Статья Использование современных образовательных технологий на уроках биологии как условие создания ситуации успеха для каждого учащегося


Использование
современных образовательных технологий
на уроках биологии как условие создания ситуации успеха
для каждого учащегося.
Образование – это индустрия,
направленная в будущее.
С.П. Капица
Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования и в других стратегических документах, является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на целостное развитие личности школьника, на формирование у него познавательных и созидательных способностей, необходимых для успешной социализации в обществе и активной социальной адаптации на рынке труда. Сегодня общество нуждается в образованных, мобильных, творческих, инициативных людях, которые способны легко адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью и способностью к самосовершенствованию. Среди наиболее значимых качеств «нового типа личности» являются: высокий интеллект, способность творчески подходить к решению возникающих проблем, способность осуществлять совместную коллективную деятельность, умение находить, анализировать, применять информацию и т.д.
Формирование таких людей – главная задача образования.
Сегодня привычные представления о качестве образования, как о высоком проценте четверок и пятерок, не удовлетворяют не только нас, но и родителей как определяющих социальный заказ нашего времени. Поэтому сегодня главное для ребенка — не сумма знаний, умений и навыков, которые получает он в стенах школы, а умение применять полученные знания и опыт совместной работы и личных достижений при строительстве собственной судьбы.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов.
Главный акцент в своей деятельности школа делает на учёт индивидуальных особенностей ребёнка, так как контингент учащихся школы неоднороден; поэтому содержание образовательного процесса, подбор технологий осуществляется таким образом, чтобы каждый ученик (по возможностям, желанию, способностям) был вовлечён в активную учебную и воспитательную деятельность в зоне своего ближайшего развития. Перед каждым учителем постоянно стоит задача создавать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе.
Именно поэтому важнейшей проблемой, волнующей всех педагогов, является повышение эффективности урока как основной формы обучения и воспитания учащихся. Положительно изменить многое в отношении детей и подростков к учению может творческий подход к подготовке и проведению уроков.
Многие педагоги считают, что главный смысл деятельности учителя в том, чтобы создать каждому ребенку ситуацию успеха на уроке. Она создается путем сочетания условий, которые обеспечивает успех. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому ученику возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех в учебной деятельности - один из источников внутренних сил школьника, рождающий энергию для преодоления трудностей, желание учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!
Настоящий учитель, сам переживающий радость познания, всегда стремится создать любому, даже не очень способному ребенку «ситуацию успеха», позволяющую и ему ощутить эту радость.
Профессия учителя, педагога - творческая профессия. Справедливо считается, что она находится на стыке науки и искусства. От педагога требуется совершенное владение не только предметом, который он преподаёт, но и педагогикой, современной дидактикой, педагогической психологией, методикой преподавания своего предмета. Учитель должен в определённой степени обладать артистизмом, искусством актёрского мастерства. Учитель – это личность. Он воздействует на своих учеников, прежде всего, авторитетом, яркостью собственной индивидуальности. Но ни одна профессия не обходится без овладения техникой мастерства. У педагога такой техникой являются различные технологии. Он должен уметь настолько мастерски ими владеть, чтобы они стали незаметными компонентами его творчества, способствующими созданию ситуации успеха для каждого учащегося на учебном занятии.
Таким образом, чтобы создать для каждого учащегося на уроке ситуацию успеха, повысить их уровень мотивации к учебно-познавательной деятельности; научить учащихся выделять главное в изучаемом материале, научить сравнивать и классифицировать полученные знания; повысить конструктивный и творческий уровни обучения учащихся, практическую направленность обучения; максимально организовать учёт индивидуальных особенностей детей в процессе обучения и сделать их активными участниками образовательного процесса я начала изучать современные образовательные технологии и использовать их в своей учебной деятельности.
В настоящее время насчитывается более 100 образовательных технологий. Какие - то из них годятся для одних учащихся, другие - для других. Но не одна из технологий в наших конкретных условиях не универсальна. Приступая к использованию в практике своей работы образовательных технологий, необходимо настраиваться не на механический труд, а на творчество. Использование технологий требует от учителя большой предварительной работы, а от ученика – напряжённого труда. Сегодня быть грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.
