Развитие творческого воображения обучающихся начальной школы средствами нетрадиционных техник рисования.


Развитие творческого воображения обучающихся начальной школы средствами нетрадиционных техник рисования
Е.А.Киселева, Н.В.БитюцкихМБОУ СОШ №48
Проблема развития творческого воображения детей актуальна тем, что в последние годы перед обществом встала проблема сохранения интеллектуального потенциала нации, а также проблема развития и создания условий для одаренных людей в нашей стране.
Одним из основополагающих принципов модернизации содержания образования является его личностная ориентация, предполагающая опору на субъектный опыт обучающихся, актуальные потребности каждого ребенка. В связи с этим остро встал вопрос об организации активной познавательной и созидательной деятельности обучающихся, способствующей накоплению творческого опыта младших школьников, как основы, без которой самореализация личности на последующих этапах непрерывного образования становится малоэффективной. Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Творческое воображение детей представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в обучении и воспитании. И большие возможности для развития творческого воображения представляет изобразительная деятельность детей.
Творческое воображение проявляется:
в виде нереализованных во время практической деятельности образов;
в виде образов, связанных с выполнением какой – либо определенной практической деятельности;
в виде представления чего – то нового, основанного на условном или словесном изображении;
в виде новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение.
Развитие творческих способностей младших школьников обусловлено необходимостью научно обоснованного решения практических задач начального образования, поиском направлений совершенствования организации творческой деятельности обучающихся.
Младший школьный возраст квалифицируются как наиболее благоприятный, сензитивный для развития творческого воображения, фантазии. Игры, разговоры детей отражают силу их воображения, можно даже сказать, буйство фантазии. В их рассказах, разговорах реальность и фантазия нередко смешиваются, и образы воображения могут в силу закона эмоциональной реальности воображения переживаться детьми как вполне реальные.
Особенностью воображения младших школьников, проявляющегося в учебной деятельности, вначале является опора на восприятие (первичный образ), а не на представление (вторичный образ). Например, учитель предлагает на уроке детям задачу, требующую представить себе ситуацию. Это может быть такая задача: «По Волге плыла баржа и везла в трюмах ... кг арбузов. Была качка, и ... кг арбузов лопнуло. Сколько арбузов осталось?». Конечно, такие задачи запускают процесс воображения, но нуждаются в специальных орудиях (реальных предметах, графических образах, макетах, схемах), иначе ребенок затрудняется продвинуться в произвольных действиях воображения. Для того чтобы понять, что произошло в трюмах с арбузами, полезно дать рисунок баржи в разрезе. По мнению Л.Ф. Берцфаи, продуктивное воображение должно обладать следующими чертами, чтобы ребенок безболезненно вошел в школьные условия обучения:
с помощью воображения он должен быть способен к воспроизведению принципов строения и развития вещей;
обладать умением видеть целое раньше его частей, т.е. способностью создания целостного образа любого предмета;
для продуктивного воображения ребенка характерна «надситуативность», т.е. тенденция к постоянному выходу за рамки данных условий, к постановке новых целей (что является основой будущего умения и желания учиться, т.е. основой учебной мотивации);
мысленное экспериментирование с вещью и способность к включению предмета в новые контексты, а следовательно, способность к нахождению способа или принципа действия.
В основе креативных способностей человека лежат процессы мышления и воображения. Развитие креативных способностей обучающихся рассматривается как результат целенаправленного обучения творческой деятельности младших школьников, под которой мы понимаем продуктивную форму деятельности обучающихся начальной школы, направленную на овладение творческим опытом познания, создания, преобразования, использования в новом качестве объектов материальной и духовной культуры, в процессе изобразительной деятельности, организованной в сотрудничестве с педагогом.Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития творческого воображения у младших школьников не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При этом неизвестно, какое изображение получится, но он заведомо успешен по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируют деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позитивной позиции «творца».
Нетрадиционные техники рисования помогают детям реализоваться в творчестве. Развивающееся в ходе занятий нетрадиционным рисованием воображение будет способствовать реализации в учебе, в общении с друзьями.
Нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности производимых действий. Так дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации (например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге и т.д.).
Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществить индивидуальный подход к детям, учитывать их желания, интерес. Рисование же в несколько рук, как коллективная форма творчества, сближает детей. У них развиваются навыки культуры общения, возникают эмоционально теплые отношения со сверстниками.
Нетрадиционные техники рисования еще очень хороши тем, что они исключают возможность копирования предлагаемого педагогом образца. Это происходит благодаря тому, что вместо готового образца педагог демонстрирует только способ действия с нетрадиционными материалами и инструментами. Именно это дает толчок развитию творческого воображения, творчества, проявлению самостоятельности и инициативы.
Благодаря тому, что нетрадиционные техники изображения требуют соблюдения последовательности производимых действий, дети учатся планировать свой процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками рисования вызывает у ребенка радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования, стимулирует положительную мотивацию.
Рисование с использованием нетрадиционных техник не утомляет младших школьников, поэтому данный вид рисования уместно применять во внеурочной деятельности. Во время занятий у обучающихся сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего занятия.Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации, координации мелкой моторики пальцев рук.
Итак, для обучающихся советуем активно применять следующие техники: ниткопись, отпечатки природных материалов, восковые мелки + акварель, свеча + акварель, кляксография с трубочкой, оттиск смятой бумагой, рисование пластилином, рваная аппликация, гратаж, набрызг и рисование мыльной пеной, монотипия, рисование свечой, батик, рисование по сырой бумаге и другие. Анализируя результаты работ детей, можно сделать следующий вывод: что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса, они приобщают детей к высшим духовным ценностям, развивают их способности и творчество.
Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию.
Детский возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. Неустанная работа воображения - эффективный способ познания и усвоения ребенком окружающего мира, возможность выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития творческого подхода к миру. Поэтому необходимо как можно эффективнее использовать их в младшем школьном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, благоприятствующих их формированию. Такими условиями являются:
Раннее физическое и интеллектуальное развитие детей.
Создание обстановки, определяющей развитие ребенка.
Самостоятельное решение ребенком задач, требующих максимального напряжения.
Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, чередовании дел, продолжительности занятий одним делом и т.д.
Доброжелательная помощь, а не подсказка взрослых.
Комфортная психологическая обстановка, поощрение взрослыми стремления ребенка к творчеству.
Создание благоприятных условий недостаточно для воспитания ребенка с высокоразвитыми творческими способностями. Важно целенаправленно развивать творческое воображение в начальной школе. Изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник может быть успешно использована в развитии творческого воображения у детей.
Список литературы
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 1997. – С.12.
Казеичева, И.Н. Активизация воображения учащихся в упражнениях на дорисовывание фигур/ Начальная школа. – 2009 – №3.
Комарова, Т.С. Дети в мире творчества / Т.С.Комарова. – М.: Мнемозина, 1995. – С.14.
Котова, Т.Н. Творческие задания как средство развития креативного воображения школьников в учебном процессе / Т.Н. Котова. – Новотроицк, 2007. – С. 24.
Туник, Е.Е. Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления./ Е.Е. Туник. – СПб.: Питер 2013. – 320 с.
ВКР на тему «Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства средствами нетрадиционных техник рисования» – НИУ БелГУ, 2016 г.