Конспект открытого урока по музыке для 3 класса «Сказка в музыке»

Конспект открытого урока по музыке

Программа: «Музыка» под редакцией Д.Б. Кабалевского.
Тема четверти: Развитие музыки.
Тема урока: Сказка в музыке.
Класс: 3
Цель: Знакомство с музыкальными произведениями, основой которых становится сказка. Выявить взаимосвязь различных видов искусства: музыки, литературы, изобразительного искусства.
Задачи: Повторить и закрепить знания учащихся о средствах музыкальной выразительности и приемах развития музыки. Продолжить формировать умения и навыки применения средств музыкальной выразительности при характеристике музыкальных произведений. Расширить знания о творчестве русских композиторов.
Развить певческий голос, певческие навыки с использованием голосовых развивающих игр, упражнений, а также развитие памяти, воображения.
Воспитать любовь к музыке, к шедеврам мирового искусства и желание слушать и исполнять ее.
Оборудование: магнитофон, аудиокассеты с записью музыкальных произведений, раздаточный материал, наглядность, портреты композиторов, сборник сказок А.С. Пушкина, поэма «Руслан и Людмила».
Тип урока: нестандартный, комбинированный, интегрированный.
Методы обучения: объяснительно – иллюстративные, репродуктивный.







Ход урока

Организационный момент: Музыкальное приветствие.

Ребята, сегодня у нас урок необычный, и мы представим, что находимся в детском музыкальном театре. Как вы думаете, что можно посмотреть и послушать в музыкальном театре?
В музыкальном театре можно посмотреть и послушать оперу, балет, спектакль и т.д.
Что больше всего вам нравиться смотреть и слушать?
Сказку.
Конечно, раз музыкальный театр детский, то очень часто основу музыкальных произведений составляет сказка или сказочный сюжет.
Скажите, пожалуйста, а вы можете сами рассказать или исполнить сказку, сказочную историю?
Да.
Кто является героями сказок? Приведите примеры.
Сказочными героями могут быть гномы, волшебники, феи, колдуны, богатыри, животные.
Давайте вспомним песню-сказку, которая случилась морозною зимой в лесу.
Вы догадались, это песня «Почему медведь зимой спит»
Прежде, чем мы исполним её, и расскажем, что там произошло, нам нужно подготовить свой голос.

Учитель проводит артикуляционную гимнастику «Вежливые слова», озвучивает с учащимися стихотворение «Паровоз», распевает класс.

Дети исполняют песню «Почему медведь зимой спит» слова А. Коваленкова, музыка Л.Книппера

Кто сочиняет сказки?
Народ и писатели.
Сказки бывают народные и литературные (авторские). Приведите примеры сказок, которые вы знаете, (учащиеся приводят примеры сказок).

А сейчас слушаем литературную загадку, (ученица читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»).
Уж побледнел закат румяный
Над усыпленною землей;
Дымятся синие туманы,
И всходит месяц золотой;
Померкла степь. Тропою тёмной
Задумчив, едет наш Руслан
И видит: сквозь ночной туман
Вдали чернеет холм огромный,
И что-то страшное храпит

(учащиеся определяют, из какого произведения отрывок)

Эта поэма легла в основу оперы «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Главные герои произведения: Руслан, Людмила, злой колдун Черномор.
Как вы думаете, какими чертами обладал злой колдун?
Он был коварный, хитрый.
Сейчас мы послушаем отрывок из оперы – «Марш Черномора». Во время прослушивания вам нужно будет заполнить таблицу «Характеристика музыкального произведения».
Слушание музыкального произведения - М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».
Обсуждение с учащимися характера музыкального произведения, приемы развития музыки, средств музыкальной выразительности.
Вторая литературная загадка (ученица читает отрывок из «Сказки о царе Салтане» А.С. Пушкин).
Князь у синя моря, ходит,
С синя моря, глаз не сводит;
Глядь – поверх текучих вод
Лебедь белая плывет.
«Здравствуй, князь ты мой
прекрасный!
Что ж ты тих, как день
ненастный?
Опечалился чему?» –
Говорит она ему.
Князь Гвидон ей отвечает:
«Грусть – тоска меня съедает:
Люди женятся; гляжу,
Не женат, лишь я хожу»