Что же такое «технология», и в частности «образовательная технология»?
В толковом словаре этот термин определяется как совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве.
Под образовательной технологией понимается система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
В определении обращается внимание на создание комфортных условий участникам образовательного процесса, что ориентирует педагогов на поиск и создание ситуаций успеха для раскрытия, реализации и развития личностного потенциала учащихся.
Знание только тогда знание, когда
оно приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой.
Образовательная технология, которую я стала использовать первой в преподавании биологии (под руководством нашего научного руководителя Давыденко Татьяны Михайловны) - это технология развития критического мышления учащихся.
Особенностью технологии является индивидуальное, личностное восприятие изучаемого материала. Критическое мышление - это способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые продуманные решения; способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты, как к стандартным, так и нестандартным ситуациям, вопросам, проблемам.
Цель технологии - обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Критическое мышление способствует взаимоуважению партнёров, пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми; облегчает понимание различных «взглядов на мир»; позволяет учащимся использовать свои знания для наполнения смыслом ситуаций с высоким уровнем неопределенности, создавать базу для новых типов человеческой деятельности.
Критическое мышление учащихся я развиваю в ходе проведения вводных уроков, на которых у учащихся складывается эмоциональное, образное представление об изучаемой теме или разделе. Особое внимание обращаю на то, что на таком уроке не формируются конкретные знания, а только идёт сообщение о них. Поэтому в цели урока не ставлю задачу добиться конкретных знаний по данному материалу. Считаю, что основная цель данной технологии – пробудить у учащихся интерес к той или иной изучаемой теме, а если появится интерес, то учащиеся получат знания на уроке или самостоятельно, а это и будет успех в их учебной деятельности.
Мною разработаны вводные уроки с использованием данной технологии по ботанике и зоологии (7 класс); анатомии, физиологии и гигиене человека (8 класс), общей биологии (10-11 классы).
Многие наши современники высказывают мысль о том, что ученик тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в учении, когда им движут здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.
Виталий Александрович Сластёнин считает, что ситуация успеха стимулирует учебную деятельность школьников. Надежным путем создания ситуации успеха он считает дифференцированный подход к определению содержания деятельности и характера помощи учащимся при ее осуществлении.
Итак, следующая образовательная технология, которую использую в учебном процессе - технология разноуровневого обучения.
Необходимость введения в образовательную практику уровневой дифференциации обусловлена тем, что в условиях большого объема учебной информации возникла проблема перегрузки школьников. В такой ситуации обучать всех школьников на одном высоком уровне практически невозможно. Тем более, что он является часто недостижимым для многих школьников. А это означает появление у большинства из них отрицательной направленности к образовательному процессу в целом.
Цель технологии уровневого обучения: обеспечить усвоение учебного материала каждым учеником в зоне его ближайшего развития на основе особенностей его субъектного опыта.
Уровневое обучение предоставляет шанс каждому ребенку организовать свое обучение таким образом, чтобы максимально использовать свои возможности, прежде всего, учебные; уровневая дифференциация позволяет акцентировать внимание учителя на работе с различными категориями детей.
На уроках биологии использую разноуровневые контрольные срезы. Они разработаны по темам, которые вызывают затруднения у учащихся при изучении, а также и по другим темам предмета (6-11 классы). Контрольные срезы предусматривают задания 3-х уровней:
I. Воспроизводящий;
II. Конструктивный;
III. Творческий.
Здесь проявляется дифференцированный подход в обучении учащихся. Учитель работает не только на среднего ученика. Контрольные срезы показывают уровень обученности учащихся, и если учащиеся не справляются со 2 или 3 уровнем, то необходимо изменить стиль своей работы, больше уделять внимания на обучение учащихся раскрытию причинно-следственных связей, что заставляет учащихся думать, а не воспроизводить готовые задания, анализировать, обобщать, делать выводы.
Чтобы технология разноуровневого обучения была эффективной, ориентируюсь, прежде всего, на особенности субъектного опыта школьников: особенности личностно-смысловой сферы; особенности психического развития (особенности памяти, мышления, восприятия, умения регулировать свою эмоциональную сферу и др.).
