КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ ТЕМА: «ПЕРЕД ГРОЗОЙ, В ГРОЗУ И О «ГРОЗЕ» (2-й урок по изучению пьесы А.Н.Островского «Гроза») УРОК-МАСТЕРСКАЯ ПОСТРОЕНИЯ ЗНАНИЙ И ТВОРЧЕСКОГО ПИСЬМА

СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №25








КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
ТЕМА: «ПЕРЕД ГРОЗОЙ, В ГРОЗУ И О «ГРОЗЕ»
(2-й урок по изучению пьесы А.Н.Островского «Гроза»)

УРОК-МАСТЕРСКАЯ ПОСТРОЕНИЯ ЗНАНИЙ И
ТВОРЧЕСКОГО ПИСЬМА




Методическая разработка
Преподавателя ПЛ №25
ГРИЦАЙ ОЛЬГИ ПАВЛОВНЫ


















Санкт-Петербург
2010 г




ЦЕЛИ УРОКА:
осмыслить название пьесы, раскрыть понятие «темное царство», понять и почувствовать причины конфликта в пьесе
развивать рефлексивные компетенции учащихся, коммуникативные компетенции учащихся (работа в группах)
развивать творческие способности учащихся

Мастерская проводится на 2-ом уроке по пьесе «Гроза».
Все учащиеся делятся на 4 группы и рассаживаются соответственно списку вокруг столов.

Эпиграф к уроку:
ГДЕ, ТЫ, ГРОЗА – СИМВОЛ СВОБОДЫ?
ПРОМЧИСЬ, ПОВЕРХ НЕВОЛЬНЫХ ВОД.
А.С.Пушкин


ХОД МАСТЕРСКОЙ:

1. 1. Вы когда-нибудь попадали под сильный дождь в грозу, когда изо всех сил гремит гром и сверкают молнии?
Вспомните и запишите свои впечатления и желания, возникшие в этот момент.
2. В своих группах (четыре группы) прочитайте друг другу то, что вы записали.
(Все учащиеся записывают в тетрадях возможные впечатления).
Возможные варианты:
- страх, чувство опасности, тревожно
- удивление, неуютно, радостно
- очень здорово и интересно, как будто что-то неземное, величественное
- восторг от буйства природы
- мурашки бежали по спине, думал, как прекрасна природа, думал о счастье

2. 1. Обсудите в группе и пусть каждый запишет, какие значения и оттенки значений слова «гроза» вам знаком. Учитывайте и примеры из текста пьесы.
2. Составьте в группе кластер с ключевым словом «гроза». (Учитель напоминает правила составления кластера:
а) по середине листа напишите ключевое слово, которое является «сердцем» темы
б) вокруг ключевого слова «накидайте» слова или предложения, выражающие факты, образы, идеи, подходящие к данной теме
в) соедините эти слова с ключевым словом
г) постарайтесь построить как можно больше связей, не бойтесь записывать все, что приходит вам на ум. Дайте волю воображению и интуиции.

Выступление группы (каждая группа зачитывает свой кластер).
Возможный вариант:


13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415



3. «Темное царство в «Грозе»
1. Перечитайте предложенные группе фрагменты и обсудите: прав ли Н.А.Добролюбов, назвавший город Калинов «темным царством» и почему? Где признаки «темного царства»? Перечислите свои аргументы – «микросхемы».
Предлагаются следующие фрагменты:
1 группа:
Кудряш и Шапкин (действие 1, явление 1)
Кулигин и Борис (действие 1, явление 3; действие 3, сцена 1, явление 3)
Кулигин и Дикой (действие 4, явление 2)

2 группа:
Дикой и его домашние, Дикой и гусар (действие 1, явление 3)
Дикой и Борис (ействие1, явление 2)
Кабаниха и Дикой (действие 3, сцена 1, явление 2)

3 группа:
Кабаниха и Катерина (действие 1, явление 5 в конце; действие 2, явление 7)
Кабаниха и Тихон (действие 1, явление 5)

4 группа:
Феклуша и Глаша (действие 2, явление 1)
Феклуша и Кабаниха (действие 3, явление 1)
Жители Калинова на берегу Волги у галереи (действие 4, явление1).

