Развитие творческого воображения обучающихся в процессе обучения искусству тестоплстики


Развитие творческого воображения обучающихся в процессе обучения искусству тестопластики.
Тестопластика является одним из видов народного искусства. В наше время интерес к солёному тесту, как материалу для изготовления различных поделок, возник сравнительно недавно, хотя сама история соленого теста тянется из глубины веков. Из этой смеси наши предки лепили фигурки, обереги. При этом фигурки из соленого теста хранились долго, и хозяева относились к ним очень уважительно
Кружок «Город мастеров» посещают большей частью учащиеся начальной школы. На занятиях дети знакомятся с солёным тестом и разными способами его обработки. Занятия направлены на развитие умения и навыков работы с пластичным материалом. Лепка из соленого теста не просто вооружает ребенка умениями и навыками, но и помогает ему почувствовать себя творцом, способным подчинить собственной воле материал и создать из него образ, даёт возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Занятия будят интеллектуальную и творческую активность ребенка, учат планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, конструкцию изделий, осуществлять задуманное. Занятия лепкой из теста помогают приобщить детей к народному искусству, воспитать художественно-эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность, развить фантазию, воображение, самостоятельное мышление.
По данным исследований ученых доказано, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Неоценимую помощь занятия могут оказать детям с задержкой психического развития, ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека. Также игры с тестом полезны детям с пониженным или повышенным тонусом рук, так как они нормализуют тонус. И что удивительно: занятия с соленым тестом рекомендуют врачи для профилактики бронхо-лёгочных заболеваний.
В настоящее время высоко ценится всё, что сделано своими руками, а занятия в объединении помогают детям руками и душой прикоснуться к настоящему делу. Нужно помнить, что научить ребёнка лепить это не значит, что достаточно дать ему один кусочек теста. Очень важно показать, как это сделать. 
На своих занятиях я знакомлю  детей с тестопластикой как видом народно-прикладного искусства, ее историей, особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами работы с тестом. Вместе с детьми замешиваем тесто. Даю возможность самим «подружиться» с ним: потрогать, помять, сделать ямки, скатать колбаски, оторвать кусочек и т.д. Сначала темы для лепки предлагаю детям сама: "Подкова”, "Рыба”, "Дерево”, "Сова”. После того, как дети освоили лепку на плоскости, переходим к объемным фигурам. На занятиях анализирую степень усвоения материала, как дети самостоятельно применяют те навыки и приемы, которые усвоили на занятиях.
Чтобы получить от детей желаемый результат, мы обыгрываем поделки, оживляем персонажи, читаем стихи. Наличие интереса побуждает к творчеству, приносит радость.
Дальнейший этап - это облепливание тестом разнообразных объемных форм: бутылочек, баночек. Детям необходимо сначала облепить форму, а затем придумать интересную игрушку, добавляя характерные детали и мелкие декоративные элементы- цветы, грибы, шляпки и др.
Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание готовых форм. Для раскрашивания используются гуашь, акварель, фломастеры. Работы получаются интересные, выразительные.
На развитие творческого воображения направлены некоторые эксперименты с окрашенным соленым тестом. Смешивая тесто в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства этого материала, его возможности.
Чтобы разнообразить работу с тестом предлагаю украсить сырое изделие мелким бисером, красивыми бусинками, стразами, пуговицами.
Планируя работу с детьми, тему для лепки стараюсь подобрать с учетом сезона и календарных праздников, то, что детям близко и дорого. Например: «Корзинка с  цветами», «Овощи-фрукты», «Дед Мороз и Снегурочка», «Новогодние игрушки на елку», «Ангелочек», «Валентинки» и др.
Использование наглядности помогает формировать образные представления о предметах и явлениях окружающего мира, видение их общих и типичных признаков и свойств, характерных для отдельных предметов. Для этого я изготовила разнообразные фигурки из соленого теста, картинки с изображением фигурок. Дети любят рассматривать игрушки, делятся своими впечатлениями, говорят, как можно слепить такую игрушку.
Большое место отводится  разнообразным играм с готовым содержанием и правилами. Многие из них развивают определенные психические процессы ребенка: мышление, память, воображение, внимание, способность к самоконтролю, сравнению, классификации.
С большим желанием дети работают в группах. В начале занятия по теме «Зоопарк» одной группе дается задание слепить аквариум, другая группа лепит медведей, третья- клетку с обезьянами и т.д. Ребята сами придумывают оформление своей части зоопарка, в работе используют не только тесто, но и бусины, засушенные листья и веточки, проволоку и т.д. Готовые и высушенные поделки раскрашивают и оформляют свою часть зоопарка. Остается только соединить все части и показать зоопарк всем желающим. Таким же образом оформляем «Летнюю полянку». Группы лепят цветы, бабочек, грибы. Затем все соединяем в единой экспозиции.
На занятия приглашаю родителей. На совместных занятиях с папами готовим подарки для мам, с бабушками готовим новогоднее панно, с мамами ко Дню учителя лепили Мудрую сову. Родители, которые давно не занимались лепкой, с охотой принимаются за работу, а дети выступают в роли наставников.
Игровые методы и приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчают работу мышления и воображения.