Подготовка учебного материала по биологии предусматривает выделение в содержании и в планируемых результатах обучения нескольких уровней, выбор которых определяется составом класса и требованиями государственного стандарта. По каждой изучаемой теме провожу итоговый контроль; для учащихся, не справившихся с ключевыми заданиями темы, организуется коррекционная работа до полного усвоения материала.
Важным условием разноуровневого обучения является работа с учащимися на договорных началах: добровольный выбор каждым учеником уровня усвоения учебного материала (не ниже Госстандарта); главный акцент в обучении делаю на самостоятельную работу в индивидуальном темпе в сочетании с приемами взаимообучения и взаимопроверки; на уроке использую добровольную дифференцированную посадку учащихся класса по уровням, например, на одном ряду - воспроизводящий, на другом - конструктивный, на третьем - учащиеся, работающие на творческом уровне.
Технология модульного обучения:
Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся, их умения работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.
Модульная технология преобразует образовательный процесс так, что ученик самостоятельно (полностью или частично) обучается по целевой индивидуализированной программе. Данная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.
Изменяется деятельность учителя. Моя главная задача разработать модульную программу, модули; а на занятии - организую, координирую, консультирую, контролирую, т.е. осуществляю рефлексивное управление обучением. Сердцевина модульного обучения - учебный модуль - это программа действий, разработанная учителем для ученика. На тему разрабатываю модульную программу, состоящую из отдельных модулей.
Каждый модуль складывается из УЭ. УЭ-0 указывает на литературу, необходимую для изучения данного модуля. Каждый УЭ имеет свою цель и программу действий ученика для её достижения. Заканчивается УЭ выполнением задания по изучаемому вопросу, т.е. контролем. Контроль предлагаю разноуровневый, что позволяет дифференцировать процесс обучения, а также учащиеся учатся самооценке и взаимооценке. Наиболее сложные задания оцениваю самостоятельно. Модульная технология обеспечивает индивидуальный темп работы. Учащиеся с высоким темпом работы успевают выполнить творческие или олимпиадные задания, с низким - могут взять домой и поработать в свободное время. Заканчиваю работу по модулю контрольным срезом (выходной контроль). Если промежуточный контроль имеет своей целью выявление пробелов в усвоении материала и их устранение, то выходной контроль должен показать уровень усвоения модуля в целом.
Модульные программы рассчитаны на широкое использование в старших классах (10-11 классы). Каждую модульную программу начинаю с вводного урока, цель которого - мотивация, развитие познавательного интереса к теме, практическая направленность знаний. А затем учащиеся приступают к самостоятельному выполнению модуля. Но чтобы учащиеся были готовы к работе по модульной программе в старших классах, провожу модульные yроки в среднем звене - 7,8,9 классы.
Введение модульной технологии в образовательный процесс нужно осуществлять постепенно. Также необходимо сочетать традиционную классно-урочную систему с модульной.
Технология проектного обучения:
…Проектное обучение поощряет и усиливает
истинное учение со стороны учеников.
В.В.ГузеевЗадача современного образования – формирование таких качеств личности, как способность к творческому мышлению, самостоятельность в принятии решений, инициативность.
Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное, нравственное и творческое развитие личности, что предполагает необходимость формирования у детей критического мышления, развития умения работать с информацией, самостоятельно добывать знания и прогнозировать итоги работы. Ученик становится центральной фигурой учебно-воспитательного процесса, а его деятельность приобретает активный и познавательный характер. Переход на новые методы обучения в современной школе предполагает необходимость применения новых технологий, в том числе и проектного обучения.
Учитель становится консультантом, и его главная задача создать «ощущение» у учащихся, что они самостоятельно выполнили проект и получили собственные результаты работы. Это и есть создание на уроке ситуации успеха для учащегося, очень важный психологический момент, обеспечивающий позитивный настрой на проектную деятельность в будущем и рождающий чувство уверенности в своих силах.
Учебный проект - это открытая и динамическая форма организации работы школьников, которая включает выбор, творческие решения и реализацию их в виде продукта учебной деятельности. Это всегда законченная, целостная деятельность, имеющая социальную значимость продукта и несущая его личностный смысл.
Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, раскрыть свои творческие способности и задатки, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. При создании проекта учитывается индивидуальность ребёнка – его интересы, темп работы, уровень обученности, творческие задатки. Метод проекта позволяет выбирать темы проектной работы, источники и способы получения информации, методы исследования и формы представления результатов. Всё это развивает чувство ответственности у учащихся, повышает их мотивацию к учёбе, познавательную и творческую активность.
Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Успех в учебе – завтрашний успех в жизни! Именно поэтому одной из многочисленных задач современной школы является успешная социальная адаптация учащихся.
Успех сегодня во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: распознать проблему, определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня школа имеет возможность развивать проектное мышление, организуя особый вид деятельности учащихся — проектную деятельность.
В МОУ «Весёлолопанская СОШ» Белгородского района Белгородской области введены предпрофильная подготовка в 9-х классах и профильное обучение учащихся 10-11 классов. Проблема школы: «Адаптивная школа. Социальное становление личности». 1 час в неделю из компонента образовательного учреждения учебного плана используется учащимися 10, 11 классов для проведения исследовательской деятельности и разработки образовательных проектов по предметам учебного плана. Выполнение проекта по учебному предмету является обязательным для учащихся. Деятельность над проектной работой оценивается учителем-предметником, и оценка выставляется в сводную ведомость учёта успеваемости учащегося за год.
Работа по методу проектов проводится мной в течение 5 лет. Применяю мини-проекты в 8, 9-х классах; краткосрочные, полугодовые и годовые проекты в 10,11 классах. А так же эта методика апробируется мной на элективном курсе в 10-11 классах «Клетки и ткани». Основная цель, которую я ставлю перед собой:
-повысить мотивацию учащихся к обучению;
-включить их в активную, вполне реальную деятельность;
-позволить ученику осмыслить личностную значимость этой деятельности и ее результатов;
-оценить свои склонности и возможности при выполнении данного вида деятельности.
Проекты по всем направлениям проходят рецензирование, защищаются на уроках или во внеурочное время, оцениваются. С предметными индивидуальными проектами учащиеся выступают на публичной защите. Таким образом, создаётся банк проектов, идей, используемой литературы.
Повышение мотивации и развитие творческих способностей происходит из-за наличия в проектной деятельности ключевого признака - самостоятельного выбора. Планирование действий при проектной деятельности идет "от ученика" с учетом его способностей, интересов, потребностей. Результат проектной деятельности – реферат, презентация. Ученик, сам, создавая презентацию, переосмысливает получаемую информацию и передает ее одноклассникам. При этом повышается качество знаний самого ученика. А готовые презентации по биологии использую в качестве наглядного пособия при изучении нового материала, закреплении знаний, коррекции знаний, подготовки учащихся к экзаменам. Приобретаемые навыки работы с научной литературой, интернет-ресурсами способствуют не только учебной деятельности и выбору профессии, но и обогащают жизненный опыт подростка.
В 2014-2015 учебном году учащиеся 10 класса выполнили следующие годовые проекты по биологии: 1. Бионика-наука будущего. 2. Биотехнология: достижения и перспективы развития.
С незапамятных времён мысль человека искала ответ на вопрос: может ли человек достичь того же, чего достигла живая природа? Сможет ли он, например, летать, как птица, или плавать под водой, как рыба? Сначала человек мог только мечтать об этом, но вскоре изобретатели начали применять особенности организации живых организмов в своих конструкциях.
Проанализировав учебники «Биология. Общие закономерности» (9 класс), «Общая биология» (10 - 11 классы) учащиеся пришли к выводу, что тема «Бионика» рассмотрена в них слишком поверхностно. И поэтому целью проектно-исследовательской работы «Бионика-наука будущего» стало более глубокое изучение данного материала.
Задачи проекта:
Раскрыть определение понятия «бионика»; изучить историю возникновения данного направления в науке.
Охарактеризовать виды бионики и основные направления деятельности.
Рассмотреть первые применения бионики, классические примеры её использования.
Бионика и техника, архитектурная бионика: раскрыть использование науки в различных областях деятельности человека.
Изучить современные открытия бионики и перспективы развития науки в будущем.
