План самообразования «Формирование художественной культуры учащихся, развитие изобразительных способностей, творческого воображения, художественного вкуса и понимания прекрасного»



План самообразования

Учителя: Лукиной Юлии Леонидовны
Предмет: изобразительное искусство.
Методическая тема учителя: «Формирование художественной культуры учащихся, развитие изобразительных способностей, творческого воображения, художественного вкуса и понимания прекрасного».
Методическая тема школы: «Создание оптимальных условий для развития творческих способностей ребенка, получения качественного образования и подготовки выпускника школы в условиях перехода на российское законодательство и ФГОС».
Срок реализации (работы над темой): 2014-2017 гг.
Цель: Формирование художественной культуры учащихся, развитие изобразительных способностей, творческого воображения, художественного вкуса и понимания прекрасного.
Задачи:
изучение и анализ состояния преподавания по предмету своего профиля;
изучение нормативной и методической документации по вопросам образования;
освоение нового содержания, технологий и методов педагогической деятельности по своему предмету, направлению работы по самообразованию;
прохождение курсовой подготовки на базе КРИППО г.Симферополь с целью повышения квалификации;
знакомство с передовым опытом учителей и работа по апробации полученных знаний на практике;
участие в системе школьной и районной методической работы;
обобщение результатов работы и передача собственного опыта коллегам.
Примерный план изучения вопросов самообразования учителя.
Изучение личного творческого плана педагога. Оправдал ли себя план, как он сочетался с общешкольной проблемой и индивидуальной темой самообразования, как сформулированы основные вопросы, взятые для изучения в ходе самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
Чей педагогический опыт и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования; этапы проработки материала; какая литература (педагогическая, психологическая, методическая и др.) изучалась.
Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.). Как отразилось изучение темы на практической деятельности (уровень преподавания, качество знаний учеников).
Творческое сотрудничество (с педагогами, методистами, учеными и др.).
Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Что предстоит сделать по их преодолению.
Наиболее интересные научные работы, с которыми познакомился педагог в ходе самообразования.
Самооценка: что дала самостоятельная работа для повышения теоретического и методического уровня; какой вывод сделал педагог о проделанной работе.
Дальнейшие планы педагога по самообразованию.
Предполагаемый результат: абсолютная успеваемость и позитивная динамика качественной успеваемости по предмету; призовые места на районной олимпиаде по изобразительному искусству; создание на основе ученических работ наглядно-дидактического материала.



Содержание работы
Сроки
Индикатор достижения результата
Использование, применение

1
Изучение методической литературы





1) Концепция модернизации российского образования на период 2010 г. (приказ МО России от 18. 07. 2003 № 2783).



2) Методические письма Министерства образования и науки Крымской области о преподавании учебных предметов в общеобразовательных учреждениях в 2014-2015 учебном году («Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура»).

3) Программы:
- Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (1-9 классы. М.: Просвещение, 2006 г.);
- Г. И. Данилова «Мировая художественная культура» (5-11 классы. М.: Дрофа, 2006 г.);
Г. П. Сергеева, И. Э. Кашенова, Е. Д. Критская «Искусство». 8-9 классы. М.: Просвещение, 2007 г.;
Л. А. Рапацкая «Мировая художественная культура». 10-11 классы. М.: Владос, 2006 г.

4) Изобразительное искусство (7-8 классы). А. С. Питярских, Г. С. Гуров. Под редакцией Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008 г.



5) Хоруженко К. М. Мировая художественная культура. Тесты. М.: «Владос», 2000 г.
В течение 2014-2015 гг.






Август 2014










В течение 2014-2017 гг.













Сентябрь 2014г.











2014-2017гг.




Участие в реализации качественных изменений в системе образования средствами искусства.

Улучшение в целом качества знаний по ИЗО, МХК.





Улучшение художествен-ного образования, эстетического воспитания, приобщение школьников к миру искусства (духовной и материальной), формирование и творческое развитие личности каждого ребёнка.

Освоение опыта творческой деятельности, её разнообразность и вариативность у учащихся.

Создание социально-культурного творческого пространства для учащихся и педагогов, направленность на приобщение к искусству уровня района, области.







