Познавательный интерес способствует общей направленности деятельности школьника и может играть значительную роль в структуре его личности. Во время обучения формируется интерес у учащихся к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.
Разнообразие игровых моментов на уроке позволяет учителю вызвать активную заинтересованность учеников. Трудные, на первый взгляд, задания привлекают учеников своей новизной, необычностью, нестандартностью. Это способствует созданию положительной эмоциональной обстановки, без чего невозможно положительное усвоение материала учащимися, развивает и активизирует воображение учащихся.
Развитие воображения и творческих способностей является важнейшей задачей образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности, пробуждает инициативность, самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе, потому что истинная цель обучения – это не только овладение определёнными знаниями, умениями и навыками, но и развитие, воспитание творческого человека.
Поэтому если на каждом уроке русского языка будет использован разнообразный занимательный материал, то будет развиваться познавательный интерес к данному предмету (родному языку) и, может быть, в будущем повысится даже уровень культуры речи людей.
Адресные рекомендации по использованию опыта
Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях на сайте учителя, выступлениях на педагогическом совете, школьном методическом объединении учителей. С публикациями представления педагогического опыта можно познакомиться на страничке учителя на сайте [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Наглядное приложение
Урок развития речи по русскому языку для 6 класса «Словари».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Беляева О. В., Даценко О. А. «Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс , Москва,
2007.
2. Введенская Л. А., Баранов М. Т. «Русское слово», Москва, 1991.
3. Гергель И. Г. «Занимательные материалы по русскому языку. 5 класс», Волгоград, 2006.
4. Жилина Л. В. «Играем на уроках в 5 -6 классах», Москва, 1987.
5. Журналы «Русский язык в школе», № 3- 1995, № 1, 5- 1997, № 4- 1976.
6. Журналы «Русский язык и литература в украинских школах», № 2-1988, М: 3-1985.
7. Соловьева Н. Н. «Русский язык в задачах и играх. 9 класс», Москва, 2004.