В проектно-исследовательской работе «Биотехнология: достижения и перспективы развития» учащаяся 10 класса поставила перед собой цель: поближе познакомиться с удивительным направлением науки и бизнеса, которое по темпам развития не уступает компьютерным и коммуникативным технологиям и всё ощутимее преобразуют нашу жизнь. Речь идет о биотехнологии.
Учащиеся более глубоко изучили имеющийся материал по данным темам. Знания и навыки работы с огромным потоком информации будут необходимы им в будущем, так как они собираются связать свою будущую профессию с биологией.
В 2015-2016 учебном году учащиеся уже 11 класса работали над полугодовыми проектами: 1. Влияние алкоголя и никотина на состояние здоровья человека. 2. Основы рационального питания. Влияние пищевых добавок на здоровье человека. Данные проектные работы расширили представления учащихся о предметных областях, предоставили возможность увидеть и осмыслить межпредметные связи.
Эффективным способом организации выполнения исследовательских заданий в проектных работах стали проблемные мини-эксперименты. Организация экспериментальной работы даёт возможность учащимся почувствовать себя в роли учёного, приоткрывающего дверь в новое, неизвестное. Самостоятельно добывая знания в процессе эксперимента, учащиеся получают уверенность в их истинности и справедливости. Такие знания стимулируют ребёнка к новым исследовательским действиям. Практической частью проекта «Влияние алкоголя и никотина на состояние здоровья человека» является проведение и анализ социологического опроса учащихся 5-11 классов, а также практическая работа «Выявление влияния алкоголя и никотина на активность ферментов слюны». Практическая часть проектной работы «Основы рационального питания. Влияние пищевых добавок на здоровье человека» - анализ питания учащихся в школьной столовой (является ли оно рациональным и сбалансированным?) и проведение практической работы «Определение пищевых добавок в продуктах питания». Таким образом, участие в проектной деятельности дает реальный жизненный опыт и способствует формированию серьезных, осознанных и ответственных решений в выборе будущей профессиональной деятельности, а это первая ступень к самореализации и самоактуализации личности.
В конце учебного года состоялась публичная защита проектов. Защита проекта требует от учеников своевременного доведения работы до конца и тщательного оформления в соответствии с требованиями, а также умений обосновывать ее достоинства, видеть свои недостатки, отвечать на вопросы оппонентов. На публичной защите учащиеся 9-х, 10 и 11 классов с интересом слушали презентации выступающих «биологов», задавали вопросы; учащиеся, которые защищали свои проектные работы - отвечали на вопросы учащихся, учителей-предметников, делали выводы и старались высказывать собственное мнение по данным проблемным вопросам. Учащиеся представляли не только полученные результаты и выводы, но и описывали приемы, при помощи которых была получена и проанализирована информация; демонстрировали приобретенные знания и умения; рассказывали о проблемах, с которыми пришлось столкнуться в работе над проектом. Была видна серьёзная, большая, самостоятельная работа учащихся над образовательными проектами. Проектная деятельность способствует созданию ситуации успеха для каждого учащегося, развитию у них активности и самостоятельности, воспитанию интереса к знаниям и умению самостоятельно их приобретать.
За методом проектов будущее, недаром он отнесен к технологиям ХХI века. Школа будущего - школа проектов! «…Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью» (М.Монтень).
Биология - очень интересный предмет, который полон тайн и загадок. Учебные занятия с использованием современных образовательных технологий увлекают учащихся своей необычностью проведения, приносят радость, успех и удовлетворение и учителю и ученику, расширяют кругозор, развивают зоркость, наблюдательность, смекалку, познавательный интерес.
Здесь проявляется инициатива, стремление участвовать в познавательной деятельности по собственному желанию. Когда учащимся всё понятно, когда не возникает трудностей в выполнении заданий, когда успешно усваивается тема, тогда и повышается познавательная активность. Учащиеся с удовольствием отвечают на уроках, стремятся показать, чему они научились, хотят узнать ещё больше.
Таким образом, ситуации успеха, создаваемые учителем на уроке, способствуют открытию перед учащимися перспективы их роста, помогают добиваться радости успеха, а также реализовать одну из главных задач учебно-воспитательного процесса - помочь осознать свои возможности и поверить в себя.