Учащиеся перечитывают фрагменты, обсуждают, записывают выводы в тетрадях (работа в группах).
2. Задание классу: запишите, что такое «темное царство» в городе Калинове (определение или краткое рассуждение с указанием признаков: это «темное царство», потому что»)
3. Предложения прочитываются в группах и составляется одно общее определение или рассуждение.

Что предложили (прочитали) группы?

«Темное царство» - это мир, в котором главную роль играют деньги, ге царят несправедливость и зло, законы устанавливаются людьми властными и жестокими. Это беззаконие, угнетающее закон, требующего тупого подчинения слабовольных жителей.
«Темное царство» - это сонное царство, где жизнь идет незаметно, как бы плетется, где не происходит ничего хорошего, светлого. «Темное царство» - это город Калинов, где люди «друг на друга клеплют, все ссорятся да перекоряются», при этом не знают не только жилки в других городах, но и в собственном, не уважают людей, живущих рядом.
«Темное царство» - это закрытое пространство, внутри которого творятся нечистые, злые, несправедливые дела. Этим жителям безразлична жизнь людей вне города, они грубо обращаются руг с другом, их речь переполнена бранью, действия невежливы. Темное это общество потому, что как будто со всей страны собраны недостатки, и нет путей исправления. Это город Калинов.
«Темное царство» - это мир, порвавший с истинной нравственностью, с народными традициями, мир, построенный на лжи и упреке, в котором разные поколения не понимают и не уважают друг друга. Все живут здесь без изменений, в полном неведении и нежелании знать, что творится в других городах и странах.

Каждая группа представляет свое определение, подкрепляя его кратким цитированием.




4. 1. В сюжете драмы «Гроза» - гибель главной героини, а Н.А.Добролюбов писал, что в пьесе есть что-то «освежающее и ободряющее»
Вопрос классу: О чем бы вы спросили у критика, если бы услышали такое высказывание?
Созданные в группах вопросы:
- Много ли мест в пьесе, где есть признаки освежающего и ободряющего?
- Как это «освежающее и ободряющее» выражено в пьесе?
- Зачем критик искал «освежающее и ободряющее» в пьесе?
- Прав ли был Добролюбов?
- Можно ли оспорить это утверждение? И т.д.
2. Чтение вопросов.
3. В группе выбирается один вопрос и учащиеся отвечают на него.
4. От каждой группы выступает один учащийся с ответом на вопрос.

1. На специальных отдельных листах – создание текста-миниатюры на одну из тем по выбору.
Темы:
а) Почему они такие? (размышления о жителях города Калинова)
б) Гроза бы здесь не помешала
в) «Июль я провел(ла) в городе Калинове (продолжите письмо гимназиста однокласснику в Петербург. Год 1853)
г) Послание местного священника Савелу Прокофьевичу Дикому.
2. Чтение написанных текстов.

Итоги урока:
Рефлексия. Учитель задает вопросы, ученики устно отвечают.
1. На какие вопросы мы с вами ответили на уроке?
2. Что показалось особенно интересным?
3. Что удивило?
4. Просмотрите свои записи в тетрадях, отметьте моменты, когда вам было трудно. Когда было радостно?
5. Допишите еще 1-2 предложения – размышления о мастерской.




Страх, ужас

Страшный, строгий человек
«грозы надо мной не будет» (Тихон о матери)

Божий гнев
«смерть моя»
(Катерина)

Наказание
«наказание посылается, чтоб мы чувствовали (Дикой)

Символ обновления, очищения

Символ свободы

Душевное смятение,
символ разлада

Бурные события, потрясения


ГРОЗА