Конспект открытого урока по географии на тему План местности и географическая карта(5 класс)


Тема Урока: «План местности и географическая карта».
Цели урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию новых знаний и способов деятельности.
Сформировать понятия план местности, масштаб, географическая карта, градусная сеть.
Дать общее представление об условных знаках.
№ Этап урока Деятельность педагога Деятельность детей УУД
1 Организационный момент
Цель этапа: 1. Обеспечить нормальную обстановку для работы на уроке.
2. Создать обстановку психологического комфорта для уч-ся.
1.Проверяет подготовленность школьников к уроку.
Проверяют подготовленность к уроку. Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: планирование учебных действий вместе с учителем
2 Актуализация знаний
Цель этапа:
1.Получит представление о качестве усвоения уч-ся материала.
2.Определить опорные знания.
3.Подготовка к изучению нового материала и проведению П/Р. 1.Закрепление, знаний, полученных на предыдущем уроке.
2.Постановка цели и плана урока 1Уч-ся подписывают стороны горизонта.
2.Определяют по карте стороны горизонта.
3.Называют способы ориентирования «Цепочка способов»
46.Правила пользования компасом «Шаг за шагом» Познавательные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.
Коммуникативные: планирование учебных действий совместно с учителем
3 Проблемное объяснение нового материала.
Цель этапа:
1.Знакомить уч-ся с этапами возникновения карт.
2Познакомить с новыми понятиями.
3 Научить читать план местности и карту с помощью условных знаков.
1.Создаёт проблемную ситуацию (загадывание загадок).
2 Вопрос « Как в древности люди изображали на бумаге новые земли? Когда появились первые карты?» с помощью мультимедиа: демонстрационного, иллюстративного средства.
3 Вопрос «Зачем нужны планы местности и географические карты?»
4 Работа с ЭОР( слайды 8,9)
5 Проблематика: «Чтобы работать с планом местности нужно уметь его читать. Как читают план?»
6 Чтение условных знаков по ЭОР и форзацу учебника. Выясните, какие объекты изображены на плане. Воспользуйтесь «расшифровкой»
условных знаков, приведенной на с. 85 (рис. 99) по теме урока,7 Задание в рабочей тетради.
8 Физкультминутка.
9 Что такое масштаб?
10 Кроме планов местности используются географические карты. Определение по учебнику с85.
11 О чём «рассказывает карта?».(слайды13-20)
12 Объясняются понятия: градусная сеть, меридианы, начальный меридиан, параллель, экватор.
1 Отгадывание загадок
2 Находят ответ на поставленный вопрос в учебнике§18,с83.
3 Ответы уч-ся.
4. Работа с ЭОР.
5. Отвечают на проблемный вопрос или находят ответ в учебнике с.84
6 Работа с ЭОР и форзацем учебника.
7. Выполнение задания в рабочей тетради с.43 №1
8Выполнение физкультминутки.
9 Определение масштаба зачитывают в учебнике.
10 Зачитывают понятие «географическая карта» с.85
11Работа с ЭОР.
12 Работа с ЭОР и рабочими тетрадями с.44-45 №4 Регулятивные: планирование, прогнозирование
Познавательные: моделирование
Логические: решение проблемы, построение логической цепи рассуждения, выдвижение гипотез, доказательство
4 Первичное закрепление
Цель этапа: 1.Устанавливает осознанность восприятия материала.
2.Повторить новые понятия и термины
1Вспомнить новые термины и заполнить «корзинку знаний». 1 Дети называют новые термины и понятия с которыми познакомились на уроке. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Познавательные: общеучебные - умения структурировать знания, умение осознанно строить высказывание.
Коммуникативные: управление поведением, контроль и коррекция
5 Итог урока
Цель этапа: 1.Способствовать формированию рефлексии 2.Обеспечивает понимание целей содержания и способов выполнения домашнего задания.
3.Мотивирует деятельность учащихся по выполнению домашнего задания
4.Дает инструктаж по выполнению домашнего задания.
5.Проверяет понимание и способы выполнения домашнего задания
1.Дает качественную оценку работы класса и отдельных учащихся
2. Оценивает результаты как работы класса, так и отдельных учащихся 3.Инициирует рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками
4. Обеспечивает усвоение учащимися принципов саморегуляции и сотрудничества
1.Ученик получает оценку за работу на уроке и принимает объективный комментарий учителя 2.Определяет свой уровень восприятия информации на уроке, состояние комфортности при коллективной, фронтальной и индивидуальной работе
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.
Коммуникативные: информационное сотрудничество в поиске и выборе информации