На уроках ИЗО, МХК.






На уроках ИЗО, МХК.








На уроках ИЗО, МХК










На уроках ИЗО и дополнительном образовании в НОУ


На районном МО учителей ИЗО, МХК.
Внедрение современных технологий в учебный процесс, улучшение качества образования по искусству.

Построение системы обучения учащихся основным принципам и законам композиции.






2
Консультации, курсы.





1) Курсы учителей изобразительного искусства в КРИППО






02.09.2014г.
01.12.2014г.


Обмен опытом работы по теме«ИспользованиеИКТ в научной работе учащихся по ИЗО».

Создание презентаций по научной работе учащегося.






Практические выводы (тезисы):
Разработанные недавно единые учебные стандарты для общеобразовательных школ рассчитаны в связи со спецификой предметов изобразительное искусство, мировая художественная культура не только на краткосрочный, сиюминутный эффект, но и на отдалённый результат личностного становления и созревания. Я считаю, что формирование ключевых компетенций на базе изучения «Изобразительного искусства», «Мировой художественной культуры» связано с освоением реального социально-культурного пространства, данного учащимся в силу рождения в определённом культурном регионе и виртуальном пространстве мирового культурного наследия. Современные стандарты обеспечивают культурное единство нашей мультикультурной страны, с одной стороны, а с другой стороны, дают возможность по достоинству оценить местные художественные и культурные традиции. Именно с этих позиций я подхожу к формированию художественно-изобразительных и культурных компетенций учащихся.
Прежде всего, это:
- приобщение к высшим ценностям, эстетическим, этическим нормам позитивного опыта человечества, зафиксированного в художественных образах;
- осознание ценности национальной культуры;
- приобретение личного опыта в отношении основных ценностных установок;
- критическая оценка «внушающей силе искусства» в массовой культуре, рекламе, СМИ.
На данной базе я стараюсь формировать компетенции, связанные с выбором путей и форм собственного художественного творчества, выбором направлений собственного культурного развития, организации личного досуга. На базе предметов «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура» приоритетные компетенции в комплексе станут основой для гражданского и духовного становления личности учащихся, их творческого развития, а также социализации на базе гуманистических и общечеловеческих ценностей. Также я считаю, на основе вариативной части школьного компонента вполне уместным проведение элективных и факультативных курсов, участие школьников в научно-исследовательской работе по названным выше предметам, которые позволят включать в работу оригинальный материал, выходящий за рамки учебной программы. Важно также обеспечить тесную взаимосвязь различных способов, форм учебной деятельности в ходе изучения учебных предметов по искусству. Так, художественно-творческая деятельность и проектно-исследовательская будут представлять собой синтез учебно-познавательного, игрового и творческого процесса. При этом данные виды деятельности должны быть ориентированы на развитие интереса у школьников к творческой работе (презентации, эссе, рефераты, рецензии, публичные выступления, выполнение изделий собственными руками), формируя устойчивую мотивацию учащихся к самостоятельному поиску, анализу своей работы, защите проекта.
Это позволит активизировать личностную позицию учащихся, определить пути своего культурного развития и профессионального самоопределения.
Однако в ходе работы по теме самообразования выявились и определённые проблемы, которые нельзя решить в одиночку: недостаточно хорошо развитая материально-техническая база по предмету «Изобразительное искусство», отсутствие лицензионных программ в цифровом формате по вышеназванным предметам в образовательных учреждениях района.

Из дальнейших планов по самообразованию мною отмечены следующие пункты:
пройти курсы повышения квалификации в КРИППО по предмету «Изобразительное искусство»; получить консультации у ведущих специалистов КРИППО по успешному внедрению предмета «Искусство» в школе;
принять участие в районной и областной олимпиаде «Шаг к Олимпу».
опубликовать в районной газете «Огни Маяка» свои творческие работы, разместить поурочные разработки на сайте Красногвардейского методического кабинета в Интернете;
регулярно знакомиться с материалами образовательных Интернет-сайтов, научных статей по разделу «Искусство».
















13PAGE 14415




15