(учащиеся определяют, из какого произведения отрывок)
Эта сказка легла в основу оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского – Корсакова.
Давайте вспомним, какие чудеса, превращения встречаются в этой сказке?
В этой сказке есть три чуда:
белка песенки поет, да орешки все грызет, а орешки не простые, все скорлупки золотые
В чешуе как жар горя, тридцать три богатыря, все красавцы удалые, великаны молодые, все равны как на подбор, с ними дядька Черномор
Говорят, царевна есть, что не можно глаз отвесь. Днем свет Божий затмевает, ночью землю освещает – месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит
А также царевич Гвидон превращается в комара, муху, шмеля.
Представьте себе, что вы стали композиторами, как бы вы изобразили музыкой полет шмеля?
Музыка звучала бы в быстром темпе, гудела, жужжала.

Давайте послушаем, как это получилось у русского композитора Н.А. Римского-Корсакова, и определим прием развития, характер музыки.
Слушание музыкального произведения – Н.А. Римский-Корсаков «Полет шмеля» из оперы «Сказка о царе Салтане».

Обсуждение с учащимися характера, приемы развития музыки в виде игры «Веселый звонок» (ребята становятся в круг, закрывают глаза, и кто услышит над собой звон колокольчика, называет слова, характеризующие музыкальный фрагмент)

Скажите, пожалуйста, какое число очень часто встречается в сказках? Приведите примеры.
Три («Три медведя», «Три толстяка», «Конек-горбунок», «Царевна-лягушка»).
- Сейчас девочки нам исполнят песню «Три желания» музыка Е.Зарицкой, слова И.Шевчука.

Сегодня на уроке вы отгадали литературные загадки, и я предлагаю желающим проверить свои силы в следующем задании. Перед вами нарисован «Сказочный квадрат» - сканворд. В нем, среди множества букв, зашифровано пять названий сказок или произведений на сказочный сюжет. Составляя название можно двигаться только по горизонтали и вертикали (учитель раздает желающим ребятам сканворды).

Звучит отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»:
У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом

В классе появляется ученый кот (ученица 6 класса)
Здравствуйте, ребята. Узнал я, что сегодня на урок к вам в гости пришла сказка, и решил проверить, хорошо ли вы знаете сказочных героев. Попробуйте отгадать мои загадки:
1. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
(«Сказка о царе Салтане»)
2. Пошел, сел у берега моря;
Там он стал веревку крутить
Да конец ее в море мочить.
(«Сказка о попе и работнике его Балде»)
Глядь, опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха
А пред нею разбитое корыто.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
Царь к востоку войско шлет,
Старший сын его ведет.
Петушок угомонился,
Шум утих, и царь забылся.
(«Сказка о Золотом петушке»)
«Свет мой, зеркальце! Скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)

Молодцы, ребята. Вижу, знаете, вы сказочных героев и любите сказки.
С вами мне пора прощаться, в путь дорогу собираться. Книжки ждут меня друзья, говорю я всем пока.
Ученый кот уходит.

Сейчас мы проверим, как ребята справились со сказочным квадратом. Учащиеся перечисляют сказки, которые они нашли в сканворде.
С какими музыкальными произведениями мы познакомились сегодня на уроке?
Опера «Руслан и Людмила», опера « Сказка о царе Салтане».
Основу этих произведений составляет сказка или сказочный сюжет.

Мы попытались выявить взаимосвязь между различными видами искусства: литературой, музыкой, изобразительным искусством.
Очень хорошо, когда у нас в жизни происходят чудеса, исполняются желания, когда мы окружены заботой родителей и близких нам людей, потому что мир состоит из мальчиков и девочек, из шуток и затей, а главное, а главное из взрослых и детей.

Учащиеся хором исполняют песню "Из чего наш мир состоит" слова М. Танича, музыка Б.Савельева.

Музыкальное прощание.











13PAGE 15


13PAGE 14615




Заголовок 115