Урок. Мастерская творческого письма.

Мастерская творческого письма «Море» (5 класс)


1.Представление индуктора
-Ребята, кто из вас был на море? А на чём можно путешествовать по морю?
Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.
А.С.Пушкин
Перед вами лист бумаги и каждый на нём нарисует свой кораблик. В этот кораблик мы будем собирать свой творческий багаж: свои мысли, словесные зарисовки, творческие находки.
Давайте погрузим в наши кораблики первое слово, которое будет темой нашей сегодняшней работы. Каждый услышит его сам.
Звучит музыка «Шум моря» из серии звуки природы.
Что мы грузим на кораблик? Какие слова? (прибой, шум моря, крик чаек, шорох гальки, грохот волны, шторм, морской ветер т.д..)

2.Создание творческого продукта
Учитель раздаёт карточки, на каждой из которых карандашом в уголке написано по одному слову: шторм, крик чаек, шум волны, моё настроение)
Напишите на карточках два-три предложения на данные темы, чтобы сохранить память об услышанном.
Представьте, что вы уехали на море, а ваш друг остался в городе. О чем вы напишете ему о море в небольшом письме. Ваши впечатления?
Нарисуйте, чем больше всего вас впечатлило море.

3.Социализация
Рисунки вывешиваются на доску.
Какие слова-ассоциации появляются у вас, когда мы говорим о море?(цвет, звучание, впечатление, характер)
Опишите море в разное врем суток и в разном состоянии. Расскажите о своих наблюдениях и впечатлениях.
Подберите эпитеты к словам и запишите их, составляя словосочетания.


4. Промежуточная рефлексия.
После выполнения задания происходит обмен мнениями в группах, затем учащиеся читают словосочетания вслух: огромная волна, морские брызги, пенный шелест, шум прибоя, морская прохлада, лазурное море, туманная даль, лунная дорожка, блики солнца на воде, девятый вал)
Дополнить свои записи самостоятельно

5. Новая информация и её обработка
Попробуйте написать определение слова «море»:
Море – шум ракушки.
Море – пена волн.
Море – летнее счастье.
Море – вечная сказка и тайна.


6. Корректировка и создание нового текста
Используя творческий багаж нашего кораблика, напишите небольшой текст (пять-шесть предложений) о море. Выразите к нему своё отношение.
Когда работа закончена, происходит обмен мнениями в группе (чтение друг другу своих текстов вполголоса). Затем представители группы читают свои работы.
(Море безгранично. Стоишь на берегу, смотришь в даль и видишь лишь бескрайние просторы. У берега море голубое, а чем дальше, тем цвет его темнее.
Утреннее море великолепно, вода чистая и прозрачная. Волны с монотонным звуком бьются о разноцветную гальку. В небе летают чайки и зовут меня с собой полюбоваться морем с высоты птичьего полета.)
Прослушайте песню Ю.Антонова «Море», выделите основную мысль и запишите её. (Море – вечная мечта и загадка для человека)

7. Социализация
Всем группам раздаются одинаковые тексты.
Прочитайте текст, составьте два-три вопроса к нему (работа в парах).
(Море летом теплое, и не хочется уходить с пляжа. Часами можно любоваться на бескрайнее море. У моря свое настроение: оно может быть ласковым, дружелюбным, так и тянет к себе, но иногда его настроение меняется, и тогда море злится. Огромные волны, высотой в несколько метров бьются о скалы, они словно пытаются показать все свою силу и мощь. Море бывает беспощадным, не повезет тому, кто попадет под его гнев. Но как бы не гневалось море, оно притягивает своей загадочностью и красотой людей. Не зря многие поэты воспевали его красоту в своих произведениях, а художники пытались передать всю его красоту на полотне.
Море летом очень красивое, отражая в себе голубое небо, словно зеркало, оно излучает некую доброту, которая так и притягивает. Не зря людей всегда тянет к морю, ведь его удивительной красотой нельзя не восхищаться.)
Учащиеся читают составленные ими вопросы

8. Общая рефлексия
А теперь работаем с текстом. Прочитайте текст, разделите его на абзацы, определите микротемы каждого абзаца, составьте план; определите тип речи. (Работа в парах.)
Посмотрите на свои рисунки, прочитайте свои последние записи и определите, какое море вы нарисовали. Обоснуйте ответ.
Обсуждение результатов занятия.

9. Домашнее задание
Напишите себе письмо от имени моря